Сделай Сам Свою Работу на 5

запас финансовой прочности





 

Главная факторная цепочка, формирующая прибыль схематически выглядит так:

затраты →объем производства → прибыль.

Под распределением прибыли понимают направление ее на формирование доходов государственного бюджета и удовлетворение потребностей предприятий в средствах на расширение производства и материальное стимулирование работников.

Принципы распределения прибыли можно сформулировать следующим образом:

– прибыль, полученная предприятием в результате производственно-хозяйственной и финансовой деятельности, распределяется между государством и предприятием как хозяйствующим субъектом;

– прибыль для государства поступает в соответствующие бюджеты в виде налогов и сборов, ставки которых не могут быть произвольно изменены. Состав и ставки налогов, порядок их исчисления и взносов в бюджет устанавливается законодательно;

– величина прибыли предприятия, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов, не должна снижать его заинтересованности в росте объемов производства и улучшении результатов производственно-хозяйственной и финансовой деятельности;



– прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, в первую очередь направляется на накопление, обеспечивающее его дальнейшее развитие, и только в остальной части – на потребление.

Порядок распределения и использования прибыли предприятия фиксируется в его уставе и определяется положением, которое разрабатывается соответствующими экономическими службами и утверждается руководящим органом предприятия.

На предприятии распределению подлежит прибыль после уплаты налогов и выплаты дивидендов. Из этой прибыли также уплачиваются некоторые налоги в местные бюджеты и взыскиваются экономические санкции.

Распределение этой части прибыли отражает процесс формирования фондов и резервов предприятия для финансирования потребностей производственного и социального развития.

В условиях рыночного хозяйства государство не вмешивается в процесс распределения прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов. Тем не менее, посредством предоставления налоговых льгот стимулирует направление прибыли на капитальные вложения и строительство жилья, на благотворительные цели, финансирование природоохранных мероприятий, расходов на содержание объектов и учреждений социальной сферы, на проведение научно–исследовательских работ.



В соответствии с уставом предприятия образуются фонды накопления и потребления,а также резервные фонды, предназначенные для финансирования непредвиденных расходов и обеспечения финансовой устойчивости предприятия

 

Средства фонда накопления предназначены для финансирования расходов, связанных с научно–техническим и социальным развитием коллектива.

Средства фонда потребления используются на единовременное поощрение отличившихся работников при выполнении особо важных заданий; оказание единовременной, помощи; строительство и капитальный ремонт жилых домов, детских садов; дотации на питание в столовых; на питание в детском саду, оздоровительном лагере для школьников; улучшение культурно–бытового обслуживания работников и другие аналогичные мероприятия.

Резервные фонды (капитал)образуются как в силу требований законодательства, так и по решению предприятий. В законодательном порядке резервный фонд образуют иностранные предприятия и предприятия с иностранными инвестициями.

Средства этих фондов имеют строго целевое назначение. Их использование происходит на основании смет расходов, которые разрабатываются финансовой службой предприятия и утверждаются в установленном порядке. Если же фонды не создаются, то в целях обеспечения планов распоряжения средств составляются сметы расходов на развитие производства, социальные нужды трудового коллектива, материальное поощрение работников и благотворительные цели.



 

 

Следует отметить, что управление прибылью как на стадии формирования, так и на стадии распределения и использования связаны с рисками — операционными, финансовыми и инвестиционными.

 

42. Сущность и характеристика налогового планирования на предприятии

Налоговое планирование - организация деятельности налогоплательщика, направленная на минимизацию его налоговых обязательств не нарушая законодательства.

Экономия на налогах с помощью использования законных методов налоговой оптимизации способна принести ощутимый положительный результат практически в любой сфере предпринимательской деятельности.

Целью налогового планирования является построение оптимальной модели хозяйствования, обеспечивающей минимально возможный размер налоговой нагрузки.

Сущность налогового планирования состоит в признанном за каждым налогоплательщиком праве использовать все допускаемые законом средства, пути и методы для максимального сокращения своих налоговых обязательств. Возможность налогового планирования обусловлена наличием в налоговом законодательстве весьма обширной сферы, где нормы права с достаточной точностью не определены или допускается их неоднозначное толкование.

В основе налогового планирования лежит максимально полное и правильное использование всех установленных законом льгот и преимуществ, а также оценка позиции налоговых органов и учет основных направлений налоговой, бюджетной и инвестиционной политики государства.

Основы налогового планирования включают:

§ учет основных направлений развития налоговой, бюджетной и инвестиционной политики государства;

§ разработку учетной политики предприятия;

§ правильное и полное использования всех установленных законом льгот;

§ оценка возможностей получения отсрочек и рассрочек по уплате налогов.

Виды налогового планирования

1. В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач различают стратегическое (долговременный курс предприятий и решение крупномасштабных задач) и тактическое (текущий, повседневный характер) налоговое планирование.

2. В зависимости от размера территории, на которой налогоплательщик осуществляет свою деятельность, налоговое планирование может быть международным, национальным, местным.

3. В зависимости от типа налогоплательщика может быть корпоративным или индивидуальным.

Долгосрочное налоговое планирование - использование налогоплательщиком таких приёмов и методов, которые уменьшают его налоговые обязательства в течение длительного времени или в процессе всей деятельности налогоплательщика. Стратегическое (долгосрочное) планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений.

Элементы данного вида планирования:

§ выбор наиболее выгодного с точки зрения налогообложения места расположения организации, её структурных подразделений и руководящих органов;

§ выбор организационно-правовой формы организации и ее организационно-хозяйственной структуры.

Текущее налоговое планирование - совокупность методов, дающих налогоплательщику возможность уменьшить налоговое бремя в течение ограниченного периода времени или в каждой конкретной хозяйственной ситуации.

Элементы текущего планирования:

§ использование налоговых льгот по основным налогам с учетом изменения налогового законодательства;

§ использование оптимальных форм договоров;

§ разработка учетной политики для целей оптимизации налогообложения.

Элементы налогового планирования

1. Налоговый календарь, предназначенный для четкого прогнозирования и контроля правильности исчисления и соблюдения сроков уплаты в бюджет требуемых налогов, а также представления отчетности в целях недопущения нарушений сроков отчетности, влекущих штрафные санкции;

2. Стратегия оптимизации налоговых обязательств, в соответствии с которой разрабатывается четкий план реализации;

3. Контроль дебиторской задолженности: недопущение на срок более 4 месяцев дебиторской задолженности по хозяйственным договорам за отгруженную продукцию или оказанные услуги;

4. Контроль состояния бухгалтерского учета и отчетности для получения оперативной, объективной информации о хозяйственной деятельности в целях адекватного налогового планирования;

5. Налоговые льготы и организация сделок;

6. Рациональное размещение активов и прибыли организации.

Способы налогового планирования

§ использование пробелов законодательства;

§ применение налоговых льгот;

§ выбор формы деятельности;

§ правильное формирование учетной политики;

§ применение офшоров;

§ изменение срока уплаты налогов;

§ правильная организация сделок;

§ лоббирование;

§ прогнозирование изменений налогового законодательства.

Этапы налогового планирования

Налоговое планирование -- сложный многофакторный процесс. С некоторой долей условности принято считать, что этот процесс проходит четыре этапа.

На первом этапе, решается вопрос о выборе наиболее выгодного с налоговой точки зрения места расположения, как самого предприятия, так и его руководящих органов, филиалов и дочерних компаний. При этом учитывается не только налоговый режим, предоставляемый местным законодательством, но и возможность и условия предоставления налоговых кредитов и иных специальных льгот, возможность безналогового перевода доходов из одной страны в другую, условия налоговых соглашений и т. п.

На втором этапе производится выбор оптимальной для конкретных целей деятельности организационно-правовой формы юридического лица или формы предпринимательства без образования юридического лица.

Сущность третьего этапа налогового планирования состоит в максимально полном и правильном использовании налоговых преимуществ и льгот при текущей предпринимательской деятельности. Производится анализ форм сделок, выбор форм оплаты труда и реализации социальной политики предприятия, правильное использование льгот по основным видам налогов, оперативное реагирование на изменение налогового законодательства и т. п.

На четвертом этапе решается вопрос о рациональном размещении активов и прибыли предприятия, имея в виду не только предполагаемую доходность инвестиций, но и налоги, уплачиваемые при получении этого дохода.

Следует отметить, что 1 и 2 этапы планирования до регистрации предприятия имеют место лишь один раз, в то время как текущее налоговое планирование (3, 4 этапы) предполагает контроль обоснованности применения налоговых льгот к каждой сделке.

 

43. Налоговый контроль, его сущность и характеристика

В рамках финансового контроля выделяют такой его вид, как налоговый контроль. Его существование обусловлено наличием объективной категории налогов и налоговых отношений, которые являются частью финансовых отношений.

Налоговый контроль имеет целью обеспечить полноту, своевременность уплаты налогов и сборов в бюджет, соблюдение налогового законодательства, применение мер ответственности за эти нарушения.

Налоговый контроль—это элемент финансового контроля и часть налогового механизма. Налоговые контрольные действия охватывают всю систему налогообложения, а также осуществляются в разрезе отдельных налогов, налоговых групп, групп налогоплательщиков, территорий. Налоговый контроль пронизывает всю экономику, обеспечивая соблюдение правил бухгалтерского учета и отчетности, законодательных основ налогообложения.

Необходимо отметить, что организация налогового контроля базируется на совокупности принципов, являющих собой базовые положения, которые определяют эффективное осуществление налогового контроля. Прежде всего, это общеправовые принципы.

1. Принцип законности.

2. Принцип юридического равенства.

3. Принцип соблюдения прав человека и гражданина.

4. Принцип гласности.

5. Принцип ответственности.

6. Принцип защиты прав.

Кроме общеправовых принципов налоговому контролю присущи принципы, традиционно выделяемые авторами при рассмотрении контрольной деятельности как особого вида управленческой деятельности.

1. Принцип независимости.

2. Принцип планомерности.

3. Принцип регулярности (систематичности) контроля.

4. Принцип объективности и достоверности.

5. Принцип документального оформления результатов контроля.

6. Принцип взаимодействия и обмена информацией с другими государственными органами.

Говоря о налоговом контроле, необходимо выделить основные его направления:

--учет организаций и физических лиц;

--налоговый контроль за своевременностью уплаты налогов и сборов;

--налоговый контроль за правильностью исчисления и полнотой уплаты сумм налогов и сборов, за надлежащим учетом доходов, расходов и объектов налогообложения;

--налоговый контроль за законностью использования налоговых льгот;

--налоговый контроль за своевременностью и правильностью удержания сумм налогов налоговыми агентами;

--налоговый контроль за соответствием крупных расходов физических лиц их доходам;

--налоговый контроль за своевременностью перечисления налоговых платежей;

--налоговый контроль за правомерностью возмещения сумм косвенных налогов из бюджета.

Таким образом, налоговый контроль занимает весьма значительное место в системе государственного финансового контроля, поскольку посредством осуществления контрольных функций государственными налоговыми органами обеспечивается не только соблюдение налогового законодательства, но и непосредственное привлечение финансовых ресурсов в государственный бюджет. Здесь очевидна большая роль налогового контроля в обеспечении исполнения бюджета государства по доходам, поскольку 80-90% бюджетных доходов страны базируется на налоговых поступлениях. Без эффективной работы налоговых органов в области контроля невозможно выполнение государством своих непосредственных функций.

 

44. Анализ показателей ликвидности и платежеспособности предприятия

Платежеспособность предприятия определяется его возможностью и способностью своевременно и полностью выполнять платежные обязательства, вытекающие из торговых, кредитных и иных операций денежного характера. Платежеспособность влияет на формы и условия коммерческих сделок, в том числе на возможность получения кредита.

Ликвидность предприятия определяется наличием у него ликвидных средств, к которым относятся наличные деньги, денежные средства на счетах в банках и легкореализуемые элементы оборотных ресурсов. Ликвидность отражает способность предприятия в любой момент совершать необходимые расходы.

Ликвидность и платежеспособность как экономические категории не тождественны, но на практика они тесно взаимосвязаны между собой.

Ликвидность предприятия отражает платежеспособность по долговым обязательствам. Неспособность предприятия погасить свои долговые обязательства перед кредиторами и бюджетом приводит к его банкротству. Основаниями для признания предприятия банкротом являются не только невыполнение им в течении нескольких месяцев своих обязательств перед бюджетом, но и невыполнение требований юридических и физических лиц, имеющих к нему финансовые или имущественные претензии.

Улучшение платежеспособности предприятия неразрывно связано с политикой управления оборотным капиталом, которая нацелена на минимизацию финансовых обязательств.

Оценка платежеспособности предприятия производится с помощью коэффициентов платежеспособности, являющихся относительными величинами. Коэффициенты платежеспособности, приведенные ниже, отражают возможность предприятия погасить краткосрочную задолженность за счет тех или иных элементов оборотных средств

Коэффициент абсолютной ликвидности а показывает, какая часть краткосрочной задолженности может быть покрыта наиболее ликвидными оборотными активами - денежными средствами и краткосрочными финансовыми вложениями:

Кла = ДС /КП (1)

где ДС- денежные средства и их эквиваленты (стр. 260);

КП - краткосрочные пассивы (стр. 690 - (стр. 640+650+660)).

Принято считать, что нормальный уровень коэффициента абсолютной ликвидности должен быть 0,03 - 0,08.

Коэффициент промежуточного покрытия (быстрой ликвидности) показывает, какую часть краткосрочной задолженности предприятие может погасить за счет денежных средств, краткосрочных финансовых вложений и дебиторских долгов:

Клп = (ДС + ДБ) /КП, (2)

где ДБ - расчеты с дебиторами.

Нормальный уровень коэффициента промежуточного покрытия должен быть не менее 0,7.

Общий коэффициент покрытия (текущей ликвидности) Кло показывает, в какой степени оборотные активы предприятия превышают его краткосрочные обязательства:

Кло = II А/КП (3)

где II А - итог второго раздела актива баланса.

Принято считать, что нормальный уровень коэффициента общего покрытия должен быть равен 1,5 — 3 и не должен опускаться ниже 1.

Чем выше коэффициент общего покрытия, тем больше доверия вызывает предприятие у кредиторов. Если данный коэффициент меньше 1, то такое предприятие неплатежеспособно. При отсутствии у предприятия денежных средств и средств в расчетах, оно может погасить часть краткосрочных обязательств, реализовав товарно-материальные ценности:

КЛтм.ц= З/ КП (4)

где КЛтм.ц - коэффициент ликвидности товарно-материальных ценностей;

3 — запасы (без 217 строки);

Для правильного вывода о динамике и уровне платежеспособности предприятия необходимо принимать в расчет следующие факторы:

· характер деятельности предприятия. Например, у предприятий промышленности и строительства велик удельный вес запасов и мал удельный вес денежных средств; у предприятий розничной торговли высока доля денежных средств, хотя значительны и размеры товаров для перепродажи и т.д.

· условия расчетов с дебиторами. Поступление дебиторской задолженности через короткие промежутки временипосле покупки товаров (работ, услуг) приводит к небольшой доле в составе оборотных активов долгов покупателей, и наоборот;

· состояние запасов. У предприятия может быть излишек или недостаток запасов по сравнению с величиной, необходимой для бесперебойной деятельности;

· состояние дебиторской задолженности: наличие или отсутствие в ее составе просроченных и безнадежных долгов.

При анализе ликвидности баланса проводится сравнение активов, сгруппированных по степени их ликвидности, с обязательствами по пассиву, сгруппированными по срокам их погашения. Расчет и анализ коэффициентов ликвидности позволяет выявить степень обеспеченности текущих обязательств ликвидными средствами главная цель анализа движения денежных потоков – оценить способность предприятия генерировать денежные средства в размере и в сроки, необходимые для осуществления планируемых расходов и платежей.

Главная задача оценки ликвидности баланса – определить величину покрытия обязательств предприятия его активами, срок превращения которых в денежную форму (ликвидность) соответствует сроку погашения обязательств (срочности возврата).

Для проведения анализа актив и пассив баланса группируются по следующим признакам:

· по степени убывания ликвидности (актив);

· по степени срочности оплаты (погашения) (пассив).

Активыв зависимости от скорости превращения в денежные средства (ликвидности) разделяют на следующие группы:

· А1 - наиболее ликвидные активы - денежные средства предприятия и краткосрочные финансовые вложения;

· А2- быстро реализуемые активы - дебиторская задолженность и прочие активы;

· А3 - медленно реализуемые активы - запасы (без строки 217 и расходов будущих периодов), а также статьи из раздела I актива баланса «Долгосрочные финансовые вложения» (умень шенные на величину вложения в уставные фонды других предприятий);

· А4 - труднореализуемые активы - итог раздела I актива баланса, за исключением статей этого раздела, включенных в предыдущую группу.

Группировка пассивов происходит по степени срочности их возврата:

· П1- наиболее срочные обязательства - кредиторская задолженность, прочие пассивы, а также ссуды, не погашенные в срок;

· П2 - краткосрочные пассивы - краткосрочные кредиты и заемные средства;

· П3 - долгосрочные пассивы - долгосрочные кредиты и заемные средства;

· П4 - постоянные пассивы - итог раздела IV пассива баланса.

При определении ликвидности баланса группы актива и пассива сопоставляются между собой.

Условия абсолютной ликвидности баланса:

А1>=П1;

А2>=П2;

А3>=П3;

А4>=П4.

Необходимым условием абсолютной ликвидности баланса является выполнение первых трех неравенств. Четвертое неравенство носит так называемый балансирующий характер: его выполнение свидетельствует о наличии у предприятия собственных оборотных средств. Если любое из неравенств имеет знак, противоположенный зафиксированному в оптимальном варианте, то ликвидность баланса отличается от абсолютной.

Теоретически недостаток средств по одной группе активов компенсируется избытком по другой, но на практике менее ликвидные средства не могут заменить более ликвидные.

Сопоставление А1 – П1 и А2 – П2 позволяет выявить такую текущую ликвидность предприятия, что свидетельствует о платежеспособности (неплатежеспособности) в ближайшее время. Сравнение А3- П3 отражает перспективную ликвидность. На ее основе прогнозируется долгосрочная ориентировочная платежеспособность.

 

45. Экономическая несостоятельность и банкротство предприятий

Внешней формой несостоятельности предприятия является неплатежеспособность, то есть его неспособность своевременно расплачиваться по своим финансовым обязательствам (по российскому законодательству перед контрагентами по денежным обязательствам и по налоговым и иным обязательным платежам перед государством).

Внутренним содержанием несостоятельности в нормальной рыночной экономике является степень эффективности бизнеса ниже определенного уровня.

Можно выделить 6 стадий бизнеса до окончательного финансового краха:

1. Прибыльная деятельность - бизнес настолько эффективен, что обеспечивает генерацию денежного потока в размере, достаточном для возмещения текущих расходов (с учетом налоговых отчислений, которых также можно отнести к текущим расходам), а также получения чистой прибыли.

2. Безубыточная деятельность - денежный поток, формируемый бизнесом, покрывает только текущие расходы, а генерация чистой прибыли не осуществляется.

3. Убыточная деятельность без признаков несостоятельности - денежный поток, генерируемый бизнесом, недостаточен для покрытия текущих расходов, однако за счет накопленных за предыдущие периоды ликвидных активов обеспечивается покрытие всех текущих расходов.

4. Временная неплатежеспособность - эффективность генерации бизнесом денежного потока слаба до такой степени, что как ранее накопленных ликвидных активов, так и генерируемого денежного потока недостаточно для покрытия текущих расходов. В то же время имеются неликвидные активы, достаточные для удовлетворения требований всех кредиторов. Но необходимо определенное время для их трансформации в ликвидную форму и удовлетворения требований кредиторов.

5. Промежуточная неплатежеспособность - недостаточность генерируемого бизнесом денежного потока, а также отсутствие ликвидных активов предприятия могут быть преодолены только качественным изменением бизнеса. При этом, естественно, потребуется больше времени, чем при трансформации неликвидных активов в ликвидную форму.

6. Абсолютная неплатежеспособность - генерация бизнесом денежного потока настолько слаба, что даже при качественном изменении бизнеса денежных средств будет недостаточно для осуществления текущих платежей (заведомо убыточная деятельность).

Неплатежеспособность, являющаяся внешней формой несостоятельности, проявляется не сразу, а только на последних трех стадиях неэффективности бизнеса. Соответственно, можно выделить 3 вида неплатежеспособности предприятия:

· временная неплатежеспособность;

· промежуточная неплатежеспособность;

· абсолютная неплатежеспособность.

Закон Республики Беларусь 13 июля 2012 г. № 415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)»:

Банкротство – неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная решением хозяйственного суда о банкротстве с ликвидацией должника – юридического лица, прекращением деятельности должника – индивидуального предпринимателя (далее – решение об открытии ликвидационного производства).

Экономическая несостоятельность – неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная решением хозяйственного суда об экономической несостоятельности с санацией должника (далее – решение о санации).

Несостоятельность является качественной характеристикой неэффективности бизнеса, внешней стороной которой выступает неплатежеспособность в виде неспособности должника выполнить свои обязательства и удовлетворить требования кредиторов на какую-то определенную дату. А банкротство в свою очередь является результатом несостоятельности и представляет прекращение существования бизнеса в рамках заданной организационно-экономической и производственно-технической системы из-за его несоответствия предъявляемым требованиям. Несостоятельное положение предприятия может закончиться как банкротством, так и его оздоровлением (санацией). Поэтому в зависимости от дальнейших перспектив хозяйствующего субъекта можно выделить 2 вида несостоятельного положения предприятия:

· с возможным улучшением финансового состояния и выходом из кризисного состояния;

· без реальной возможности улучшения финансового состояния (банкротство).

 

46. Дивидендная политика предприятия

Дивидендная политика – это составная часть общей политики управления предприятием, связанная с расширением прибыли в акционерных обществах.

Дивиденды – денежный доход акционеров, получаемый в соответствии с долей его вклада в общую сумму собственного капитала предприятия.

Выбор дивидендной политики предполагает решение двух ключевых вопросов:

1. влияет ли величина дивидендов на изменение совокупного богатства акционеров?

2. если да, то какова должна быть оптимальная их величина?

Существует 2 подхода в теории дивидендной политики. Первый подход – «Теория начисления дивидендов по остаточному принципу». Оптимальная доля дивидендов в прибыли зависит от 4 факторов:
1. предпочтений инвесторов в отношении дивидендов; 2. инвестиционных возможностей предприятия; 3. целевой структуры капитала предприятия; 4. доступности и цены внешнего капитала. Три последних фактора объединяются в модель «выплаты дивидендов по остаточному принципу».

Согласно этой модели, предприятие:

1. определяет оптимальный бюджет капиталовложений;

2. определяет сумму акционерного капитала, необходимую для финансирования этого бюджета;

3. осуществляет максимально возможное финансирование бюджета капиталовложений из прибыли;

4. выплачивает дивиденды только в том случае, если полученная прибыль больше, чему сумма необходимая для обеспечения бюджета капиталовложений (остаточный принцип).

Второй подход – «лучше синица в руке» (М. Гордон, Д. Линтнер) заключается в том, что инвесторы с учетом уменьшения риска предпочитают текущие дивиденды доходам, потенциально возможным в будущем. Основной вывод теории – в формуле общей доходности дивидендная сумма имеет приоритетное значение и, увеличивая ее долю, можно способствовать повышению рыночной стоимости предприятия, т.е. увеличению благосостояния акционеров.

Теория Модильяни и Миллера – цена акций предприятия, или цена его капитала, не зависит от дивидендной политики. Согласно этой теории стоимость предприятия определяется его способностью приносить прибыль и степенью риска.

Теория налоговой дифференциации основана на налоговых эффектах. Предложена Литценбергом Р. Согласно этой теории инвесторы отдают предпочтение акциям, общая доходность которых за период владения, исчисленная с учетом налогов на дивиденды и на прирост стоимости, выше.

Термин «дивидендная политика» в принципе связан с распределением прибыли в акционерных обществах. В финансовом менеджменте используется широкая трактовка термина «дивидендная политика», под которой понимают механизм формирования доли прибыли, выплачиваемой собственнику в соответствии с долей его вклада в общую сумму собственного капитала предприятия.

Поскольку основной целью дивидендной политики является установление необходимой пропорциональности между текущим потреблением прибыли и будущим ее ростом, который обеспечит инвестиционное финансирование, то с помощью дивидендной политики можно максимизировать рыночную стоимость предприятия и обеспечить стратегическое развитие.

Исходя из цели дивидендной политики, под дивидендной политикой понимают составную часть общей финансовой политики предприятия, заключающейся в оптимизации пропорции между потребляемой и капитализируемой прибылью с целью максимизации рыночной стоимости предприятия. Основные типы:

Консервативная дивидендная политика – вариант дивидендной политики, основной целью которой является первоочередное удовлетворение инвестиционных потребностей предприятия, а выплата дивидендов осуществляется в минимальном стабильном размере или по остаточному принципу.

Компромиссная (умеренная) дивидендная политика – вариант дивидендной политики, предусматривающий стабильный уровень выплаты дивидендов с надбавкой в отдельные периоды. Эта политика в наибольшей степени увязана с результатами фин. деятельности предприятия и уровнем удовлетворения его инвестиционных потребностей.

Агрессивная дивидендная политика – вариант дивидендной политики, предусматривающий стабильный уровень выплаты дивидендов с “агрессивной” надбавкой в отдельные периоды с целью рыночной фондовой “раскрутки” предприятия. Эта политика в наименьшей степени увязана с результатами финансовой деятельности предприятия.

Предприятие должно выбрать оптимальную дивидендную политику предприятия, которая определяется:

1. инвестиционными возможностями предприятия,

2. ценой заемного капитала (по сравнению с ценой собственного капитала),

3. сроками появления инвестиционных возможностей,

4. ликвидностью и кредитоспособностью предприятия,

5. инфляцией,

6. установленными законом ограничениями,

7. предпочтениями акционеров,

8. контролем со стороны акционеров.

Цель дивидендной политики – максимизация богатства акционеров (а также обеспечение достаточного финансирования деятельности предприятия ).

Завершающим этапом формирования дивидендной политики является выбор форм: 1. выплаты дивидендов наличными деньгами, 2. выплаты акциями. Она интересна для акционеров, ориентированных на рост капитала в предстоящем периоде, 3. автоматическое реинвестирование, т.е. право выбора получить наличные деньги или реинвестировать в дополнительные акции, 4. выкуп акции компании, т.е. на сумму дивидендного фонда фирма выкупает на рынке свободно обращающиеся акции.

 

47. Состав заемного капитала и оценка стоимости его привлечения

Заемный капитал, используемый предприятием, характеризует в совокупности объем его финансовых обязательств (общую сумму долга). Эти финансовые обязательства в современной хозяйственной практике дифференцируются следующим образом:

· Долгосрочные финансовые обязательства (заемный капитал со сроком его использования более 1 года).

· Краткосрочные финансовые обязательства (все формы привлеченного заемного капитала со сроком его использования до 1 года).

В процессе развития предприятия по мере погашения его финансовых обязательств возникает потребность в привлечении новых заемных средств.

Процесс управления привлечением заемных средствпредприятием строится по следующим основным этапам.

1. Анализ привлечения и использования заемных средств в предшествующем периоде. Целью такого анализа является выявление объема, состава и форм привлечения заемных средств предприятием, а также оценка эффективности их использования.

2. Определение целей привлечения заемных средств в предстоящем периоде. Эти средства привлекаются предприятием на строго целевой основе, что является одним из условий последующего эффективного их использования.

3. Определение предельного объема привлечения заемных средств. Максимальный объем этого привлечения диктуется двумя основными условиями:

а) предельным эффектом финансового левериджа.

б) обеспечением достаточной финансовой устойчивости предприятия.

4. Оценка стоимости привлечения заемного капитала из различных источников. Такая оценка проводится в разрезе различных форм заемного капитала, привлекаемого предприятием из внешних и внутренних источников.

5. Определение соотношения объема заемных средств, привлекаемых на кратко- и долгосрочной основе. Расчет необходимого размера заемных средств в рамках каждого периода осуществляется в разрезе отдельных целевых направлений их предстоящего использования.

6. Определение форм привлечения заемных средств. Эти формы дифференцируются в разрезе финансового кредита; товарного (коммерческого) кредита; прочих форм. Выбор форм привлечения заемных средств предприятие осуществляет исходя из целей и специфики своей хозяйственной деятельности.

7. Определение состава основных кредиторов. Этот состав определяется формами привлечения заемных средств. Основными кредиторами предприятия являются обычно его постоянные поставщики, с которыми установлены длительные коммерческие связи, а также коммерческий банк, осуществляющий его расчетно-кассовое обслуживание.

8. Формирование эффективных условий привлечения кредитов. К числу важнейших из этих условий относятся:

а) срок предоставления кредита;

б) ставка процента за кредит;

в) условия выплаты суммы процента;

г) условия выплаты основной суммы долга;

д) прочие условия, связанные с получением кредита.

9.Обеспечение эффективного использования кредитов. Критерием такой эффективности выступают показатели оборачиваемости и рентабельности заемного капитала.

10.Обеспечение своевременных расчетов по полученным кредитам. С целью этого обеспечения по наиболее крупным кредитам может заранее резервироваться специальный возвратный фонд. Платежи по обслуживанию кредитов включаются в платежный календарь и контролируются в процессе мониторинга текущей финансовой деятельности.

На предприятиях, привлекающих большой объем заемных средств в форме финансового и товарного (коммерческого) кредита, общее управление привлечением заемных средств может быть детализировано затем в разрезе указанных форм кредита.

 

48. Формирование заемного капитала в форме облигационных займов

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.