Сделай Сам Свою Работу на 5

Военные реформы периода раннего капитализма в России (1862—1874 г.г.).





Поражение России в Крымской войне 1853-56 гг. показало военную слабость страны, серьезные недостатки в организации армии и военного управления. В армии требовались срочные преобразования. По распоряжению императора была создана особая комиссия «для улучшения по военной части». К сожалению, комиссия занялась именно «улучшениями» (упрощение строевых уставов, составление новой программы боевой подготовки, модернизация некоторых видов вооружения и т.д.), а не реформированием всей военной системы. К широкомасштабной военной реформе в России приступили только в начале шестидесятых годов, когда Военное министерство возглавил Дмитрий Алексеевич Милютин.

В феврале 1862 г. Александру II был представлен доклад, подготовленный под руководством военного министра, в котором излагалась программа коренных военных преобразований. Суть преобразований сводилась к созданию современной массовой кадровой армии, способной обеспечить надежную защиту государства. Доклад был одобрен и послужил основой для проведения военный реформы (ее иногда называют милютинской), которая затронула все стороны военного дела, но наиболее глубоко охватили три его области: военное управление, комплектование армии и обучение военных кадров.



Существенному реформированию подверглась система военного управления, произошел переход от жесткой централизации к широкой самостоятельности и инициативе командиров на местах. В 1864 г. было принято «Положение о военных округах». На территории России вводилось 15 военных округов: Варшавский, Виленский, Киевский, Одесский, Петербургский, Московский, Финляндский, Рижский, Харьковский, Казанский, Кавказский, Туркестанский, Оренбургский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский. Во главе округов стояли командующие войсками, часто они являлись и генерал-губернаторами, соединяя в своих руках военную и гражданскую власть. В округе сосредотачивались все функции военного управления, что значительно повышало оперативность руководства войсками. Военно-окружное управление состояло из военно-окружного совета, окружного штаба и управлений: интендантского, артиллерийского, инженерного и инспектора военных госпиталей. Высшей тактической единицей стали дивизии, начальники которых получили широкие полномочия по организации всех сторон их жизни и боевой подготовки.



Параллельно проходила реорганизация центрального военного управления. В 1869 г. было принято «Положение о Военном министерстве», которое определило его новую структуру. В министерстве создавались семь главных управлений (интендантское, артиллерийское, инженерное, военно-учебных заведений, военно-медицинское, военно-судебное и иррегулярных войск), две инспекции (кавалерии и стрелковых батальонов) и различные комитеты. Значительно расширились функции Военного Совета. Было создано Главное управление Генерального штаба. Одновременно вводилась должность начальника штаба дивизии.

В 1869 году было принято, а в 1873 г. уточнено «Положение о полевом управлении армиями, корпусами и отрядами в военное время». Положение значительно упрощало структуру полевого управления действующей армии и существенно расширяло возможности главнокомандующих, которым предоставлялось право вести боевые действия сообразуясь с обстановкой, руководствуясь утвержденным общим планом.

Реформа военного управления позволила устранить излишнюю централизацию, значительно повысить инициативу и ответственность за принятые решения на местах и почти на половину сократить аппарат военного управления.

Значительному реформированию подверглась система военного образования, в котором происходил переход от подготовки офицеров - носителей кастового военного духа, лишенных собственного мнения и самостоятельности, к подготовке всесторонне образованных, инициативных военных профессионалов.



Военно-учебные заведения были разделены на четыре разряда. К первому относились академии, дававшие высшее военное и специальное образование. Во второй разряд входили военные и юнкерские училища, специальные классы Пажеского и Финляндского кадетских корпусов, готовившие офицеров для войск. Третий разряд составляли военные гимназии и прогимназии, которые давали общее образование. В четвертый разряд входили военные школы, которые готовили технических специалистов, унтер-офицеров и фельдшеров.

В ходе реформы были созданы две новые военные академии (Морская и Военно-юридическая) и увеличен прием слушателей в существующие академии (Генерального штаба, Артиллерийскую, Инженерную и Медико-хурургическую). Учебные планы академий были переработаны с учетом большей практической направленности. Значительным нововведением стала централизованная подготовка педагогов для военно-учебных заведений.

Были ликвидированы кадетские корпуса (кроме Пажеского и Финляндского), где юноши на 7-9 лет практически изолировались от общества и буквально «пропитывались» аракчеевским духом. Вместо кадетских корпусов создаются военные и юнкерские училища, а для подготовки к поступлению в них - военные гимназии и прогимназии. Военные гимназии с семилетним сроком обучения давали общее среднее образование и готовили юношей к поступлению в военные училища, из которых они через три года выпускались подпоручиками или корнетами. Военные прогимназии с четырехлетним сроком обучения давали общее начальное образование, их выпускники могли поступать в двухгодичные юнкерские училища. Выпускникам юнкерских училищ присваивали звание портупей-юнкер, а офицерские звания они через определенный срок получали в войсках. Присвоение офицерских званий лицам без специальной подготовки было прекращено и допускалось только в виде исключения в боевых условиях. Войсковым унтер-офицерам и вольноопределяющимся, имеющим начальное образование, теперь для получения офицерского чина необходимо было закончить юнкерское училище или сдать специальные экзамены.

Для подготовки военных специалистов низового звена использовались четырехлетние артиллерийские, топографические и военно-фельдшерские школы. Они давали хорошую военную подготовку, и их выпускникам, после определенного срока службы в нижних чинах, могли присваиваться офицерское звание или классный чин. Унтер-офицеров стали готовить в специальных учебных командах или школах с двухлетним сроком обучения.

Принятые меры смогли значительно повысить уровень подготовки офицерского корпуса, военных специалистов низового звена и унтер-офицеров. Но «больной» для русской армии вопрос подготовки офицеров запаса так и не был решен.

Опыт Крымской войны, стремительное развитие военного дела и принятие на вооружение нарезного оружия потребовали значительного изменения всей системы боевой подготовки войск. Несмотря на активное противодействие сторонников «шагистики», в ходе милютинской реформы стал претворяться в жизнь принцип - учить войска тому, что необходимо на войне.

При Военном министерстве в 1862 г. создается «Комитет по устройству и образованию войск», который принял деятельное участие в разработке «Воинского устава о строевой пехотной службе». В новом уставе особое внимание уделялось одиночному обучению и привитию навыков владения оружием. В 1863 г. был издан приказ об обучении рекрутов, который требовал учить воинов упражнениям с оружием и стрельбе в цель, правилам рассыпного и шереножного строя, саперному делу и действиям на различной местности.

Новые принципы военной подготовки требовали от военнослужащих высоких физических качеств. В войсках вводятся занятия гимнастикой и фехтованием, строятся гимнастические городки и специальные укрепления - предшественники современных «полос препятствий».

Повышаются требования к профессиональной подготовке офицеров, она становится обязательной и постоянной. Вводится в практику проведение с офицерами тактических учений и занятий на местности, решение устных и письменных тактических задач, проведение лекций и бесед по различным военным дисциплинам. Для повышения квалификации офицеров, отработки новых тактических приемов и практики владения новыми образцами оружия открываются стрелковая и кавалерийская офицерские школы. Особое внимание в войсках уделяется подготовке молодых офицеров.

Изменяется отношение к общему развитию солдат. В частях создаются школы для обучения солдат грамоте, открываются библиотеки. Для низших чинов начинают издавать специальные журналы «Солдатская беседа» и «Чтения для солдат».

Принятые меры позволили значительно повысить уровень боевой подготовки войск, что практически подтвердилось в ходе русско-турецкой войны 1877-78 годов.

В ходе проведения реформы предстояло решить самую сложную задачу - кардинально изменить рекрутскую систему комплектования войск, которая уже многие десятилетия сдерживала развитие армии и не позволяла создать подготовленные резервы на случай войны.

В январе 1874 г. после бурных дебатов и жесткого сопротивления противников реформы был принят Устав о всесословной воинской повинности. Защита престола и Отечества в нем объявлялась священной обязанностью каждого российского подданного. Воинской повинности подлежало все мужское население без различия сословий, достигшее 20 лет.

Был установлен общий срок службы: в армии 15 лет (6 - действительная служба и 9 - в запасе), на флоте 10 лет (7 - действительная служба и 3 - в запасе). Вводилось значительное количество льгот для призывников в зависимости от их образования, семейного и имущественного положения. От призыва освобождались врачи, учителя, деятели науки и искусства, священнослужители, значительная часть «инородческого» населения. В то же время отменялись основные привилегии дворянству, пожалованные еще Петром III.

Введение всесословной воинской повинности, несмотря на то, что на деле она не стала всеобщей, позволила России создать массовую армию и организовать подготовку резервов.

Важное место в милютинской реформе заняло перевооружение армии и флота. В армии последовательно вводят несколько образцов нарезного стрелкового оружия, пока не остановились на винтовке Бердана № 2 с четырехгранным штыком. Берданка, как ее стали называть, имела дальность стрельбы 1500 шагов и скорострельность 8-9 выстрелов в минуту, отличалась простотой конструкции и хорошей точностью боя. По многим качествам она превосходила ружья, принятые на вооружение в европейских армиях. Существовало три разновидности этой винтовки: пехотная, драгунская и казачья. Был принят на вооружение револьвер системы Смита и Вессона со скорострельностью 6 выстрелов в минуту.

Благодаря разработкам отечественных ученых-артиллеристов принимаются на вооружение заряжающиеся с казенной части стальные и бронзовые орудия. «Новые орудия нашей полевой артиллерии, - писал императору военный министр, - по своим качествам не оставляют желать ничего лучшего и не только нимало не уступают орудиям других европейских государств, но во многом превосходят их».

На флоте на смену парусным приходят паровые броненосные корабли.

Переход к нарезному дальнобойному оружию оказал значительное влияние на развитие новых форм боевых действий, способствовал совершенствованию российской промышленности. К сожалению, из-за отсталости собственной промышленной базы и недостаточного финансирования перевооружение шло очень медленно и еще длительное время в армии оставалось на вооружении значительное количество устаревшего оружия.

В шестидесятые годы в армии была проведена военно-судебная реформа. В ходе ее проведения ставилась задача поднять нравственное состояние армии, способствовать формированию чувства долга и чести, а в результате - изменить отношение к солдатской службе. В армии вводятся Дисциплинарный устав, Устав внутренней службы, Военно-судный устав, Воинский устав о наказаниях, Положение об охранении воинской дисциплины и взысканиях дисциплинарных. Они провозглашают охрану чести и достоинства солдата. Отменяются телесные наказания, позорящие человеческое достоинство, но как «временная мера» сохраняются наказания розгами. Вводится суд общества офицеров, который мог принимать решения об удалении из офицерской среды недостойных. Создается система военных судов (полковые, военно-окружные и Главный военный суд).

Военная реформа, проведенная Д.А. Милютиным, позволила создать массовую, хорошо подготовленную армию, способную в короткие сроки значительно увеличивать свой состав за счет мобилизационного развертывания. Несмотря на свою прогрессивность, реформа носила ограниченный характер, проводилась в условиях сильного сопротивления как в военных кругах, так и в руководстве государства.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.