ПРОБЛЕМА ПОДДЕРЖАНИЯ МЕЖРЕЛИГИОЗНОГО МИРА
Государство и общество активно поддерживают различные формы социального служения религиозных объединений. Из государственного бюджета могут выделяться средства на реставрацию, содержание и охрану храмов и других объектов, являющихся памятниками истории и культуры. Каждому, кто посещает памятное для россиян место — монумент на Поклонной горе в Москве, бросается в глаза, что здесь неподалеку друг от друга расположены культовые сооружения православных, иудеев и мусульман. Это место поклонения погибшим за Родину, которых не разобщила принадлежность к различным религиям.
Складывается система государственных органов, подразделений, существует штат сотрудников, осуществляющих связь с религиозными объединениями. Религиозные деятели приглашаются в различные консультативные советы при федеральных и региональных органах власти.
В новой России влияние религиозных организаций на общественную жизнь и политические процессы возрастает. Этот рост проявляется в многочисленных акциях благотворительности и милосердия разных конфессий, в объедине20 8 нии усилий при проведении правозащитных, миротворческих, экологических акций.
Для устойчивого и стабильного развития многоконфессиональной России необходимо сохранять межрелигиозный мир. В противном случае наша страна окажется на грани катастрофы. Каковы «факторы риска», угрожающие межрелигиозному миру и согласию?
Во-первых, религиозная нетерпимость, особенно если она перерастает в антагонизм. При учете чаяний, нужд, интересов более многочисленных и влиятельных религиозных организаций никто не должен попирать законные права или оскорблять религиозные чувства меньшинства. Роль компетентного консультанта может сыграть Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ, в который вошли лидеры 11 наиболее авторитетных религиозных организаций. Сотрудничество религиозных организаций различных конфессий возможно в самых разных вопросах: от благотворительности и милосердия до совместных экологических и миротворческих программ.
Во-вторых, расширение деятельности нетрадиционных конфессий и религий и возникновение не менее широкого противодействия им, стремление лишить нетрадиционные конфессии и религии доступа к СМИ, сфере образования, возможности заниматься благотворительной деятельностью.
Так называемые новые религиозные движения (в мире до 140 млн верующих являются их приверженцами, а в России их число по разным оценкам доходит до 300— 400 тыс.) крайне неоднородны. Одни заняты милосердием и благотворительностью, тратя большую часть средств и сил на помощь ближним, другие сконцентрированы на своих внутриобщинных проблемах и религиозной практике, игнорируя жизнь общества и его заботы. А некоторые больше похожи на религиозно-философские учения или медицинско-оздоровительные системы, сведя к минимуму обычные формы религиозной жизни.
Ученые-религиоведы отмечают, что многие нетрадиционные культы представляют собой особый тип религиозных организаций. В них, как правило, отсутствуют строго разработанные вероучения, а структура их нередко жестко иерархическая с авторитарным лидером. Для них типична оппозиционность к официально признанным ценностям и церковным идеалам. Культ в таких общинах сочетается с использованием методов психического воздействия и манипулирования. Подобная деятельность оказывает вредное, а порой и разрушающее воздействие на индивидуальное и общественное сознание, ведет к нарушению социализации личности. Последователи таких культов бросают работу, учебу, уходят из семей. Примером такого культа служит Белое братство Юсмалос, проповедовавшее конец света в октябре 1993 г., веру в новое воплощение Христа в Марии Дэви Христос (такое имя приняла одна из создательниц организации Марина Цвигун).
Некоторые религиозные группы и общины явно попадают под определение экстремистских.
Политикам, безусловно, приходится учитывать специфику различных религиозных организаций, строя с ними свои отношения.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ
1 Осуществление принципа свободы совести предоставляет каждому возможность выбора принадлежности к той или иной религиозной организации или отказа от такой принадлежности . Вам самим решать , участвовать или нет в религиозном объединении , организации . Это дело сугубо личное и добровольное .
2 Ряд нетрадиционных религиозных культов делают свою ставку на молодежь , которая , с одной стороны, ищет для себя духовные ориентиры, а с другой — склонна к социальному протесту , в том числе и в вопросах веры. Недостаток знаний о существе вероучения может легко привести в организацию, далекую от истинно религиозных целей .
3 Решая для себя , состоять или не состоять в объединении верующих , стоит помнить о том, какую опасность представляют так называемые тоталитарные секты. Для них характерны жесткий контроль за членами в сочетании с воинствующе-агрессивным учением. Он и часто используют методы психологического воздействия на человека , отнюдь не безопасные для морального и психологического здоровья .
ДОКУМЕНТ Из Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» (от 25 июля 2002 г.).
Статья 1. Основные понятия
Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия: экстремистская деятельность (экстремизм):
1) деятельность общественных и религиозных объединений, либо иных организаций, либо средств массо21 0 вой информации, либо физических лиц по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на:
насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации; подрыв безопасности Российской Федерации; захват или присвоение властных полномочий; создание незаконных вооруженных формирований; осуществление террористической деятельности; возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию; унижение национального достоинства; осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы; пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности...
Статья 9. Ответственность общественных и религиозных объединений, иных организаций за осуществление экстремистской деятельности
В Российской Федерации запрещаются создание и деятельность общественных и религиозных объединений, иных организаций, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ДОКУМЕНТУ
1. Какие признаки позволяют характеризовать отдельные религиозные организации как экстремистские? 2. Укажите признаки, которые наиболее опасны для межконфессиональных отношений. 3. Почему государство применяет к экстремистским организациям жесткие санкции вплоть до запрещения их деятельности?
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1. Какие религиозные объединени я могут действовать в Российской Федерации ? 2 Укажите обязательные признаки , которым и должны обладать религиозные объединения . 3 Что вам известно о законодательных нормах в отношении создания религиозных объединений в органах власти? 4. Каковы основные проблемы, стоящие перед государством в вопросах взаимоотношений с религиозными организациямии учреждениями ?
ЗАДАНИЯ
1. Проанализируйте преамбулу к Федеральному закону «О свободе совести и о религиозных объединениях » (текст 1) , а также отношение к закону, представленное в «Основах социальной концепции Русско й православной церкви » (текс т 2), и сделайте необходимые выводы.
1 ) «Федеральное Собрание Российской Федерации , подтверждая право каждого на свободу совести и свободу вероисповедания , а также на равенство перед законом независимо от отношения к религии и убеждений , основываясь на том, что Российская Федерация является светским государством, признавая особую роль православия в истории России , в становлении ее духовности и культуры, уважая христианство , ислам, буддизм и другие религии , составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России , считая важным содействовать достижению взаимного понимания , терпимости и уважения в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания , принимает настоящий Федеральный закон» .
2) «Право содержит в себе некоторый минимум нравственных норм , обязательных для всех членов общества . Задача светского закона не в том, чтобы лежащий во зле мир превратился в Царствие Божие , а в том, чтобы он не превратился в ад».
2. Подберите материалы из периодической печати, характеризующие деятельность современных религиозных организаций по следующим направлениям (одному или нескольким) : хозяйственно-экономическая деятельность , социально-медицинская сфера , военно-патриотическая деятельность , культурно-просветительская работа .
3 . Среди оснований для приостановления деятельности религиозного объединения Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях » 2002 г. называет следующие :
«...нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе использованием в связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств , гипноза.. . склонение к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии.. . принуждение членов и последователей религиозного объединения и иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения , воспрепятствование угрозой причинения вреда жизни, здоровью, имуществу, если есть опасность реального ее исполнения, или применения насильственного воздействия, другими противоправными действиями выходу гражданина из религиозног о объединения... »
Какие права человека нарушают эти действия ? Можно ли характеризовать организации , допускающие указанные правонарушения , как экстремистские ? Какую дополнительную информацию необходимо получить для обоснованного решения о приостановлении деятельности религиозного объединения ?
4 . Одним из проявлени й межконфессиональных противоречи й в прошлом человечества был и религиозные войны. Из курса истории вам известно , к каким трагическим последствиям он и приводили . Какие меры могут предотвратить опасность возникновения вооруженных столкновений на основе межконфессиональной вражды? Назовите факты, которые , с вашей точки зрения , характеризуют развитие диалога между различными религиозными организациями в России .
МЫСЛИ МУДРЫХ
«В лицах своих богов человек рисует свой собственный портрет». Ф. Шиллер (1759—1805), немецкий поэт и драматург
Обществознание : учеб. для учащихся 11 кл. общеобразоват. учреждений : базовый уровень / Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, А. И. Матвеев и др.; под ред. Л. Н. Боголюбова и др. . — М. : Просвещение, 2006. — 349 с.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|