Историческое развитие христианства
Христианство
Сущность христианского вероучения
Христианство, как ни одна другая религия, основано на тайне. Разум человека не вмещает представления о едином Боге, существующем в трёх лицах: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. То есть Бог извечно имеет три равноценных лица (личностей) - Отец, Сын, Дух Святой - объединённые в единой божественной сущностью («природой») и имеющие единую волю. При этом христианство требует «не смешивать лиц и не разделять сущности».
Путь к спасению и вечной жизнью в единстве с Богом для человека лежит через физическую смерть; этот путь проложен крестной смертью и телесным воскресением Иисуса Христа.
Христианская нравственность исходить из самоценности личности и неразрывной связи добра, истинны и свободы.
Добро творится человеком на путях применения свободной воли во имя личности и любви. Иное применение свободной воли оборачивается её самоотрицанием и духовной деградации человека. Таким образом, в человеческой свободе содержится не только возможность добра, но и риск зла. Зло есть ложное применение свободы; истиной свободы является добро. Зло родилось как неправильное решение свободного духа, но через первоначальное грехопадение укоренялось в человеческой природе, «заразило» ее. Отсюда специфика христианского аскетизма: он борется не с самой по себе природой человека, но с живущим в ней греховным началом. Сама по себе человеческая природа богоподобна и достойна одухотворения и бессмертия.
В христианстве нравственные нормы обращены не ко внешним делам и не к внешним проявлениям веры, а к внутренней мотивации, к «внутреннему человеку». Высшей нравственной инстанцией является не долг, стыд и честь, а совесть. Долг выражает внешнее отношение между человеком и Богом, человеком и обществом; стыд и честь выражают внешнею целесообразность природы и общества. Совесть же есть голос свободного духа, делающего личность независимой от природы и общества и подчиняющей ее только собственной высшей правде. Можно сказать, что христианский Бог - это высшая правда человеческой совести, олицетворенная и обожествленная как благодатный смысл всего бытия.
Вера в бессмертие души и в страшный Суд играет огромную роль в христианской религии. Христианство не может освободить человека от необходимости жить и умирать в мире, где нет справедливого воздаяния за добро и зло. Вера в бессмертие души и загробное воздаяние призвана дать человеку не только знание, но и непосредственное ощущение абсолютной силы нравственных норм христианства.
Вывод: Христианский Бог - это надмирный Дух, свободно творящий не только природу, но и человека. При этом человек лишь отчасти принадлежит природе, он прежде всего выступает как личность, т. е. сверх природное «я» с его свободой, уникальностью, способностью к творчеству. Личность есть образ Божий в человеке. Иными словами в человеке есть что-то божественное, но это «что-то» - не природная сила, а способность быть личностью. Таким образом, христианская культура открывает и обосновывает абсолютную значимость человеческой личности, творчества и свободы.
Идейные истоки христианства
Идейные истоки христианства восходят к иудаизму. Связь новой религии с иудаизмом проявилась в частности в том, что священное писание христиан - Библия включает в себя как собственно христианские тексты, образовавшие Новый завет, так и священные книги последователей иудаизма - Ветхий завет.
Иудаизм - первая последовательно монотеистическая религия. Иудаизм представлял собой религию одного народа, считавшего себя избранным на том основании, что бог, который сам открыл себя людям, через пророка Моисея дал ему божественный закон. Приняв этот закон, евреи вступили в особые отношения с богом, заключили с ним договор (завет), который обеспечивал им божественное покровительство в случае соблюдения всех его нравственных предписаний. Имя бога считалось у евреев священным, что его даже запрещалось произносить. Бог — источник существования всего в мире и самого мира. Бог творит все сущее для блага человека, моделирует его по человеческой мерке и сам человек оказывается в конечном итоге результатом божественного самомоделирования — образом и подобием Бога. Иисус заключает с людьми Новый Завет. Его важнейшее отличие от Ветхого Завета (старого, прежнего союза, т.е. заключенного до прихода Иисуса Христа) состоит в самом понимании Бога, который, по словам апостола, «есть Любовь». На протяжении всего Ветхого Завета основа отношений Бога и человека — закон. Христос же говорит: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас» (Ин. 1334); Иисус Сам являл пример совершенной любви.
Историческое развитие христианства
Христианство возникло в Палестине в I веке н.э. на фоне мистико-мессианских движений иудаизма как религия угнетенных и искавших спасения от жестоких условий в приходе спасителя. Римская империя в этот период простиралась от Евфрата до Атлантического океана и от Северной Африки до Рейна. В 6 г. н.э., после смерти Ирода, недовольные междоусобицами между его сыновьями, римляне передали управление Иудеей императорскому прокуратору.
Христианство первоначально распространилось в еврейской среде в Палестине и странах средиземноморского бассейна, но уже в первые десятилетия существования получило большое количество последователей из других народов.
Во второй половине I тысячелетия христианство распространилось среди германских и славянских народов. До первой половины II века христианство представляло собой ряд общин, состоящих из рабов, вольноотпущенников, ремесленников. Во второй половине II века христианскими писателями уже отмечается наличие в составе общин благородных и состоятельных людей.
Одним из важных элементов перехода христианства на принципиально новый уровень был его разрыв с иудаизмом в II веке. После этого процент евреев в христианских общинах стал неуклонно уменьшаться. В это же время происходит отказ христиан от ветхозаветных законов: соблюдения субботы, обрезания, строгих пищевых ограничений.
Расширение христианства и вовлечение в христианские общины большого количества людей самого разного вероисповедания привело к тому, что христианство этого периода представляло собой не единую церковь, а огромное количество направлений, группировок, богословских школ. Положение усложнялось большим количеством ересей, количество которых к концу II века церковный историк конца IV века Филастрий определяет числом 156.
Во второй половине III века шел процесс дальнейшей централизации церкви, и к началу IV века из существовавших епархий выделилось несколько митрополий, каждая из которых объединяла группу епархий. Естественно, крупные церковные центры создавались в наиболее важных политических центрах империи, прежде всего в столицах.
В 323 году император Римской империи Константин не оставил столицей империи древний Рим, бывший центром языческого государства, а перенес столицу на восток, в город Византию, которая и была переименована в Константинополь. По повелению императора Константина, был созван в 325 году Первый Вселенский Собор в городе Никее. Его участниками (318 епископов) была осуждена ересь Ария и составлен Символ веры. Промыслом Божиим был чудесным образом обретен в 326 году Животворящий Крест матерью Константина - святой царицей Еленой. В начале IV века христианство становится в государственной религией Римской империи. В это время укрепляется церковная организация и происходит официальное оформление церковной иерархии, высшей и наиболее привилегированной частью которой становится епископат.
До V века распространение христианства происходило в основном в географических границах Римской империи, а также в сфере ее влияния - Армении, Эфиопии, Сирии. Начиная с VII в. христианство сталкивается с исламом и теряет почти всю Африку и Ближний Восток.
В XI веке в результате разделения церквей произошел раскол единой христианской церкви на католицизм и Восточную церковь. Восточная церковь в свою очередь, раздробилась на множество церквей, где самой крупной сегодня является Православная церковь.
Важнейшими постулатами православного вероучения являются догматы триединства Бога (Бог существует в трех лицах (Троица) или ипостасях: Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Духа Святого), боговоплощения, искупления, воскресения и вознесения Иисуса Христа. Считается, что догматы не подлежат изменению и уточнению не только по содержанию, но и по форме. Для православия характерен сложный, детально разработанный культ. Богослужение продолжительнее, чем в других христианских конфессиях, и включают в себя большое количество ритуалов. Главное богослужение в православии - литургия. Главный праздник - Пасха. Богослужение ведется на национальных языках; в некоторых конфессиях используются и мертвые языки, к примеру, в Русской православной церкви - церковнославянский. Духовенство в православии делится на белое (женатые приходские священники) и черное (монашествующие, дающие обет безбрачия). Имеются мужские и женские монастыри.
В XIII - XIV веках христианство распространяется среди прибалтийских народов. К XIV веку христианство практически полностью завоевало Европу, и начиная с этого времени начало распространяться за пределами Европы, главным образом за счет колониальной экспансии и деятельности миссионеров.
В XVI веке в Европе появилось ещё одно из направлений христианства – протестантизм. Появление протестантизма связано с Реформацией - мощным антикатолическим движением.
К началу XXI века число приверженцев христианства во всем мире превышает 1,5 миллиарда, из них около половины проживает в Европе.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|