Сделай Сам Свою Работу на 5

Башкирский государственный аграрный университет, Россия





ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО ТЕРРИТОРИИ СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ КАК ВИД ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА

Кутлияров А.Н., доцент, Хисматуллина Р.М., студент

Башкирский государственный аграрный университет, Россия

В данной статье рассматриваются вопросы землеустройства территории сельских поселений, а также черты, характеристики модели землеустройства территории сельских поселений, по которым данную модель можно рассматривать как один из видов землеустройства.

В области землевладения и землепользования на сегодняшний день произошли серьёзные изменения, которые обусловлены повышением значимости органов местного самоуправления. Так в настоящее время, в ведении местных администраций, находятся земли не только в черте населённых пунктов, но и земельные участки, находящиеся за чертой, но предназначенные для обеспечения нужд населенного пункта. Особенно характерно данное явление для сельских населенных пунктов. В связи с этим, были проведены крупномасштабные землеустроительные работы по наделению землёй сельских и поселковых администраций. Управление данными земельными ресурсами немыслимо без достоверной информации о них, без точных фиксированных границ, определяющих положение земельных участков установленной площади, на местности.



Термин «землеустройство» включает в себя мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, для обеспечения их традиционного образа жизни [2].

Из данного определения можно сделать вывод, что модель землеустройства территории сельских поселений является одним из видов землеустройства, хотя и «малым» по уровню. Ведь само понятие «землеустройство» и состоит из основных видов земельного устройства: межхозяйственного землеустройства, в котором проводятся землеустроительные мероприятия по комплексной организации земли нескольких собственников либо арендаторов, и внутрихозяйственного землеустройства, при котором деятельность осуществляется в пределах границы отдельного землепользования и имеет целью создание наиболее эффективного пользования и охраны земли в рамках этого землеиспользования [2].



Муниципальное образование - совокупность городских и сельских поселений, объединенных общей территорией, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, используются природные и экономические ресурсы, формируются муниципальная собственность и местный бюджет.

Сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и через выборные и иные органы местного самоуправления [6].

Планировка, застройка, реконструкция и иные виды градостроительного освоения территорий сельских поселений проводятся на основе генеральных планов поселений. В нашей статье таковым документом территориального планирования является “Генеральный план сельского поселения Денисовский сельсовет муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан” разработанный по заданию администрации муниципального района Мелеузовский район республики Башкортостан, который представлен на рисунке 1 [4, 8, 11].



Рисунок 1 Генеральный план сельского поселения Денисовский сельсовет муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан

Что касается характеристик модели землеустройства территории сельских поселений, то осуществление системы землеустроительных мероприятий, проводимых данной модели, позволит обеспечить:

- использование земель по целевому назначению в соответствии с их правовым режимом, ограничениями и обременениями, а также с предоставленными правилами землепользования и застройки;

- получение достоверной информации о количественном и качественном состоянии земель, которая является базовой при регулировании оборота земельных участков, установлении платежей за землю, ведении государственного кадастра недвижимости, землеустройства и контроля за использованием земель;

- соблюдение на основе землеустроительной документации собственниками, землевладельцами и землепользователями ограничений и обременений прав в использовании земель, что исключит их повсеместную деградацию, загрязнение, захламление, разрушение в процессе хозяйственной деятельности;

- создание устойчивых и компактных объектов землеустройства, особенно на землях сельскохозяйственного назначения, где до настоящего времени имеет место обезличка в использовании земель: хозяйствующие субъекты, используют земельные участки одновременно на правах коллективно-долевой или совместной собственности, постоянного пользования, аренды;

- устранение недопустимых недостатков землепользования (парцелляризации земель, дальноземелья, чересполосицы, вкрапливаний, вклиниваний), что, в общем – то, наносит существенный ущерб всей экономике страны и уже в ближайшем будущем потребует проведения комплекса землеустроительных работ по консолидации земель;

- своевременное оформление землеустроительной документации для юридических и физических лиц и снижение стоимости землеустроительных работ;

- установление (восстановление) границ земельных участков, что обеспечит точность и бесспорность положения их на местности, предотвратит или разрешит земельные споры, судебные дела в сфере оборота земель, позволит организовать цивилизованный земельный рынок и гарантировать государством права земельной собственности;

- предотвращение и ликвидацию случаев незаконного предоставления и изъятия земель, перевода земельных участков из одной категории в другую;

- увеличение налогооблагаемой базы и облегчение постановки земельных участков на кадастровый учет;

- существенное увеличение платежей за уже используемые земли, обоснованную дифференциацию выкупных цен на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности под объектами недвижимости;

- надлежащее формирование и оформление земельных участков при разграничении государственной собственности на землю в целях регистрации прав собственности на земельные участки Российской федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

- организовать рациональное использование и охрану земель в районах Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока [5, 9].

В результате осуществления землеустроительных мероприятий при модели землеустройства территории сельских поселений, существенно увеличится гражданский оборот земельных участков. Будут создаваться условия для реализации земельными собственниками своих прав, сократится число земельных споров и судебных разбирательств по отводу земельных участков. Возрастет поступление в бюджеты различных уровней средств в счет платы за землю, компенсации убытков и потерь сельскохозяйственного производства и лесного хозяйства при предоставлении и изъятии земель, будет предотвращен самовольный захват земель, и в конечном итоге - организовано рациональное использование и охрана земель.

В компетенцию районных властей входят практически все вопросы, затрагивающие интересы проживающего здесь населения:

- владение, использование и распоряжение земельными и другими природными ресурсами, находящимися в муниципальной собственности, контроль за использованием земель в границах района;

- регулирование планировки, застройки, благоустройства и озеленения, использование водных объектов, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, дорожное строительство и содержание дорог;

- участие в рациональном использовании и охране окружающей среды и др.

В правовую основу местного самоуправления включены общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы и другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2010 года № 131-ФЗ установил общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, активизировал процессы, связанные с формированием территорий муниципальных образований, уточнением границ административного деления субъектов РФ, документированием земельно-имущественных отношений [1, 3].

Главная цель землеустройства территории сельских поселений - эффективное землевладение и землепользование, территориальная организация и размещение производства и предприятий, рациональное осуществление природоохранных мероприятий. Оценочными критериями здесь служат экологическая надежность, социальная приемлемость, экономическая эффективность. Вместе с внутрихозяйственным и межхозяйственным землеустройством оно определяет структуру и параметры землепользования в стране, регионах и субъектах Федерации [9].

Возросшая роль землеустройства в процессе административно-территориальных преобразований продиктована необходимостью осуществления определенных землеустроительных мероприятий как на стадии формирования территорий муниципальных образований, так и при обеспечении устойчивого функционирования и обоснования совершенствования размеров и границ территорий поселений. На стадии формирования территорий поселений велика значимость мероприятий по изучению состояния земель, установлению границ поселений. При функционировании сформированных поселений возрастает роль планирования и организации рационального использования земель, проведения природоохранных мероприятий, разработки проектов рекультивации нарушенных земель и проектов по защите земель от эрозии и других негативных воздействий. Изменение границ и преобразование существующих поселений, необходимые при совершенствовании размеров муниципальных образований, направлены преимущественно на оптимизацию структуры ресурсов муниципальных образований и совершенствование территориальной организации аграрного производства. При этом остается весьма существенным анализ сведений о состоянии и использовании земель [7].

Содержание землеустройства территории сельских поселений определяется взаимодействием земельных ресурсов с другими элементами территориальной системы – населением, производством, инфраструктурой. Основными задачами землеустройства при территориальной организации сельских поселений являются:

– определение земель с особым режимом использования, установление границ таких зон и возможности хозяйственного использования земель с учетом ограничений;

– формирование сведений о состоянии и уровне использования земель в границах муниципальных образований;

– формирование оптимальных по размеру территорий, обеспечивающих доступность населению органов местного самоуправления и уровень управляемости ресурсами муниципального образования;

– совершенствование расселения путем оптимизации распределения и создания пространственных предпосылок для развития объектов социальной и производственной инфраструктуры;

– оптимизация территориальных условий для организации использования земельных ресурсов в сельскохозяйственном производстве и других отраслях народного хозяйства;

– создание территориальных единиц, обладающих составом и структурой земельных ресурсов, отвечающих целям и интересам социально-экономического развития территорий.

Основные землеустроительные и земельно-кадастровые мероприятия в системе управления земельными ресурсами поселений относятся:

- ведение земельного кадастра, включая регистрацию земельных участков, их учет и оценку;

- планирование и систематическое регулирование использования земель; предоставление и изъятие земель;

- землеустройство и мониторинг земель;

- земельный контроль;

- установление порядка управления и распоряжения землями;

- изъятие и предоставление земельных участков в бессрочное (постоянное) пользование, передача их в собственность, аренду;

- планирование использования земель, находящихся на территории муниципального образования;

- взимание платы за землю;

- установление границ территорий земель, передаваемых в ведение сельских и поселковых администраций, а также предоставляемых юридическим и физическим лицам в различные виды пользования;

- выполнение иных функций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципалитетов [10].

Необходимость организации территории муниципальных образований, а в частности сельских поселений ставит сегодня перед землеустройством ряд актуальных задач. Поселения очень часто преобразовывались без должного экономического обоснования, анализа социальной составляющей и учета существующей системы землепользования. В настоящее время землеустройство должно обеспечивать решение таких вопросов, как оптимизация использования земель и сохранения устойчивости границ муниципальных образований, укрепление их экономической основы путем повышения эффективности использования земельных ресурсов.

 

Библиографический список

1. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001г. № 136–ФЗ [Электронный ресурс]: принят Гос. Думой 28.09.2009: одобр. Советом Федерации 10.10.2001г.: (ред. от 30.12.2015): (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2016) // СПС «Консультант Плюс»;

2. Федеральный закон от 18.06.2001 г. N 78 - ФЗ «О землеустройстве» [Электронный ресурс]: принят Гос. Думой 24.05.2001г.: одобр. Советом Федерации 06.06.2001г.: (ред. от 13.07.2015) : (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2016) // СПС «Консультант Плюс»;

3. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" [Электронный ресурс]: принят Гос. Думой 16.09.2003г.: одобр. Советом Федерации 24.09.2003г.: (ред. от 30.12.2015): (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2016) // СПС «Консультант Плюс»;

4. Правила землепользования и застройки городского поселения город Мелеуз муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан, ЗАО ПИ «Башкиргражданпроект», г. Уфа, 2010 г. - Графическая документация;

5. Варламов, А.А. Земельный кадастр. Т. 2. Управление земельными ресурсами [Текст]: учебники и учебные пособия для студентов высших учебных заведений/ А.А. Варламов - М.: Колос, 2004. – 528с.;

6. Волков, С.Н. Землеустройство. Т. 1.: Теоретические основы землеустройства [Текст]: учебник для вузов/ С.Н. Волков. - М.: Колос, 2001. - 496 с.;

7. Волков, С. Н. Землеустройство. Т. 8. Землеустройство в ходе земельной реформы [Текст]: учебники и учебные пособия для студентов высших учебных заведений/ С.Н. Волков. – М.: Колос, 2007. - 417с.;

8. Волков, С. Н., Конокотин, Н. Г., Юнусов, А. Г. Землеустроительное проектирование и организация землеустроительных работ [Текст]: учебное пособие/С. Н. Волков. — М.: Колос, 1998. — 462 с.;

9. Конокотин, Н.Г. Эколого-экономическое обоснование противоэрозионной организации территории [Текст]: учебное пособие/ Н.Г. Конокотин. – М.: ГУЗ, 1996. – 123 с;

10. Сулин, М.А. Основы землеустройства [Текст]: учебное пособие/ М.А. Сулин. – СПб.: Издательство «Лань», 2002. — 128 с.;

11. Материалы, предоставленные Администрацией и отделом архитектуры муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.