Инфологическая (концептуальная) модель базы данных
Анализ предметной области
Описание предметной области и функции решаемых задач
В каждой библиотеке книга ставится на учет, т.е. получает свой инвентарный номер, заносится в учетные документы и обрабатывается. На каждую книгу составляется формуляр, где указывается:
· Код книги (инвентарный номер);
· Название;
· Автор;
· Год выпуска;
· Жанр.
У каждого читателя в библиотеке имеется свой уникальный номер за которым он прикреплен, а также присутствует информация о читателях, где указывается следующие данные:
· Код читателя (код за которым числится читатель);
· Фамилия;
· Имя;
· Отчество;
· Адрес;
· Телефон.
В случаи выдачи книги читателю на дом или в читальный зал в библиотеке хранится специальный вкладыш, в котором должны быть записаны следующие сведения:
· Код читателя (который взял книгу);
· Код книги (которую выдали читателю);
· Выдача;
· Возврат.
При работе с системой библиотекарь должен иметь возможность решать следующие задачи:
· Регистрировать книгу в системе;
· Относить книги к конкретному жанру;
· Производить назначения новых инвентарных номеров книгам;
· Производить удаление книг из системы;
· Производить удаление данных о читателе;
Ввести учет выданных книг читателям, при этом предполагается два режима работы:
· Выдача книг читателю;
· Прием возвращаемых книг читателем обратно в библиотеку.
При выдачи книги фиксируется, когда и какой экземпляр книги был выдан читателю, и к какому сроку читатель должен вернуть этот экземпляр книги. При приеме книги, возвращаемой читателем, проверяется соответствие возвращаемого инвентарного номера книги выданному инвентарному номеру, и она ставится на свое место на полку библиотеки.
Таким образом, целью, автоматизации деятельности библиотеки является достижение следующих пунктов:
· Устранение рутинных ручных операций, неизбежных при обработке информации;
· Существенное ускорение процессов обработки и преобразование данных;
· Повышение точности учетных и отчетных данных.
Ограничения предметной области
В рассматриваемой предметной области ведены следующие ограничения:
1) ISBN – 20 символов, т.к. ISBN – это международный стандарт книжный номер;
2) Год выпуска – 4 символа, т.к. в книге принято указывать только год издания;
3) ББК и УДК – 25 символов, т.к. эти данные могут достигать такой длины символов;
4) Телефон – 11 символов, т.к. эти данные могут достигать такой длины символов.
2. Техническое задание (ГОСТ 34.602-89)
Введение
1.1 Наименование программы.
Наименование программы: база данных «Библиотека».
1.2 Краткая характеристика области применения.
База предназначена для применения в организациях осуществляющих библиотечное дело (в библиотеках при учебных заведениях).
1.3 Условные обозначения и сокращения.
БД – База данных.
СУБД – Система управления баз данных.
ТЗ – Техническое задание.
ПО – Программное обеспечение.
ОС – Операционная система.
Основания для разработки.
Основанием для проведения разработки является задание на курсовой проект по междисциплинарному курсу МДК.02.02 «Технология разработки и защиты баз данных», выданное преподавателем Часовских Е.А.
Назначение разработки.
3.1 Функциональное назначение.
БД представляет собой базу, в которой можно добавлять, изменять и удалять данные о книгах, читателях, а также просматривать данные из базы.
База предназначена для выполнения функций указанных в п. 4.1.1.
3.2 Эксплуатационное назначение
БД должна эксплуатироваться сотрудниками Организации (библиотекарями).
Требования к программе или программному изделию.
4.1 Требования к функциональным характеристикам.
4.1.1 Требования к составу выполняемых функций.
Программа должна обеспечивать возможность выполнения перечисленных ниже функций:
1) Регистрировать книги в системе;
2) Относить книги к конкретному жанру;
3) Проводить назначение новых инвентарных номеров книгам;
4) Проводить удаление книг из системы;
5) Проводить удаление данных о читателе.
4.1.1.1 Ввод и редактирование информации.
В базе должна быть предусмотрена возможность ввода и редактирование информации о книгах, читателях и выдаваемых книг.
В базе должна быть предусмотрена возможность ввода неограниченного количества записей о книгах, читателях и выдаваемых книг.
4.1.1.2 Поиск и просмотр информации.
В базе должна быть предусмотрена возможность просмотра информации о книгах. Просмотр должен осуществляться с помощью запроса «Краткая информация».
В базе должна быть предусмотрена возможность просмотра информации о читателях. Поиск должен выполнятся с помощью запроса «Информация о читателе» через ввод кода читателя.
В базе также должна быть предусмотрена возможность просмотра информации о выданных книгах. Поиск должен выполняться с помощью запроса «Картотека» через ввод кода книги.
4.1.2 Требования к организации входных данных.
Таблица 1 – Книга.
Наименование параметра
| Тип
| Размер
| Описание параметра
|
|
|
|
| Код книги
| Числовой
| Длинное целое
| Инвентарный номер
| ISBN
| Текстовый
|
| Вводится без пробелов и тире
| ББК
| Текстовый
|
|
| УДК
| Текстовый
|
|
|
|
|
|
| Название
| Текстовый
|
|
| Автор
| Текстовый
|
| Имя и фамилия
| Год выпуска
| Текстовый
|
|
| Жанр
| Текстовый
|
|
|
Таблица 2 – Читатель
Наименование параметра
| Тип
| Размер
| Описание параметра
| Код читателя
| Числовой
| Длинное целое
| Код за которым числится читатель
| Фамилия
| Текстовый
|
|
| Имя
| Текстовый
|
|
| Отчество
| Текстовый
|
|
| Адрес
| Текстовый
|
|
| Телефон
| Текстовый
|
| Сотовый телефон
|
Таблица 3 – Выданная книга
Наименование параметра
| Тип
| Размер
| Описание параметра
| Код книги
| Числовой
| Длинное целое
| Инвентарный номер
| Код читателя
| Числовой
| Длинное целое
| Код за которым числится читатель
| Выдача
| Дата/время
| Краткий формат даты
|
| Возврат
| Дата/время
| Краткий формат даты
|
|
4.1.3 Требования к выходным данным.
Выходные данные соответствуют входным данным. Просмотр выходных данных осуществляется на мониторе и отображается в виде таблицы.
Таблица 3 – Отображение выходных данных
Код читателя
| Фамилия
| Имя
| Отчество
| Адрес
| Телефон
|
|
|
|
|
|
| Формат полей соответствует формату идентичных входных данных.
4.2 Требования к надежности.
4.2.1 Требования к обеспечению надежного (устойчивого) функционирования программы.
Надежное (устойчивое) функционирование БД должно быть обеспечено выполнением организацией (библиотекой) и компьютерным отделом в совокупности организационно-технических мероприятий, а именно:
1) Современное пополнение базы данных;
2) Организацией бесперебойного питания серверного и коммуникационного оборудования;
3) Использованием лицензионного программного обеспечения;
4) Регулярным выполнением рекомендаций Министерства здравоохранения и социального развития РФ, изложенных в приказе от 14 октября 2011 г. «Об утверждении Межотраслевых типовых норм времени на работы по сервисному обслуживанию оборудования телемеханики, сопровождению и доработке программного обеспечения»;
5) Регулярным выполнением требований ГОСТ 51188-98. «Защита информации. Испытания программных средств на наличие компьютерных вирусов» (переиздание от 01.08.2003 г.).
4.2.2 Отказы из-за некорректных действий оператора.
Возможными считаются отказы базы вследствие некорректных действий персонала, обслуживающего СУБД, операционную систему, под управлением которой работает база, в том числе использование нелицензионного ПО. Защита от подобных действий настоящим техническим заданием не предусматривает. Меры безопасности по недопущению некорректных действий персонала должны определятся соответствующими руководствами пользователя и системного программиста.
4.3 Условия эксплуатации.
4.3.1 Требования к видам обслуживания.
Обслуживание базы включает в себя:
1) Информационное обслуживание – ввод и редактирование информации БД;
2) Системное администрирование БД системы.
4.3.2 Требования к численности и квалификации персонала.
В соответствии с указанными в п. 4.3.2 видами обслуживания базы, минимальное количество персонала, требуемое для ее нормального функционирования, должно составлять менее двух штатных единиц: ответственный за информационное обслуживание и системный администратор.
Ответственный за информационное обслуживание базы должен обладать практическими навыками работы с пользовательским интерфейсом операционной системы, знать общие принципы организации и функционирования информационных систем, быть компетентным в предметной области базы.
Системный администратор должен иметь специальное или высшее профильное образование и обладать необходимыми знаниями в области администрирования операционных систем и используемой СУБД. В перечень выполняемых им задач должны входить:
1) Поддержание работоспособности технических средств;
2) Установка (инсталляция) и поддержание работоспособности системных программных средств операционной системы, сервера СУБД;
3) Установка (инсталляция) и настройка программного изделия.
4.4 Требования к составу и параметрам технических средств.
4.4.1 Сервер БД.
Минимальные аппаратные требования: процессор Intel-совместимый, тактовая частота не ниже 2 ГГц, оперативная память не менее 512 Мб, не менее 1 Гб свободного дискового пространства.
4.4.2 Рабочее место пользователя.
Процессор Intel-совместимый, тактовая частота не ниже 500 МГц, оперативная память не менее 256 Мб, свободного дискового пространства не менее 300 Мб. Минимальное разрешение экрана пользователя – 800х600 пикселей.
4.5 Требования к информационной и программной совместимости.
БД работает при наличие ОС типа Windows и установленного пакета MS Office, включая MS Access.
4.6 Требования к защите информации и программ.
Доступ к информации БД на чтение или редактирование представляется всем пользователям.
4.7 Специальные требования.
4.7.2 Требования к пользовательскому интерфейсу.
Пользовательский интерфейс должен быть доступен и интуитивно понятен.
4.7.2 Требования к архивированию и резервному копированию данных.
Архивирование и резервное копирование данных должно выполняться системным администратором, обслуживающим веб-сервер и СУБД.
Резервная копия рабочих исходных кодов базы должна быть сделана единовременно после установки базы и запуска ее в эксплуатацию. БД подлежит периодическому резервному копированию.
Требования к программной документации.
5.1 Предварительный состав программной документации.
Состав программной документации должен включать в себя:
1) Техническое задание ГОСТ 34.602-89;
2) Руководство программиста ГОСТ 19.503-78.ЕСПД;
3) Руководство оператора ГОСТ 19.505-78.ЕСПД.
Схема данных
Рисунок 1 – Схема данных
Инфологическая (концептуальная) модель базы данных
Концептуальное проектирование – сбор, анализ и редактирование требований к данным. Для этого осуществляем следующие мероприятия:
· Обследование предметной области, изучение ее информационной структуры;
· Выявление всех фрагментов, каждый из которых характеризуется пользовательским представлением, информационными объектами и связями между ними, процессами над информационными объектами;
· Моделирование и интеграция всех представлений.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|