Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема. Преступления против военной службы 3 глава





Студент должен уяснить и понятие прикосновенности к преступлению. В отличие от соучастия, прикосновенность к преступлению не обеспечиваетсовместность действий, не способствует достижению единого преступного результата. Уголовно наказуемым деянием, относящимся к прикосновенностик преступлению, является заранее не обещанное укрывательство (ст.316 УК). При изучении данного вопроса целесообразно ознакомиться с постановлением Пленума Верховного Суда СССР № 11 от 31 июля 1962 г. “О судебной практике по делам о заранее не обещанном укрывательстве преступлений, приобретении и сбыте заведомо похищенного имущества” (См.: Сборник действующих постановленийПленумов Верховных Судов СССР, РСФСР и Российской Федерации по уголовным делам. М., 2000).

 

К теме 12. Множественность преступлений

На практике нередки ситуации, когда лицо совершает не одно, анесколько преступлений. В этих случаях возникают проблемы, касающиеся и квалификации преступлений и, соответственно, назначения наказания за их совершение. Решение этих проблем обеспечивает институт множественности преступлений.

Для изучения вопросов о понятии и содержании видов множественности преступлений студенту следует обратиться к положениям ст.17 и ст.18 УК.



Закон различает два вида множественности преступлений: совокупность и рецидив преступлений.

Понятие совокупности преступлений приведено в ст.17 УК. Совокупностью преступлений признается совершение двух или более преступлений, за исключением случаев, когда совершение двух или более преступлений предусмотрено статьями Особенной части УК в качестве обстоятельства, влекущее более строгое наказание».

Изучая вопрос о совокупности преступлений, студент должен усвоить, чтосовокупность может быть двух видов: реальная и идеальная. Под реальной совокупностью преступлений понимается совершение двух или более преступлений, совершенных двумя различными действиями. При идеальной совокупности два и более деяния совершаются единым действием.

Понятие рецидива преступлений приведено в ст.18 УК. Рецидивом признается совершение только умышленного преступления лицом, имеющим судимость за ранее совершенное умышленное преступление. Студент должен уяснить виды рецидива (простой, опасный, особо опасный), его субъективные признаки, порядок учета судимостей. Следует знать какие судимости при признании рецидива не учитываются.



Множественность преступлений представляет собой повышенную общественную опасность. Поэтому необходимо обратить внимание на правила назначения наказания при множественности преступлений.

Множественность преступлений студент должен уметь отличать от единичного преступления как простого, так и сложного. К сложному преступлению относятся продолжаемые и длящиеся преступления. Усвоению этого вопроса будет способствовать ознакомление с постановлением Пленума Верховного Суда СССР “Об условиях применения давности и амнистии к длящимся и продолжаемым преступлениям” от 4 марта 1929 г (Сборник постановлений Пленума Верховного Суда СССР (1924-1977). Часть 2. М., 1978. С. 82-84).

 

К теме 13. Обстоятельства, исключающие преступность деяния

Обстоятельствам, исключающим преступность деяния,посвящена гл.8 УК (ст.37-42).

Изучение вопроса целесообразно начать с уяснения содержания и социальной сущности обстоятельств, исключающих преступность деяния. Дело заключается в том, что обстоятельства, исключающие преступность деяния, по внешним признакам весьма сходны с преступными деяниями. При этих обстоятельствах, как и при преступлении, причиняется определенный вред. Но действия направлены на защиту социально значимых интересов личности, общества и государства. Они являются целесообразными и общественно полезными. Поэтому законодатель и выделяет их в особую группу обстоятельств, при которых уголовная ответственность не наступает. Более того, подобные деяния поощряются государством.



Следует отметить, что по сравнению с УК 1960 г. перечень обстоятельств, исключающих преступность деяния, расширен.

К указанным обстоятельствам закон относит, прежде всего, институт необходимой обороны. Право обороняться от преступных посягательств следует отнести к естественному праву любого человека. Это право принадлежит ему независимо от возможности избежать общественно опасного посягательства или обратиться за помощью к другим лицам или органам власти. Необходимая оборона является социально поощряемым институтом, направленным, в том числе, и на повышение общественной активности граждан.

Статья 45 Конституции РФ гарантирует гражданам возможность обороняться всеми способами, не запрещенными законом. При этом гражданин может защищать не только свои права и свободы, но и интересы других лиц, общества, государства.

Регламентируя институт необходимой обороны, законодатель стремится обеспечить права обороняющегося от общественно опасного посягательства для того, чтобы стимулировать его на подобные действия и оградить от возможного необоснованного привлечения к ответственности, в частности за превышение пределов необходимой обороны. Именно эту цель преследовали изменения, внесенные в ст.37 УК Федеральным законом от 14 марта 2002 г.

В новой редакции ч.1 ст.37 УК подчеркивается правомерность защиты от общественно опасного посягательства любыми средствами и с причинением нападающему любого вреда, вплоть до лишения его жизни, если нападение с его стороны создавало опасность для жизни обороняющегося или другого лица.

Студенту необходимо знать условия правомерности, относящиеся к посягательству, и условия правомерности, относящиеся кзащите.Следует уяснить их содержание.

От необходимой обороны нужно уметь отличать оборону мнимую. Студент должен усвоить содержание понятия мнимой обороны, знать особенности уголовной ответственности при этой ситуации.

При изучении вопроса о причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление, также являющегося обстоятельством, исключающим преступность деяния, особое внимание следует обратить на то, что задержание должно соответствовать характеру и степени общественной опасности совершенного преступления, а также на то, что вред, причиняемый при задержании, должен быть необходимым и не явно чрезмерным. Здесь следует отметить, что многие вопросы применения силы применительно к органам, призванным бороться с преступностью, регламентируются отдельными законами (например, Федеральным законом от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции", Федеральным законом от 13 ноября 1996 г. (в ред. от 05.04. 2011г.) “Об оружии”) и иными нормативными правовыми актами.

Институт причинения вреда при задержании лица, совершившего преступление, следует уметь отграничивать от института необходимой обороны.

Другим институтом, исключающим преступность деяния, является институт крайней необходимости. Студенту следует уяснить содержание данного института, условия его правомерности, отличие от института необходимой обороны.

Физическое или психическое принуждение также входит в число обстоятельств, исключающих преступность деяния. Студенту необходимо изучить условия, при которых исключается преступность деяния при наличии принуждения, уметь проводить разграничение между данным институтом и институтом крайней необходимости.

Исключает преступность деяния и обоснованный риск. Данный институт включен в УК в целях развития профессиональной, деловой активности граждан. Студенту целесообразно усвоить социальное назначение обоснованного риска, условия, при которых риск признается обоснованным, и условия, при которых риск не может быть признан обоснованным.

Последним из обстоятельств, исключающих преступность деяния, является исполнение приказа или распоряжения. Здесь студент должен усвоить особенности наступления уголовной ответственности для лица, отдавшего приказ или распоряжение, и для лица, выполнившего его. Следует обратить внимание и на то обстоятельство, что неисполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения исключает уголовную ответственность.

При изучении вышеуказанной темы студенту следует обратить внимание также на наличие иных обстоятельств, исключающих преступность деяния, которые развиты доктриной уголовного права, но пока не предусмотренных УК РФ или предусмотренных в качестве основания к освобождению от уголовной ответственности (в примечании к ст.122 – согласие потерпевшего), или исключающих основание для уголовной ответственности (в примечании к ст.308 – осуществление своего права).

 

К теме 14. Понятие и цели наказания. Система и виды наказаний

Понятие наказания приведено в ст.43 УК. В соответствии с ней,наказаниеесть особая мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Студент должен усвоить не только понятие наказания, но и его признаки. К числу признаков наказания относятся: особая мера государственного принуждения; наказание носит личный характер; оно выражается в ограничении прав и свобод лица, совершившего преступление; наказание назначается только за деяние, запрещенное уголовным законом; наказание назначается лишьпоприговору суда и от имени государства; наказание влечет за собой судимость.

К целям наказания по УК РФ относятся: восстановление социальной справедливости, исправление осужденного и предупреждение совершения новых преступлений.

Студент должен уметь раскрыть содержание признаков наказания, содержание его целей и социальных функций. Следует также знать отличие уголовного наказания от иных мер государственного принуждения. Целесообразно ознакомление с материалами постановления Пленума Верховного Суда РФ № 1 от 29 апреля 1996г. “О судебном приговоре” (в редакции от 06.02.2007г.) // Бюллетень Верховного Суда РФ 1996, № 7, постановления Пленума Верховного Суда РФ № 2 от 11 января 2007г. “О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания” (в ред. от 03.04.2008г. и от 29.10.2009г.) // Бюллетень Верховного Суда РФ 2007, № 4; постановления Пленума Верховного Суда РФ N 14 от 12 ноября 2001г. «О практике назначения судами видов исправительных учреждений» //Бюллетень Верховного Суда РФ 2002, № 1, постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.10.2009 N 20 (в ред. от 23.12.2010г.) «О некоторых вопросах судебной практики назначения и исполнения уголовного наказания» //"Российская газета", N 211, 11.11.2009, "Бюллетень Верховного Суда РФ", N 1, январь, 2010.

Перечень наказаний предусмотрен ст. 44 УК. Расположенные в определенном порядке наказания, образуют систему наказаний. Студент должен усвоить принцип расположения наказаний, уметь пояснить, почему избран именно этот подход.

Система наказаний построена по принципу усиления тяжести наказания. Такое расположение ориентирует суд на выбор более мягкого вида наказания, который не назначается только в случае, если не обеспечивает достижение целей наказания. По принципу построения системы наказаний построены и санкции статей Особенной части УК.

Система наказаний включает в себя двенадцать видов наказаний. Данный перечень является исчерпывающим. Иные меры уголовным наказанием не являются.

В систему наказаний входит также наказание в виде смертной казни. Смертная казнь является исключительной мерой наказания. Статья 20 Конституции РФ устанавливает, что смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16 мая 1996 г. № 724 “О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы” (Российская газета, 21 мая 1996 г.) предписывалось принять меры, направленные на решение вопроса об отмене смертной казни.

Позже Конституционный Суд РФ в п. 5 постановления от 2 февраля 1999 г. N 3-П по делу о проверке конституционности положений статьи 41 и части третьей статьи 42 УПК РСФСР, пунктов 1 и 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 16 июля 1993 года «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР», Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях» указал, что наказание в виде смертной казни назначаться не может в связи с тем, что не во всех субъектах федерации созданы суды присяжных. Поэтому не все осужденные могут воспользоваться конституционным правом рассмотрения их дела судом присяжных, что нарушает принцип равенства граждан перед законом. Учитывая, что постановления Конституционного Суда РФ имеют прямое действие, смертная казнь не может назначаться судами с момента вступления указанного постановления в силу (Вестник Конституционного Суда, 1999, N 3).

В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 19.11.2009 N 1344-О-Р установлено, что положения пункта 5 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1999 года N 3-П в системе действующего правового регулирования, на основе которого в результате длительного моратория на применение смертной казни сформировались устойчивые гарантии права человека не быть подвергнутым смертной казни и сложился конституционно-правовой режим, в рамках которого - с учетом международно-правовой тенденции и обязательств, взятых на себя Российской Федерацией, - происходит необратимый процесс, направленный на отмену смертной казни, как исключительной меры наказания, носящей временный характер ("впредь до ее отмены") и допускаемой лишь в течение определенного переходного периода, т.е. на реализацию цели, закрепленной статьей 20 (часть 2) Конституции Российской Федерации, означают, что исполнение данного Постановления в части, касающейся введения суда с участием присяжных заседателей на всей территории Российской Федерации, не открывает возможность применения смертной казни, в том числе по обвинительному приговору, вынесенному на основании вердикта присяжных заседателей.

По сравнению с УК 1960 г. система наказаний УК РФ включает ряд новыхвидов наказаний, которые могут служить альтернативой наказанию в виде лишения свободы (обязательные работы, ограничение свободы, арест), а также новым видом наказания в виде пожизненного лишения свободы.

Виды наказания в зависимости от возможностей их применения делятся на три группы: наказания, применяемые как основные; наказания, применяемые только как дополнительные; наказания, применяемые и какосновные, и как дополнительные. Студент должен усвоить виды наказания и возможности их применения.

Изучая вопрос о видах наказаний, следует усвоить их содержание,срокиили размеры, порядок и особенности назначения, последствия злостного уклонения осужденного от их отбывания. Особое внимание следует уделять принудительным работам, как новому виду наказания, а также лишению свободы, поскольку его назначение связано с выбором вида учреждения, где оно будет отбываться. Следует иметь в виду, что отдельные вопросы, относящиеся к содержанию наказания или его замене, регламентированы Уголовно-исполнительным кодексом РФ 1997 г.

 

К теме 15. Назначение наказания

Вопросы назначения наказания законодательно урегулированы вгл.10УК РФ. Изучая данную проблему, прежде всего, необходимо обратить внимание на вопрос об общих началах назначения наказания. Студент должен усвоить, что наказание должно быть справедливым. При его назначении учитываются характер и степень общественной опасности преступления, личность виновного, обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание, влияние наказания на исправление осужденного и условия жизни его семьи.

Перечень обстоятельств, смягчающих и отягчающих наказание,приведен в законе. Студенту следует усвоить, что перечень обстоятельств, смягчающих наказание, не является исчерпывающим. В качестве таковых суд может учесть и другие обстоятельства. Перечень же обстоятельств, отягчающих наказание, является исчерпывающим. Какие-либо другие обстоятельства не могут быть судом признаны отягчающими.

Студенту необходимо знать, каким образом учитываются обстоятельства, влияющие на наказание, а также правила назначения наказания при наличии смягчающих обстоятельств (ст.62 УК РФ).

Следует внимательно знакомиться с нормами, регулирующими вопрос о назначении наказания в случае досудебного соглашения о сотрудничестве, о назначении более мягкого наказания, чем предусмотрено за данное преступление, и назначение наказания при вердикте присяжных заседателей о снисхождении.

Целесообразно освоить основания применения этих норм и порядок назначения наказания при наличии различных оснований.

Правила назначения наказания за неоконченное преступление позволяют в значительно большей мереобеспечить назначение справедливого наказания в зависимости от стадии совершенного преступления. Студенту следует усвоить сроки или размеры наказания, назначаемые за неоконченное преступление.

Целесообразно также обратить внимание и на положения, регулирующие вопросы назначения наказания за преступление, совершенное в соучастии, усвоить, какие обстоятельства учитываются при этом судом.

Правила назначения наказания при рецидиве преступлений призваны обеспечить усиление борьбы с рецидивной преступностью. Поэтому они содержат положения, не позволяющие назначать чрезмерно мягкие наказания для рецидивистов. При любом виде рецидива срок наказания не может быть менее одной трети максимального срока наиболее строгого вида наказания, предусмотренного санкцией статьи Особенной части УК, по которой квалифицируется последнее преступление (за исключением случаев, указанных в законе).

Одним из институтов, играющих важную роль при назначении наказания, как отмечалось выше, является институт совокупности преступлений. Совершение нескольких преступлений указывает на повышенную общественную опасность и деяния, и личности виновного. Поэтому закон предусматривает различные варианты назначения наказания с учетом тяжести совершенных преступлений. Так, если совокупность образуют преступления только небольшой или средней тяжести, суд может применить правила поглощения, частичного или полного сложения наказаний. Если же среди совокупности есть тяжкие или особо тяжкие преступления, то применяются только правила частичного или полного сложения наказаний. При этом окончательное наказание не может превышать более чем наполовину максимальный срок или размер наказания, предусмотренного за наиболее тяжкое из совершенных преступлений. Максимальный срок лишения свободы, который может быть назначен при совокупности преступлений, составляет двадцать пять лет.

При назначении наказания по совокупности приговоров к наказанию, назначенному по последнему приговору суда, частично или полностью присоединяется неотбытая часть наказания по предыдущему приговору. Окончательное наказание по совокупности приговоров, если оно менее строгое, чем лишение свободы, не может превышать максимального срока или размера наказания, предусмотренного для данного вида наказания Общей частью УК. Если же окончательное наказание назначается в виде лишения свободы, то его срок не может быть более тридцати лет.

Помимо вышеуказанного материала студент должен изучить и вопрос о порядке определения сроков наказаний при сложении наказаний, а также об исчислении сроков наказаний и их зачете.

При назначении наказания важное место отведено институту условного осуждения. Данный институт достаточно широко применяется на практике. Он позволяет не применять реальное наказание в тех случаях, когда суд приходит к выводу о возможности исправления осужденного без отбывания наказания.

Условное осуждение может быть применено только в случаях назначения наказания в виде исправительных работ, ограничения по военной службе, содержания в дисциплинарной воинской части или лишения свободы на срок до 8 лет.

Студенту следует усвоить вопросы об основаниях применения условного осуждения, порядке его назначения, испытательном сроке, обязанностях, которые суд может возложить на условно осужденного, а также вопросы об отмене условного осуждения или продлении испытательного срока.

Следует отметить, что вопросы назначения наказания являются одними из наиболее сложных. Они постоянно находятся в поле зрения высших судебных органов, влияющих на формирование правоприменительной практики и, в частности, практике назначения наказания. Поэтому многие вопросы являлись предметом рассмотрения Пленумов Верховных Судов СССР, РСФСР, РФ. При изучении темы студенту целесообразно ознакомиться с указанными выше постановлениями: Пленума Верховного Суда СССР, РСФСР и РФ.

К теме 16. Освобождение от уголовной ответственности

Вопросы освобождения от уголовной ответственности регламентированы в ст.75-78, 84 УК. Изучение вопроса целесообразно начать с повторения материала о понятии уголовной ответственности и понятии наказания. Студент должен вспомнить различия между этими понятиями.

Освобождение от уголовной ответственности имеет целевым назначением реализацию возможности исправления лица, совершившего преступление, и достижения иных целей наказания без привлечения его к уголовной ответственности.

Основания освобождения от уголовной ответственности предусмотрены законом. Закон выделяет три основания (вида) освобождения: в связи с деятельным раскаянием; в связи с примирением с потерпевшим; в связи с истечением сроков давности. Освобождение от уголовной ответственности может быть также осуществлено в связи с амнистией.

Кроме того, освобождение от уголовной ответственности несовершеннолетних возможно применением к ним принудительных мер воспитательного воздействия.

Как правило, освобождение от уголовной ответственности закон связывает с совершением преступления впервые, небольшой или средней тяжести, заглаживанием вины.

Студент должен усвоить виды освобождения от уголовной ответственности основания применения каждого вида.

Целесообразно также обратить внимание на преступления, при совершении которых не применяются сроки давности освобождения от уголовной ответственности.

 

К теме 17. Освобождение от наказания

Вопросы освобождения от наказания регламентированы ст.79-85 УК РФ. Освобождение от наказания следует отличать от освобождения от уголовной ответственности. Освобождение от наказания возможно только после обвинительного приговора суда. Виновный может быть освобожден от отбывания наказания вообще или от дальнейшего отбывания наказания. Целевым назначением института освобождения от наказания является освобождение тех лиц, которые могут быть исправлены без отбывания наказания или без его дальнейшего отбывания. Это одно из проявлений гуманизма государства к лицам, совершившим преступления.

Закон устанавливает восемь видов освобождения от наказания: условно-досрочное освобождение от отбывания наказания; замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания; в связи с изменением обстановки; освобождение от наказания в связи с болезнью; отсрочка отбывания наказания беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, мужчинам, имеющим ребенка в возрасте до 14 лет и являющимся единственным родителем; освобождение от отбывания наказания в связи с истечением сроков давности обвинительного приговора суда; амнистия; помилование.

Кроме того, освобождение от наказания несовершеннолетних возможно в связи с применением к ним принудительных мер воспитательного воздействия.

Все эти виды освобождения от наказания студент должен изучить, уяснив содержание каждого из них, основания и порядок их применения.

Особо целесообразно остановиться на изучении вопроса об условно-досрочном освобождении. Это обусловлено тем, что этот институт наиболее широко применяется на практике и под его действие подпадает значительное число осужденных.

Студент должен усвоить понятие данного института, основания его применения, порядок, сроки, по истечении которых возможно условно-досрочное освобождение. При этом целесообразно обратить внимание на обязанности, которые суд может возложить на освобождаемого. Эти условия призваны обеспечить контроль за поведением освобожденного. Их неисполнение влечет за собой негативные последствия для нарушителя вплоть до отмены условно-досрочного освобождения.

Применительно к отсрочке отбывания наказания беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, мужчинам, имеющим ребенка в возрасте до 14 лет и являющимся единственным родителем, студент должен усвоить условия применения отсрочки, обязанности родителя, к которому применена отсрочка отбывания наказания, последствия неисполнения этих обязанностей.

Давность исполнения обвинительного приговора поставлена законом в зависимость от категории преступления, за совершение которого был осужден виновный. Сроки давности применительно к каждой категории следует изучить.

Особое место среди институтов освобождения от наказания занимают амнистия и помилование. Дело заключается в том, что эти институты имеют свою специфику, они применяются не судами.

Так, амнистия объявляется Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации (ч. 1 ст. 103 Конституции РФ) в отношении индивидуально неопределенного круга лиц. Помилование осуществляется Президентом Российской Федерации в отношении индивидуально определенного лица (ст.89 Конституции РФ). Студент должен уметь раскрыть содержание амнистии и помилования, знать порядок их принятия.

Изучая вопрос о судимости, следует, прежде всего, уяснить содержание этого понятия. Судимость представляет собой особое правовое положение лица, вызванное обвинительным приговором суда. Судимость является одним из уголовно-правовых последствий совершения преступления. Наличие судимости ухудшает правовое положение лица. Так, судимость имеет значение при определении вида исправительного учреждения, где отбывается лишение свободы, судимость может быть препятствием к условно-досрочному освобождению и т.д. Погашение или снятие судимости означает исключение ее негативных последствий.

Студенту следует знать сроки погашения судимости, порядок ее снятия.

К теме 18. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних

Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних отражены в ст.87-96 УК. Нормы, регулирующие указанные особенности, впервые выделены в самостоятельный раздел и объединены в одной главе. Ранее нормы об особенностях ответственности несовершеннолетних находились в различных главах УК.

Необходимость самостоятельного регулирования вопросов ответственности и наказания несовершеннолетних обусловлена особенностями их социально-психологического развития, мировоззрения, неустойчивостью психики и другими обстоятельствами, оказывающими влияние на их поведение.

Несовершеннолетними являются лица, не достигшие восемнадцатилетнего возраста. При этом лицо считается достигшим определенного возраста (например, 14, 16, 18 лет) не в день рождения, а начиная со следующих суток. По отношению к несовершеннолетним закон предусматривает особый подход. Во-первых, не все виды наказания могут быть им назначены вне зависимости от тяжести совершенного преступления. Во-вторых, сроки или размеры наказаний более низкие. В-третьих, закон обязывает суд учитывать ряд дополнительных обстоятельств при назначении наказания несовершеннолетним. В-четвертых, вместо уголовного наказания несовершеннолетние могут быть подвергнуты применению принудительных мер воспитательного воздействия.

Студенту необходимо усвоить вопрос о том, какие виды наказания применяются или не применяются к несовершеннолетним, каковы сроки или размеры этих наказаний. Особое внимание следует обратить на проблему применения принудительных мер воспитательного воздействия: основания их применения, виды, последствия неисполнения.

Следует учесть и то обстоятельство, что в исключительных случаях суд может применить положения главы об особенностях ответственности и наказания несовершеннолетних к лицам, совершившим преступления в возрасте от восемнадцати до двадцати лет, кроме помещения их в специальное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение для несовершеннолетних.

При изучении темы целесообразно ознакомиться с постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г. (в ред. от 06.02.2007г.) № 7 “О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних” (Бюллетень Верховного Суда РФ. 2000. № 4).

 

К теме 19. Принудительные меры медицинского характера. Конфискация имущества.

При изучении данной темы необходимо ознакомиться с положениями ст.97-1043 УК.

Студент должен усвоить понятие принудительных мер. Их следует отличать от наказания. Принудительные меры отличаются от наказания по содержанию, по формальным признакам и по целевому назначению. Студент должен знать, что принудительные меры могут быть назначены лицам: совершившим преступление в состоянии невменяемости; у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение или исполнение наказания; совершившим преступление и страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости.

Следует также знать виды принудительных мер, их содержание, сроки применения, виды учреждений для их применения.

Необходимо обратить внимание на то обстоятельство, что срок применения мер медицинского характера засчитывается в срок наказания. Вопрос о продлении, изменении или прекращении мер принудительного характера регламентирован ст. 102 УК.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.