|
Великие «рывки» в развитии экономики дореволюционной России
Р.Р.Чарыев,
Академия труда и социальных отношений
кандидат экономических наук, доцент
Великие «рывки» в развитии экономики дореволюционной России
В экономике России не раз свершались великие рывки, которые удивляли весь мир. Результаты были настолько внушительны, что Россияна равных соревновалась с передовыми экономическими державами мира. Не раз всложнейших условиях народ и его лидеры находили уникальные решения и силы для вывода экономики страны на передовые рубежи развитых стран.
Ключевые слова: экономическое развитие, социальная готовность, циклы экономического развития, планирование, закономерности экономического развития, промышленность, свойства дохода, программа, знания.
Развитие мировой экономики циклично. Наличие устойчивых взаимосвязей, определяющих периоды подъемов и спадов в экономике, обосновано и доказаномногими известными экономистами. К ним относится, в частности, Н.Д.Кондратьев (1892–1938 гг.).Заслуга ученого состоит в разработке научно-обоснованной теории сознательного целеустремленного воздействия на развитие экономики при сохранении саморегулирующих свойств рыночного механизма. С позиции теории Н.Д.Кондратьева представляется возможным выявить преобразования российской экономики, которые приводили к качественным «рывкам», создававшим условия для динамичного развития экономики на довольно продолжительное время. Теория больших циклов конъюнктурыпроверена практикой и подтверждается продолжительным в несколько столетий статистическим рядом характерных экономических показателей[1].
Так,в эпоху Петра Великого(1672-1725 гг.) сознательной целью сталоукрепление монархической власти, которая осуществляла бы все функции управления. Именно, в его эпоху началось поощрение и формирование разнообразных отраслей промышленности в России.В Указе «О покупке к заводам деревень» 1721г. января 18 говорилось: «…По нашим указам, как всем видно, что многие купецкие люди компаниями и особенно возымели к приращению государственной пользы заводить вновь разные заводы, а именно: серебряные, медные, железные, игольные и прочие сим подобные. К тому и шелковые и полотняные и шерстяные фабрики»[2].По этому Указушляхетству и купецким людям для укрепления таких заводов было разрешено покупать деревни.
Осознавая необходимость в наведении порядка в формирующейся денежной системе, как инструменте контроля и оценки приращения государственной пользы от развития промышленности, ПетрI в это же время приказал пустить в оборот медные деньги –полушки и подполушки, а также серебряные полтинники, полуполтинники, гривенники и золотые червонцы»[3].Во избежание появления на рынке суррогатов и поддельных монет был установлен контроль.
Для Петра Iодной из важнейших составляющих в его деятельностибылопросвещение. Глубокое осознание необходимости в обучении, сформированное еще в детстве, послужило впоследствии залогом, как пишет Н.И. Костомаров, «делать важные начатки для просвещения»[4].В целях просвещения царь давал привилегии западным специалистам. В это время активно развивается книгопечатание. Петр I лично участвует в создании разнообразных школ. Появилась русская периодическая печать. Была открыта Академия наук. Оживлялось российское предпринимательство. Государь предоставлял привилегии мастеровым людям и всячески содействовал распространению их опыта и ремесел по всей России. Способные дворянские дети направлялись на обучение в Европу. Этим, наряду с преобразованиями государственного управления (губернская реформа, учреждение Сената, создание Коллегиума и др.[5]),формировался фундамент для развития экономики страны.
Преобразования государственного управления не осуществлялись «наскоком». Например, в 1712г.Петром I была сделана попытка устроить «коллегиум». Для этого на основе изучения опыта Швеции, Германии и других стран только к 1718 г. был составлен план коллежского устройства[6].Сознательно или несознательно, но в период правления Петра I практически были сформированы вполне современные основополагающие компоненты развития экономики, которые показаны в сравнении на рис1.
Формирование денежной системы как инструмента контроля и оценки приращения государственной пользы. Развитие судного капитала
| Появление и развитие переодической печати
| Становление системы просвещения
|
1.Эпоха Петра
Активизация развития промышленности
|
2.Современная
Современные информационные системы
| Финансы и финансовая система
| эпоха
Рис.1 Основополагающие компоненты развития экономики.
В деяниях Петра I просматривается комплексный подход, так или иначе определивший вектор развитияэкономики России на довольно продолжительное время. По воле Петра I и благодаря его неутомительной энергии были созданы глобальные точки роста экономики России, к которым можно отнести, во-первых, перенос столицы и строительство Петербурга; во-вторых, создание российского флота; в-третьих, создание регулярной армии.
Существует теория, что в недрах империи всегда теплится и не затухает идея развития–рывок. В этом и состоит сущностное содержание империй. Рывок приводит в движение застоявшееся пространство, способствует раскрытию человеческого потенциала. Именно, такой рывок, в период правления Петра I совершило российское государство и создало основополагающие условия для развития, по Н.Д.Кондратьеву,экономики «повышательной волны».
Аналогичным рывком в развитии экономики России, вполне обоснованно, можно рассматривать строительство железных дорог в эпоху Александра II. В современной терминологии это–глобальный инфраструктурный проект, реализация которого создавала условия для развития промышленности и сельского хозяйства.
В странах западной Европы и США, нарастающая индустриализация и наличие частного капитала стали основным двигателем и стимулирующим фактором масштабного строительства железных дорог. В России ситуация была иная: темпы роста промышленности были не велики, сельскохозяйственное производство и потребление сельхозпродукции осуществлялось в основном в замкнутом региональном пространстве. По этой причине Россия не была богата капиталами. Известный ученый Р.Г.Леонтьев на основе исторических фактов делает следующий вывод: «Западные рельсовые дороги создавались в основном для транспортных целей. В России же им приходилось самим, как бы, создавать грузы, развивая агропромышленное производство»[7].Рынок грузовых и пассажирских перевозок не мог играть в то время существенной стимулирующей роли. Предпринимательская инициатива ограничивалась реализацией небольших, локальных проектов краткосрочного характера и в торговле регионального уровня.
В этих условиях, чтоб окончательно не отстать в развитии экономики от зарубежных стран,необходим был рывок.Как и полагается в условиях империи, такой рывокбыл спровоцирован и поддержан первым лицом.
В отличие от Александра I, сосредоточившего усилия на реформах русского государственного порядка, при этом не предпринявшего, каких-либо серьезных и конкретных починов в развитии экономики, и тем самым превратившего глобальное реформирование в некую абстракцию[8], Александр II оценил благотворное влияние, которое оказали первые железные дороги на производительные силы государства и культуру народа.
Причем к этому убеждению он непришел спонтанно. Еще до вступления на престол он был знаком с созданием рельсовых путей: на Урале изучил ведомственную железную дорогу Черепановых, был председателем комитета по строительству Санкт- Петербург– Московской железной дороги. В дальнейшем данный комитет был преобразован в Комитет по устройству железных дорог. Эта практика и опыт, очевидно, позволили ему сформировать твердое убеждение в необходимости строительства железных дорог в России в целях создания условий для очередного рывка в развитии экономики.
Надо отметить, что действия и поведение Александра IIнельзя считать исключительно технократическими. Думается, что он руководствовался также мотивами либерализма,основу которого, по известному выражению Т.Джефферсона,составляет эффективная экономика, которая, в свою очередь, зависит от деятельной промышленности, плодородной почвы и свободы перемещения людей и товаров[9].
В Россиибыли и плодородные почвы, и накопленный потенциал в развитии промышленности.Не доставалолишь возможностей для свободного перемещения людей и грузов.Для ускоренного строительства железных дорог Александр лично возглавил, в качестве председателя, комитет по устройству железных дорог. И эта тема остается для него актуальной практически на протяжении всей жизни.
Эти сдерживающие «цепи» разорвали либерально-буржуазные реформы и строительство железных дорог. 19 февраля 1861 г. Александр II подписал манифест и положения, получившие силу закона, и возвестившие отмену крепостного права в России. Во избежание неточностей в толковании закона и быстрого проведения реформ на местах, одновременно, с манифестом были изданы «Положения об устройстве быта помещичьих крестьян с наделом их землей»[10].
Для реализации реформ был создан специальный аппарат: Главный комитет об устройстве сельского состояния, губернское присутствие по крестьянским делам и в качестве низшего звена аппарата –мировые посредники. В эти же годы учреждается новый правительственный совещательный орган –Совет министров.
Роль Александра II, которого народ назвал освободителем, в реализации нового экономического рывка очевидна. Ему удалось обеспечить сочетание двух различных факторов: технократическогои социального, что обеспечило синергетический эффект в развитии экономики России на продолжительный период времени. Это было началом небывалого материального-экономического расцвета России.
В экономике России высокими темпами стали осуществляться структурные изменения, способствовавшие образованию внутреннего рынка для крупной промышленности.Доля городского населения страны с 1861 г. по 1895 г. увеличилась более чем в два раза. Возникли крупные промышленные предприятия, но при этом сохранялось городские ремесла и побочные промыслы.Высокий уровень рождаемости позволил удовлетворять потребности развивающегося рынка крупной промышленности инеобескровить при этом деревню. В деревне, как и прежде, развивались заводы и ремесла.
В крупных городских фабрично – заводских производствах внедрялась современная техника. Например, в бумаготкацкой (текстильной) промышленности в 1860 г. механических ткацких станков было 11 тыс., а в 1890 г. уже –87 тыс., т.е. станочный парк увеличился в восемь раз, ежегодный прирост составлял 26,4 %[11]. Особенно высокими темпами развивалась тяжелая промышленность. При этом был осуществлен значительный сдвиг в размещении производительных сил. Так, если в 1867 г. на юге России было произведено всего 56 тыс. пудов чугуна или 0,3 % (от общего объема производства), то в 1897 г. на юге России было произведено уже 46349 тыс. пудов, что составило 40,4% (от общего объема производства). В целом по Российской империи только с 1897 г. по 1902 г. объем производства чугуна увеличился более чем на 38% и составил 158618 тыс. пудов.Поэтому «в южную Россию целыми массами переселялись и переселяются иностранные капиталы, инженеры и рабочие, а в современную эпоху горячки (1898г.) туда перевозятся из Америки целые заводы»[12].
Аналогичная техническая революция происходила и на Кавказе. Добыча нефти с 1860 г.по 1870 г. увеличилась более чем в 1,7 раза и составила в 1870 г. более 1,7 млн. пудов. В 1902 г. добыча нефти уже составила 637,7 млн. пудов. С внутреннего российского рынка (за счет более низкой цены) был полностью вытеснен импортируемый из Америки керосин. Число рабочих,занятых в горной промышленности Кавказа, с 1877 г. по 1890 г. увеличилась более чем в пять раз. К началу XX в. Россия стала крупнейшим поставщиком на мировом рынке: чугуна, стали, руды, нефти и многих видов продовольственных товаров.Подводя итоги реформ Александра II, можно констатировать, это капитализм пришел в Россию и победил.
С 1860 г. по 1900 г. объем промышленной продукции в российской империи вырос более чем в семь раз (в Германии за то же период – в пять раз, во Франции–в 2,5 раза).[13]Необычайно высокими темпами осуществлялось строительство железных дорог, что создавало условия для роста промышленной продукции в России и ее экспорта. Справедливо отметить, что если для первой российской дороги из-за рубежа завозился даже уголь, не говоря о металле и подвижном составе, то уже 1890 г. основные потребности железных дорог России в рельсах, подвижном составе и топливе удовлетворялись в основном за счет внутренних производителей.
Напрашивается вывод, об отраслях–«локомотивах», развитие которых приводило движение всю экономику. Конечно, экономическому росту должны содействовать и социальные факторы, суть которых заключается в готовности населения к практическому действию. В «механизме» превращения социального потенциала в социальный фактор, а затем социальное действие особое место занимают умение личности, степень ее подготовленности к выполнению своих обязанностей.
Александр II решал эту проблему следующим образом. Для эксплуатации Санкт-Петербург–Московской железнойдороги было обучено 14 военно-рабочих рот и одна телеграфическая рота[14]. Впоследствии воинский персонал был расформирован, а Николаевская железная дорога (когда перевозки стали рентабельными) была передана акционерной компании. Одновременно,создаются учебные заведения по подготовке среднего высшего персонала для железной дороги. Многие из тех, ктостроил железные дороги в дальнейшем занимались их эксплуатацией и содержанием. За второе десятилетие правления АлександраII сеть железных дорог увеличилась более чем в пять раз и составила 19 тыс. км.
В эти годы в строительстве и эксплуатации железных дорог наряду с государством активизировался частный капитал. Формировался и довольно эффективно действовал механизм государственно-частного партнерства. С.Ю. Витте, рассуждая об эффективности отраслевой системы управления железнодорожным транспортом, заметил:«Мудрою политикою в железнодорожном деле нужно признавать ту, которая соединяет казенное управление с частным, но то и другое в меру, необходимости на данное время. Угадать эту меру может быть и не легко, но зато такое сочетание дает наилучшие плоды»[15].
Р.Г.Леонтьев,полагает, что С.Ю. Витте исходил из следующей «цепочки развития»: железнодорожное строительство дает толчок росту металлургии, угле-и нефтедобыче, которые в совокупности стимулируют развитие машиностроения, а последнее, в свою очередь, – легкой промышленности и сельского хозяйства. По мнению С.Ю. Витте посредством широкого промышленного перевооружения следовало понизить себестоимостьсельскохозяйственнойпродукций,поскольку недорогая продукция села имела повышенную гарантию сбыта на мировом рынке[16].
Параллельно с ростом экспорта продукции России внутренний торговый оборот (без мелкой торговли) увеличился более чем в 3,4 раза и составил в 1895г.–8,2 млрд. руб. (в 1873г.–2,4 млрд. руб.), и это было достигнуто при росте внешней торговли России четыре раза. В1885–1890 гг. из страны вывозилось в среднем в год 86,2 млн.пудов зерна и муки, а за 1891–1895 гг. уже 444,2 млн. пудов, т.е. в пять раз больше. В десять раз увеличилось стоимость вывозимого леса. Экспорт льна возрос в три раза. В общей структуре экспорта вывоз сельскохозяйственной продукции составил 75%.
В эти годы наряду с традиционно-экспортируемыми товарами устойчиво рос вывоз промышленной продукции. Так,керосин, который ранее ввозился в Россию из Америки для внутреннего потребления, стал одной из значимой составляющей экспорта, при полном удовлетворении внутренних потребностей. В эти же годы начался экспорт нефти.
Подытоживая поступательное движение экономики «повышательной волны» следует отметить, что этот циклзавершилсяв началеXXв. Железнодорожный транспорт постепенно утратил значимость ведущего звена в экономическом развитии и его роль свелась к выполнению в основном транспортной функции: перевозке грузов, людей, почты.
Таким образом: «повышательная волна» – это не абстрактная закономерность, реализуемая сама по себе, а результат активного и прогрессивного участия в этих процессах государственной элиты, а также социальной готовности населения к преобразованиям. «Гребень»«повышательной волны» в развитии экономики и социальной сферы к 1913 г., был настолько внушителен, что о российском чуде с опаской заговорили за рубежом, пророча ей стать первой державой мира через 20–30 лет. «Ни один из европейских народов не достигал подобных результатов», – писал французский экономист Тери[17]. Статистические данные подтверждают, что с 1894г., госбюджет страны вырос в 5,5 раз, золотой запас – в 3,7 раз[18]. В конце XIXв. рубль стал конвертируемой валютой в его стабильности мало кто сомневался, так как осуществлялся свободный обмен банковских билетов на золото. В институциональном отношении эмиссионный закон России отличался от европейских строгостью требований по обеспечению золотом находившихся в обращении эмиссионных рублевых знаков.Этим и, конечно, ростом экономики создавалась твердость и сила российской национальной валюты, а значит и уверенность в реализации экономических проектов.
Говоря об успехах экономического развития страны необходимо отметить, что государственные доходы росли при более низком уровне налогов по сравнению с западными странами.Например, прямые налоги в России были в четыре раза меньше, чем во Франции и Германии, и в 8,5 разменьше, чем в Англии; косвенные налоги – в среднем вдвое меньше, чем в Австрии, Германии и Англии[19].
Численность населения России всего за 17 лет увеличилась на 50,5 млн. человек, что свидетельствует об эффективности и нравственности власти и благополучии народа.Экономический рост благотворно влиял на развитие российских народов и расцвет многонациональной культуры.
В 1992-1993 гг. мне довелось прослушать в МГУлекцию:«Великая Октябрьская Революция: случайность или закономерность?». К сожалению, фамилии лектора уже не помню.Я часто мысленновозвращаюсь к услышанному, поскольку коднозначному ответу на основной вопрос этой лекции ни тогда, ни через двадцать с лишним лет, так и не пришел.Ловлю себя на мысли, чтотолько в одном я был убежден и тогда, и, тем более, сейчас: с какими бы благороднейшими целями ни свершалась революция, она всегда сопровождается колоссальной потерей экономических благ.
Осмелюсь высказать предположение: наверное, у «страдающих» революционным духом всегда есть надежда, что все экономические проблемы будут успешно решены, и, может быть, именно она движет ими. Экономические потери в этом случае, как бы, отходят на второй план.Революционерам кажется, что они потом быстро наладят все хозяйство, наверстают упущенное.Если бы это было так! Развитие экономики России свидетельствует о обратном. В ходе такого рода масштабных политических коллизий всегда наступал период упадка. Заложницей в этих случаях, в первую очередь, оказывалась национальная экономика. Причем удар может быть такой силы, что о восстановлении экономики в национальном контексте даже и не придется помышлять. Неизбежны потери в пространственной экономике: территория и природные ресурсы; потери трудовых ресурсов и интеллектуальных ценностей; потери духовных, культурных ценностей и многого другого, что объединяет народ, а это уже утрата государственности. Например, в 1917 г. временное правительство всего за восемь месяцев (нарушив оговоренное царским законом правило о пределах выпуска не покрытых рублевых знаков) допустило превышение нормы более чем в 2,5 раза с 6,5 до 16,5млрд. руб. В результате финансовая система России развалилась, была утрачена полноценная кровеносная система экономического организма страны. Конечно, к этому привели не только действия временного правительства, но и ряд других факторов, и не в последнюю очередь упомянутый революционный дух.В результате, показатели, характеризующие состояние экономики России, резко пошли вниз.
Табл. 1. Производство важнейших видов промышленной продукции в России 1913-1920 гг.[20]
| Вид продукции
| Единица измерения
| 1913г.
| 1920г.
| 1920 г. в % к 1913г.
|
|
|
|
|
|
| 1.
| Уголь
| Т. пудов
|
|
|
| 2.
| Руда
| -II-
|
|
| 1,6
| 3.
| Чугун
| -II-
|
|
| 2,4
| 4.
| Паровозы
| -II-
|
|
| 14,1
| 5.
| Плуги
| -II-
|
|
| 13,3
| 6.
| Пряжа
| Т. пудов
|
|
| 5,1
| 7.
| Сахар
| -II-
|
|
| 6,7
| 8.
| Растительное масло
| -II-
|
|
| 3,2
|
Страна после столь бурного развития и выхода на рубежи самых передовых зарубежныхстран, оказалась в состоянии разрухи и нищеты, утративзначительную долю населения.Когда сопоставляешь жертвы и потери, на ум приходит японская мудрость: «Прав не тот, кто готов умереть за правое дело, прав тот, кто готов смиренно жить ради правого дела».
Такого рода экономические спады («понижательная волна») никак не назовешь закономерностями экономического развития. Это – результат политических катастроф. А что такое политическая катастрофа? Это закономерность или творение рук человеческих, которые, как известно, могут быть как «чистыми», так и «грязными»?Ответ надо искать,в том числе, и в экономической науке.
Экономические отношения между людьми выполняют важнейшую роль в обеспечении человека жизненно важными материальными потребностямиблагодаря специфическим свойствам дохода.По А. Маршалу«экономический человек»свободен от всяких нравственных принципов, расчетлив и энергично и вместе с тем методически и эгоистично наживает деньги. Альтруистские мотивы большинствотаких людей не беспокоят[21]. Поэтому пока между различными группировками нарастаетборьба за власть и подходит к грани проявления жестокости, экономика в лучшем случае «консервируется», а в худшем утекает в другие более спокойные места.
Но было неверным ограничивать отношения между людьми только специфическимисвязями по извлечению дохода, которые хоть и охватывают все население, но все же не являются основополагающими.Есть еще мировоззрение, вера, чтимыеидеологемы, обычай, альтруизм и т.п. По известному выражению А.Маршала мировую историю создавали«две великие силы»: религия и экономика[22].Религиозные и мировоззренческие мотивыоказываются сильнее экономических, но при этомони не распространяются столь широко, как экономические отношения, которыми охвачено практически всенаселение.
Каждый человек зарабатывает себе на жизнь посредством экономических отношений. В свою очередь, экономические отношения связывают членов общества на разных уровнях: предприятие, отрасль, регион, государство. Нетрудно заметить, что чем крепче и надежней эти связи, тем больше у каждого члена обществавозможностейдля создания материальной базы нормальной жизни и проявления лучших свойств (качеств) человека. «Множество в единичном и единичное вмножестве»[23]или по известному выражению Платона: «То, что хорошо да улья, хорошо и для пчелы». Эти связинарушаются в результате упомянутых политических коллизий или в результате ошибочно принятых институциональных ограничений или, наоборот,отсутствия необходимых решений и т.п.Резко увеличивается число людей с низким и нищенским уровнем жизни. На некоторых направлениях экономики могут быть достигнуты краткосрочные успехи, но при этом накапливается негативный (разрушительный)потенциал, который на каком-то этапе станет сдерживающим фактором развитие экономики.
Здесь уже утрачивается значение таких категорий, каквера, мораль, взаимопомощь и т.п., поскольку общество начинает деградировать, многие утрачивает самодеятельность в бизнесе и становятся иждивенцами. Поэтому восстановление и поддержание на должном уровне упомянутого связующегот.е. экономических отношений становится первостепенной (если не исторической) ролью политиков всех уровней и всей частной деятельности.Поэтому экономисты не должны стесняться повторять эту истину при каждом удобном случае.
Экономика развивается постепенно.Наукой ей предписаны эволюционные процессы.Ускорение этого движения не подвластно даже самым выдающимся политическим деятелям при всей искренности ихдушевных порывов и вере в свои убеждения и силы. Однако справедливости ради следует отметить, что своевременно заметить дремлющее только начинающееся созидательное движение,–уже довольно существенно для политика. Это основа всех последующих действий. Остается проявить мудрость в моральном и дозированном материальном поощрении этого движения и может быть уточнить сдерживающие созидательное движение институциональные ограничения.
Поступательные шаги экономики никогда не бывают неожиданными.Разве можно считать внезапным выход уже не российской, а советской экономики на необычайно высокие рубежи? Нет, конечно, это стало результатом искусственной задержки, а то и поворота вспять эволюционного развития экономики, порожденнымпервой мировой войной, революциями и гражданской войной вопреки закономерностям ее развития. Временной лаг развития экономики сместился в будущее и дополнительно впитал в себя силу ожиданий населения. Они и сотворили советское чудо: очередной беспрецедентный рывок в развитии экономики. Этим, конечно, воспользовались политики той эпохи, чутко осознавшие настроения, накопившуюся энергию и устремления людей. Выступая на I Всероссийском съезде трудовых казаков 1 марта 1920г., В.И.Ленин сказал: «Война кровавая закончена, теперь мы ведем войну бескровную против разрухи, против разорения, нищеты и болезней, в которую нас повергла четырех летняя империалистическая война и двух летняя гражданская. Вы знаете, что это разорение ужасно… На восстановление промышленности мы теперь направили все силы и идем неуклонно в этой новой войне, в которой мы одержим такую же победу, какие одерживали до сих пор»[24].
В приведенных словах о революции не упоминается, всем понятно, что с ней были связаны колоссальные экономические потери, при всех светлых идеях и революционных замыслах. Революция не совместима с созиданием. Созидание приходит потом и часто с большим опозданием, когда уже серьезно нарушены основополагающие связи, выстроенные на специфических условияхполучения дохода, а также на доверии и репутационномкапитале. Доверие и репутационный капитал –это, скорее, нравственная сторона,но их воздействие на экономику не менее значимо, чем классические свойства дохода.Восстановление этих категорий продолжительно и нередко соразмерно со сроком жизницелого поколения.
Судя по многочисленнымпубликациям, в целях ускоренного вывода экономики в состояние «повышательной волны» В.И. Лениным были выработаны и предложены руководству страныследующие практические направления, которые можно свести к пяти основным:
1.Объединениепредставителей науки, рабочего класса и технократии в целях плодотворного сотрудничества («перед союзом представителей науки, пролетариата и техники не устоит никакая темная сила»[25]). Отметим, что при этом не упоминается крестьянство!
2.Разработка плана электрификации всей страны (ГОЭЛРО) и реализация его в течение 10 лет. (Можно рассматривать как ведущее звено в модернизации экономики, создании основ для нового экономического рывка).
3. Признание необходимостихозяйственных механизмов на основе специфических свойств получения доходаи их частичное восстановление, исключая частную собственность на средства производства (государственный капитализм, НЭП, кооперация, хозяйственный расчет, концессия).
4.Культурнаяреволюция в среде крестьян в интересах развития материальных средствпроизводства. «Ряд привилегий экономических, финансовых и банковских – кооперации; в этом должна состоять поддержка нашим социалистическим государством нового принципа организации населения».[26]
5.Переделка государственного аппарата в свете требований новой исторической эпохи.
Конечно, приведенный переченьнаправлений развития, предложенный В.И. Лениным, далеко не полный.Но представляется, что именно этизадачи наиболее полно отражают проблемы и пути возрождения экономики России в новой исторической эпохе. Признание необходимости и восстановление ряда хозяйственных механизмов, основанных на свойствах дохода, позволили вовлечь в восстановление экономики практически все население страны. «Новая экономическая политика … допускает экономическое соревнование между строящимся социализмом и стремящимся квозрождениюкапитализмом на почве удовлетворения через рынок многомиллионного крестьянства»[27].
Был создан новый государственный орган –Государственная плановая комиссия (Госплан).При назначении руководителя Госплана В.И. Ленин рекомендовал: Госплану, прежде всего, необходим специалист, обладающий способностью привлекать к себе людей[28].Одним из первых продуктов этого органа стал План электрификации РСФСР «ГОЭЛРО», изданный в декабре 1920 г. и розданный на VIII Съезде советов. В его разработке приняли участие лучшие научные силы, руководители электростанций, инженеры, агрономы.
Политики той эпохи прекрасно осознавали, что кроме социально-психологических перемен в сознании трудящихся, необходима стратегическая экономическая цель, которая объединила быв той и иной степени все населениестраны.Еще продолжалась гражданская война, а В.И.Ленин уже ставил задачу разработки плана, который мог «увлечь массу рабочих и сознательных крестьян великой программой на 10-20 лет»[29].
Годом позже В.И.Ленин выразил уверенность, что будущий народно-хозяйственный план: «Каждый день, в каждой мастерской, в каждой области будет улучшаться, ивидоизменяться»[30].
В эти же годы на основе экономических критериев была выделена двадцать одна территория (район), в которых организовали территориальные плановые органы.
Этим были сформированы условия для решения одной из сложнейших задач управления экономикой: достижение комплексности и гармоничного сочетания отраслевого и регионального подходов в управлении экономикой, что всегда было актуальным для нашей страны. Создается основа системы управления народным хозяйством, в которой, как и полагается в свете классических научных основ управления, ведущей является функция планирования. Все этопозволило осуществлять контроль за ходом развития экономики страны, распределением скудных (всегда нехватающих) финансовых средств, своевременно вносить корректировки и уточнения директивных плановых заданий, увязывать и координировать действия различных отраслевых ведомств.
Результаты первого пятилетнего плана были внушительными: уровень социально-экономического развития страны в 1929г. составил 183%к уровню 1913г.[31]Они имели громадное значение дляразвития экономики страны, ноне менее важной былаподдержка в населении уверенности и социальной готовности к достижению новых успехов национальной экономики в будущем.
Библиография
1. Баранчев В.П. Управление инновациями: Учебник.– М.: Юрайт, 2011.– 711 с.
2. Московкин Н.И., Запрудский Н.И. Страницы памяти: О планах, планирования и плановиках. –М.: Профиздат, 1987. –368с.
3. Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций. В трех книгах. КнигаРостов Н/Д., 1998. – 576с.
4. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей.– М.:Эксмо, 2006. – 1024с.
5. Ключевский В.О. Русская история: Полный курс лекций: В трех книгах. Ростов Н/Д., 1998. – 576с.
6. Копылов О.М., Леонтьев Р.Г. Государственная политика начала XXI века: Реформирование железнодорожного транспорта России. –М.: ВИНИТИ.–РАН. 556 с.
7. Ленин В.И. Развитие капитализма в России. Процесс образования внутреннего рынка для крупной промышленности.– М.: Политиздат, 1986. –610 с.
8. Грачева Т.В. Невидимая Хазария: Алгоритмы геополитики и стратегии войн мировой закулисы. – Рязань, 2011. – 400с.
9. Бор.м.з. история мировой экономики - библиотека Гумер.htt://www.gumem.info/bibliotek-Buks/Bor/old/09.PhP.
10. Маршал А. Основы экономической науки. –М.:ЭСМО, 2007. –832 с.
11.В.И.Ленин. Доклад на Iвсероссийскомсьезде трудовых казаков. Cоч. Изд. четвертое. М.:ГИПЛ, 1950. Т.30 стр.. 372-373.
12.В.И.Ленин. Речь на II всероссийском съезде работников медико-санитарного труда 1 марта 1920 г. Протокольная запись. Соч. Изд. ЧетвертоеТ.30 стр.375-376.
13.Ленин В.И., О придании законодательных функций ГосплануПолн.собр.соч. Т.45. С.350.
14.Ленин В.И. Г.М. КржижановскомуПолн. собр. соч. Т.40.С.63.
15. Ленин В.И. Доклад всероссийского центрального исполнительного комитета и совета народных комиссаров о внешней и внутренней политике 22 декабря.Полн. собр. соч.Т.42. С.158.
16. Ленин В.И. « О кооперации». Соч. Изд. Четвертое.М.: ГИПЛ, 1950. Т.33 стр.427-431.
[1]Баранчев В.П., Масленникова Н.П., Мишин В.М. Управление инновациями: Учебник. – М.: Юрайт, 2011. –С.20-21.
2Пелевин Ю.А. Полное собрание законов Российской империи т. 6.№371/: изобр.-http://geo/September.ru/2003/09/23.htm.
[3]Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей.- М.: Изд-во Эксмо 2006. С. 637.
[4] Там же. С. 638.
[5] Ключевский В.О. Русская история: Полный курс лекций: В 3 книгах. Ростов Н\Д., 1998. С. 3-27.
[6]Там же. С.20-30.
[7]Копылов О.М., Леонтьев Р.Г. Государственная политика начала XXI века: реформирование железнодорожного транспорта России. М., 2003. С.520.
[8] По известному выражению историка В.О.Ключевского «все начинания Александра первого были безуспешны. Лучшие из них те, которые остались бесплодными, другие имели худший результат, т.е. ухудшили положение дел».Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций. В трех книгах. Книга Ростов Н/Д.: Издательство «Феникс»,1998. 576с.,стр. 507.
[9]xhtt:// ttolk.ru/p=16287 17.12/20013; завтра май 2013г.№22, ред. ст.
[10]МарковаА.Н., Федулов Ю.К. История государственного управления в России: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, по специальности «Государственное и муниципальное управление (080504). 3-е изд., перераб. И доп. –М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2011.-319с.,184стр.
[11] См.: Ленин В.И. Развитие капитализма в России. Процесс образования внутреннего рынка для крупной промышленности.- М.: Политиздат, 1986. С. 406.
[12]См.: Там же стр.:420. Вестник финансов №16.:Никополь-мариупольское общество заказало в Америке и перевезло оттуда в Россию трубопрокатный завод.
[13]Копылов О.М., Леонтьев Р.Г. Государственная политика начала XXI века: реформирование железнодорожного транспорта России. М.:- ВИНИТИ РАИ, 2003. С.495.
[14] См.: Там же. С. 501.
[15] Там же. С. 495.
[16] См.: Там же. С.531.
[17]Грачева Т.В. Невидимая Хазария: Алгоритмы геополитики и стратегии войн мировой закулисы. – Рязань, 2011. С.299.
[18] См.: Там же. С.239.
[19] См.: Там же. С. 240.
[20] Бор М.З. История мировой экономитки библиотека Гумер.htt://WWW.gumer. info: /bibliotek-Buks/Bor/old/09.PhP.
[21]Маршал А. Основы экономической науки. М.: ЭСМО, 2007. Стр.47.
[22]См.:Там же. Стр.59
[23]См.:Там же. С.36.
[24]Ленин В.И.Доклад на первом всероссийском сьезде трудовых казаков. Соч. Изд. четвертое. М.:ГИПЛ, 1950. Т.30 С. 355--374.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|