Сделай Сам Свою Работу на 5

СИЛЬНОЕ СТРАДАНИЕ ПОМОГАЕТ УСТРАНИТЬ КРИЗИС ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ





Люди, которые действуют несоответственно тому образу, в котором они себя представляют, сеют зерна социальной модели "кризиса индивидуальности". Когда кризис наступает, они тут же теряют ориентацию и начинают сомневаться в своих убеждениях. Весь их мир переворачивается вверх ногами, и они испытывают сильный страх перед страданием. Это как раз то, что случается с очень многими людьми, считающими себя еще достаточно молодыми, признаки приближающейся старости вызывают у них страх перед новой, менее желаемой, для них индивидуальностью, которую они должны будут обрести. Поэтому в отчаянной попытке сохранить прежнюю индивидуальность они совершают поступки, доказывающие, что они все еще молоды: покупают скоростные автомобили, изменяют прическу, разводятся, меняют работу.

Если бы у этих людей было четкое понимание своей истинной индивидуальности, то разве они вообще ощутили бы этот кризис? Я полагаю, что нет. Если ваша индивидуальность в основном связана с возрастом или внешним видом, то "старение индивидуальности" определенно вызовет страдание, поскольку это то, что будет изменяться. Если же у вас более широкое понятие о собственной личности, то вашей индивидуальности это не угрожает.



Даже бизнес может пережить кризис индивидуальности. Так, "Ксерокс Корпорэйшн" претерпела любопытное изменение собственного имиджа. Когда появились многообещающие персональные компьютеры, "Ксерокс" захотела использовать свою технологическую мощь для того, чтобы выйти на этот новый, волнующий рынок. Она привлекла к работе штат исследователей и разработчиков, и, после того как на это было потрачено приблизительно 2 миллиарда долларов, они разработали ряд новшеств, включая прекурсор к тому элементу, который мы теперь называем "мышью".

Тогда почему "Ксерокс" не вступила в конкурентные гонки с такими компьютерными фирмами, как "Apple" и IBM ? Одной из причин, несомненно, является то, что в самом начале индивидуальность этой компании не позволяла ей оказаться во главе этого направления. Даже ее "графическая" идентичность ограничивала ее возможности. Символизируя точную процедуру копирования рукописи, она едва ли могла подходить для новой, более высокой, технологии, в рамках которой одним из важнейших критериев являлась скорость. Со стороны потребителя "Ксерокс" оценивалась как ведущая в мире компания по производству копировальной техники, но эта фирма не внушала большого доверия как продавец компьютерной техники. Представьте это несоответствие графической индивидуальности, не имевшей ничего общего с процессом быстрой обработки информации, — и вы поймете, откуда начались некоторые проблемы "Ксерокса".



Эксперты по маркетингу и конструированию графического оборудования скажут вам, что корпоративный имидж представляет собой гигантский фильтр, через который потребители пропускают информацию относительно того, что можно купить, — они ведь должны знать, кто вы и какова ваша основная продукция; вкладывая огромные суммы денег, они хотят покупать у компании, само имя которой говорит о качестве ее продукции. Когда "Ксерокс" еще только боролась за включение этого нового аспекта — компьютеризации — в ее уже существующую индивидуальность, другие компании быстро вышли вперед, овладев рынком. Тогда "Ксерокс" решила, что, вместо того чтобы изменять свою индивидуальность, она просто использует ее. Она компыотеризирует процесс фотокопирования и бросит все свои средства на усовершенствование того, что уже умеет делать лучше всех.

И "Ксерокс" одолела процесс трансформации, представляя новые "изображения «Ксерокса»" — с помощью рекламы и объявлений, начинающихся показом графопостроителей, аппаратных средств, программного обеспечения, коммуникационных схем и заканчивающихся словами. "«Ксерокс...» Компания документирующей техники". Эта новая, расширенная индивидуальность должна отстояться в умах людей и способствовать расширению рынка компании "Ксерокс"; и она использовала любую возможность, чтобы добиться этого.



"По-китайски слово «кризис» состоит из двух символов — один означает опасность, а другой — благоприятную возможност ь".

ДЖОН Ф. КЕННЕДИ

Большинство из нас не видит ничего страшного в том, чтобы изменить свое поведение, но перспектива изменения индивидуальности для многих кажется угрожающей или даже невозможной. Нарушение наших внутренних убеждений относительно того, кто мы есть, причиняет нам самые сильные страдания, и некоторые люди даже идут на самоубийство, чтобы сохранить свои убеждения. Это с огромной драматической силой описано в великом произведении Виктора Гюго "Отверженные". Когда герой книги Жан Вальжан был освобожден из тюрьмы, где вместе с другими заключенными находился на каторжных работах, он чувствовал себя потерянным и одиноким. И хотя на протяжении многих лет он находился под наблюдением французской полиции, он никак не мог смириться с тем, что его называли "преступником" (ведь он всего лишь украл буханку хлеба, чтобы прокормить погибавшую от голода семью, и был за это приговорен к многим годам каторжных работ); выйдя на свободу, он обнаружил, что не может получить работу, чтобы честно заработать на жизнь. Его презирали и гнали отовсюду только потому, что в прошлом он был осужден за кражу

В конце концов, находясь в состоянии абсолютной беспомощности, он начинает обретать те индивидуальные черты, которые навязало ему общество: он теперь преступник, а значит, и действовать будет соответственно. И действительно, когда добрый священник принимает его в своем доме, кормит и дает ему ночлег, он реализует свою новую индивидуальность, украв у своего благодетеля серебряный столовый прибор. Когда полиция задержала Вальжана на дороге, то выяснилось, что он не только бывший каторжник, но и украл у священника его единственную ценность, — это заслуживает сурового наказания.

Вальжана приводят обратно в дом священника, и, несмотря на наличие фактов, священник упорно утверждает, что подарил эти вещи Вальжану, и напоминает ему, что он забыл еще два серебряных подсвечника. К еще большему удивлению Вальжана, священник затем превращает свою великодушную ложь в истину и отпускает с миром бывшего каторжника с этим серебром.

Вальжану пришлось иметь дело со священником. Почему же тот поверил ему? Почему не отправил обратно, в тюрьму? Священник назвал Вальжана своим братом, сказав, что тот больше не принадлежит злу, что он честный человек и дитя Господа. Эта мощная модель разрушения изменила индивидуальность Вальжана. Он разорвал бумаги, выданные ему при выходе из тюрьмы, перебрался в другой город и обрел новую индивидуальность. По мере изменения его индивидуальности изменялось и все его поведение. Он становится мэром небольшого городка и помогает людям, живущим в его общине.

Однако полицейский Жавер посвящает свою свою жизнь "крестовому походу" на Вальжана, поискам бывшего каторжника, хочет предать его суду. Он убежден, что Вальжан — это зло, и решает, что должен стоять на страже справедливости и искоренения зла. Когда Жавер наконец арестовывает Вальжана, у последнего есть возможность избавиться от руки Немезиды, но он великодушно щадит своего врага После того как Жавер узнает, что на протяжении всей своей жизни ловил того, кто оказался хорошим человеком, — возможно даже лучше, чем он сам, — он не может примириться с осознанием того, что, может быть, он-то и был олицетворением жестокости и зла. В результате он бросается в стремнину реки Сены. __

"Мучительнее всего была утрата веры в себя. Он потерял почву под ногами... О! Какое страшное падение! Человек-снаряд вдруг сбился с пути и летит вспять".

ВИКТОР ГЮГО, "ОТВЕРЖЕННЫЕ"

КТО ЖЕ ВЫ?

Что же все это в действительности означает? Это кажется чем-то таинственным, пока мы не начнем по-настоящему оценивать себя.Итак, уделите несколько минут дляопределения того, кем вы являетесь. Кто вы? Существует множество методов, с помощью которых мы себя оцениваем Мы можем описать себя с позиции эмоций (я человек любящий, миролюбивый, впечатлительный), профессиональной деятельности (я адвокат, я врач, я священник), титула (я вице-президент компании), материального положения (я миллионер, я владелец фирмы "Бимер"), выполняемой роли в семье (я мать, я старшая из сестер), нашего поведения (я игрок), наших метафор (я царь Вселенной, я выдающийся человек, я ничтожная личность), нашей обратной связи (я бесполезный человек), наших религиозных убеждений (я иудей), внешних данных (я красив, я уродлив, я стар), нашей значимости (я королева среди выпускников средних школ 1960 года), нашего прошлого (я неудачник) и того, чем мы не являемся (я не лодырь).

Индивидуальность наших друзей, ровесников имеет тенденцию оказывать свое влияние и на нас. Посмотрите повнимательнее на своих друзей. Часто вы являетесь отражением того, какими вы их себе представляете. Если ваши друзья хорошо воспитаны, добры, то вероятно, что такими же вы видите и себя. Период времени, который вы используете для оценки своей индивидуальности, также имеет немаловажное значение Вы смотрите на свое прошлое. настоящее или будущее, чтобы определить, кто вы на самом деле? Несколько лет назад мое настоящее и прошлое не было столь интересным, поэтому я сознательно объединил свою реальную индивидуальность с предполагаемой индивидуальностью, каким я хотел стать. Мне не нужно было ждать; я начал жить как этот воображаемый человек уже с этого момента.

Очень важно, когда вы решаете этот вопрос, находиться в соответствующем состоянии. Вы должны быть расслаблены, спокойны и любознательны. Если вы просто осилите эту книгу, бегло и быстро ее прочтя, или будете часто отвлекаться в процессе чтения, то не получите нужных вам ответов.

Сделайте полный, глубокий вдох; расслабьтесь при выдохе. Настройте свой мозг на пытливое состояние — не опасливое, не обеспокоенное, не на поиски совершенства или чего-то конкретного. Просто спросите себя: "Кто я такой?" Запишите ответ, а затем опять задайте себе тот же вопрос. Каждый раз, ставя этот вопрос, записывайте то, что приходит вам в голову, стараясь постичь свою суть. Продолжайте спрашивать себя до тех пор, пока не получите описание интересующего аспекта своей индивидуальности, своего "я". Каким вы себя определяете? Какова ваша сущность? Какие метафоры вы используете для самооценки? Какую роль вы играете?

Если вы не сможете вызвать этого спокойного и пытливого состояния, то все ваши страхи и колебания относительно своей индивидуальности будут давать вам неадекватные ответы. Ведь если вы кому-нибудь зададите этот вопрос, неожиданно бросив:

"Кто ты такой?", не дав возможности этому человеку прийти в себя, то получите в ответ одну из двух реакций:

1. Недоумевающий взгляд. Такого рода вопрос любого поставит в тупик, поскольку у него никогда еще такого не спрашивали.

2. Уклончивый ответ. Его можно определить как "реакцию недоумения", когда человек просто отмахнется от вас: "Я — то, что я есть",— и этим разговор будет исчерпан. Я часто замечал, что, когда вы задаете человеку эмоциональный вопрос, он не может ответить вам, пока не ответит на два собственных вопроса.

Во-первых, он спрашивает себя' "Могу ли я ответить на этот вопрос?" Если человек не уверен в том, кто он такой, то обычно говорит: "Я не знаю", — или дает вам первый пришедший в голову ответ. Иногда люди опасаются задавать себе этот вопрос, боясь обнаружить недостаток ясности в этой важной области своей жизни. Вторым вопросом, который они задают себе, прежде чем ответить, является: "Что за смысл в этом вопросе?"

Позвольте мне предложить вам ответ на эти два вопроса. Во-первых, вы знаете, кто вы есть. Да, вы можете дать ответ, если найдете время воспользоваться методом "мозгового штурма" прямо сейчас. Но вы должны довериться себе, дать волю потоку своих мыслей и записать их. Во-вторых, достоинство осознания того, кто вы есть, заключается в возможности сию минуту начать формирование своих поступков с учетом оценки своего "я".

Если вы найдете время обрести нужное состояние, то найдете...

Обдуманный ответ. Надеюсь, это тот ответ, который вы ищете сейчас!

"Я мыслю, следовательно, существую".

РЕНЕ ДЕКАРТ

Итак, уделите несколько минут ответу на вопрос, над которым размышляли философы на протяжении столетий, начиная с Сократа и заканчивая Сартром. Постарайтесь обрести спокойное, заинтересованное состояние. Сделайте глубокий вдох, затем выдох. И спросите себя' "Кто я?"

Чтобы помочь вам в самооценке, я напомню, что индивидуальность — это простоте, что отличает вас от других. Я привожу здесь пару упражнений, которые, надеюсь, доставят вам удовольствие.

1. Если бы вам пришлось занести в энциклопедию свое имя, то что бы вы о себе написали? Хватило ли бы вам трех слов для того, чтобы охарактеризовать себя, или это превратилось бы в огромную поэму? Прямо сейчас запишите характеристику, которую вы могли бы поместить под своим именем, случись ему попасть в энциклопедический словарь.

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОЕЙ ЛИЧНОСТИ ДЛЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКОГО СЛОВАРЯ
 
 
 
 
 
 
 


Уделите этому несколько минут и дайте собственное описание. Сделав это, перейдите к следующему упражнению.

2. Если бы вам нужно было составить карту идентификации личности, которая бы давала истинное представление о том, кто вы есть на самом деле, что вы бы в ней написали и что опустили бы? Включили бы вы сюда свою фотографию или нет? Перечислили бы свои статистические данные? Привели бы описание физического состояния? Свои достижения? Эмоции? Убеждения? Стремления? Девиз? Способности? Найдите несколько минут для описания своей личности: что должно входить в эту карту, а что следует опустить, — чтобы посторонние могли иметь представление о том, кто вы есть на самом деле.

 

МОЯ КАРТА ИДЕНТИФИКАЦИИ ЛИЧНОСТИ
 
 
 
 
 
 
 


А теперь взгляните на написанное, на описание своей индивидуальности. В сущности, это история вашей жизни. Какие она вызывает у вас чувства? Надеюсь, вы найдете прямо сейчас несколько минут для того, чтобы сделать реальную самооценку, почувствовать глубокие эмоции, которые вызовут это знакомство с самим собой. Если заметите, что ваша индивидуальность подвержена страданию, знайте, что, как бы вы ни называли свою индивидуальность, это просто установленное тождество и что в любой момент вы можете все изменить. У вас есть на это энергия и сила. В сущности, после того как вы посмотрите, какова ваша личность, у вас появится возможность изменить свою индивидуальность, а следовательно, и свою жизнь.

эволюция личности

Одна из моих приятельниц, женщина по имени Дебра, которую все знают как особу предприимчивую и неугомонную, недавно поделилась со мной историей о том, как она преобразовала свою индивидуальность. "В детстве я всегда была трусихой, — сказала она. — Я физически не переносила ничего, что могло бы оказаться потенциально неприятным для меня". После посещения нескольких моих семинаров, приобретя кое-какой новый опыт (подводное плаванье с аквалангом, прыжки с парашютом), она поняла, что может делать эти вещи — если заставит себя. Но эти подтверждения еще не перешли в новое убеждение относительно того, кто она есть. Она теперь смотрела на себя как на "трусиху, которая прыгнула с парашютом". Преобразования еще не произошло, но, сама не ведая об этом, она уже привела в движение этот процесс. Она сказала мне, что другие люди завидуют ее достижениям, говоря, например, так: "Хотела бы я иметь такую выдержку, чтобы делать то, что ты делаешь. Ты такая смелая!" Она искренне удивлялась их замечаниям, но постепенно этот новый взгляд других людей на нее начал вызывать у нее сомнения относительно собственной оценки.

"Наконец, — сказала Дебра, — я начала связывать страдания с мыслью о том, что я трусиха. Я знала, что это убеждение ограничивает меня,поэтому я решила, что больше не хочу быть такой". Все это время ее психика упорно боролась с несоответствием между тем, как оценивают ее друзья, и тем, как она сама воспринимает свою индивидуальность. Поэтому, когда ей опять представился шанс прыгнуть с парашютом, она сразу же ухватилась за него как за благоприятную возможность сделать "прыжок" от потенциальной возможности — к действительности, от того, "что могло бы быть", к тому, "что есть". Она решила, что пришло время превратить мнение о ее индивидуальности как "предприимчивой женщине" в убеждение.

Когда самолет набрал высоту 4000 метров, Дебра окинула взглядом своих менее опытных членов команды, пытавшихся побороть страх и лишь делавших вид, будто это доставляет им удовольствие. Она подумала про себя: "Вот такой и я всегда была, нобольше такой не буду. Сегодня я действительно получу удовольствие!" Она использовала их мнение о себе для противопоставления собственному новому представлению о том человеке, которым она решила стать. Она подумала: "Так я привыкла реагировать", — и была удивлена, заметив, что только что "произвела" в себе основное изменение. Она в своих глазах уже больше не трусиха, а смелая, предприимчивая, энергичная женщина, которая нашла свободное время, для того чтобы испытать наслаждение от прыжка.

Она первой выпрыгнула из самолета и, пока летела вниз, визжала от восторга, радости и приятного возбуждения. Никогда прежде она не испытывала такого сильного чисто физического подъема энергии и волнения. Одним из основных элементов, который, возможно, подтолкнул ее к краю, мгновенно укрепив ее новую индивидуальность, было взятое ею обязательство подать пример другим "парашютистам", сыграв роль лидера команды. Она сказала мне: "Это то же самое, что делаешь ты. Тони. Если ты во время семинара пытаешься разрушить страх и ограничения, но отказываешься сам идти в огонь и воду, твоя работа не принесет успеха. Получится, что ты просто «болтаешь»".

Преобразование индивидуальности Дебры было завершено. Получив новые подтверждения, которые начали пробивать скорлупу ее прежней индивидуальности, она приняла решение установить тождество с большей вероятностью, а когда наступил подходящий момент, Дебра противопоставила свою новую индивидуальность той, которую она не хотела больше иметь. Это был тот последний рычаг, необходимый для преобразования. Эволюция ее личности была простой, но очень эффективной. Это полное изменение индивидуальности теперь оказывает позитивное воздействие на ее детей, бизнес и все, с чем она связана. Сегодня она действительно предприимчивая женщина и лидер.

Конечно, вы всегда можете принять решение оценить себя заново. Представьте, какая это удивительная способность — воображение ребенка! То он представляет себя Зорро, мстителем под маской; то Геркулесом, героем Олимпа; то своим дедом, героем реальной жизни. Изменения индивидуальности могут происходить среди самых радостных и чудесных явлений жизни. Почему взрослые круглый год ждут праздника Дня Всех Святых или Ньюорлеанского карнавала "Марди Гра"? Одной из причин, я думаю, является то, что эти празднования позволяют нам выйти за рамки условностей, выплеснуть свое вечно сдерживаемое "я". В своем новом перевоплощении, мы можем делать такие вещи, которые обычно не позволяем себе; мы можем делать что хотим, но вести себя так всегда считаем несовместимым с нашей индивидуальностью.

Суть в том, что мы могли бы поступать так в любой день года! Мы могли бы полностью изменить свою самооценку или решить выпустить наружу свет нашего истинного "я". Подобно Кларку Кенту, очаровывающему своими изящными манерами, сверкающему стеклами очков и деловым костюмом с иголочки, — воплощением всемогущего супермена, — мы можем открыть в себе индивидуальность исполина, что гораздо значимее, чем наши поступки, значимее, чем наше прошлое, значимее, чем любой ярлык, который мы навешиваем на себя.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.