Сделай Сам Свою Работу на 5

Инфологическая (концептуальная) модель базы данных

Анализ предметной области

Описание предметной области и функции решаемых задач

В каждой библиотеке книга ставится на учет, т.е. получает свой инвентарный номер, заносится в учетные документы и обрабатывается. На каждую книгу составляется формуляр, где указывается:

· Код книги (инвентарный номер);

· Название;

· Автор;

· Год выпуска;

· Жанр.

У каждого читателя в библиотеке имеется свой уникальный номер за которым он прикреплен, а также присутствует информация о читателях, где указывается следующие данные:

· Код читателя (код за которым числится читатель);

· Фамилия;

· Имя;

· Отчество;

· Адрес;

· Телефон.

В случаи выдачи книги читателю на дом или в читальный зал в библиотеке хранится специальный вкладыш, в котором должны быть записаны следующие сведения:

· Код читателя (который взял книгу);

· Код книги (которую выдали читателю);

· Выдача;

· Возврат.

При работе с системой библиотекарь должен иметь возможность решать следующие задачи:

· Регистрировать книгу в системе;

· Относить книги к конкретному жанру;

· Производить назначения новых инвентарных номеров книгам;

· Производить удаление книг из системы;

· Производить удаление данных о читателе;

Ввести учет выданных книг читателям, при этом предполагается два режима работы:

· Выдача книг читателю;

· Прием возвращаемых книг читателем обратно в библиотеку.

При выдачи книги фиксируется, когда и какой экземпляр книги был выдан читателю, и к какому сроку читатель должен вернуть этот экземпляр книги. При приеме книги, возвращаемой читателем, проверяется соответствие возвращаемого инвентарного номера книги выданному инвентарному номеру, и она ставится на свое место на полку библиотеки.

Таким образом, целью, автоматизации деятельности библиотеки является достижение следующих пунктов:

· Устранение рутинных ручных операций, неизбежных при обработке информации;

· Существенное ускорение процессов обработки и преобразование данных;

· Повышение точности учетных и отчетных данных.



Ограничения предметной области

В рассматриваемой предметной области ведены следующие ограничения:

1) ISBN – 20 символов, т.к. ISBN – это международный стандарт книжный номер;

2) Год выпуска – 4 символа, т.к. в книге принято указывать только год издания;

3) ББК и УДК – 25 символов, т.к. эти данные могут достигать такой длины символов;

4) Телефон – 11 символов, т.к. эти данные могут достигать такой длины символов.


 

2. Техническое задание (ГОСТ 34.602-89)

Введение

1.1 Наименование программы.

Наименование программы: база данных «Библиотека».

1.2 Краткая характеристика области применения.

База предназначена для применения в организациях осуществляющих библиотечное дело (в библиотеках при учебных заведениях).

1.3 Условные обозначения и сокращения.

БД – База данных.

СУБД – Система управления баз данных.

ТЗ – Техническое задание.

ПО – Программное обеспечение.

ОС – Операционная система.

Основания для разработки.

Основанием для проведения разработки является задание на курсовой проект по междисциплинарному курсу МДК.02.02 «Технология разработки и защиты баз данных», выданное преподавателем Часовских Е.А.

Назначение разработки.

3.1 Функциональное назначение.

БД представляет собой базу, в которой можно добавлять, изменять и удалять данные о книгах, читателях, а также просматривать данные из базы.

База предназначена для выполнения функций указанных в п. 4.1.1.

3.2 Эксплуатационное назначение

БД должна эксплуатироваться сотрудниками Организации (библиотекарями).

Требования к программе или программному изделию.

4.1 Требования к функциональным характеристикам.

4.1.1 Требования к составу выполняемых функций.

Программа должна обеспечивать возможность выполнения перечисленных ниже функций:

1) Регистрировать книги в системе;

2) Относить книги к конкретному жанру;

3) Проводить назначение новых инвентарных номеров книгам;

4) Проводить удаление книг из системы;

5) Проводить удаление данных о читателе.

4.1.1.1 Ввод и редактирование информации.

В базе должна быть предусмотрена возможность ввода и редактирование информации о книгах, читателях и выдаваемых книг.

В базе должна быть предусмотрена возможность ввода неограниченного количества записей о книгах, читателях и выдаваемых книг.

4.1.1.2 Поиск и просмотр информации.

В базе должна быть предусмотрена возможность просмотра информации о книгах. Просмотр должен осуществляться с помощью запроса «Краткая информация».

В базе должна быть предусмотрена возможность просмотра информации о читателях. Поиск должен выполнятся с помощью запроса «Информация о читателе» через ввод кода читателя.

В базе также должна быть предусмотрена возможность просмотра информации о выданных книгах. Поиск должен выполняться с помощью запроса «Картотека» через ввод кода книги.

4.1.2 Требования к организации входных данных.

Таблица 1 – Книга.

Наименование параметра Тип Размер Описание параметра
Код книги Числовой Длинное целое Инвентарный номер
ISBN Текстовый Вводится без пробелов и тире
ББК Текстовый  
УДК Текстовый  
Название Текстовый  
Автор Текстовый Имя и фамилия
Год выпуска Текстовый  
Жанр Текстовый  

 

Таблица 2 – Читатель

Наименование параметра Тип Размер Описание параметра
Код читателя Числовой Длинное целое Код за которым числится читатель
Фамилия Текстовый  
Имя Текстовый  
Отчество Текстовый  
Адрес Текстовый  
Телефон Текстовый Сотовый телефон

 

Таблица 3 – Выданная книга

Наименование параметра Тип Размер Описание параметра
Код книги Числовой Длинное целое Инвентарный номер
Код читателя Числовой Длинное целое Код за которым числится читатель
Выдача Дата/время Краткий формат даты  
Возврат Дата/время Краткий формат даты  

 

4.1.3 Требования к выходным данным.

Выходные данные соответствуют входным данным. Просмотр выходных данных осуществляется на мониторе и отображается в виде таблицы.

 

Таблица 3 – Отображение выходных данных

Код читателя Фамилия Имя Отчество Адрес Телефон
           

Формат полей соответствует формату идентичных входных данных.

4.2 Требования к надежности.

4.2.1 Требования к обеспечению надежного (устойчивого) функционирования программы.

Надежное (устойчивое) функционирование БД должно быть обеспечено выполнением организацией (библиотекой) и компьютерным отделом в совокупности организационно-технических мероприятий, а именно:

1) Современное пополнение базы данных;

2) Организацией бесперебойного питания серверного и коммуникационного оборудования;

3) Использованием лицензионного программного обеспечения;

4) Регулярным выполнением рекомендаций Министерства здравоохранения и социального развития РФ, изложенных в приказе от 14 октября 2011 г. «Об утверждении Межотраслевых типовых норм времени на работы по сервисному обслуживанию оборудования телемеханики, сопровождению и доработке программного обеспечения»;

5) Регулярным выполнением требований ГОСТ 51188-98. «Защита информации. Испытания программных средств на наличие компьютерных вирусов» (переиздание от 01.08.2003 г.).

4.2.2 Отказы из-за некорректных действий оператора.

Возможными считаются отказы базы вследствие некорректных действий персонала, обслуживающего СУБД, операционную систему, под управлением которой работает база, в том числе использование нелицензионного ПО. Защита от подобных действий настоящим техническим заданием не предусматривает. Меры безопасности по недопущению некорректных действий персонала должны определятся соответствующими руководствами пользователя и системного программиста.

4.3 Условия эксплуатации.

4.3.1 Требования к видам обслуживания.

Обслуживание базы включает в себя:

1) Информационное обслуживание – ввод и редактирование информации БД;

2) Системное администрирование БД системы.

4.3.2 Требования к численности и квалификации персонала.

В соответствии с указанными в п. 4.3.2 видами обслуживания базы, минимальное количество персонала, требуемое для ее нормального функционирования, должно составлять менее двух штатных единиц: ответственный за информационное обслуживание и системный администратор.

Ответственный за информационное обслуживание базы должен обладать практическими навыками работы с пользовательским интерфейсом операционной системы, знать общие принципы организации и функционирования информационных систем, быть компетентным в предметной области базы.

Системный администратор должен иметь специальное или высшее профильное образование и обладать необходимыми знаниями в области администрирования операционных систем и используемой СУБД. В перечень выполняемых им задач должны входить:

1) Поддержание работоспособности технических средств;

2) Установка (инсталляция) и поддержание работоспособности системных программных средств операционной системы, сервера СУБД;

3) Установка (инсталляция) и настройка программного изделия.

4.4 Требования к составу и параметрам технических средств.

4.4.1 Сервер БД.

Минимальные аппаратные требования: процессор Intel-совместимый, тактовая частота не ниже 2 ГГц, оперативная память не менее 512 Мб, не менее 1 Гб свободного дискового пространства.

4.4.2 Рабочее место пользователя.

Процессор Intel-совместимый, тактовая частота не ниже 500 МГц, оперативная память не менее 256 Мб, свободного дискового пространства не менее 300 Мб. Минимальное разрешение экрана пользователя – 800х600 пикселей.

4.5 Требования к информационной и программной совместимости.

БД работает при наличие ОС типа Windows и установленного пакета MS Office, включая MS Access.

4.6 Требования к защите информации и программ.

Доступ к информации БД на чтение или редактирование представляется всем пользователям.

4.7 Специальные требования.

4.7.2 Требования к пользовательскому интерфейсу.

Пользовательский интерфейс должен быть доступен и интуитивно понятен.

4.7.2 Требования к архивированию и резервному копированию данных.

Архивирование и резервное копирование данных должно выполняться системным администратором, обслуживающим веб-сервер и СУБД.

Резервная копия рабочих исходных кодов базы должна быть сделана единовременно после установки базы и запуска ее в эксплуатацию. БД подлежит периодическому резервному копированию.

Требования к программной документации.

5.1 Предварительный состав программной документации.

Состав программной документации должен включать в себя:

1) Техническое задание ГОСТ 34.602-89;

2) Руководство программиста ГОСТ 19.503-78.ЕСПД;

3) Руководство оператора ГОСТ 19.505-78.ЕСПД.


 

Схема данных

Рисунок 1 – Схема данных

 


 

Инфологическая (концептуальная) модель базы данных

Концептуальное проектирование – сбор, анализ и редактирование требований к данным. Для этого осуществляем следующие мероприятия:

· Обследование предметной области, изучение ее информационной структуры;

· Выявление всех фрагментов, каждый из которых характеризуется пользовательским представлением, информационными объектами и связями между ними, процессами над информационными объектами;

· Моделирование и интеграция всех представлений.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.