Сделай Сам Свою Работу на 5

Как летает самолет и что мы хотим построить.





Небольшое лирическое отступление.

Кто я есть - новичок захотевший заниматься авиамоделизмом. К сожалению, хотя много советуют и много чертежей - новичку сложно во всем этом разобраться. Именно это меня и подвигло написать эти строки. Речь пойдет о первой радиоуправляемой (RC от Radio Control) авиамодели. Я свою недавно построил (живу я в С-Петербурге и именно в нем будут называться места …) и хочу поблагодарить двух небезызвестных людей А. Матвеева (тренера сборной города именно о его модели и пойдет речь) и С. Пареева. Хочу сразу предупредить что повествование ведется от человека мало понимающего в моделизме (простите мне некоторую "неправду"), но зато это шанс новичкам понять что к чему - ведь я такой же !

 

Как летает самолет и что мы хотим построить.

Я упущу теорию аэродинамики, скажу только, как самолет управляется. Взгляните на схематический рисунок (я не художник)

А теперь разберемся как это все работает. Руль поворота отклоняется в разные стороны и создает соответственно в противоположную сторону силу, разворачивающую самолет. Элероны отклоняются в противофазе (один вверх другой вниз). С помощью них мы разворачиваем самолет (вращаем его по его продольной оси "машем крыльями"). Рули высоты наклоняют и нос самолета вверх вниз в плоскости крыльев. А вот закрылки служат самолету для увеличения подъемной силы на малых скоростях путем их синхронного отклонения вниз.



Какой же самолет самолет мы хотим построить, как он должен летать ? Это должен быть маневренный быстрый самолет, он должен иметь возможность выполнить любую фигуру высшего пилотажа. И не забудьте про уборку шасси. Разберемся как управлять моделью. В настоящие время используются пропорциональные системы управления с PPM (так и PCM) кодированием сигнала. Как ее выбрать говорить не буду, только скажу что нужно брать FM (не AM) аппаратуру (лично я выбрал Focus 4FM). На пульте находятся два джойстика, а на модели необходимое число рулевых машинок. Насколько вы отклоняете ручку управления на пульте - на столько (пропорционально) отклоняется соответствующая рулевая машинка (смотрите форумы на www.rcdesign.ru) и соответствующий элемент управления.



А теперь я хочу вас "немного" "спустить на землю". Приобретите аппаратуру управления, а затем любой симулятор, который вы сможете подключить к системе радиоуправления. Вы так же можете взять бесплатный симулятор FMS и подключить его к аппаратуре радиоуправления. Начните именно с этого! Выберите самолет типа СУ-26. И в полет! Не отпускайте его далеко от себя. Что не получается?! А вы как думали! Попробуйте управлять планером. Сложно!!! (в бесплатном симуляторе все ощутимо проще, чем в реальной жизни). Хотите научиться летать? Тогда анекдот:

-Сколько вам нужно что бы научиться летать ?

-7-8

-Месяцев ?

-Самолетов!

 

Что бы это осталось анекдотом - начнем с планера! Обычного учебного двухканального. Мы будем управлять рулем высоты и рулем поворота. Поверьте для первого раза это даже много, но это минимум! А к тому, о чем мы говорили выше вы приедете сами потом (лет через 5 может и раньше) . Итак мы строим планер!

Мы строим планер !

Начну я с того, что перечислю самые необходимые инструменты, которые вам понадобятся.

  1. Станок для распилки дощечек на рейки. Если вы не имеете возможность покупать рейки нужного сечения, вам придется сделать или приобрести этот станок:
  2. В стальном основании прорезаны три прорези. Две параллельны друг другу и перпендикулярны третьей в который вращается на оси электродвигателя (он прикреплен к плите снизу) циркульная пила. К параллельным прорезям крепиться линейка. …
  3. Лобзик. Обычный ручной лобзик для выпиливания. Его можно приобрести в магазине "Юный техник" (я его видел в магазине на ЮТ Торжковской улице, в хозтоварах …)
  4. Шкурка наклеенная клеем "Момент" на дощечку. Очень-очень нужный инструмент. Поэтому запаситесь шкуркой разной зернистостью (кстати самая крупная "песок на бумаге" тоже пригодиться )
  5. Нож. Широкий хозяйственный нож с выдвижным лезвием (оно обламывается когда кончик затупился) тоже необходим.
  6. Резчик пенопласта:

Скажу только, что в место нихромовой проволоки берется спираль от электронагревательного прибора. Соответственно, что если вы берете ее часть, то и напряжение, которое нужно подать должно быть меньше (в качестве дополнительного сопротивления можно использовать конденсатор, для его расчета загляните в учебники физики или справочники, но будьте осторожны - конденсатор не дает гальванической развязки)



  1. О других инструментах я говорить не буду …
  2. Полезный инструмент - электролобзик. В магазине инструментов на Литейном (около книжного магазина) я купил приставку для электролобзика - столик. Полезная приставка но не необходимая.

Начнем строить планер !!!

Начнем с фюзеляжа.

Изготовим две половинки фюзеляжа. Вот их конструкция:

(примерная немасштабная схема)

  1. Фанерные щечки.

Изготовьте две одинаковые щечки из 4мм фанеры. Ниже приведен примерный чертеж.

Красным цветом показаны линии, которые необходимо нанести в качестве разметки на фанеру. Вычертите контрольные точки на миллиметровке и обведите контур. (видите два красных прямоугольника - это место крепления площадки под рулевые машинки, поэтому снизу старайтесь не слишком поднимать линию обвода вверх, чтобы оставить им место). Далее когда все размечено просверлите отверстия и только потом начните выпиливать. Если вы давно этим не занимались, то позвольте дать вам несколько советов:

  • Держите пилку вертикально
  • Не сжимайте сильно ручку лобзика (это не Дездемона)
  • Помните что пилка имеет небольшую ширину и что бы линия была ровной необходимо за один проход (сверху вниз) пропиливать не более 2/3 ширины пилки
  • Когда вы зажимаете пилку зубцы должны быть направлены к ручке лобзика, т.е. вниз и наружу.
  • Запаситесь терпением
  • Лично я пилил с запасом около 0.5 миллиметров

Когда две детали будут выпилены, соедините их вместе вставив что-нибудь в отверстия (лучше соединить тремя винтами) обработайте из шкуркой (приклеенной к дощечке) что бы они стали идеально одинаковыми. Про удаление заусенцев и т.п. я умалчиваю.

  1. Выпилите 4 рейки длиной 850 и сечением 4*4
  2. Вырежьте заполнители боровинок из листового пенопласта толщиной 5 мм. (нарежьте его из того пенопласта который вам удастся приобрести желательно что бы он не был слишком мягким) :
  3. Верхняя сторона как бы продолжает верхнюю линию образуемую рейкой верхней рейкой, а дуга кривой возможно шаблон щечек и этой детали лучше делать одновременно на одном листе бумаги.
  4. Сборка боковинок.

Для этого вам понадобится стапельная доска, прямые рейки (купите в любых хоз-товарах), гвозди, метровая металлическая линейка. В качестве стапельной доски пойдет кусок ДСП.

На него наложите кусок ватмана и прибейте его сапожными гвоздями. Прочертите на нем сплошную прямую линию. Прибейте фанерную боковину так, что бы нарисованная линия разметки совпала с линией прочерченной по ватману. Прибейте рейку так что бы продолжить верхнею прочерченную линию. Проконтролируйте эту линию с помощью линейки.

  • Промажьте приготовленную рейку 4*4 клеем ПВА (лучше густым эстонским) и вставьте в паз.
  • Промажьте пенопластовую заготовку клеем ПВА и приложите к "щечке" и рейке
  • Прикладывайте нижнюю рейку (предварительно промазав клеем ПВА) и подбейте ее гвоздями (гвозди вбивать в стапельную доску)
  • Плотно прикладывайте ее к пенопласту и подбивайте гвоздями
  • Следите, что бы рейка и пенопласт плотно были прижаты к стапелю
  • Будет лучше, если боковина фюзеляжа будет собираться наружной стороной вверх

Так же соберите (зеркально) вторую боковину (это надо делать одновременно как показано на рисунке выше). После того как все просохнет вклейте маленькие кусочки рейки так чтобы замкнуть вклеенные рейки а излишки отрезать. Сравняйте выступающий пенопласт с щечками и рейками при помощи шкурки накаленной на дощечку (очень полезный инструмент).

Изготовим следующую деталь (фанера 4мм) в двух экземплярах:

В пенопластовой части боровинки острым ножом прорезаете ее контур и вклеиваете ее как показано на рисунке ниже:

Из фанеры 4мм выпилите две детали. (общие контуры показаны черным, выпил одной детали показан красным, другой синий) возможно их размеры придется скорректировать.

Вклейте их вырезав пенопласт в боковинки.

(на моем планере вставка с полукруглым выпилом на правой боковинке, а их положение может варьироваться +/- 10мм)

Итак боковины просушены, ошкурены - пора собирать фюзеляж. Для этого понадобится изготовить два шпангоута и крепеж рулевых машинок. Перед их изготовлением давайте вспомним о разметке щечек фюзеляжа (на рисунке эти линии обозначены красным). Видите два "окна" (на одной линии, одно длиной 23 другое 15)- это место крепления площадки рулевых машинок. Возьмите рейку сечением 4*4, разрежьте ее точно (но никак не длиннее) размеров этих "окон" и точно в "окна" вклейте их (они должны быть на внутренних сторонах половинок фюзеляжа). А красное окно заполненное зеленым это ориентировочное место для вклейки кусочка дерева (рейки)-это технологическая деталь (по ней будет изгибаться дно).

Итак изготовим шпангоуты.

Изготовьте второй шпангоут (он показан так как должен быть вклеен):

и площадку рулевых машинок:

Первый носовой изготавливается из 10мм фанеры. Его ширина (это расстояние между половинками фюзеляжа) должна быть 46мм. Длину определите сами. Приложите заготовку к вертикальной линии на щечке фюзеляжа (вертикальная линия в 50мм от носа). Контур щечек определит длину. Сделайте ее с запасом около 2мм. Помните на этой линии два отверстия - это отверстия под шурупы, которые будут завинчены в шпангоут (надеюсь, при изготовлении щечек вы добились их полной идентичности их расположения). Разметьте их на торцах шпангоута (очень важно это сделать с высокой точностью) и наколите шилом.

Приступим к сборке фюзеляжа …

Сборка фюзеляжа.

Сначала необходимо точно установить носовой шпангоут. Возьмите два небольших шурупа с потай-головками. Рассверлите под них отверстия в щечках и снаружи расзинкуйте отверстия под шляпки шурупов. Просверлите отверстия в торцах шпангоута в ранее намеченных точках. Промажьте шпангоут клеем ПВА и заверните шурупы.

А теперь необходимо посушить склейку, положив фюзеляж на стапель вверх ногами как на рисунке ниже:

После того как вы фюзеляж положили на стапель обе боковины должны ровно лежать. Прижмите как показано на рисунке грузом и оставьте сохнуть. Неплохо будет две половинки фюзеляжа (концы половинок) защепить бельевой прищепкой так что бы концы совместились.

Вклейте площадку для рулевых машинок и шпангоут. Площадка для рулевых машинок ориентируется согласно вклеенных рейкам (вперед-назад) , хотя посмотрите на рисунок:

Стяните половинки (например струбциной) и оставьте сохнуть на стапеле так же как и в прошлый раз.

Изготовим из 4-5 миллиметрового плотного пенопласта вверх и низ. Они вырезаются по одному чертежу, только верх короче (заканчивается под крылом: ближе к носу в пенопласте вклеена вставка - там заканчивается крыло (задняя кромка)).

Вклейте пенопластовый верх и низ (лучше если пенопласт чуток будет выступать наружу за рейки). Когда все высохнет, ошкурьте пенопласт (до реек).

Пора изготовить дно. Оно должно идти от шпангоута (из 10мм фанеры) до начала пенопластового дна. Приложите бумагу и прочертите изнутри контур. Вырежьте шаблон. Он должен помещаться снизу между боковинами и стыковаться с пенопластовым дном. Внимание !!! Его нужно расположить на фанере так , что бы его можно было прогнуть. Изготовьте его и вклейте.

Изготовьте оставшиеся два шпангоута:

Они изображены так, как если б смотреть на планер спереди (в нос). Заметьте, что они не симметричны !!! Это потому что они устанавливаются сбоку прорезая пенопласт (на клей ПВА) (один край упирается в пенопластовый бок, а второй находиться в прорези боковинки:

Перед вклейкой шпангоутов обратите внимание на то, что отверстия диаметром 6мм необходимо тщательно обработать - в них будут проходить тяги управления. Вклейте их как показано на на рисунке ниже:

Изготовьте носовой заполнитель. В носу от первого шпангоута и между щечками образовалась пустота:

Из 10мм фанеры выпилите заполнители носа, склейте их между собой и вклейте перед первым шпангоутом, так что бы заполнить пустоту. Когда фюзеляж просохнет ошкурьте его (особенно вставку в носу) что бы не осталось острых углов, а если останутся пустоты или просветы в местах соединений, то зашпаклюйте их опилками с клеем ПВА. Сделайте крышку (шаблон изготовьте сами). В первой шпангоут вверните сверху шуруп с большой плоской шляпкой так, что бы он выступал в сторону крышки и служил ей упором (Другая сторона крышки прижмется резинкой крепления крыла).

Итак фюзеляж почти готов. Осталось его оклеить бумагой. Подойдет рулонная бумага для принтера (или обыкновенная газета - будет плохо смотреться). Вырежьте из нее верх, низ и боковинки. Разведите клей ПВА водой, но воды должно быть меньше чем клея (примерно 40% от объема клея - подберите сами: будете клеить поймете). Возьмите тазик с теплой водой и опустите туда бумажные заготовки. Когда они промокнут намажьте каждую клеем (кисточкой или губкой) и обклейте фюзеляж. Постарайтесь наружную сторону бумаги не измазать клеем. Когда клей высохнет, ошкурьте бумагу мелкой шкуркой (что бы лучше ложилась краска). С помощью тампона (прикладывая и убирая тампон) положите пару слоев нитрокраски (лучше белой).

Необходимо сделать технологический вырез (что бы было лучше видно на рисунке место выреза показано на не обклеенном фюзеляже):

Помните мы вклеивали в хвосте (слева и справа) две вставки одна с прямой, другая с полукруглой прорезями ? Вырежьте их в бумаги (там ходят тяги).

Сам фюзеляж готов !!! Осталось установить органы управления. Перед этим необходимо изготовить киль и стабилизатор. Об этом в следующей главе ...

Делаем киль и стабилизатор.

Киль и стабилизатор.

Изготовим киль и руль поворота. Вот их чертежи:

Киль:

После того, как вы изготовите нижнюю планку, просверлите в не (в торце) два отверстия под проволочные вставки. Нарежьте на них резьбу с двух сторон (с одной для вклейки, а с другой для крепежа). Вклейте их в нижнюю планку на эпоксидке.

Руль поворота:

Вычертите их на бумаге в натуральную величину. Положите чертежи на стапельную доску, накройте их полиэтиленовой пленкой и подбейте ровной рейкой так, что бы она приходилась на одну из границ чертежа как показано ниже:

Прямо по месту нарезайте и склеивайте между собой рейки клеем ПВА.Обратите внимание что они должны склеиваться подбитыми гвоздями так, что бы эти детали плотно прилегали к прибитой ровной рейки. Это необходимо для того, что бы приложить их и не было просветов.Положение внутренних реек в принципе не существенно (главное симметрия) . Поэтому не старайтесь точно попасть.

Изготовьте стабилизатор и руль высоты по той же технологии:

(слева внутренние рейки не показаны)

Детали собираются аналогично как и киль и руль поворота:

На эти детали необходимо установить привод к тягам, но это будет описано в последней части.

Собираем крыло

Конструкция крыла

Я разделю технологию постройки крыла от конкретных размеров и количества нервюр. В этой главе будет рассказано о технологии постройки крыльев для этой модели планера. Ее в дальнейшем можно применить и для учебного самолета. Достоинство этой конструкции - живучесть (относительная конечно). Я бы сказал что это разумный компромисс между летными и прочностными характеристиками. Его можно было бы сделать по классической наборной схеме из бальзы, но напомню, что мы строим учебный планер. Поэтому будет лучше описываемая ниже конструкция.

Понадобятся следующие материалы: сосновые рейки, 3-мм фанера (можно бальза) а лучше 3-4мм дощечки (под концевые нервюры), 2-бальзовых стандартных листа толщиной 2.5-3, пенопласт, алюминиевая (дюралевая) пластина. О том как обойтись без бальзы я возможно расскажу по окончании описания этой конструкции если на форуме этот вопрос будет задан (смотри главную страницу). В следующей главе я приведу размеры деталей.

Конструкция и технология изготовления крыла.

Крыло имеет V-образную форму, для приданию планеру большей устойчивости. Ее будет задавать V-образная пластина W1 из алюминия (в моем варианте толщиной 5мм):

Крыло должно быть разъемным (на левое и правое), поэтому необходимо сформировать в каждой половинке колодцы под пластину. Она должна очень туго входить. Изготовьте ее так, что бы кромки были строго параллельно друг другу (иначе либо она будет ненадежно держать два крыла или их не удастся разнять после сборки) и отполируйте ее. Колодцы образуются верхним и нижним лонжеронами каждого крыла и фанерными пластинами:

Изготовьте их 4. И ошкурьте их совместив с пластиной W1 так что бы они не отличались от нее по ширине. Сформируйте колодцы:

Обмотайте место соединения нитками промазанными клеем ПВА (неплохо было бы пластину намазать мылом, что бы она не приклеилась). В разрезе с торца это выглядит так:

Склеевуюмую и замотанную нитками конструкцию оставьте сушиться на ровной поверхности как показано ниже:

1 - лонжероны; 2 - фанерные пластины образующие вместе с лонжеронами колодцы под пластину 3; 3 - пластина W1; 4 - лавсановые нитки с клеем ПВА.

Допустим, что крыло имеет профиль:

А контур нервюры будет:

Выпилы в нервюре сделаны под верхний и нижний лонжероны. Их сечение будет как показано ниже (в описываемой конструкции все лонжероны крыла имеют одно и то же сечение):

Из 1-2мм фанеры (лучше липовых дощечек) изготовьте 4 таких нервюры.

Наберите бальзовых дощечек до толщины (в моем случае 6 мм) которая определяется углом V-образности крыла. В любом случае их можно будет дополнить. Изготовьте две нервюры таких как показано ниже:

Они устанавливаются в местах сочленения крыльев и из за V-образного крыла верхние части их по окончании сборки крыла стачиваются, что бы крылья плотно соединились между собой.

Поставьте на стапель склеенную заготовку:

и вклейте фанерную нервюру:

Изготовьте пенопластовые лобики крыла (для данной модели 4 длиной 50см и два длиной 8см). Помните профиль нервюры ? Он такой:

А профиль лобика будет:

Это ни что иное как "обрезанный" профиль. Возьмите подходящий кусок пенопласта длиной около 50 см и с помощью прибора для резки пенопласта вырежьте лобики. Это делается в три этапа. Сначала вырежьте брусок прямоугольного сечения:

Для чего изготовьте из жести два прямоугольника и приколите их с двух торцов гвоздями диаметром около 2х мм. Затем изготовьте два следующих шаблона:

Так же приколите их двухмиллиметровыми гвоздями к торцам и обрежьте пенопласт по ним. Будет лучше если вы изготовите эти шаблоны с "хвостиком" (это оранжевая часть).

Берется рейка с параллельными торцами сечением с оранжевую часть. К ее торцам прибиваются шаблоны так, что бы их часть закрашенная на рисунки оранжевым цветом совпала с рейкой. У вас получиться вот такое приспособление:

Рейку зажимаем в тисках. Заранее заготовленный брусок пенопласта кладем на рейку (длина бруска пенопласта должна быть равна длине рейки к торцам которой прибиты шаблоны) и пришпиливаем пенопласт к жестяным шаблонам гвоздями. Теперь можно резать. Ведите инструмент ровно !!! Практика показывает, что с первого раза не получается и пару заготовок вы испортите. Приготовьтесь к этому. Прорежьте пазы для лонжеронов, для чего изготовьте два шаблона следующего вида:

Разместите шаблоны с торцов и сделайте вырезы под лонжероны. Если у вас плотный пенопласт, то возможно предпочтительней эти вырезы сделать пилой.

В каждом крыле будет несколько лобиков склеенных между собой уже по месту. Вклейте их как показано ниже:

Вклейте вторую фанерную нервюру:

Приложите толстую (6-мм) бальзовую H0 нервюру как показано ниже:

Между нервюрами Н0 и следующей образовалось пустое место. Заполните его спереди и сзади от лонжеронов пенопластовыми вставками ЗП1 и ЗП2 (ЗП1 это кусок обрезанного лобика, а шаблон ЗП2 изготовьте сами - это просто):

Возьмите рейку заднего лонжерона и рубанком стесайте ее до треугольного сечения и приклейте клеем ПВА как показано ниже, притянув его резиновыми кольцами (их используют для скрепления денежных банкнот):

Сразу же приклейте передний лонжерон:

Когда все высохнет стесайте его модельным рубанком так, что бы он продолжал профиль крыла:

Желтым показано то что нужно стесать.

Для вашей модели крыла задано число нервюр. Разметьте их на пенопласте (учтите толщину нервюр) и острым ножом сделайте в пенопласте прорези:

Изготовьте необходимое число нервюр из бальзы толщиной 2.5-3 мм вида (их необходимо разместить вдоль слоев бальзы):

Изготовьте из текстолита или жести два шаблона с одинаково размеченными отверстиями под проволочные шпильки. Разметьте их на бальзе (отверстия так же). Острым ножом вырежьте их с запасом 2-3 мм. Просверлите намеченные отверстия. С помощью проволочных шпилек (проволока 2мм, с каждой стороны резьба) соедините шаблоны и все заготовки нервюр в пакет (текстолитовые шаблоны по краям, бальзовые заготовки посредине, а весь пакет стянут шпильками, на которые навернуты гайки). Обработайте шкуркой приклеенной к дощечки весь пакет по шаблонам и получите одинаковые нервюры.

Вставьте каждую нервюру в пенопласт в прорезь хорошо смазав ее клеем (место смазки клеем показано ниже зеленым цветом):

Вклейте таким образом все нервюры. Теперь их надо закрепить на заднем лонжероне. Для этого нарежьте бальзовых полосок (шириной такой же какой нервюра у заднего лонжерона) и длиной как расстояния между нервюрами. Выкройки полосок располагайте на бальзе вдоль слоев. Наклейте их на задний лонжерон (со стороны нервюр) так что бы они плотно располагались между нервюрами. Вот фрагмент крыла:

Обрежьте выступающие части лонжеронов, соберите два крыла в одно. Из за V-образной формы они не плотно соединяются. Верхние части нервюр соприкасаются, а нижние нет (я про толстые бальзовые нервюры). Обточите их до плотного прилегания.

Оклейте крыло принтерной размоченной бумагой на разбавленном клее ПВА как вы оклеивали фюзеляж (ВАЖНО:сушить в вертикальном положении - либо лобиками вниз, либо так, что бы лонжероны были вертикально):

Осталось только обтянуть крыло.

 

Чертеж крыла

 

Чертеж крыла.

Вся конструкция и технология изготовления крыла была описана в предыдущей главе. В данной главе необходимо только привести некоторые колличественные величины.

1. Профиль нерфюры. Я всял лист бымаги, положил на него шаблон и обвел карандашом (кое где я неровно обрезал - смотрите линию карандаша), вырезал из бумаги и наклеел на миллимитровку (ориентируйтесь по ее разметке):

Дюралевая пластина изготавливается из дюраля или алюминия:

ее толщина должна быть равной ширене сечения лонжерона минус две толщины фанерных боковинок, которые образуют боковые стенки колодца под эту пластину (у меня она толщиной около 5мм).

И наконец общие размеры:

На каждое крыло необходимо изготовить по 10 бальзовых нервюр профиля типа:

Что было описано в предыдущей главе.

 

Механизация управления рулями.

 

Механизация планера

Посмотрите на рисунок:

где:

1- Площадка под рулевые машинки
2- Шпангоуты
3- Рулевые машинки
4- Крепеж тяг рулевых машинок
5- Тяги (сосна)
6- Проволочные удлинители тяг идущие к хвосту
7- Вклеенные вставки с прорезями
8- Проволочные удлинители тяг идущие к рулевым машинкам

Обратите внимание, что рулевые машинки установлены навстречу друг другу.

Изготовьте сосновые тяги. Я брал сосновую реку. Зажимал в ручной дрели, которую струбциной приворачивал к столу. Оборачивал рейку очень крупной шкуркой и вращал дрель. Необходимо получить рейку круглого сечения, свободно проходящую в отверстие диаметром 6мм. Изготовьте проволочные соединители тяг с рулевыми машинками (8):

В тяге проделайте продольную канавку, в которую ляжет проволока. Видите на проволочной тяге зубец ?! Продавите его в деревянную тягу. Обмотайте нитками (виток к витку) и обмажьте клеем.

Аналогично изготовьте детали 6 и также закрепите их к деталям 5. Тяга 5 с прикрепленным удлинителем 6 должна проходить (пусть с усилием) в отверстие диаметром 6 мм. Длины тяг и удлинителей произвольные, главное что бы участок выхода из фюзеляжа детали 6 (то короткое место которое выгнуто под углом 45 градусов) в нейтральном положении рулевых машинок приходилось на центр прорезей 7 и тяга свободно перемещалась (место соединение деталей 5 и 6 в положении когда тяга полностью втянута должно остаться позади последнего шпангоута). Когда будете собирать поймете (тягу не делайте слишком короткой).

Для соединения деталей 6 с рулями я использовал готовые пластиковые детали промышленного изготовления (кстати они разъемные) типа:

Уголки бывают левые и правые. Соответственно крепятся они на липовые площадки рулей высоты и поворота шурупами (излишняя длина обкусывается). Не крепите их намертво.

Наклейте из шпона на фюзеляж две накладки (на рисунке ниже показаны синем цветом (они имеют форму проекции фюзеляжа)). Просверлите в фюзеляже (сквозь накладки) и в стабилизаторе (по осевой линии) два сквозных вертикальных отверстия:

Изготовьте вставку (показано зеленым цветом) Ее толщина 4-5 мм. Спилите ее на конус так что бы она была трапецеидальной формы и плотно прилегала к фюзеляжу и стабилизатору. Соберите конструкцию присоединив рули скотчем. подсоедините рулевые машинки к аппаратуре (тяга выходящая из фюзеляжа из полукруглой прорези управляет рулем высоты, а тяга выходящая из фюзеляжа из прямой прорези - рулем поворота соответственно [на рисунке тяги не показаны]). Наметьте отверстия на рулях для установки деталей показанных на предыдущем рисунке. Они устанавливаются на липовые вставки. Теперь соедините рули с тягами и добьетесь отклонения рулей так, что бы они не задевали друг друга и фюзеляж. В случае необходимости подпилите задевающие части.

Итак осталось произвести обтяжку и окончательную сборку. Разберите конструкцию, отклейте скотч.

 

Обтяжка модели.

 

Обтяжка модели.

Начнем обтяжку с киля, и стабилизатора (если вы будете делать петли из нитки, то это нужно делать до обтяжки ). Для этого понадобиться лавсан, толуол, клей "Момент", утюг. Обтяжку производят двумя кусками - верх и низ. Верхний кусок оборачивает обтягиваемей элемент и приклеивается снизу, соответственно нижний сверху. Лучше сначала приклеивать нижний кусок. Раскроим лавсан. Кладем обтягиваемый элемент на лавсан и обводим фломастером. Прикидываем припуск для заворачивания по краям на другую сторону, проводим линию и вырезаем. Когда лавсан раскроен приготовим клей. Разбавим "Момент" в стеклянной посуде толуолом до жидкого, а не сметанообразного состояния. Клей мазать нужно только по конуру. Не дай вам бог намазать рейки решетки или нервюры. Технология проста. Тонким слоем мажем по контуру лавсан нижней части и обтягиваемый элемент. Даем клею просохнуть (он не должен прилипать к рукам) это где то минут 10. Аккуратно накладываем лавсан на элемент. Места намазанные клеем будут прилипать друг к другу. Накладывайте лавсан без морщин (по мере возможности). В случае чего его еще можно отодрать. Разогреваете утюг так горячо, что бы он не плавил лавсан (проверяется обрезком лавсана). Утюгом проглаживаете только места склейки. Так же приклеиваете верхнюю заготовку лавсана. Теперь необходимо его натянуть. Для этого прогладьте лавсан утюгом. Он сожмется и натянется. Это надо делать постоянно контролируя не повело ли элемент. Особенно это актуально для крыльев. Если все таки элемент повело, выпрямите его. Вы увидите место где натяжение лавсана упало - там его нужно прогладить утюгом. По окончании обтяжки необходимо проверить все элементы, а особенно крылья - не повело ли их и при необходимости выправить. Предостережение: не проводите утюгом по крыльям в тех местах, где находиться пенопласт (по крайней мере не задерживайтесь там).

Это достаточно длительная процедура. Итак модель почти готова. Приступим к сборки.

 

Окончательная сборка

 

Окончательная сборка.

Почти все готово !!! Но изготовим еще одну деталь - леерный крюк:

Для чего возьмите 4мм стальную проволоку и на одном концов нарежьте резьбу такой длины, что бы на нее можно было навернуть гайку, положить шайбу, продеть в отверстие в 4мм фанеры (дно фюзеляжа планера), положить шайбу и навернуть гайку. Потом загните. В дне фюзеляжа планера по осевой линии как показано на рисунке:

просверлите отверстие и установите леерный крюк.

Теперь займемся хвостом. Как вы уже сами догадались, что выходящие из киля вклеенные проволочены (на них снизу нарезана резьба), проходящие через стабилизатор, деревянную вкладку и фюзеляж держат киль и стабилизатор. На них нужно навинтить пластиковые гайки. Между килем и рулем поворота, между стабилизатором и рулем высоты нет петель !!! Эту роль будет выполнять скотч. Рассмотрим соединение скотчем на примере стабилизатора и руля высоты (на рисунке показан вид с боку) :

(на мой взгляд все же лучше, но более трудоемко сделать ниточные петли: в разделе статей это есть, но тогда это нужно делать до обтяжки)

Приложите руль высоты к стабилизатору в положение отклонения вниз, а сверху приклейте руль высоты к стабилизатору (скотч сверху):

Отклоните вверх руль высоты и аналогично приклейте руль высоты к стабилизатору (скотч снизу).

Установим киль и стабилизатор (плотно завинтите пластиковые гайки).

Установите тяги в фюзеляж и соедините их с рулями высоты и поворота. Соедините рулевые машинки с аппаратурой и установите их в нейтральное положение (ручки и триммера на передатчике в центральное положение). Соедините тяги с рулевыми машинками. Добейтесь что бы все рули были в нейтральных положениях и отклонялись вместе с перемещением ручек передатчика.

Наклейте на фюзеляж реки под крылья (предварительно прошкурив место под рейки):

Вклейте деревянную вставку в фюзеляж на место передней кромки крыла, повторив профиль щечек и учтя, что крыло в сборе имеет V-образную форму:

Установите крепеж крыла. Помните в каждой щечки фюзеляжа мы сверлили 6мм отверстие и вклеивали треугольные вставки с такими же 6мм отверстиями ? В них проденьте 6мм деревянные штыри:

Убедитесь, что они плотно стоят.Отрежьте три куска рыболовной резины длиной 80см. Свяжите каждый кусок в кольцо. Положите собранные две половинки крыла на фюзеляж между только что вставленными штурями. Плотно примотайте крыло к штырям фюзеляжа тремя резиновыми кольцами. Положите модель на стол и проверьте на сколько крыло получилось ровное. Если оно изогнуто, то добейтесь что бы оно было прямое (смотри главу Обтяжка ).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.