Сделай Сам Свою Работу на 5

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ В СТОМАТОЛОГИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ





ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

В настоящее время внимание многих исследователей привлечено к проблемам формирования здорового образа жизни у подрастающего поколения. Разрабатываются и реализовываются в жизнь государственные национальные приоритетные проекты, в том числе направленные и на улучшение здоровья граждан. (Хощевская 2009)

Одним из основных показателей общего состояния организма, является стоматологический статус, поэтому разработка системы мероприятий направленных на снижение стоматологической заболеваемости должна быть неотъемлемой частью программ по оздоровлению нации.(Хощевская 2009, www.eurekanet.ruwww.eurekanet.ru/res_ru/0_value_22091_332.doc, Нигамова 2012 )

Высокая стоматологическая заболеваемость детей и подростков в регионах России представляет реальную угрозу их здоровью и следует ожидать дальнейшего ухудшения, если не будут изменены в благоприятном направлении условия, влияющие на развитие заболеваний. Иванников 1991, ,купец 1998, ломов 1984, Фёдоров 2003, гарифулина 2006, лунева2001 ,Авраамова 1998, Адмакин 1999, Азаренко 1989, Алимский 1997 , Бойченко 1984, Белобородова 1996, Вагнер 1998, Калюш 1999, Кузьмина 1996, Кузьмина 1997, Сунцов 1997, Хамадеева 1988, Хамадеева 1998, Хмызова 1991,Шахраманян 1995, Athanassouli 1994 , Crossner 1986, De Ancos 1987, Donsfach 1986, Lehl 1993, Luoma 1991, Oral Health Surveys Basic Methods 1996, Orda 1994 , Orda1994 Кабиева Л.М. 2009,



Возрастом повышенного риска возникновения кариеса постоянных зубов считают 7-12 лет. Проведенный М.В. Морозовой, Е.В. Басмановой, 1998, анализ динамики роста среднего показателя интенсивности кариеса постоянных зубов, позволил четко определить скачкообразность развития патологии и оптимальные возрастные периоды для проведения программы профилактики. Наибольший темп прироста интенсивности кариеса отмечен в возрасте 7-9 лет и составляет 50%. [Воронина 1991, Магид 1987, Морозова1998 , Слимбаха 1980, лунева].

Распространенность воспалительных заболеваний пародонта среди детей и подростков остается так же достаточно высокой и достигает в различные возрастные периоды 30-90% (Loe H., 1981; Lisgarten М.А., 1988;Агеева Л.Ш., 1999; Боровский Е.В., 1998; Engebretson S.P., Lalla Е., Lamster I.B., 1999; Wilson T.G., 1999; Unell L., Soderfeldt.В., HallionA., 2000;ClerehughV.,TugnaitA., 2001; Otomo-CorgelJ., MerinR.L., 2002; КузьминаЭ.М., 2003; ЖироваВ.Г., 2007).хощевская



Самым действенным средством для нормализации данной ситуации на сегодняшний день, являются коммунальные профилактические программы. (Леонтьев 1998, Леус 1998, Пахомов 1994, Barmes 1993, Blinkhon 1999 , Murrey 1993, лунева )

В настоящее время программы стоматологической профилактики не имеют четкой организационной, правовой и финансовой основы, недостаточным остаётся и их регулирование на государственном уровне. (Аврамова О.Г., Леонтьев В.К., 1998; Васина С.А., 1999; Кузьмина Э.М., 1999)хощ

Современные условия рыночной экономики при отсутствии государственной организации и целевого финансирования профилактических программ максимально ограничивают их реализацию региональным уровнем. (Клюева Л.П. и соавт., 2000; Морозова Н.В., 2001; Кисельникова Л.П., 2005; Леус П.А., 2007)Хощевская 2009

Как известно, в детском возрасте профилактика особенно действенна, когда минимальные затраты на нее дают максимальный эффект [Авраамова 1997, Авраамова 1998, Prevention 1987].

Основополагающим звеном, стоящем в центре работы по первичной профилактике основных стоматологических заболеваний, является здоровый образ жизни, представляющий собой позитивное взаимодействие социальных и медицинских мер. В здоровом образе жизни сосредоточена взаимосвязь этиотропной и патогенетической профилактики, так как он влияет как на уменьшение действия кариесогенных факторов в полости рта, так и на повышение резистентности зубов и организма в целом к действию неблагоприятных факторов [ Алимский 1987, Методы 1993, Минаева 2000, Рыбаков 1976, Сайфулина 1990, Синди, Andlaw 1978, Achuthan 1996, Carcia – Godoy 1993, Health education 1977, Holbrook 1993, Leous 1995, Muller – himmroth 1987, Thylstrup 1994, Пальцев 2008,Сунцов 2001,Кузьмина 2001 Гуревич 2005, ].лунева



Формирование здорового образа жизни человека в стоматологическом аспекте, включает следующие мероприятия: гигиеническое воспитание, осуществляемое путем санитарно - просветительной работы; обучение и контроль гигиены полости рта; рациональное питание; устранение вредных привычек и факторов риска по отношению к органам и тканям полости рта; коррекция вредного влияния факторов окружающей среды [Агафонов 1994, Алдашев 1998, Полунин 1999, Сунцов 1997, Хамадеева 1988, Barmes 1993, Bast, Christensen 1997, Cordova 1977, Prevention 1975, Scheides 1958, Schuurs 1981].лунева

Таким образом, первичная профилактика - это профилактическая работа с детьми, не имеющих пораженных кариесом зубов [Велков 1999, Гаража 1999, Морозова 1998, Сунцов 1987, Сунцов 1997, Тумшевиц 1989, Dodols 1986, Edgar 1990, Konig 1987, Leous 1984, Murrey 1993, Preventive 1997, Vlad 1994].лунева

Проводимые социально-гигиенические исследования в регионах страны свидетельствуют о низком уровне санитарных знаний населения, так 79% детей имеют неудовлетворительное гигиеническое состояние полости рта, которое зависит от нерегулярности ухода и от неумения правильно чистить зубы (Хамадеева A.M., Коробов Г.Д., 1998). У таких детей чаще встречаются субкомпенсированная и декомпенсированная формы кариеса. Более 50% всех обращений за амбулаторно-поликлинической помощью связано в основном с заболеваниями кариесом зубов и его осложнениями (Виноградова Т.Ф., Морозова Н.В., Блехер Г.А., 1988; Маслак Е.Е., 1997,).

Эпидемиологическое обследование детей школьного возраста Тарановой Л.Г. (2001), показало, что в возрасте 7 лет хорошее гигиеническое состояние отмечается у 12% детей, удовлетворительное — 53,8 % и неудовлетворительное — 34,2 % обследованных. В 12-летнем возрасте число детей имеющих хороший уровень гигиены увеличивается до 29,5% за счет уменьшения числа детей, имеющих удовлетворительный (49,5%) и неудовлетворительный (21%) уровни гигиены. К 15 годам продолжается увеличение числа детей с хорошим (33,8%) и удовлетворительным (66,2%) уровнем гигиены. хощевская

По данным Чуйкина C.B., Акатьевой Г.Г., Чудиновой Е.А. и соавт. (2001) при обследовании первоклассников хорошее гигиеническое состояние отмечается только у 12,4 % обследованных, у 87,6 % детей выявляется зубной налет. (хощевская)

Программы профилактики проводят на массовом, групповом и индивидуальном уровне. Все профилактические мероприятия условно делят на две группы, в зависимости от их исполнителя: медицинские и немедицинские [Виноградова 1987, ПСЗ 1988, Leous 1995].лунева

В Российской Федерации гигиеническое воспитание и обучение детей школьного и младшего школьного возраста проводят преимущественно медицинские работники детской стоматологической службы. Данными А.И. Кондратова, 2000, A.M. Хамадеевой, 2000, не было отмечено повышения санитарной культуры и мотивации населения к профилактике и лечению стоматологических заболеваний после проводимой стоматологами работы. [Кондратов 1990, Хамадеева 1998, Васильев 1990, Морозова 1998].лунева

Преимущественно !!! повтор , не обладая педагогическими знаниями и навыками, встречаясь с детьми изредка (1 - 2 раза в год), в психогенно травмирующей ситуации (при выполнении болезненных лечебных манипуляций), медицинские работники не могут принципиально изменить их отношения к своему здоровью. Возникла социальная потребность в новой системе общественного воспитания и образования, в которой одно из ключевых мест занимает идея сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения, центральной фигурой в этой системе должен стать педагог [Антипина 1999, Полунина 1999]. Стойкие навыки у детей можно выработать, если с ними проводит регулярную просветительную работу авторитетный для них человек, например, воспитатель или учитель [Купец 1998]. Такие образовательные программы для детей проводят во многих зарубежных странах [Axelson 1994, DMFT 1995].лунева

К сожалению, очень часто причины ухудшения здоровья детей и подростков связаны с элементарной безграмотностью педагогов дошкольных и общеобразовательных учреждений в вопросах охраны здоровья своих подопечных, а также с низким уровнем санитарно - гигиенических знаний у детей, а, зачастую, и их родителей [Козлова 1999, Чимарёв 1996, Planning 1980, Rugg 1988, Stanfer 1984].лeнева

Большую помощь по профилактике стоматологических заболеваний могли бы оказать специалисты, работающие в области валеологии и в частности, такого ее раздела, как стоматовалеология (наука о формировании, сохранении и укрепления здоровья органов полости рта и челюстно-лицевой области) [Антипина 1999, Божович 1968, Вершловский 1977, Вопросы охраны 1983, Кикнадзе 1990, Нагарев 1988, Отчёт о 1988, Попов 1997, Прохоренко 1999, Ротенберг 1989, The school 1959]. лунева

Формирование здоровья человека - это задача не только и не столько медицины, сколько системы образования. К сожалению, в нашей стране человек попадает к врачу, когда он уже потенциальный больной ( потенциально болен). Поэтому целесообразно передать часть здоровьесоберегающих функций педагогам дошкольных и общеобразовательных учреждений, которые в силу своего социального предназначения могут и должны решать задачи по формированию здорового человека и внедрять правила здорового образа жизни независимо от условий, определяющих уровень жизни [Вершловский 1977, Вопросы 1983, Воронцов 1991, Гаджиев 1999, Гаджиев 1999, Колесник 1995, Татарникова 1997, Чимарев 1996, Cordova 1977, Shool 1960].лунева

Негативное отношение родителей, к профилактике болезней зубов является важным фактором риска развития кариеса у детей [Индивидуальная 1990, Кикнадзе 1990, Козлова 1999, Лаврентьева 1996, Лисина 1997, Маслак 1998, Маслак 1999, Ситуационный 1996, Сутынина 1995, Rames 1994].лунева Дополнительно сюда включаются и поведенческие стереотипы родителей, сформированные в соответствие с этими установками [Божович 1984, Кулагина 1996, Лисицына 1997, Обухова 1996, Эльконин 1989].лунева

Зачастую ребенок усваивает модель отношения демонстрируемую родителями и к стоматологическому приёму. [Смирнова 1987].лунева

К улучшению мотивации в вопросах проведения профилактики основных стоматологических заболеваний приводит преемственность и последовательность гигиенического обучения и воспитания детей, начиная с раннего возраста. [8,10, 32, 34, 87, 120, 232, 283].лунева

Доверительность и открытость, послушание и исполнительность - важные личностные особенности младших школьников. Безграничное доверие к взрослым, главным образом учителям, является особенностью детей младшего школьного возраста. В первых классах школы дети больше общаются с учителем, проявляя к нему больший интерес, чем к своим сверстникам, так как авторитет учителя является для них очень высоким [15, 111, 120, 133, 146, 178, 187, 189, 217, 231, 256].лунева

Таким образом, именно в этом возрасте необходимо сформировать установки на удовлетворение разнообразных потребностей ребенка и развитие его мотивационной сферы [15, 22, 26, 123, 124, 159, 218, 252].лунева

Одними из наиболее удобных и перспективных направлений в развитии профилактики стоматологических заболеваний у детей младшего школьного возраста, являются уроки стоматологического здоровья, а так же школьная стоматология, когда ребенок в течение многих лет может получать комплексную профилактическую помощь. В школьном стоматологическом кабинете, есть все возможности для обследования детей, выявления факторов риска, проведения лечебно-профилактических мероприятий с индивидуальным подходом, под постоянным контролем медицинского персонала и в тесном контакте с педагогами и родителями (Гончаров A.M.Малыхина М.А., Лисицина Г.В., 1999; Косюга С.Ю., 2001).(Виноградова Т.Ф., 1980; Морозова Н.В., 2001).хощ

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.