Сделай Сам Свою Работу на 5

Спонсорство и благотворительность





Под благотворительной деятельностью согласно ст. 1 Федерального закона от 11.08.95 г. N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (в ред. от 22.08.04 г.; далее — Закон N 135-ФЗ) понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.
Не являются благотворительной деятельностью направление денежных и других материальных средств, оказание помощи в иных формах коммерческим организациям; поддержка политических партий, движений, групп и кампаний (п. 2 ст. 2 Закона N 135-ФЗ).

Участниками (сторонами) благотворительной деятельности являются благотворители или добровольцы и благополучатели.

Благотворителями (гражданами и юридическими лицами) называются лица, осуществляющие благотворительные пожертвования в форме бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передачи в собственность имущества, в том числе денежных средств и (или) объектов интеллектуальной собственности, а также бескорыстного наделения правами владения, пользования и распоряжения любыми объектами права собственности.



Если работы и услуги бескорыстно (безвозмездно или на льготных условиях) осуществляют юридические лица, то они называются благотворителями. Если же выполнение работ в форме безвозмездного труда, в том числе в интересах благотворительной организации, осуществлено гражданином, то он именуется добровольцем.

Благополучатели — это граждане и юридические лица, в интересах которых осуществляется благотворительная деятельность.

Согласно ст. 2 Закона N 135-ФЗ благотворительная деятельность осуществляется в следующих целях:


— социальной поддержки и защиты граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы;
— подготовки населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
— оказания помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;
— содействия укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов;
— содействия укреплению престижа и роли семьи в обществе;
— содействия защите материнства, детства и отцовства;
— содействия деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;
— содействия деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;
— содействия деятельности в сфере физической культуры и массового спорта;
— охраны окружающей природной среды и защиты животных;
— охраны и должного содержания зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения.



Никто не вправе ограничивать свободу выбора целей благотворительной деятельности и форм ее осуществления. Граждане и юридические лица вправе свободно осуществлять благотворительную деятельность индивидуально или объединившись, с образованием или без образования благотворительной организации.

Благотворительная организация — некоммерческая организация, созданная для ведения благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц, но не для получения прибыли. Такая организация не может быть государственной или муниципальной, ее учредителями могут выступать только физические и (или) юридические лица (ст. 6 Закона N 135-ФЗ).



Статус «благотворительная организация» присваивается регистрирующими органами субъекта Российской Федерации. Благотворительная организация вправе создавать филиалы и открывать представительства на территории Российской Федерации с соблюдением требований законодательства Российской Федерации.

Благотворительные организации создаются только в следующих организационно-правовых формах:


— общественная организация;
— фонд;
— учреждение.

Благотворительная организация может быть в форме учреждения, если ее учредителем является благотворительная организация.

Учредителями благотворительной организации в зависимости от ее формы могут выступать физические и (или) юридические лица. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также государственные и муниципальные унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения не могут выступать учредителями благотворительной организации.

Благотворительные некоммерческие организации относятся к юридическим лицам, в отношении которых их учредители(участники) не имеют имущественных прав.

Имущество, переданное некоммерческой благотворительной организации ее учредителями (учредителем), является собственностью благотворительной организации и может быть использовано лишь для достижения целей, предусмотренных в ее учредительных документах.

При ликвидации благотворительной организации имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, используется на благотворительные цели в предусмотренном уставом порядке или по решению ликвидационной комиссии, если порядок использования имущества благотворительной организации не предусмотрен в ее уставе.

Благотворительные некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность, призванную служить достижению целей, ради которых они созданы, и соответствовать этим целям.

Для этого благотворительная организация вправе учреждать хозяйственные общества. Не допускается участие благотворительной организации в хозяйственных обществах совместно с другими лицами.

Источниками формирования имущества благотворительной организации могут являться:


— взносы учредителей благотворительной организации;
— членские взносы (для благотворительных организаций, основанных на членстве);
— благотворительные пожертвования, в том числе носящие целевой характер (благотворительные гранты), предоставляемые гражданами и юридическими лицами в денежной или натуральной форме;
— доходы от внереализационных операций, включая доходы от ценных бумаг;
— поступления от деятельности по привлечению ресурсов (проведениекампаний по привлечению благотворителей и добровольцев, включая организацию развлекательных, культурных, спортивных и иных массовых мероприятий, проведение кампаний по сбору благотворительных пожертвований, проведение лотерей и аукционов в соответствии с законодательством Российской Федерации, реализацию имущества и пожертвований, поступивших от благотворителей, в соответствии с их пожеланиями);
— доходы от разрешенной законом предпринимательской деятельности;
— поступления из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных фондов;
— доходы от деятельности хозяйственных обществ, учрежденных благотворительной организацией;
— труд добровольцев;
— иные не запрещенные законом источники.

Благотворительной программой является комплекс мероприятий, утвержденных высшим органом управления благотворительной организацией и направленных на решение конкретных задач, соответствующих уставным целям этой организации. Она включает смету предполагаемых поступлений и планируемых расходов (включаярасходы на оплату труда лиц, участвующих в реализации благотворительной программы), устанавливает этапы и сроки ее реализации.

На финансирование благотворительных программ (включая расходы на их материально-техническое, организационное и иное обеспечение, на оплату труда лиц, участвующих в реализации благотворительных программ, и другие расходы, связанные с реализацией благотворительных программ) должно быть использовано не менее 80% поступивших за финансовый год доходов от внереализационных операций, поступлений от учрежденных благотворительной организацией хозяйственных обществ и доходов от разрешенной законом предпринимательской деятельности. При реализации долгосрочных благотворительных программ поступившие средства используются в установленные сроки.

Денежные средства могут передаваться благотворительной организацией адресно (т.е. непосредственно каждому нуждающемуся) или путем направления их на проведение различных мероприятий по поддержке и социальной адаптации тех или иных категорий граждан.

Для того чтобы сделать благотворительный взнос или пожертвование, не требуется согласие получателя. Такие сделки в соответствии с п. 2 ст. 154 ГК РФ являются односторонними, их письменная форма не обязательна.

Передача средств в целях благотворительности фиксируется в первичном документе (приходном ордере, акте приемки-передачи и т.п.), в котором должны быть указаны данные о получателе и благотворителе.

Благотворители вправе определять цели и порядок использования своих пожертвований. В связи с этим целесообразно заключать договор о предоставлении средств в благотворительных целях с тем, чтобы проконтролировать, как и на что были потрачены деньги и как было использовано переданное имущество. В договоре должна быть указана цель предоставления средств и порядок их использования получателем.

Кроме того, наличие договора (контракта) с получателем благотворительной помощи на безвозмездную передачу товаров(выполнение работ, оказание услуг) в рамках оказания благотворительной деятельности обязательно для целей применения льготы по налогу на добавленную стоимость.

Орган, принявший решение о государственной регистрации благотворительной организации, осуществляет контроль за соответствием ее деятельности целям, ради которых она создана(п. 2 ст. 19 Закона N 135-ФЗ). Благотворительная организация ежегодно представляет в этот орган отчет о своей деятельности в тот же срок, что и годовой отчет о финансово-хозяйственной деятельности в налоговые органы.

Отчет содержит следующие сведения:


— о финансово-хозяйственной деятельности, подтверждающие соблюдение требований Закона N 135-ФЗ по использованию имущества и расходованию средств благотворительной организации;
— персональном составе высшего органа управления благотворительной организацией;
— составе и содержании благотворительных программ благотворительной организации (перечень и описание указанных программ);
— содержании и результатах деятельности благотворительной организации.

Отчеты составляют ежегодно и сдают в налоговую инспекцию вместе с бухгалтерской отчетностью.

В отчете указывается, сколько денег и на что потрачено за год, а также перечисляются мероприятия, которые организация проводит и планирует провести за счет благотворительных средств.

Налоговые органы осуществляют контроль за источниками доходов благотворительных организаций, размерами получаемых ими средств и уплатой налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах.

При обнаружении в течение года налоговыми органами нарушений в отчете необходимо указать, какие нарушения были допущены и что было сделано для того, чтобы их исправить.

Налог на прибыль

В соответствии со ст. 1 Закона N 135-ФЗ, под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки. Благотворительная деятельность осуществляется в целях, поименованных в ст. 2 указанного выше Закона.

В соответствии со ст. 582 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях.

Пожертвования могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и учебным учреждениям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, а также государству и другим субъектам гражданского права.

Порядок исчисления и уплаты налога на прибыль организаций регулируется главой 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно п. 2 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. Перечень целевых поступлений, приведенный в п. 2 ст. 251 НК РФ, включает:

— осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях вступительные взносы, членские взносы, целевые взносы и отчисления в публично-правовые профессиональные объединения, построенные на принципе обязательного членства, паевые вклады, а также пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации;

— имущество, переходящее некоммерческим организациям по завещанию в порядке наследования;

— суммы финансирования из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, выделяемые на осуществление уставной деятельности некоммерческих организаций;

— средства и иное имущество, которые получены на осуществление благотворительной деятельности.

При применении положений п. 2 ст. 251 НК РФ следует иметь в виду, что целевые поступления не будут учитываться в доходах у получателей этих поступлений только при соблюдении следующих условий:


1) целевые поступления не должны относиться к подакцизным товарам и подакцизному минеральному сырью (данные понятия определены в ст. 181 НК РФ);
2) целевые поступления должны быть использованы по назначению(использованы на осуществление благотворительной деятельности в целях, поименованных в ст. 2 Закона N 135-ФЗ; на ведение религиозными организациями уставной деятельности);
3) налогоплательщики — получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных(произведенных) в рамках целевых поступлений.

При нарушении 1-го или 3-го условия полученные целевые поступления будут признаваться внереализационным доходом на дату их получения и, соответственно, учитываться при определении налоговой базы. В случае нарушения 2-го условия, то есть использования полученного имущества (денежных средств) не по целевому назначению, согласно п. 14 ст. 250 НК РФ такие поступления будут также включаться в состав внереализационных доходов, но только на дату их фактического использования не по целевому назначению. Кроме того, в соответствии с указанным пунктом налогоплательщики, получившие имущество (в том числе денежные средства), работы, услуги в рамках благотворительной деятельности, целевые поступления или целевое финансирование, по окончании налогового периода представляют в налоговые органы по месту своего учета отчет о целевом использовании полученных средств по форме, утверждаемой МНС России.

В НК РФ предусмотрено, что в налоговой декларации по налогу на прибыль организаций должны отражаться не только данные, относящиеся к коммерческой деятельности некоммерческих организаций, но и данные о средствах, поступивших на их содержание и ведение уставной деятельности, и сведения об их расходовании.

Во исполнение п. 14 ст. 250 НК РФ Министерство Российской Федерации по налогам и сборам Приказом от 11.11.2003 N БГ-3-02/614(с учетом изменений и дополнений) утвердило Лист 10 «Отчето целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования» Налоговой декларации по налогу на прибыль организаций.

Представление налоговой декларации в таком объеме необходимо для осуществления контроля за использованием по целевому назначению целевых поступлений и других доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Таким образом, объект налогообложения по налогу на прибыль у некоммерческих организаций, в том числе у благотворительных фондов, возникает при нецелевом использовании доходов, не учитываемых при определении налоговой базы, перечень которых приведен в ст. 251 НК РФ.

Для организаций, участвующих в благотворительной деятельности, следует учитывать, что средства, направленные на благотворительную деятельность, налогооблагаемую прибыль не уменьшают, так как в соответствии с п. 34 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде целевых отчислений, произведенных налогоплательщиком на содержание некоммерческих благотворительных организаций и ведение ими уставной деятельности.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.