Сделай Сам Свою Работу на 5

Внеурочная воспитательная деятельность волонтерской направленности в условиях добровольческого центра: региональный аспект





Аннотация:

Статья посвящена проблеме организации внеурочной воспитательной деятельности волонтерской направленности в условиях добровольческого центра с точки зрения регионального аспекта. Проанализировано волонтерство как форма внеурочной воспитательной деятельности. Выявлены условия успешной организации волонтерской деятельности в рамках добровольческого центра и формы работы с волонтерами, раскрывающие его воспитательный потенциал, на примере Тульского региона.

Ключевые слова: волонтерство, внеурочная воспитательная деятельность, добровольческий центр

 

Эффективная деятельность современного демократического государства возможна исключительно при проявлении его населением гражданского самосознания. Уровень развития общества напрямую связан с интенсивностью участия граждан в социальной жизни. Исходя из мировой истории волонтерства, можно сделать вывод о том, что добровольческие организации способны на разрешение многих социальных проблем, в том числе и острых. Волонтеры играют значительную роль в жизни общества. В настоящее время существует большое количество проблем, которые невозможно разрешить без помощи добровольцев.



Социальная функция государства выражена в поддержке волонтерской работы не только на федеральном, но и на региональном уровне: формировании и обеспечении широкого круга добровольческой деятельности, всех форм взаимопомощи и самопомощи.

Добровольческая деятельность является средой, дающей возможность созидательной инициативе и социальному творчеству молодежи в каждом регионе, обеспечивающей важный вклад в достижение целей воспитания активной гражданской позиции и социальной ответственности каждого молодого человека.

Существует большое разнообразие форм внеурочной воспитательной деятельности для детей и подростков, при каждой из которых достигаются те или иные результаты. Основной результат волонтерства – это воспитание неравнодушных социально ответственных граждан, действующих в интересах как отдельных лиц или категорий людей, так и всего государства.

Проблема, изложенная в данной статье, сформулирована следующим образом: каков механизм организации внеурочной воспитательной деятельности волонтерской направленности в условиях добровольческого центра с позиции регионального аспекта. Актуальность данной проблемы в науке вызвана наличием противоречия, возникающего в процессе осуществления волонтерской деятельности на региональном уровне (на примере Тульского региона) – между мотивами, вовлекающими молодых людей в волонтерство на федеральном и международном уровнях, и мотивами, вовлекающими их в волонтерство на региональном уровне.



Разрешение данного противоречия позволит понять, как наиболее эффективно организовать внеурочную воспитательную деятельность волонтерской направленности в условиях добровольческого центра на уровне региона. Все успешные пути разрешения противоречия мотивов, побуждающих к добровольческой деятельности, сводятся к одному главному условию – усвоению молодыми людьми, занимающимися волонтерством, его истинного назначения, заключающегося в бескорыстной помощи окружающим людям и среде на любом территориальном уровне.

Новизна данного материала заключается в расширении представления об эффективности организации внеурочной воспитательной деятельности школьников в условиях добровольческого центра в масштабе региона.

В качестве общенаучной и конкретно-научной методологической основы данной работы выступают системный и деятельностный подходы, труды в области методологии педагогических исследований (А.М. Новиков, В.В. Краевский, В.И. Загвязинский, П.И. Пидкасистый, С.В. Сидоров, В.А. Сластенин, Ю.З. Кушнер и др.).



Методологическое обоснование данного направления может выстраиваться с учетом положений учений о человеке как личности и субъекте. В данной сфере отличились такие авторы, как Б.Г. Ананьев, С.Н. Мельник, Л.С. Выготский, В.А. Аверин, С.Л. Рубинштейн, А.Ф. Лазурский, А.Н. Леонтьев и др. Формы воспитательной деятельности педагога в своих работах представили такие авторы, как П.И. Пидкасистый, В.А. Сластенин, И.П. Подласый, В.С. Кукушин, Г.К. Селевко, С.Д. Якушев, В.А. Ситаров, Г.М. Коджаспирова. О волонтерстве как социальном феномене можно узнать из работ О.И. Холиной, М. Олчан, Л.А. Кудринской и др.

Волонтерство включает в себя широкий спектр деятельности, традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, различные формы гражданского участия, которые осуществляются добровольно на благо общества.

По словам А.В. Воронцовой, волонтерство – это деятельность просоциальная и выступает как добровольное выполнение обязанностей по оказанию безвозмездной социальной помощи, услуг людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации [1]. Н.В. Тарасова пишет, что термин «волонтерство» рассматривается в качестве формы гражданского участия в общественно полезных делах, а также способа коллективного взаимодействия и представляет собой эффективный механизм решения актуальных социально-педагогических проблем [6].

Таким образом, волонтерская деятельность как форма гражданской активности является важнейшим внутренним фактором социализации молодежи и влечет за собой проявления положительных инициативных действий в ситуациях необходимости разрешения социально значимых проблем.

Анализ взглядов некоторых авторов на педагогический потенциал волонтерской деятельности, проведенный в рамках данной статьи, способствовал формированию следующих выводов:

-волонтерская деятельность способствует развитию социальной позиции личности [3];

-педагогический ресурс волонтерства включает получение и «обработку» социального и коммуникативного опыта человека, получение навыков, необходимых в его образовательной и социальной жизни, формирование его ценностно-смысловой сферы [7];

-волонтерство – это форма гражданского участия в общественно полезных делах, способ коллективного взаимодействия и эффективный механизм решения актуальных социально-педагогических проблем [2].

Л.Е. Сикорская отмечает, что педагогический потенциал добровольческой деятельности – это латентная возможность, обеспечивающая продуктивную социализацию в процессе добровольческой деятельности, и реализуется она при соблюдении ряда педагогических условий:

-обеспечение принципа добровольности;

-целенаправленное педагогическое сопровождение;

-ориентация на долгосрочные социально-педагогические проекты [5].

Говоря о внеурочной воспитательной деятельности, под ней следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы, на формирование и реализацию индивидуальных склонностей, способностей и интересов учащихся в разных видах деятельности [4].

Благодаря внеурочной воспитательной деятельности можно создать условия формирования личностных и творческих компетенций учащихся. Данная деятельность также способствует развитию социальной мобильности и духовно-нравственного совершенствования. Внеурочная деятельность – это важная составная часть учебно-воспитательного процесса, а также одна из форм организации свободного времени школьников.

Таким образом, внеурочная воспитательная деятельность волонтерской направленности может осуществляться в сфере государственной молодежной политики на уровне региона в рамках добровольческих объединений, поскольку данное явление обладает большим воспитательным потенциалом, а волонтерство является широко востребованной мировой социальной практикой, служащей на благо общества. Также, волонтерство, считаясь неформальным образованием, тесно связано с формальным образованием, дополняя и усиливая его.

Как известно, в своем правильном понимании волонтерская деятельность, будучи одним из видов неформального образования, является некой систематизированной деятельностью, успех которой зависит от:

-эффективности управления;

-осуществления на принципах полной безвозмездности и доброты;

-наличия определенных деятельностных направлений и программ;

-соответствия возрастным, половым, религиозным, законно-правовым, медицинским ограничениям;

-достаточной замотивированности волонтеров;

-ответственности руководителя за волонтеров и результаты их деятельности и др.

Говоря о систематизированности и официальности волонтерской деятельности, тут необходимо иметь в виду, что и официально зарегистрированные региональные некоммерческие общественные организации волонтерской направленности, и просто созданные на базе региональных государственных и негосударственных учреждений волонтерские отряды, центры, корпуса, клубы или объединения являются законными и имеющими право осуществлять заявленные виды деятельности, если конечно они соответствуют российскому и мировому законодательству.

Официальную волонтерскую деятельность возможно осуществлять только на базе каких-либо организационных форм – отрядов, корпусов, центров, клубов или объединений. Между данными формами организаций существуют различия.

Рассматривая форму отряда или объединения, можно сказать о том, что они являются небольшими по своей численности, в то время как центр или корпус – понятия более широкие и, соответственно, с более сложной структурной организацией и широким территориальным значением. Поэтому центр, будучи многочисленной организационной формой, может включать в себя несколько отрядов или объединений со всего региона, и в его задачи входит более сложная воспитательная нагрузка.

Воспитательный потенциал регионального волонтерского или добровольческого центра раскрывается благодаря использованию в его работе следующих форм и видов деятельности:

-разноуровневые образовательно-воспитательные программы и проекты для волонтеров;

-различные крупные городские, региональные и федеральные проекты социального, событийного, спортивного, культурного, экологического, патриотического характера, предлагаемые волонтерам для участия;

-разовые и регулярные социальные акции, и мероприятия и др.

Рассмотрим сущность образовательно-воспитательных программ и проектов для волонтеров. Данные виды работы необходимы для сферы добровольчества, поскольку благодаря им добровольцы получают качественные систематизированные знания от лучших мировых, федеральных и региональных тренеров и узнают о передовом опыте волонтерской деятельности в России и за рубежом. Кроме того, образовательно-воспитательные программы и проекты для волонтеров состоят не только из лекций, семинаров и практических занятий, но и включают в себя проведение различных интереснейших интерактивных площадок, где можно не только узнать что-то новое и необычное, но и увидеть это в режиме реального времени.

Одними из крупнейших организаций в России, реализующих образовательно-воспитательные программы и проекты для волонтеров, являются Ассоциация волонтерских центров и ГБУК г. Москвы «Ресурсный центр по развитию и поддержке волонтёрского движения «Мосволонтер». Среди их проектов «Школа волонтера», «Центр подготовки спортивных волонтеров», обучающие Интернет-семинары и Интернет-вебинары, «Фестиваль науки».

Помимо этого, подобные проекты и программы проводятся в других регионах Российской Федерации. Например, в Вологде ежегодно реализуется проект «Международный форум «Социальные инновации», а в Туле регулярно проводятся городские и региональные проекты «Школа волонтера «Сочиняй мечты» и «Форум «Гражданское общество 71».

Различные крупные городские, региональные и федеральные проекты социального, событийного, спортивного, культурного, экологического, патриотического характера также несут в себе воспитательную нагрузку, охватывая все сферы жизни общества и предоставляя добровольцам возможность участвовать в желаемых направлениях.

Так, волонтеры могут защищать окружающую среду, помогать животным, заниматься гражданско-патриотическим воспитанием молодежи, помогать социально незащищенным категориям населения, участвовать в различных спортивных и культурных событиях и даже быть добровольцами-медиками и автоволонтерами.

В Тульском регионе волонтеры также могут выбрать для себя абсолютно любое направление добровольческой деятельности, так как в нем существует большое количество волонтерских проектов и организаций. Среди масштабных проектов волонтерской направленности, существующих в Тульском регионе, можно отметить «Я донор», «Знать, чтобы жить» (профилактика употребления спайса), «Старость в радость» (работа с пожилыми людьми), «Рюкзачок радостей» (благотворительные праздники для детей из малообеспеченных семей), «Волонтер года» и «Доброволец года» (городской конкурс и региональный этап всероссийского конкурса добровольческого мастерства), «Птицы в городе» (создание и развешивание кормушек для птиц в зимний период), «Большая помощь маленькому другу» (помощь бездомным животным). Из общественных организаций, осуществляющих волонтерскую деятельность, можно выделить Волонтерский корпус 71, Тульский волонтерский центр, региональное отделение всероссийского зеленого движения «Эка», комиссарский отряд «Феникс», тульский клуб «Искатель», организацию «Зеленый патруль», волонтерский отряд «Дорогой добрых дел», организация «Автоволонтеры».

Волонтеры Тульского региона активно участвуют в перечисленных проектах и деятельности добровольческих организаций, улучшая социальную действительность для всех категорий населения и совершенствуя жизнь региона по всем направлениям.

Помимо разноуровневых масштабных проектов волонтерам необходимо участие и в небольших социальных акциях и мероприятиях, не имеющих крупного событийного характера. Например, среди таких акций можно отметить бытовую помощь пожилым и инвалидам на дому, акции-поздравления с праздниками, чистку вольеров в приютах для животных, субботники и благоустройство памятных мест, посещение детских домов и домов для престарелых.

Таким образом, при качественном использовании в работе добровольческого центра рассмотренных выше форм и видов деятельности можно эффективно в его рамках организовать внеурочную воспитательную деятельность волонтерской направленности на уровне региона.

Значимость описанного в статье материала заключается в дальнейшем использовании в науке приведенных знаний о волонтерстве как одной из форм внеурочной воспитательной деятельности школьников, а также условиях эффективной организации внеурочной воспитательной деятельности волонтерской направленности в условиях добровольческого центра на региональном уровне.

 

 

Список литературы:

1.Воронцова, А.В. Развитие волонтерства в молодежной среде // Отечественный журнал социальной работы. – 2012. – №1. – 121 с.

2.Носова, Ю.И. Волонтерство как социально-культурный феномен: генезис и основные характеристики // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. – 2012. – №3-1.– 155 с.

3.Пушкарева, Т.В., Мельникова, В.Н. Волонтерство как добровольная благотворительная деятельность // Вестник КГУ им Н.А. Некрасова. – 2013. – №1. – 242 с.

4. Рожкова, Е.М. Основные положения организации внеурочной деятельности // Пермский педагогический журнал. – 2014. – №5. – 135 с.

5. Сикорская, Л.Е. Педагогический потенциал добровольческой деятельности студенческой молодежи // ЗПУ. – 2011. – №2. – 309 с.

6. Тарасова, Н.В. Волонтерская деятельность как историко-педагогический феномен// Педагогическое образование в России. – 2012.– №4.– 197 с.

7.Хоменко, И.А. Волонтерство как социально-педагогический ресурс в решении проблем современного семейного воспитания // Universum: Вестник Герценовского университета. – 2012. – №3. – 249 с.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.