Сделай Сам Свою Работу на 5

РАЗЛИЧНЫМИ СРЕДСТВАМИ МОЖНО ДОСТИЧЬ ОДНОГО И ТОГО ЖЕ





Джованни Пико делла Мирандола

РЕЧЬ О ДОСТОИНСТВЕ ЧЕЛОВЕКА

Не довольствуясь нашими святыми отцами, посоветуемся с патриархом Яковом, чье изваяние сияет на месте славы. И мудрейший отец, который спит в подземном царстве и бодрствует в небесном мире, дает нам совет, но символически – как это ему свойственно. Есть лестница, – скажет он, – которая тянется из глубины земли до вершины неба и разделена на множество ступенек. На вершине этой лестницы восседает господь; ангелы-созерцатели то поднимаются, то спускаются по ней. И если мы, страстно стремясь к жизни ангелов, должны добиться этого, то, спрашиваю, кто посмеет дотронуться до лестницы Господа грязной ногой или плохо очищенными руками? Как говорится в мистериях, нечистому нельзя касаться чистого.

Спросим у справедливого Иова, который заключил с Богом договор о жизни, прежде чем сам вступил в жизнь: "Кого больше всего желает высший Бог из миллионов ангелов, которые ему помогают?". "Конечно, мира"- ответит Бог согласно тому, как читается: "Того, который творит мир на небесах".

Диалектика успокоит разум, который мучается из-за словесных противоречий и коварных силлогизмов. Естественная философия уймет споры и борьбу мнений, которые угнетают, раскалывают и терзают беспокойную душу, но при этом заставит нас помнить, что природа, согласно Гераклиту, рождена войной и поэтому названа Гомером борьбой. Поэтому невозможно найти в природе настоящего покоя и прочного мира, который является привилегией и милостью ее госпожи – святейшей теологии. Теология укажет нам путь к миру и поведет как провожатый. Издали увидев нас, спешащих, она воскликнет: "Подойдите ко мне, вы, которые находитесь в затруднении, подойдите ко мне, и я дам вам мир, который не могут вам дать ни вселенная, ни природа!". И мы, ласково позванные и так радушно приглашенные, с окрыленными, как у Меркурия, ногами устремился в объятия благословенной матери, насладимся желаемым миром – святейшим миром, неразрывными узами и согласной дружбой, благодаря которой все души не только согласованно живут в едином разуме, который выше всех разумов, но некоторым образом сливаются в единое целое. Такая дружба, как говорят пифагорейцы, являются целью всей философии.





Губительное и чудовищное убеждение, что заниматься философией надлежит немногим, либо вообще не следует заниматься ею, поразило все умы. Никто не исследует причины вещей, движение природы, устройство вселенной, замыслы Бога, небесные и земные мистерии, если не может добиться какой-либо благодарности или получить какую-либо выгоду для себя. К сожалению, стало даже так, что учеными считают только тех, кто изучает науку за вознаграждение. С огромной печалью я отмечаю, что в наше время не правители, а философы думают и заявляют, что не следует заниматься философией, так как философам не установлены ни вознаграждении, ни премии, как будто они не показали тем самым, что они не являются философами. И действительно, так как их жизнь проходит в поисках денег или славы, то они даже для самих себя не размышляют над истиной. Я не постыжусь похвалить себя за то, что никогда не занимался философией иначе, как из любви к философии, и ни в исследованиях, ни в размышлениях своих никогда не рассчитывал ни на какое вознаграждение или оплату, кроме как на формирование моей души и на понимание истины, к которой я страстно стремился. Это стремление было всегда столь страстным, что, отбросив заботу обо всех частных и общественных делах, я предавался покою размышления, и ни зависть недоброжелателей, ни хула врагов науки не смогли и не смогут отвлечь меня от этого. Именно философия научила меня зависеть скорее от собственного мнения, чем от чужих суждений, и всегда думать не о том, чтобы не услышать зла, но о том, чтобы не сказать или не сделать его самому.



РАЗЛИЧНЫМИ СРЕДСТВАМИ МОЖНО ДОСТИЧЬ ОДНОГО И ТОГО ЖЕ

 

Если мы оскорбили кого-нибудь и он, собираясь отметить нам, волен

поступить с нами по своему усмотрению, то самый обычный способ смягчить его

сердце - это растрогать его своею покорностью и вызвать в нем чувство

жалости и сострадания. И, однако, отвага и твердость - средства прямо

противоположные - оказывали порою то же самое действие.

Эдуард, принц Уэльский [1], тот самый, который столь долго держал в

своей власти нашу Гиень [2], человек, чей характер и чья судьба отмечены

многими чертами величия, будучи оскорблен лиможцами и захватив силой их

город, оставался глух к воплям народа, женщин и детей, обреченных на бойню,

моливших его о пощаде и валявшихся у него в ногах, пока, подвигаясь все

глубже в город, он не наткнулся на трех французов-дворян, которые с

невиданной храбростью, одни сдерживали натиск его победоносного войска.

Изумление, вызванное в нем зрелищем столь исключительной доблести, и

уважение к ней притупили острие его гнева и, начав с этих трех, он пощадил

затем и остальных горожан.

Скандербег [3], властитель Эпира, погнался как-то за одним из своих

солдат, чтобы убить его; тот, после тщетных попыток смягчить его гнев

униженными мольбами о пощаде, решился в последний момент встретить его со

шпагой в руке. Эта решимость солдата внезапно охладила ярость его

начальника, который, увидев, что солдат ведет себя достойным уважения

образом, даровал ему жизнь. Лица, не читавшие о поразительной физической

силе и храбрости этого государя, могли бы истолковать настоящий пример

совершенно иначе.

Император Конрад III, осадив Вельфа, герцога Баварского, не пожелал ни

в чем пойти на уступки, хотя осажденные готовы были смириться с самыми

позорными и унизительными условиями, и согласился только на то, чтобы дамам

благородного звания, запертым в городе вместе с герцогом, позволено было

выйти оттуда пешком, сохранив в неприкосновенности свою честь и унося на

себе все, что они смогут взять. Они же, руководясь великодушным порывом,

решили водрузить на свои плечи мужей, детей и самого герцога. Императора до

такой степени восхитил их благородный и смелый поступок, что он заплакал от

умиления; в нем погасло пламя непримиримой и смертельной вражды к

побежденному герцогу, и с этой поры он стал человечнее относиться и к нему и

к его подданным [4].

На меня одинаково легко могли бы воздействовать и первый и второй

способы. Мне свойственна чрезвычайная склонность к милосердию и

снисходительности. И эта склонность во мне настолько сильна, что меня, как

кажется, скорее могло бы обезоружить сострадание, чем уважение. А между тем,

для стоиков жалость есть чувство, достойное осуждения; они хотят, чтобы,

помогая несчастным, мы в то же время не размягчались и не испытывали

сострадания к ним.

Итак, приведенные мною примеры кажутся мне весьма убедительными; ведь

они показывают нам души, которые, испытав на себе воздействие обоих

названных средств, остались неколебимыми перед первым из них и не устояли

перед вторым. В общем, можно вывести заключение, что открывать свое сердце

состраданию свойственно людям снисходительным, благодушным и мягким, откуда

проистекает, что к этому склоняются скорее натуры более слабые, каковы

женщины, дети и простолюдины. Напротив, оставаться равнодушным к слезам и

мольбам и уступать единственно из благоговения перед святынею доблести есть

проявление души сильной и непреклонной, обожающей мужественную твердость, а

также упорной. Впрочем, на души менее благородные то же действие могут

оказывать изумление и восхищение. Пример тому - фиванский народ, который,

учинив суд над своими военачальниками и угрожая им смертью за то, что они

продолжали выполнять свои обязанности по истечении предписанного и

предуказанного им срока, с трудом оправдал Пелопида [5], согнувшегося под

бременем обвинений и добивавшегося помилования лишь смиренными просьбами и

мольбами; с другой стороны, когда дело дошло до Эпаминонда, красноречиво

обрисовавшего свои многочисленные заслуги и с гордостью и высокомерным видом

попрекавшего ими сограждан, у того же народа не хватило духа взяться за

баллотировочные шары и, расходясь с собрания, люди всячески восхваляли

величие его души и бесстрашие.

Дионисий Старший [7], взяв после продолжительных и напряженных усилий

Регий [8] и захватив в нем вражеского военачальника Фотона, человека высокой

доблести, упорно защищавшего город, пожелал показать на нем трагический

пример мести. Сначала он рассказал ему, как за день до этого он велел

утопить его сына и всех его родственников. На это Фитон ответил, что они,

стало быть, обрели свое счастье на день раньше его. Затем Дионнсий велел

сорвать с него платье, отдать палачам и водить по городу, жестоко и позорно

бичуя и, сверх того, понося гнусными и оскорбительными словами. Фитон,

однако, стойко сохранял твердость и присутствие духа; идя с гордым и

независимым видом, он напоминал громким голосом, что умирает за благородное

и правое дело, за то, что не пожелал предать тирану родную страну, и грозил

последнему близкой карой богов. Дионисий, прочитав в глазах своих воинов,

что похвальба поверженного врага и его презрение к их вождю и его триумфу не

только не возмущают их, но что, напротив, изумленные столь редким

бесстрашием, они начинают проникаться сочувствием к пленнику, готовы поднять

мятеж и даже вырвать его из рук стражи, велел прекратить это мучительство и

тайком утопить его в море.

Изумительно суетное, поистине непостоянное и вечно колеблющееся

существо - человек. Нелегко составить себе о нем устойчивое и единообразное

представление. Вот перед нами Помпеи, даровавший пощаду всему городу

мамертинцев [9], на которых он перед тем был сильно разгневан, единственно

из уважения к добродетелям и великодушию одного их согражданина - Зенона

[10]; последний взял на себя бремя общей вины и просил только о единственной

милости: чтобы наказание понес он один. С другой стороны, человек, который

оказал Сулле гостеприимство, проявив подобную добродетель в Перузии [11],

нисколько не помог этим ни себе ни другим.

А вот нечто совсем противоположное моим предыдущим примерам. Александр,

превосходящий храбростью всех когда-либо живших на свете и обычно столь

милостивый к побежденным врагам, завладев после величайших усилий городом

Газой [12], наткнулся там на вражеского военачальника Бетиса, поразительное

искусство и доблесть которого он имел возможность не раз испытать во время

осады. Покинутый всеми, со сломанным мечом и разбитым щитом, весь израненный

и истекающий кровью, Ветис один продолжал еще биться, окруженный толпой

македонян, теснивших его. Александр, уязвленный тем, что победа досталась

ему столь дорогою ценой, - ибо, помимо больших потерь в его войске, его

самого только что дважды ранили, - крикнул ему: "Ты умрешь, Бетис, не так,

как хотел бы. Знай: тебе придется претерпеть все виды мучений, какие можно

придумать для пленника". Бетис не только сохранял полную невозмутимость, но

больше того, с вызывающим и надменным видом молча внимал этим угрозам. Тогда

Александр, выведенный из себя его гордым и упорным молчанием, продолжал:

"Преклонил ли он колени, слетела ли с его уст хоть одна-единственная мольба?

Но поверь мне, я преодолею твое безмолвие и, если я не могу исторгнуть из

тебя слово, то исторгну хотя бы стоны". И распаляясь все больше и больше, он

велел проколоть Бетису пятки и, привязав его к колеснице, волочить за нею

живым, раздирая, таким образом, и уродуя его тело. Случилось ли это из-за

того, что Александр утратил уважение к доблести, так как она была для него

делом привычным и не вызывала в нем восхищения? Или быть может, он настолько

высоко ценил собственную, что не мог с высоты своего величия видеть в другом

нечто подобное, не испытывая ревнивого чувства? Или же свойственная ему от

природы безудержность гнева не могла стерпеть чьего-либо сопротивления? И,

действительно, если бы она могла быть обуздана, она была бы обуздана, надо

полагать, при взятии и разорении Фив [13], когда у него на глазах было самым

безжалостным образом истреблено столько отважных людей, потерявших все и

лишенных возможности защищаться. Ведь тогда по его приказу было убито добрых

шесть тысяч, причем никого из них не видели бегущим или умоляющим о пощаде;

напротив, всякий, бросаясь из стороны в сторону, искал случая столкнуться на

улице с врагом-победителем, навлекая на себя таким путем почетную смерть. Не

было никого, кто бы, даже изнемогая от ран, не пытался из последних сил

отметить за себя и во всеоружии отчаянья найти утешение в том, что он

продает свою жизнь ценою жизни кого-нибудь из неприятелей. Их доблесть,

однако, не породила в нем никакого сочувствия, и не хватило целого дня,

чтобы утолить его жажду мщения. Эта резня продолжалась до тех пор, пока не

пролилась последняя капля крови; пощажены были лишь те, кто не брался за

оружие, а именно: дети, старики, женщины, дабы доставить победителю тридцать

тысяч рабов.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.