Сделай Сам Свою Работу на 5

Обзор существующей системы автоматизации





In this work we consider a set and interaction of existing systems of automated management at Tyumen State Oil and Gas University. The structural interaction of existing systems and their functions was analyzed on the basis of which identified a set of systemic and local (pertaining to individual modules) the shortcomings related to the automation of the university. We proposed the new structure of the automated control system, consisting of three main subsystems: support of management activities; support of educational and methodical activities; support of remote and extended education. We defined functionality for each of the subsystems in accordance with requirements for the university’s automation. The proposed structure of ACS would allow to solve the challenges facing university on period of reorganization and optimization of management processes of all activities at university.

 

Keywords: Automatic control systems, university, support of educational process, educational activities, automation of activities.

 

Введение

На начало 2016 года завершены первые два этапа интеграционных преобразований на уровне Министерства образования Российской Федрации, в результате которых созданы 10 федеральных и 29 национально-исследовательских университетов. Наступил третий, решающий этап реорганизации вузов – создание опорных университетов, когда будет окончательно сформирован пул ведущихвысших учебных заведений страны, на которые ляжет основной груз ответственности за подготовку высококвалифицированных специалистов различных отраслей для народного хозяйства Российской федерации [1].



Среди ключевых направлений развития опорного регионального технического ВУЗа выделяется информатизация основных процессов управления, а также модернизация системы управления университетом.

Одним из факторов, влияющих на обеспечение образовательной, административной и финансово-хозяйственной деятельности технического ВУЗа, является создание и развитие единого информационного пространства посредством применения современных информационных технологий. В связи с требованиями предъявляемыми к опорным региональным ВУЗам в части контроля и управления образовательным процессом, старые методы ведения делопроизводства не обеспечивают возможности эффективного принятия управленческих решений, которые были бы направлены, прежде всего, на повышение качества подготовки специалистов, выпускаемых учебным заведением [2].

Таким образом, в современных динамичных условиях управление техническим опорным ВУЗом не представляется без открытой и распределенной автоматизированной системы управления.



В этой связи является актуальной задача развития автоматизированной системы управления ВУЗом, которая позволит решать следующие задачи:

- ведение учета всех процессов внутри ВУЗа;

- анализ ключевых показателей эффективности деятельности учебного заведения;

- оптимизация управленческих решений на всех уровнях управления;

- повышения качества образовательных услуг - как целевой функции учебного заведения.

 

Обзор существующей системы автоматизации

В настоящее время в Тюменском государственном нефтегазовом университете (ТюмГНГУ) существует ряд систем, призванных автоматизировать рабочие процессы учебного заведения (рисунок 1).

Рисунок 1 – Текущая автоматизация ВУЗа

 

Таким образом, автоматизированная информационная система ВУЗа имеет восемь распределенных систем, четыре из которых объединены посредством интеграционного сервиса и четыре не имеют взаимосвязи. В целом, ряд представленных систем решает следующие задачи.

Система United University в настоящее время позволяет решать ряд задач относящихся к автоматизации учебно-методической деятельности ВУЗа, а именно:

а) учет и ведение личных дел абитуриентов, студентов, профессорско-преподавательского состава [3];

б) ведение реестра направлений подготовки /специальностей высшего образования с выделением уровней образования (магистры, бакалавры, специалисты, аспиранты), специальностей СПО в рамках Университета в целом и по структурным подразделениям, а также в разрезе поколений государственных образовательных стандартов. Реестр включает 160 направлений подготовки / специальностей (из них 103 - ВО, 57 – СПО), структурированных по 3 поколениям образовательных стандартов (ГОС2, ФГОС ВПО, ФГОС ВО), по 8 учебным структурным подразделениям базового вуза и 5 филиалам, 35 выпускающим кафедрам и 8 отделениям СПО;



в) ведение справочника государственных образовательных стандартов, включающего:

- структуру государственного образовательного стандарта (компоненты, индексы, дисциплины);

- трудоемкость (в зачетных единицах и часах);

- перечень формируемых компетенций и знаний, умений и навыков;

- условия выполнения государственного образовательного стандарта;

- ограничения и критерии для проверки соответствия учебных планов нормативам.

Используется 32 ГОС, 13 ФГОС ВПО, 58 ФГОС ВО, 57 ФГОС СПО;

г) импорт и экспорт учебных планов в формат программного обеспечения GоsInsp (ГосИнсп) (Федеральное государственное бюджетное учреждение «Информационно-методический центр аттестации образовательных организаций»);

д) формирование отчетных статистических документов по абитуриентам и контингенту обучающихся;

е) формирование аналитических отчетов посредством интеграции с системой Pentaho Analysis, позволяющей получать оперативный анализ на основании многомерных массивов данных (OLAP-кубы);

ж) автоматизация работы приемной комиссии университета;

з) ведение учебных планов и расчет нагрузки обучающихся и ППС;

и) автоматизированное формирование графика учебного процесса для всех направлений подготовки/ специальностей на весь учебный год на основании учебных графиков в учебных планах;

к) мониторинг успеваемости обучающихся [4].

Система Educon решает следующие основные задачи:

а) объективизированный контроль знаний обучающихся;

б) поддержка дистанционной формы обучения;

в) формирование и ведение портфолио студентов.

Интегрированная система безопасности ВУЗа решает следующие задачи:

а) защита персональных данных посредством специализированного программного обеспечения в соответствии с требованиями МинОбрНауки и ВАК;

б) задачи защиты информационных систем и ПК пользователей ВУЗа от угроз извне;

в) задачи по организации системы контроля и управления доступом.

Набор программных продуктов 1С включает в себя следующие подсистемы:

а) «1С: Зарплата и кадры бюджетного учреждения, редакция 1.0»;

б) «1С: Бухгалтерия государственного учреждения».

Блок «1С: Зарплата и кадры бюджетного учреждения» предназначен для ведения кадрового учета и расчета заработной платы сотрудников университета. Так же система позволяет формировать аналитические и статистические отчеты по кадровому составу ВУЗа. Блок «1С: Бухгалтерия государственного учреждения» предназначен для автоматизации ведения бухгалтерского учета, учитывая специфику бюджетной организации.

Программный продукт IBM Notes позволяет решать следующие задачи:

а) организация электронного документооборота внутри ВУЗа;

б) постановка исполнения поручений;

в) организация и контроль исполнения заявок в электронном виде для сервисных служб университета;

г) хранение служебной документации ВУЗа в электронном виде.

Планирование и ведение закупочной деятельности университета включает в себя 2 подсистемы:

а) Подсистема планирование закупочной деятельности в соответствии с законодательством РФ. Позволяет автоматизировать всю закупочную деятельность: от регистрации и аккредитации организаций до подведения итогов процедуры и заключения договоров.

б) Подсистема ведение учета договоров используется для учета и контроля исполнения договоров и государственных контрактов, заключенных вузом.

Система «Парус» предназначена для начисления стипендии обучающимся.

Программное обеспечение, разработанное ВУЗом, предназначено для расчета доходов от обучения.

Проанализировав структуру и функции АСУ университета, был выявлен ряд недостатков, как системного (общего), так и локального характера, а именно:

- отсутствие единого информационного пространства, как основы эффективной системы автоматизированного управления сложным социально-экономическим объектом (каким является опорный технический ВУЗ);

- отсутствие мониторинга ключевых показателей деятельности системы и, как следствие, невозможность оценки эффективности АСУ в целом;

- отсутствие системы поддержки принятия решения (СППР) на основе актуальных (оперативных) и объективизированных данных, поступающих из единого информационного пространства в режиме реального времени;

- отсутствие автоматизированного учета имущества университета, в том числе складских запасов;

- отсутствие синхронизации между системой United University, модулям учета стипендий обучающихся и системой начисления стипендий;

- отсутствие модуля распределения мест в общежития, имеющего синхронизацию с 1С и United University;

- отсутствие современной системы электронного документооборота с возможностью использования электронной цифровой подписи;

- отсутствие автоматизации деятельности дополнительного образования;

- отсутствие автоматизированной системы технической поддержки, в том числе посредством систем класса helpdesk;

- отсутствие автоматизированного администрирования пользовательской рабочей среды (Active Directory).

Кроме этого, требуется развитие сетевой инфраструктуры университета посредством модернизации аппаратных и программных средств.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.