Сделай Сам Свою Работу на 5

Шкондин М.В. СМИ как коммуникативная система // Вестник Московского университета. Сер. 10: Журналистика. — 2002. — №1. — С. 34 - 45.





дайджест

 

Целостность СМИ как коммуникативной системы характеризуется единым интегральным результатом, который возникает "на выходе" данной системы. Этим результатом являются социально значимые акты общения в масштабе всего общества, способствующие формированию такого состояния общественного сознания, сознания различных общественных групп, общностей, которое соответствует развитию условий жизни общества. Эти акты общения, поддерживающие и развивающие систему информационных отношений в обществе, составляют основу массовых коммуникаций и представляют собой косвенное, опосредованное информационное взаимодействие, достигаемое на базе таких технологий, как печать, телевидение, радио, Интернет и др.

Конечно, эти технологии могут быть использованы и используются также в коммуникациях между индивидами в целях их личного общения. Но специфика массовой коммуникации состоит в том, что в этом типе общения они выступаютне просто как индивиды, а как личности,участвующие в процессах социального взаимодействия для осуществления совместной социальной деятельности. Понятие "личность" следует отличать от понятия "индивид" (единичный представитель человеческого рода). Личность не равна индивиду. По мнению известного ученого А.Н. Леонтьева, "это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе, в целокупности отношений, общественных по своей природе".



Массовая коммуникация потому и называется массовой, что она обеспечивает общение между индивидами как носителями социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или какой-либо общности (определенной совокупности людей, имеющих общие социальные признаки: группа социальная, профессиональная, региональная, демографическая, этническая и др.).

Особенность массовой коммуникации состоит не только в том, что она опосредована техническими средствами, что информация адресована массовой аудитории, а не отдельному индивиду. Содержащаяся в ней информация — это только часть циркулирующей в обществе информации, та ее часть, которая представляет собойсовокупность различных проявлений общественного и группового сознания. Поэтому массовая коммуникация являет собой общественный механизм перехода индивидуальных духовных продуктов в общественное достояние, в духовный потенциал общества, если эти продукты выступают актами, проявлениями общественного сознания, его различных уровней — теоретического, обыденного, массового сознания, идеологии и общественной психологии, его различных форм, таких как политическое и правовое сознание, мораль, религия, искусство, наука и др. Коммуникация в СМИ обеспечивает доступ к этим продуктам, к массовой (благодаря своей социальной значимости) информации различных социальных субъектов — личности (вплетенной в систему социальных связей), а следовательно, и группы, общности — и других структурных социальных образований.



Индивид как личность, вступая в массовую коммуникацию в качестве коммуникатора, передающего информацию (политик, писатель, художник, ученый, педагог, публицист и др.), только тогда может быть коммуникатором в массовом информационном процессе, когда предлагаемый им духовный продукт действительно обогащает, модифицирует духовный потенциал общества, приближая общественное сознание, профессиональное сознание своей группы и т.п. к необходимой степени зрелости, к адекватному пониманию личностью реальных условий жизни общества, возможностей его дальнейшего развития, соответственно корректирует позиции, состояние сознания, модели поведения членов социума, различных его групп.

Индивид как личность, вступая в массовую коммуникацию как коммуникант, приобщается к духовному потенциалу общества и различных общественных групп, обеспечивая себе, а значит, и группам, к которым относится, более адекватное понимание условий жизни общества, совокупность же этих индивидов обогащает, корректирует профессиональное и иное сознание тех или иных общественных групп, модели их поведения с тем, чтобы коллективно участвовать в реализации создаваемых планов той или иной совместной деятельности.



Следует отметить, что информационно-производящая и массовая коммуникативная деятельность присуща любому виду социальной деятельности. Другое дело, что массовые коммуникации благодаря общественному разделению труда в значительной своей части переходят "в ведение" средств массовой информации. И этому есть объяснение. Было бы нецелесообразно, если бы, например, каждая отрасль промышленности имела свои собственные пути сообщения — железнодорожные, воздушные и др. — для перевозки грузов в масштабе всей страны или если бы различные виды деятельности имели бы собственные почтовые отделения, отделения связи и т.п. В результате общественного разделения труда в рамках социальной системы была создана подсистема средств массовой информации, которая стала обеспечивать информационную связь внутри различных видов социальной деятельности и между ними, но не на уровне общения индивидов и пространственно не рассредоточенных групп (для этого есть формы межиндивидуального общения, в том числе почта, телеграф, телефон, электронная почта и др.), а как социально значимое информационное взаимодействие между личностями, внутри различных групп, социумов, общества в целом.

Целостность системы СМИ достигается тогда, когда они обеспечивают информационное взаимодействие, общение во всех сферах духовной, духовно-практической и практической деятельности и между этими сферами, когда они способствуют совместной социальной деятельности в соответствии с условиями и возможностями общественного развития.

Целостность коммуникативной системы СМИ возникает как результат их взаимодействия с теми условиями экономической, политической и духовной жизни, в которых они функционируют. Стройная и разветвленная система СМИ способна создать широкую совокупность информационных отношений в обществе, которая обеспечивает обмен информацией:

— между индивидами как личностями (общение);

— между субъектами политических, правовых, нравственных, эстетических и других общественных отношений (информирование, воспитание, образование, управление);

— между субъектами духовной, духовно-практической и практической деятельности (научные, художественные, политические, правовые, образовательные, деловые, производственные, рекламные и другие коммуникации);

— между поколениями (социализация) и др.

Формируемые в масштабе всего общества массовые коммуникации, информационные отношения являются основанием целостности системы СМИ:

— удовлетворяют информационные потребности личности, различных общественных групп и организаций, содействуя их активному участию в процессах экономической, политической и культурной жизни общества;

— обеспечивают взаимодействие, сотрудничество, координацию и разделение труда между ними на основе совместно формируемых моделей поведения каждого социального субъекта;

— объективно и полно отражают условия жизни общества;

— собирают, производят и распространяют информацию в соответствии с динамикой общественного развития;

— привлекают к производству информации все творчески активные силы, которые служат общественному прогрессу, создают и обогащают духовный потенциал общества;

— используют для массового информационного процесса современные информационные и коммуникационные технологии;

— обеспечивают реализацию мнгообразных функций СМИ в соответствии с процессами их актуализации, ростом информационных потребностей членов общества.

Целостный характер всей системы средств массовой коммуникации проявляется в интегральном результате ее функционирования.

Если система носит целостный характер, она имеет своим интегральным результатом следующее:

— обеспечивает информационное взаимодействие всех субъектов социальной деятельности, осуществляемой в обществе;

— создает для каждого из них возможность адекватно и полно осознавать условия своего существования, формировать по отношению к ним свою позицию, свою модель поведения;

— формирует информационные механизмы и процессы непрерывного перехода индивидуальных духовных продуктов в коллективные, общественные, основой которых является общественное сознание. Оно включает различные уровни сознания (теоретическое и обыденное, идеологию и общественную психологию), различные формы сознания (политическое и правовое сознание, мораль, религию, искусство, науку), а также различные его состояния (общественное мнение, общественное настроение и др.);

— создается информационное взаимодействие внутри каждого вида деятельности в обществе — практической, духовной и духовно-практической, а также между ними, способствующее регулированию процессов совместных действий индивидов, различных групп, организаций, адекватных изменяющимся условиям жизни общества.

Когда идет речь об информационном взаимодействии, общении тех, кто участвует в духовной, духовно-практической и практической деятельности, то, прежде всего имеются в виду творчески активные силы, которые имеют потребность и возможность в создании социально значимых духовных продуктов, отражающих условия жизни различных групп общества и указывающих на существующие проблемы и резервы их решения, на достижения и недостатки в совместной деятельности людей по реализации ими своих и общих.

И другой аспект целостности СМИ — представительный характер их аудитории по отношению к социальной структуре общества. В современных российских СМИ существуют две противоречивые тенденции. Быстрыми темпами возрастает количество информирующих средств: каналы телевидения, радиостанции, стремительно растет число редакций газет, журналов, издательств, а аудитория средств массовой информации сокращается.

Резкий рост количества средств массовой информации свидетельствует о возросших потребностях тех, кто хотел бы активнее участвовать в деятельности СМИ в качестве коммуникатора, — это прежде всего появившаяся в постсоветский период политическая и экономическая элита. Причем, конечно, существует экономический интерес у издателей и учредителей новых СМИ. Особенно это касается рекламных и некоторых других изданий. Однако во многих случаях создаются заранее убыточные СМИ, так как их цель — оказать определенное влияние на базе чьих-то корпоративных интересов. Не случайно у большинства новых СМИ бюджеты инвестиционные, т.е. они покрывают расходы на производство информации в основном за счет инвесторов. Эти СМИ находятся в значительной степени на содержании у различных коммерческих структур.

В условиях роста количества наименований газет и журналов стало возможным полнее учитывать разнообразные информационные запросы личности, различных аудиторных групп. Умножаются информационные связи, усиливается общение внутри многочисленных групп населения, возрастают их политические, деловые, научные, художественные и иные коммуникации на основе складывающегося нового общественного разделения труда. Горизонталь информационных взаимодействий стала полнее охватывать социальные, профессиональные, этнические, конфессиональные и другие группы, участники которых проживают в различных регионах страны. Политическая пресса, деловая, женская, молодежная и многие другие типологические группировки превратились в разветвленные системы СМИ.

Говоря о целостности СМИ как системы творческой деятельности, существующей наряду с наукой, литературой, искусством, мы можем выделить следующие ее признаки, проявляющиеся "на выходе" этой деятельности, в ее интегральном результате. СМИ формируют в духовном потенциале общества, непрерывно преобразуя его в соответствии с динамикой общественного развития, целостную картину текущей действительности, целостную картину подвижного содержания явлений в динамике их развития и синхронно процессу этого развития, не отставая от него. Ее составляет потенциальная информация, которая в процессе распространения усваивается аудиторией. Это информация о событиях и фактах из различных сфер деятельности, их публицистический анализ, информация, характеризующая общественное мнение по поводу данных событий и фактов. Это позитивные и негативные образцы отношения и поведения людей в связи с происходящими событиями. Это модель поведения личности, различных групп на уровне духовно-практического освоения текущей действительности.

Литературно-художественная деятельность СМИ призвана:

— создавать духовные продукты, в то время как коммуникативная их собирает, обрабатывает, распределяет, группирует и целенаправленно распространяет;

— формировать в содержании своих произведений и в сознании членов общества, различных его групп картину текущей, повседневной действительности, отражающей конкретные события и факты реальных условий жизни общества и этих групп и непрерывно воспроизводить происходящие в данных условиях изменения синхронно этим переменам (коммуникативная формирует коллектив штатных журналистов, дает им творческие задания, организует сотрудничество с авторами и аудиторией, осуществляет редактирование и др.);

— выражать и формировать общественное мнение членов общества, его различных групп по поводу происходящих событий и явлений текущей действительности, корректировать оценку происходящего в соответствии с возникающими переменами;

- способствовать общественной консолидации, т.е. на основе создаваемых духовных продуктов формировать модель поведения массовой аудитории, планы совместных действий членов общества, различных его групп.

 

http://infoculture.rsl.ru/donArch/home/news/dek/2002/05/2002-05_r_dek-s3.htm

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.