Сделай Сам Свою Работу на 5

Научная новизна исследования





УДК 371.7

ББК Ч56(0)

Педагогическое обеспечение формирования здоровья студентов

С. А. Ярушин

ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет»,

Челябинск, Россия

Рассмотрена проблема формирования здоровьеобеспечивающей компетентности студенческой молодежи. Предлагается решение данной проблемы через персонализацию, индивидуализацию, активность и самостоятельность личности студента.

Ключевые слова: здоровьеобеспечивающая компетентность, активное формирование здоровья студентов.

Актуальность темы исследования.В современной парадигме развития общества (переход от постиндустриального к информационному, информационно-экологическому, от повышения производительности труда к увеличению продуктивности использования ресурсов) институт отечественного образования рассматривается как важнейший ресурс социально-экономического и политического развития страны, как одно из базовых оснований активной подготовки и включения подрастающего поколения в преобразовательные социально-экономические и политические процессы. Необходимость модернизации отечественного образования обусловлена двумя основными факторами. Во-первых, это обращенность образования к личности обучаемых (развитие личности – смысл и цель современного образования). Во-вторых, это переход общества к рыночной экономике, в которой одним из ее объективных признаков является повышенная профессиональная мобильность людей.



Обращенность образования к личности обучающихся и изменение социально-экономического устройства общества закрепляются в нормативных документах соответствующей целевой установкой, которая ориентирует российскую систему образования на формирование разносторонней личности, способной реализовать свой творческий потенциал в данных условиях, как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества. В этой целевой установке принципиальным является положение о необходимости развития, повышения и реализации индивидуального творческого потенциала. При этом успешность реализации проявляется через персонализацию, индивидуализацию, активность, самостоятельность, инициативность, здоровьесоответствие личности, как по отношению к обществу, так и к самому себе [2; 3; 5; 8; 10; 11; 12; 13; 14].



Высшие учебные заведения играют ключевую роль в развитии науки, культуры и производства, осуществляют решающий вклад в формирование человеческого капитала, отвечающего потребностям современной цивилизации. В соответствии с социально-экономическими особенностями российского общества, его дальнейшим развитием, и исходя из сущности высшего образования, физическое воспитание и физкультурное образование в вузах должно обеспечить гармонизацию телесно-духовного единства, способствовать формированию таких общечеловеческих ценностей, как физическое, психическое и социальное благополучие, повышению жизненных ресурсов человека, к числу важнейших из которых относится здоровье. Укрепление здоровья повышает резервные возможности организма, способствует качественному обучению и профессиональной дееспособности будущих специалистов.

Вместе с тем, проблема здоровья студенческой молодежи приобретает всё большую актуальность. Количество студентов специальной медицинской группы составляет 20–25%, а в некоторых вузах достигает 40%, и прогнозируется дальнейшее увеличение до 50% от общего количества студентов. Следует подчеркнуть, что за время обучения в вузе здоровье не улучшается, а ухудшается. Ко второму курсу количество случаев заболеваний повышается на 23%, а к четвёртому – на 43%. Четверть студентов переходят в более низкую медицинскую группу. И это проявляется на фоне увеличения числа первокурсников с отклонениями в состоянии здоровья, заболеваниями хронического характера, различного рода физическими и психическими перенапряжениями, травмами [1; 7; 16]. Низкий уровень физического здоровья выпускников школ, отсутствие у них сформированных ценностных ориентаций на поддержание и укрепление здоровья, дефицит двигательной активности в рамках учебных программ образовательных учреждений, крайне слабая ориентированность на формирование и развитие активности, самостоятельности и индивидуальности учащихся, их разнообразных способностей и склонностей требует существенного обновления физкультурного образования и физического воспитания в направлении повышения резервов здоровья, формирования готовности студентов к текущей учебной и будущей профессиональной деятельности, а юношей – и к воинской службе. Это определяется невозможностью решения данной проблемы в рамках учебных программ, слабой координированностью и участием заинтересованных (и обязанных) сторон в повышении эффективности процесса физического совершенствования и самосовершенствования, а также возросшими требованиями к вузовскому образованию, различной профессиональной деятельности и воинской службе в Вооруженных Силах РФ.



При этом должны найти конкретизацию и практическое преломление новые концепции и программы физического воспитания и физкультурного образования подрастающего поколения [2; 4; 6; 9; 10; 11; 13; 14; 15], прогрессивная направленность которых не вызывает сомнения. Принципиальным их достижением является отказ от унитарных подходов в данной сфере, создание возможности выбора педагогическими коллективами и педагогами собственных путей в реализации подходов, рекомендованных той или иной программой по физическому воспитанию и физкультурному образованию.

Традиционная система высшего образования утратила свою оздоровительную направленность и требует существенной перестройки физического воспитания и физкультурного образования. При этом проявляется комплекс противоречиймежду:

– потребностями общества в интеллектуально развитом, физически здоровом подрастающем поколении и недостаточной разработанностью педагогических программ, методик и технологий повышения резервов здоровья учащейся молодежи;

– постоянно возрастающими требованиями к учебной и профессиональной подготовленности и снижением уровня здоровья, физического развития и физической подготовленности студентов;

– необходимостью реализации современных технологий повышения резервов здоровья и отсутствием педагогической системы активного формирования здоровья студентов;

– целесообразностью развития самостоятельности в повышении персонального здоровья и недостаточной здоровьеобеспечивающей компетентностью студентов;

– констатацией поливариантности и многообразия подходов к формированию физической и спортивной культуры личности студентов и их программно-методическим обеспечением.

Потребность минимизации выявленных противоречий определяет проблему разработки теоретико-методологических и программно-методических основ активного формирования здоровья студентов, обеспечивающую природосообразность лечебных, профилактических, оздоровительных, обучающих, тренирующих, воспитательных воздействий.

Характеризуя общий подход к разрешению сформулированной проблемы, целесообразно выдвинуть следующую ведущую идею исследования: выявить основные факторы и условия активного формирования здоровья студентов и разработать программно-методическое обеспечение по их реализации.

Этим обусловлен выбор темы исследования «Педагогические основы активного формирования здоровья студентов».

Цель исследования. Разработать концепцию педагогического обеспечения активного формирования здоровья студентов; определить основные направления их реализации в высших учебных заведениях.

Объект исследования. Процесс активного формирования здоровья студентов.

Предмет исследования. Педагогическое обеспечение формирования здоровьесоответствующего потенциала для текущей учебной и будущей профессиональной деятельности студентов.

Выявленные противоречия в теории и практике активного здоровьеформирования в высших учебных заведениях, актуализирующаяся в связи с ними проблема, поставленная цель исследования определяют формулировку научной гипотезы.

Становлению активного здоровьеформирования студентов будут способствовать практически реализованные условия проектирования, организации и управления процессом образования, в котором предполагается:

– рассмотрение повышения здоровья студентов с позиции системного, эволюционного и синергетического подходов, где здоровье студентов – это процесс и результат, выступающий в качестве системообразующего фактора различных педагогических воздействий;

– достижение паритета высокого уровня образованности и здоровья студентов в теории и практике высшего образования;

– выявление доминантных факторов и условий, определяющих эффективность активного здоровьеформирования студентов;

– формирование здоровьеобеспечивающей компетентности студентов;

– реализация высокого потенциала двигательной активности для расширения резервов здоровья студентов;

– разработка программно-методического обеспечения активного здоровьеформирования студентов, ориентированное на природосообразность, самостоятельность, индивидуализацию и персонализацию педагогических воздействий.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой определены основные задачи исследования.

1). Выявить и обосновать специфику научных подходов к активному формированию здоровья студентов.

2). Установить основные факторы и условия повышения резервов здоровья студенческой молодежи.

3). Определить критерии эффективности активного формирования здоровья студентов.

4). Разработать программно-методическое обеспечение формирования здоровьесоответствующей компетентности студентов;

5). Предложить концепцию педагогического обеспечения активного здоровьеформирования и определить педагогические возможности ее реализации в высших учебных заведениях.

Общей методологической основой исследования является представление активного формирования здоровья студентов как сложного многостороннего процесса, эффективность которого определяется комплексным влиянием социально-экономических, биологических, интеллектуальных, технологических факторов, требующих системного изучения.

Философский уровень исследования определяется принципами современной диалектики, соответствующими реалиям и объективным потребностям развития современного образования: единства всеобщего и конкретного, теории и практики, социального и биологического, гуманизации и здоровьесоответствия человеческой деятельности.

Общенаучный уровень исследованияпостроен на комплексе идей и научных положений, обусловленных концепциями: здорового образа жизни (А. М. Амосов, И. И. Брехман, С. Г. Сериков, А. Г. Щедрина); личностно-ориентированного образования и воспитания (А. Г. Асмолов, А. С. Белкин, А. В. Петровский); общего адаптационного синдрома (А. А. Виру, Ф. З. Меерсон, М. Г. Пшенникова, H. Celye).

Конкретно-научный уровень исследования составляют закономерности развития кинезиологического потенциала человека (В. К. Бальсевич, Н. А. Фомин); основные положения теории и методики физической культуры (М. Я. Виленский, В. М. Выдрин, В. И. Ильинич, Л. П. Матвеев, Н. И. Пономарев); концепция двигательной активности и ее роль в стимуляции жизнедеятельности подрастающего поколения (В. К. Бальсевич, Э. Г. Булич, В. А. Запорожанов, Л. М. Куликов, И. В. Муравов).

Исходя из методологических основ, цели и задач исследования, определяется логика научного поиска, который осуществляется и будет осуществлен в течение 2003–2015 гг. Данный период включает в себя три этапа научных изысканий.

На первом (2003–2010 гг.), теоретико-экспериментальном этапе, имевшем преимущественно поисковую направленность, проводился теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы, изучались нормативные документы по организации физического воспитания, физкультурного образования и спортивной подготовки в высших учебных заведениях, анализировался и обобщался опыт лечебно-профилактической, физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы, определялись цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования. На данном этапе был апробирован и установлен комплекс методов исследования, разработана концепция педагогического обеспечения активного здоровьеформирования в высших учебных заведениях, выполнены экспериментальные исследования по оценке двигательных и морфофункциональных возможностей студентов младших курсов, оптимизации теоретического и практического материала дисциплины «Физическая культура».

Методы исследования.Осуществлялось изучение научно-методической литературы по проблеме исследования; проводился констатирующий эксперимент с применением методов педагогического наблюдения, контент-анализа, опроса, тестирования, оценки состояния здоровья и психофизиологических возможностей студентов. При этом применялись оригинальные методики, в частности, метод Газоразрядной Визуализации (ГРВ). Изучение литературных источников и обработка результатов констатирующего эксперимента сопровождалось применением методов сравнения, анализа, синтеза, обобщения, моделирования (теоретического), статистической обработки.

На втором (2011–2012 гг.), опытно-экспериментальном этапе, имеющем формирующий характер, осуществлялась проверка эффективности и последующее внедрение концепции педагогического обеспечения активного формирования здоровья студентов. Концепция предполагает разработку алгоритма повышения индивидуального (персонального) здоровья студентов, формирование здоровьеобеспечивающей компетентности, условия и программно-методическое обеспечение их реализации.

Методы исследования. Изучение литературных источников в области теории здоровья и оздоровительных технологий, моделирование. Проведен формирующий педагогический эксперимент с использованием методов наблюдения, опроса, тестирования, оценки состояния здоровья и морфофункциональных возможностей, математической статистики.

На третьем (2013–2015 г.),обобщающем этапе, будет осуществлен педагогический анализ и обобщение полученных материалов, их систематизация и интерпретация, формирование выводов и литературное оформление работы. Результаты исследования предполагается внедрить в практику работы высших учебных заведений Челябинской области, в том числе использовать в учебном процессе ФБГОУ ВПО «Челябинский государственный университет».

Основные методы исследования: анализ и синтез, аналогии и обобщение, описание (вербальное, графическое, математическое), системный подход.

Обоснованность и достоверность результатов проводимой работы обусловлена применением системного, эволюционного и синергетического подходов как ведущей методологической базы; взаимной дополняемостью и согласованностью научных теорий, выбранных в качестве методологических оснований; применением на каждом этапе исследования теоретических и эмпирических методов, соответствующих решаемым задачам; представительностью опытно-экспериментальной базы и репрезентативностью выборки; проведением педагогической экспертизы результатов, полученных в ходе педагогического эксперимента; широкой апробацией и внедрением результатов исследований в систему высшего образования. Опытно-экспериментальной базой исследования являются высшие учебные заведения Челябинской области.

Научная новизна исследования

1. Сформулировано понятие «активное формирование здоровья», предполагающее овладение и осознанное использование каждым студентом оздоровительных технологий, обеспечивающих формирование необходимого потенциала здоровья для продуктивного выполнения биологических и социальных функций, включая текущую учебную и будущую профессиональную деятельность.

2. Предложено понятие «здоровьеобеспечивающая компетентность», под которым понимается обладание достаточной суммой знаний, включающей научно обоснованные идеи, понятия, факты, накопленные человечеством в сфере здорового образа и спортивного стиля жизни; наличие практических умений и навыков здоровьеобеспечения; способность устанавливать связи между знаниями и реализацией оздоровительных технологий, с одной стороны, и практическими действиями в учебной и будущей профессиональной деятельности на основе воспитанных ценностных ориентаций на формирование, повышение и сохранение резервов персонального здоровья, с другой.

3. Представлен алгоритм формирования здоровьеобеспечивающей компетентности в общем физкультурном образовании, включающий когнитивный, операционно-деятельностный и мотивационно-ценностный компоненты, и направленный на реализацию персонального здоровья студента.

4. Разработано программно-методическое обеспечение активного здоровьеформирования студентов, ориентированное на реализацию паритета образованности и здоровья, формирование готовности к будущей профессиональной деятельности.

5. Обоснована концепция педагогического обеспечения активного формирования здоровья студентов, предполагающая создание соответствующей здоровьеформирующей среды; реализацию общего физкультурного образования; интеграцию различных видов и форм оздоровления в единую и устойчивую функциональную систему; внедрение современных технологий мониторинга здоровья.

Теоретическая значимость исследованиязаключается в дополнении и совершенствовании теории и методики физической культуры за счет:

– определения условий, факторов и критериев активного формирования здоровья студентов;

– разработки алгоритма формирования здоровьеобеспечивающей компетентности студенческой молодежи;

– конкретизации возможностей здоровьеобеспечивающего совмещения двигательной активности и познавательной деятельности в системе высшего образования.

– модернизации программно-методического обеспечения общего физкультурного образования в вузах.

Практическая значимость исследования определяется тем, что содержащиеся в нем теоретические положения и выводы позволят разработать и внедрить в высшие учебные заведения концепцию педагогического обеспечения активного формирования здоровья студентов. Результаты исследования послужат основанием для подготовки методических материалов, которые будут адресованы преподавателям и студентам физкультурных специальностей, научным работникам физкультурно-спортивного профиля.

Результаты исследования

1. Разработан алгоритм формирования здоровьеобеспечивающей компетенции студентов с выделением когнитивного, операционно-деятельностного и мотивационно-ценностного компонентов.

2. Создано программно-методическое обеспечение общего физкультурного образования, основанное на интеграции профилактических, оздоровительных, тренирующих, обучающих, образовательных и воспитательных воздействий.

3. Предложена концепция педагогического обеспечения активного формирования здоровья студентов, включающая в качестве основных компонентов здоровьеформирующую среду, общее физкультурное образование, интеграцию различных оздоровительных воздействий, мониторинг состояния здоровья.

4. Выявлены персонифицированные возможности концепции педагогического обеспеченияактивного формирования здоровья студентов, проявляющиеся в накоплении необходимого оздоровительного потенциала для текущей учебной и последующей профессиональной деятельности, обеспечении паритета образованности и здоровья.

Апробация результатов исследования осуществляется в:

– научно-исследовательской работе с соискателями ученой степени кандидата педагогических наук;

– опытно-экспериментальной работе по проблеме исследования;

– процессе научно-методических семинаров в системе высшего профессионального образования;

– выступлениях на конференциях, семинарах, съездах и симпозиумах;

– конкретизации возможностей здоровьеобеспечивающего совмещения двигательной активности и познавательной деятельности в системе высшего образования.

 

Список литературы

1. Акчурин, Б. Г. Проблемы организации деятельности высшей школы по формированию физического здоровья студентов : дис. … канд. пед. наук / Б. Г. Акчурин. – Уфа, 1996. – 132 с.

2. Бальсевич, В. К. Здоровьеформирующая функция образования в Российской Федерации: Материалы к разработке национального проекта оздоровления подрастающего поколения России в период 2006–2026 гг. / В. К. Бальсевич // Физическая культура : воспитание, образование, тренировка. 2006. № 5, С. 2–6.

3. Бальсевич, В. К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи / В. К. Бальсевич // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. № 1, С. 23–25.

4. Бальсевич, В. К. Онтокинезиология человека / В. К. Бальсевич: монография. М.: Теория и практика физической культуры, 2000. – 274 с.

5. Бальсевич, В. К. Перспективы развития общей теории и технологий спортивной подготовки и физического воспитания (методологический аспект) / В. К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. 1999. № 4. С. 21–26; 39–40.

6. Бальсевич, В. К. Спортивная культура в контексте природосообразного подхода / В. К. Бальсевич // Психолого-педагогические и медико-биологические проблемы физической культуры, спорта, туризма и олимпизма: инновации и перспективы развития: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 15-летию факультета физической культуры и спорта / под науч. ред. Е. В. Быкова, В. Д. Иванова; ЮУрГУ. В 3 ч. Ч. 3. – Челябинск, 2011. – С. 13–55.

7. Коваленко, В. А. Физическая культура в обеспечении здоровья и профессиональной психофизической готовности студентов / В. А. Коваленко // Физическая культура и спорт в Российской Федерации (студенческий спорт): сборник научных статей. – М.: Полиграф-сервис, 2002. – С. 43–66.

8. Куликов, Л. М. Двигательная активность и здоровье подрастающего поколения: монография / Л. М. Куликов, В. В. Рыбаков, С. А. Ярушин. – Челябинск: Издательство Челябинского государственного университета, 2009. – 275 с.

9. Лотоненко, А. В. Приоритетное направление в решении проблем физической культуры студентов / А. В. Лотоненко // Теория и практика физической культуры, 1998, № 6. С. 21–24.

10. Лубышева, Л. И. Концепция физкультурного воспитания: методология развития и технология реализации / Л. И. Лубышева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. № 1. С. 11–17.

11. Лубышева, Л. И. Спортивная культура – новый образовательный ресурс / Л. И. Лубышева // Психолого-педагогические и медико-биологические проблемы физической культуры, спорта, туризма и олимпизма: инновации и перспективы развития: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 15-летию факультета физической культуры и спорта / под науч. ред. Е.В. Быкова, В.Д. Иванова; ЮУрГУ. В 3 ч. Ч. 3. – Челябинск, 2011. – С. 63–65.

12. Лубышева, Л. И. Физическая и спортивная культура: содержание, взаимосвязи и диссоциации / Л. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. 2002. № 3. С. 11–14

13. Лях, В. И. Концепция физического воспитания детей и подростков / В. И. Лях, Г. Б. Мейксон, Л. Б. Кофман // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. № 1. С. 5–10.

14. Матвеев, А. П. К проблеме содержания образования по физической культуре в контексте требований стандарта второго поколения / А. П. Матвеев, Ю. И. Разинов // Теория и практика физической культуры. 2009. № 6. С. 53–57.

15. Сериков, С. Г. Обеспечение паритета образованности и здоровья учащихся в теории и практике образования : автореф. дис. …д-ра пед. наук / С. Г. Сериков. – Челябинск, 2002. – 58 с.

16. Уваров, В. А. Анализ изменения физической подготовленности, физического развития и здоровья студентов за последнее десятилетие (1988–1999) / В. А. Уваров, Н. К. Ковалев, Т. А. Булавина // Организация и методика учебного процесса, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы : материалы Международной конференции. Ч.1. – М. : МГУ, 2000. – 256 с.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.