Сделай Сам Свою Работу на 5

Культура эпохи Просвещения

Европейское Просвещение — вполне конкретный комплекс идей, породивший определенную систему культуры. Здесь уже можно вести речь об изменениях в сознании огромной массы людей. Они, по словам - Канта, вышли "из состояния своего несовершеннолетия" и были захвачены потоком новых идей, что привело к рождению нового типа культуры. Культура эпохи европейского Просвещения имеет ряд специфических черт.

Во-первых, для философии эпохи Просвещения характерен деизм (учение о Боге как творце вселенной, которая после ее создания подчинена естественному, закономерному ходу событий). Деизм открывает возможность выступать против религиозного фанатизма и "христианской церкви, за свободу совести и освобождение науки и философии от церковной опеки. Представители деизма (Вольтер и Руссо во Франции, Дж. Локк в Англии и др.) противопоставляли вере разум. В эпоху Просвещения христианство теряет свою силу, проявляется стремление освободить разум от церковного влияния.

Во-вторых, апелляция просветителей к общечеловеческим ценностям привела к космополитизму. Он выражался в осуждении всякого национализма и убеждении в равных возможностях каждой нации. Вместе с тем распространение космополитизма вызвало падение чувства патриотизма, что наиболее ярко видно на примере Франции. "С самого начала французская революция отличалась космополитизмом, ее трудно назвать собственно французской... тогда идеалом считался скорее абстрактный "человек", но отнюдь не Родина" (Э. Фагэ). В умах писателей эпохи Просвещения все чаще возникает мысль о единстве человечества и культуры.

В-третьих, культуре эпохи Просвещения присуща "научность". К началу XVIII в. естествознание переживало бурный подъём. Ученые середины XVIII в. стремились объяснять все явления природы исключительно естественными причинами. Это вовсе не были эмпирики то, что раньше было уделом немногих, теперь стало общим достоянием, примером чего служит знаменитая французская Энциклопедия. Здесь на историческую арену впервые выступило самостоятельное и цельное научное мировоззрение. В эпоху Просвещения завершилось формирование современной науки с ее идеалами и нормами, определившими последующее развитие техногенной цивилизации.



В-четвертых, с "научным духом" связана такая черта культуры эпохи Просвещения, как рационализм (недаром Просвещение называют веком разума). Идеологи Просвещения верили, что именно с помощью разума будет найдена истина о человеке и окружающей природе. Рационализм — основополагающая черта культуры эпохи Просвещения. Разум трактовался как источник и двигатель познания, этики и политики: человек может и должен действовать разумно; общество может и должно быть устроено рационально. Культ разума в XVIII веке стал главной культурной идеей. Вольтер называл свой век веком разума, распространившимся по Европе — от Петербурга до Кадиса.

В-пятых, определяющей чертой культуры эпохи Просвещения является идея прогресса, которая тесно переплетается с понятием "разума". Именно в эпоху Просвещения была сформулирована концепция "вера в прогресс через разум", определившая надолго развитие европейской цивилизации.

В-шестых, для культуры просветителей характерна абсолютизация значения воспитания в формировании нового человека. Деятелям той эпохи казалось, что достаточно создать целесообразные условия для воспитания детей — и в течение одного-двух поколений все несчастья будут искоренены. Подвергнув критике прошлое, XVIII век вынужден был все отыскивать и устраивать заново. Была сделана ставка на нового человека, свободного от наследия той или иной философской, религиозной или литературной традиции. В XVII веке Декарт разработал рационалистический метод познания и выдвинул концепцию "врожденных идей". В противовес ему Локк утверждал, что не существует "врожденных идей", а поэтому нет и людей "голубой крови", претендующих на особые права и преимущества. Произведение Джона Локка "Опыт о человеческом разуме" стало своего рода манифестом эпохи Просвещения. Его мысли о воспитании человеческой личности и роли социальной среды в этом процессе легли в основу многих философских, социологических и идеологических идей Просвещения. Все просветители были почти единодушны в том, что если человека формирует опыт, то это должен быть разумный опыт, ибо разум — главный критерий истины и справедливости.

Знаменательным событием стало издание во Франции "Великой Энциклопедии".В деле участвовали сотни популяризаторов и про­пагандистов идей Просвещения. Энциклопедия сплачивала вокруг себя образованнейших людей Франции. В Париже образовался кружок философов-энциклопедистов, который заявил о себе в начале 50-х годов как об общественной партии. Энциклопедисты во главе с Денни Дидро приняли непосредственное участие в создании 35-томной "Энциклопедии или Толкового словаря наук, искусств и ремесел". Цель многотомного издания — подвести итоги познаний человечества в различных отраслях. Энциклопедия стала кодексом французского Просвещения. Она была не просто сводом научных знаний, а вела борьбу с общественными предрассудками и предназначалась не для одних ученых, а для всего общества. Первый том вышел в 1751 году.

Именно в эпоху Просвещения, когда главной ценностью был объявлен человек и его разум, само слово "культура" впервые стало общепризнанным термином, о смысле которого рассуждали не только мыслители века, но и простая публика. Вслед за философами, представители различных течений общественной мысли и художественного творчества развитие культуры начали связывать с разумом, нравственно-этическим началом. Уже за это можно высоко оценивать век Просвещения, несмотря на множество свойственных ему ошибок и заблуждений.

XVIII век стал знаменателен и для культуры России. Направленные на модернизацию и европеизацию русского общества и российской культуры радикальные реформы ПетраI были исторически обусловлены и вместе с тем насильственны. Дальнейшее "обмирщение", утверждение нового взгляда на человеческую личность, "спрессованность" культурного процесса - вот признаки петровского времени и всего столетия. Но, несмотря на решительность коренных преобразований, русская культура вновь демонстрирует умение выживать и сохранять неповторимые черты.

Вполне естественно, что рост промышленности, нараставшие изменения в укладе жизни резко увеличили потребность в специалистах, которых могла подготовить только новая светская школа. Началась реформа образования. Начало системе светского образования положило открытие в 1701 году "Школы математических и навигацких наук" и Пушкарской (артиллерийской) школы в Москве. За короткое время начали работать еще несколько профессиональных школ: инженерная, медицинская, горная. На базе некоторых из них впоследствии образовались высшие специальные учебные заведения. Своеобразным итогом петровских преобразований в области просвещения и науки было открытие в 1725 г. Академии наук, особенностью которой было объединение научно-исследовательских и педагогических функций •(в ее системе находились университет и гимназия). Академия имела также свои библиотеку, музей, типографию, ботанический сад, физическую и химическую лаборатории.

12 января 1755 г. (25 января в Татьянин день) императрицей Елизаветой Петровной был подписан указ об учреждении в Москве университета с двумя гимназиями. Хотя в нем говорилось, что Московский университет создан по примеру европейских, "где люди всякого звания свободно наукою пользуются", однако для дворянских детей предназначалась одна гимназия, для разночинцев — другая. Лишь став студентами, они учились совместно и все, независимо от происхождения, получали шпаги, таким образом, статус разночинца повышался. В отличие от европейских университетов обучение в Московском университете в XVIII в. было бесплатным, а для 30 студентов предусматривалось казенное содержание.

В 40-е годы началась научная деятельность М. В. Ломоносова (1711-1765), ставшего в 1745 г. первым русским профессором, членом Академии наук. Решая практические задачи, он занимался горным делом, металлургией, производством стекла и одновременно достиг больших Успехов в разработке теоретических проблем. Ломоносов сформулировал закон сохранения материи и движения (почти на 30 лет раньше французского химика А. Лавуазье), явился одним из создателей учения о теплоте как о молекулярном движении, стал основоположником физической химии и т. д. Не менее разнообразной и плодотворной была деятельность ученого в области гуманитарных наук: ему принадлежит выдающаяся роль в реформе русского языка; ученый оставил многочисленные записки на общественно-политические и экономические темы и т. п. Неоценим вклад М. В. Ломоносова в развитие просвещения. Он был одним из инициаторов создания Московского университета. Им написана книга "Древняя Российская история", где автор впервые коснулся вопроса об этногенезе славян, высоко оценив их древнюю культуру. Ломоносов пробовал свои силы и как художник, пытаясь возродить искусство мозаичной живописи (мозаичное панно "Полтавская битва").

Важнейшим направлением общественной мысли второй половины XVIII - нач. XIX вв. явилось просветительство,нашедшее широкое отражение в деятельности Н. И. Новикова (1744-1818), крупнейшего издателя и журналиста своего времени (сатирические журналы "Трутень", "Живописец", "Кошелек", "Пустомеля"). Традицию радикального просветительства поддерживал А. Н. Радищев(1749-1802). Впервые в истории русской общественной мысли он не только заклеймил "чудище" самовластия, но и поставил вопрос о ликвидации крепостничества и самодержавия революционным путем ("Путешествие из Петербурга в Москву"). Однако Радищев опасался повторения ужасов пугачевщины, якобинского террора и отводил для подготовки революции посредством просвещения народа целое столетие.

К реформам Петра I можно относиться по-разному, но фактом остаётся то, что уже к началу XIX века русская культура, усвоив многообразные направления культуры западноевропейской и при этом, сохранив, самобытность, входит в самый благополучный период своего существования. Период с середины до 90-х годов XIX века принято называть "золотым веком" русской культуры. В литературе, философии, изобразительном искусстве, музыке, театре были одновременно достигнуты поразительные вершины, причем музыка и литература часто находятся во взаимодействии. М. И. Глинка, основоположник русской музыкальной классической школы сочиняет оперу по пушкинской поэме "Руслан и Людмила". Пушкинские произведения легли в основу опер А.С. Даргомыжского "Русалка" и "Каменный гость", М.П. Мусоргского "Борис Годунов". "Евгений Онегин" и "Пиковая дама" стали шедеврами П. И. Чайковского. "Сказка о царе Салтане" и "Сказка о золотом петушке" послужили основой одноименных опер Н. А. Римского-Корсакова. Гоголевские сюжеты легли в основу опер "Майская ночь" и "Ночь перед Рождеством" Н. Римского-Корсакова, "Сорочинская ярмарка" М. Мусоргского, "Кузнец Вакула" ("Черевички") П. Чайковского и т.д. Выдающаяся опера "Князь Игорь" А. Бородина сочинена на основе шедевра древнерусской литературы "Слово о полку Игореве" и т.д. За "золотым веком" последовал не менее значительный и богатый именами и явлениями "век серебряный".

 

Логические задания и проблемные вопросы

1.Как в просветительской литературе отразились новые социально-экономические условия?

2.Почему в эпоху Просвещения произошли изменения в соотношении видов и жанров художественного творчества?

3.Используйте ваши знания по литературе, назовите знаменитых драматургов 18 века и их произведения, спектакли которых до сих пор не сходят со сценических площадок всего мира.

4.Каково значение культуры Просвещения?

 

.ГЛОССАРИЙ

№ п/п Новые понятия Содержание
Культура (сultura – лат. Возделывание) совокупность осмысленной творческой деятельности людей; сложная, многофункциональная система, вбирающая в себя разнообразные аспекты человеческой деятельности
Артефакт Не выделяемая единица культуры. Продукт культурной деятельности человека, любой культурно созданный объект
Культурные ареалы Зоны территориального распространения культурных типов и черт
Культурная динамика Раздел теории культуры, в рамках которого рассматриваются процессы изменчивости в культуре и степень их выраженности
Культурогенез Один из видов социальности и исторической динамики культуры, заключающийся в создании новых культурных форм и их интеграции в существующие культурные системы
Морфология культуры Раздел культурологии, изучающий структурные элементы культуры как системы, их строение и особенности
Духовная культура Важнейший вид культуры, включающий интеллектуальную и эстетическую деятельность человечества
Цивилизация Определенная форма состояния культуры, межэтническая культурно-историческая общность людей, имеющих язык, политическую независимость и сложившиеся формы социальной организации
Культурология Комплексная наука, изучающая все аспекты функционирования культуры, от причин зарождения до различных форм исторического самовыражения
Категории культурологии Наиболее существенные понятия о культурных закономерностях в развитии культуры, отражающие сущностные свойства культуры, на основании которых ведется изучение феноменов культуры
Философия культуры Раздел культурологии, изучающий концепции происхождения и развития культуры
История культуры Раздел культурологии, изучающий специфические черты культур различных исторических этапов
Дионисийское и аполлонийское начала в художественной культуре В соответствии с культурфилософией, Ф.Ницше – две первичные стадии существования художественной культуры, постоянно противоборствующие и взаимодействующие
Бессознательное Оно и сверх Я Согласно концепции З.Фрейда два противостоящих начала человеческой психики, отражающие соответственно инстинктивно-природное и социо-культурное начала в подсознании индивида
Коллективное бессознательное По К. Юнгу, форма существования древнего психического опыта человечества, имеющая социо-культурный характер
Игровая концепция происхождения культуры Концепция, рассматривающая возникновение человеческой культуры, как результат реализации врожденной склонности человека к игре. (Й. Хейзинга, С.Лем и др.)
«Русский космизм» Ряд естественнонаучных теорий, связывающих зарождение и существование культуры непосредственно с явлениями космического, общегалактического характеристика (К. Циолковский, Г. Вернадский, А. Чижевский).
Культурно-исторические типы Основные фазы развития мировой культуры по концепции Н. Данилевского
Циклическая (цивилизационная) концепция существования культуры Культурфилософская концепция, рассматривающая существование культуры как смену независимых друг от друга циклов, цивилизаций
Культурные сверх- системы По концепции П. Сорокина, ограничено сменяющие друг друга основополагающие фазы развития культуры, вбирающие в себя разнообразные культурные подсистемы и разнящиеся в зависимости от верховных ценностей (идеациональная и чувственная сверх системы)
Осевое время Согласно концепции К. Ясперса один из четырех и наиболее важный этап в культурно-историческом развитии; время, когда человек начинает осмысливать бытие в целом и свое место в нем
Славянофилы Направление в общественной и философской мысли России середины 19 века, ратовавшее за исконно славянский, неповторимый путь развития русской культуры
Западники Направления в общественной мысли России середины 19 века, связывающее культурно-историческое развитие России с безоговорочным усвоением и повторением западноевропейского опыта
Евразийство Идейно-философское течение, рассматривавшее русскую культуру как уникальный феномен, не относящийся ни к западному, ни к восточному типам культуры
Теория пассионарности Идейная основа культурологической концепции Л.Гумилева, на основании которой культура развивается импульсивно, состоит из «концов и начал», в зависимости от пассионарного напряжения этноса – носителя культуры
Синкретизм (синкретичность) Нерасчлененность разных видов человеческой деятельности, характерная для неразвитого, первобытного, состояния культуры
Клинопись Древнейший из известных вид письменности, разновидность идеографического письма; создан древними шумерами
Линейно-слоговое письмо Одна из ранних форм письменности, использовавшаяся на Крите и в Микенах
Агонистика Состязательность; характерная особенность древнегреческой культуры
Калокагатия Гармоничное сочетание в человеке внутренней и внешней красоты, один из основополагающих принципов эстетики Древней Греции
Пайдейя Система воспитания в Древней Греции, направленная на гармоническое развитие личности
Семь свободных искусств Семь обязательных дисциплин, изучавшихся в средневековых учебных заведениях
Ренессанс, Возрождение Период в истории европейской культуры, связанный с утверждением гуманистической философии и попытками воссоздания идеалов Античности
Секуляризация (обмирщение) Освобождение общественного и индивидуального сознания от влияния церкви
Символическая концепция происхождения культуры Культурологическая теория, рассматривающая человеческую культуру как синтез разнообразных символов (язык, письменность, искусство, наука и т.д.)
Романский стиль Один из ведущих художественных стилей европейского средневековья, получивший распространение в 10-12 веках, отличавшийся внешней суровостью и простотой
Готика Один из двух художественных стилей европейского средневековья, получивших распространение в 12-14 веках, тяготевший к легкости, изяществу и декоративности
Барокко Основное стилевое направление в художественной культуре Европы к 16- сер. 18 веков, тяготеющее к торжественности, пышности, композиционному разнообразию и динамичности форм
Классицизм Направление в художественной культуре 17-18 веков, обратившееся к эталонам древнегреческой классики как к норме и идеальному образцу, культивирующее строгость, прямолинейность, гармоничность, упорядоченность
Рококо Художественный стиль, сформировавшийся во Франции во 2-ой пол. 18 века, отражающий вкусы двора Людовика 15 и аристократии, являющийся разновидностью позднего, вырождающегося барокко
Романтизм Идейно-художественное направление в европейской культуре начала 19 века, связанное с абсолютизацией чувственного начала и интересом к неординарным проявлениям человеческого существа и жизни
Реализм Идейно-художественное направление в культуре 19 века, связанное со стремлением осмыслить действительность во всей ее полноте и разнообразии, отобрав при этом наиболее существенные и типические черты
Натурализм Идейно-художественное направление в европейской культуре последней трети 19 века, характеризующее повышенным вниманием к среде обитания людей и настаивающее на предопределенности человеческих пороков влиянием среды
Импрессионизм Направление в искусстве, сформировавшееся во Франции в 60-70 гг. 19 века, стремившееся запечатлеть мир во всей его подвижности и изменчивости, отразить мгновенное впечатление
Постимпрессионизм Направление в искусстве конца 19 века, возникшее как реакция на импрессионизм, объединяющее ищущих свою художественную стилистику художников, несвязанных единством целей и программы
Символизм Идейно-художественное направление в европейском искусстве рубежа 19-20 веков, использующее в качестве выразительных средств разнообразные символы: образы – символы, идеи – символы и т.д.
Модерн Архитектурно-художественный стиль рубежа 19-20 веков, использовавший наиболее интересные приемы предшествующих стилей для достижения впечатления изящества, гармоничности, нетрадиционности образцов архитектуры и декоративно-прикладного искусства
Авангард (модернизм) Совокупность художественных направлений в культуре 1-ой трети 20 века, единых в желании порвать с реализмом, низвергнуть все существующие ранее направления в художественной культуре, создать новые средства художественного самовыражения.
Экспрессионизм Одно из самых сложных направлений авангарда, признающее единственной реальностью субъективный мир человеческих отношений, а задачей искусства – его отражение
Конструктивизм Художественное направление, сложившееся в 10-20гг. 20 века, проявляющееся в архитектуре, декоративно-прикладном искусстве и отчасти в литературе
Сюрреализм Направление авангарда, стремящееся к воссозданию в образах искусства сферы подсознания и сна

ЛИТЕРАТУРА

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основная литература

№ п/п Наименование Автор(ы) Год и место издания Используется при изучении разделов Семестр  
 
           
Культурология: учебник для вузов Драч Г.В. Ростов на Дону,2010 Все разделы
Культурология Кармин А.С. СПб., 2008 Все разделы
Культурология. История мировой и отечественной культуры. Торосян В.Г. М., 2005 Все разделы

 

2.Дополнительная литература

№ п/п Наименование Автор(ы) Год и место издания Используется при изучении разделов Семестр  
 
Культурология: учебник для вузов Драч Г.В. Ростов на Дону., 2010 Все разделы  
Культурология Кармин А.С. СПб., 2008 Все разделы  
Культурология. История мировой и отечественной культуры. Торосян В.Г. М., 2005 Все разделы  
Культурология: теория и история культуры. Сидохин А.П. М., 2005 Все разделы  
Культурология: учебник для студентов техн. Вузов Под. ред. Багдаварьян М. М., 2004 Все разделы  
Культура России Кондаков И.В. М., 2008 Все разделы  
Культурология в вопросах и ответах Кирамова К.И. М., 2006 Все разделы  
Культурология Под. ред. Солонина Ю.Н., Кагана М.С. М., 2005 Все разделы  
Культурология для культурологов Флиер А.Я. М., 2008 Все разделы  
Культурология. Введение в историю и теорию культуры Пивоев В.М. М., 2011 Все разделы  
Культурология: учебно-методическое пособие Языкович В.Р М., 2010 Все разделы  

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.