Сделай Сам Свою Работу на 5

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ЧЕСТИ, ДОСТОИНСТВА И ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ, СУБЪЕКТЫ ОБЛАДАЮЩИЕ ДАННЫМИ НЕМАТЕРИАЛЬНЫМИ БЛАГАМИ





ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ЧЕСТИ, ДОСТОИНСТВА И ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ, СУБЪЕКТЫ ОБЛАДАЮЩИЕ ДАННЫМИ НЕМАТЕРИАЛЬНЫМИ БЛАГАМИ 6

ГЛАВА 2. СИСТЕМА ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ СПОСОБОВ ЗАЩИТЫ ЧЕСТИ, ДОСТОИНСТВА И ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ.. 16

ГЛАВА 3. ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛЬНЫХ СПОСОБОВ ЗАЩИТЫ.. 19

3.1. Опровержение недостоверной информации: понятие и формы.. 19

3.2. Опубликование ответа в средствах массовой информации. 20

3.3. Компенсация морального вреда: основания, субъекты, обстоятельства, влияющие на определение размера компенсации, порядок выплаты компенсации. 21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 22

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 24


ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования. Федеральным законом от 02.07.2013 N 142-ФЗ "О внесении изменений в подраздел 3 раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", вступившим в силу с 01.10.2013, статья 152 ГК[1] РФ изложена в новой редакции.

Положения ГК РФ (в редакции указанного Федерального закона) применяются к правоотношениям, возникшим после дня вступления в силу этого Федерального закона. По правоотношениям, возникшим до дня вступления в силу указанного Федерального закона, положения ГК РФ (в редакции данного Федерального закона) применяются к тем правам и обязанностям, которые возникнут после 01.10.2013[2]



В соответствии с п. 1 ст. 152 ГК РФ (в новой редакции) гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Опровержение должно быть сделано тем же способом, которым были распространены сведения о гражданине, или другим аналогичным способом.

Достоинство личности, честь и доброе имя, а также деловая репутация относятся к числу нематериальных благ, принадлежащих гражданину, которые неотчуждаемы и непередаваемы иным способом (см. п. 1 ст. 150 ГК РФ). Нематериальные блага являются объектами гражданских прав (см. ст. 128 ГК РФ). Согласно п. 2 ст. 150 ГК РФ нематериальные блага защищаются в соответствии с ГК РФ и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (ст. 12 ГК РФ) вытекает из существа нарушенного нематериального блага или личного неимущественного права и характера последствий этого нарушения.



Для сравнения отметим, что право гражданина требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений было предусмотрено и в прежней редакции п. 1 ст. 152 ГК РФ. Бремя доказывания факта соответствия действительности распространенных о гражданине сведений также возлагалось на лицо, распространившее указанные сведения.

Законодатель не раскрывает содержание понятий "честь", "достоинство", "доброе имя", "деловая репутация", не выработана их устойчивая характеристика и в судебной практике. Дело в том, что первично это категории этики, отчасти - философии, поэтому значение юридических категорий они приобретают, например, в случае противоправного посягательства на соответствующие нематериальные блага. Тем не менее для юридической практики необходимо более или менее единообразное понимание и применение указанных понятий.

Объектом исследования являются общественно-правовые отношения, возникающие в процессе реализации права на защиту чести, достоинства и деловой репутации в гражданском праве.

Предметом исследования являются нормы гражданского законодательства, регулирующие защиту чести, достоинства и деловой репутации.

Цель исследования. В настоящей работе поставлена цель исследования представительства в рамках гражданского права.

Задачи исследования. В соответствии с поставленной целью, в работе были выделены следующие задачи исследования:



1) изучить теоретические основы понятий чести, достоинства и деловой репутации в гражданском праве;

2) рассмотреть классификацию способов защиты чести, достоинства и деловой репутации;

3) выявить особенности отельных способов защиты чести, достоинства и деловой репутации в современном гражданском праве.

Обзор источников. Исследования основаны на базе анализа норм Гражданского кодекса РФ, иных правовых актов, а также опубликованных материалов судебной практики.

Теоретическую основу работы составили труды авторов в области гражданского права. В работе использованы труды как классиков отечественной цивилистической науки и современных авторов.

Нормативную основу работы составили положения Гражданского кодекса РФ.

Методологическую основу работы составили методы анализа, синтеза, системно-структурного, формально-юридического.

Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав с параграфами, заключения и списка литературы.


 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ЧЕСТИ, ДОСТОИНСТВА И ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ, СУБЪЕКТЫ ОБЛАДАЮЩИЕ ДАННЫМИ НЕМАТЕРИАЛЬНЫМИ БЛАГАМИ

 

Сложность проблемы защиты чести, достоинства и деловой репутации гражданина заключается в том, что, с одной стороны, права, соответствующие указанным личным нематериальным благам, являются естественными неотчуждаемыми правами личности, признаваемыми Конституцией РФ; с другой стороны, также конституционными правами и свободами являются: свобода слова и мысли, право искать, получать, передавать, производить и распространять информацию, право на обращение в органы государственной власти и органы местного самоуправления и др. Поэтому перед судами стоит весьма сложная задача: при разрешении споров о защите чести, достоинства и деловой репутации они должны, как указал Пленум Верховного Суда РФ[3], обеспечивать равновесие между правом граждан на защиту чести, достоинства, а также деловой репутации и иными гарантированными Конституцией Российской Федерации правами и свободами (ст. ст. 23, 29, 33 Конституции РФ)[4].

Честь и достоинство человека представляют собой важнейшую социально-правовую ценность, утверждение и всесторонняя защита которой является фундаментом, на котором зиждется современное общество. Благодаря становлению и развитию демократических институтов уровень гарантированности их уважения и защиты постоянно возрастает. Вместе с тем совершенствование различного рода технологий нередко имеет обратный эффект, закладывающий основу для попрания указанных благ. Ярким примером являются разработки в области медицины, биологии, генетики и т.п. (в сфере клонирования, трансплантации органов и тканей, суррогатного материнства и многие другие), тотальная информатизация современного общества посредством сети Интернет, телевидения, радиовещания и т.д. Обозначенные факторы свидетельствуют о необходимости создания и закрепления на законодательном уровне качественного механизма обеспечения и защиты чести и достоинства личности.

Условно высказываемые в теории позиции относительно понятия "честь" могут быть объединены в две концепции[5].

Первая теория (назовем ее условно теорией "объективной оценки") в самом общем виде сведена к мысли о том, что честь, будучи социальной категорией, представляет собой оценку личности, ее моральных качеств и поступков обществом (так называемую "внешнюю" оценку). Сторонниками данной позиции являются И.С. Ной, В.М. Седов, М.Н. Малеина, И.Я. Дюрягин, Б.Т. Безлепкин, А.М. Эрделевский и др. Так, например, Б.Т. Безлепкин подчеркивает, что понятие чести связывается не с самооценкой личности, а с ее оценкой другими людьми, т.е. с морально-политической оценкой гражданина со стороны общества, достоинством человека, определяемым обществом; таким образом, понятие чести связывается не только и не столько с совокупностью личных качеств, а главным образом с их морально-этической оценкой другими людьми. Анализ высказываний сторонников теории "объективной оценки" свидетельствует об их неоднородности. В частности, некоторые авторы полагают, что честь может принадлежать только человеку, другие считают, что честь может принадлежать и организации (юридическому лицу). Кроме того, отдельные ученые настаивают на том, что честь - это всегда высокая оценка качеств того или иного лица, другие ограничивается указанием на то, что это оценка, не уточняя ее характеристики.

Вторая концепция носит комплексный характер (назовем ее условно теорией "объективно-субъективной оценки"). Ее сторонники полагают, что категория чести в этике выражает прежде всего высокую оценку деятельности и поведения человека со стороны общества, проявляющуюся в уважении, всеобщем признании и доброй славе человека и вместе с тем высокой самооценке, т.е. осмыслении общественного признания личности. Сторонниками данной теории являются А.В. Белявский, Н.А. Придворов, Х.П. Маннанова, А.Д. Анисимов, А.А. Власов, С.С. Омельченко, И.В. Телегина и др. Выделяя внутреннюю (субъективную) и внешнюю (объективную) стороны чести, они отстаивают позицию о том, что стороны чести тесно взаимосвязаны и оказывают друг на друга воздействие. Объективный компонент чести представляет собой носящую устойчивый характер оценку, касающуюся личности в целом или отдельных ее сторон. По своему содержанию данная оценка носит конкретно-исторический характер и выражает представление о месте и роли человека в сложной системе общественных отношений, требованиях, предъявляемых к человеку со стороны общества, личных и общественных оценках его деятельности, т.е. общие для конкретного общества нравственные явления. Субъективный компонент понятия "честь" заключается в способности человека оценивать свои поступки, подавлять в себе эгоистические, безнравственные стремления и намерения, действовать в нравственной жизни в соответствии с принятыми в этом обществе моральными нормами, правилами и требованиями[6]

Краткий обзор позиций, высказываемых в рамках обозначенной теории, показывает ее неоднородность. Назовем лишь некоторые, основные отличия.

Во-первых, большинство ученых придерживаются мнения о том, что честь представляет собой, с одной стороны, оценку личности, ее качеств и поступков обществом (объективная сторона чести), а с другой стороны, самосознание, самооценку личности с точки зрения ее восприятия обществом, т.е. адекватное восприятие человеком того мнения, которое выражает о нем общество (субъективная сторона чести). Встречается, однако, и более широкий подход, согласно которому к категории чести относятся и моральные, духовные, социально значимые качества личности, а также совершаемые ею поступки, мотивы, цели, которыми она руководствуется (так называемая внутренняя сторона чести).

Во-вторых, большинство исследователей отстаивают точку зрения, согласно которой субъективная сторона чести (самооценка своего положения в обществе) не тождественна понятию достоинства. При этом высказывается и противоположное мнение о тождественности данных категорий. Существует также и промежуточная позиция, которая включает достоинство в состав внутренней составляющей чести, не отождествляя данные категории.

В-третьих, в науке высказываются противоположные мнения относительно взаимосвязи внутренней и внешней составляющей чести.

Анализ сущности изложенных теорий позволяет сделать выбор в пользу теории "объективно-субъективной оценки", поскольку вряд ли человек мог бы добиться положительной оценки общества в том случае, если бы он не осознавал, каким образом общество его воспринимает. Очевидно, что положительная оценка общества имеет для личности стимулирующий характер.

В неразрывной связке с категорией чести находится достоинство личности. Как верно отмечает Н.А. Придворов, "категория "достоинство", будучи предельно общим понятием, закрепленным в границах отраслевого и конституционного законодательства, относится к достаточно сложному и многогранному общественному явлению. Оно является чрезвычайно широким, богатым по содержанию и глубоко диалектическим по своей природе понятием". Научной литературе современного периода свойственен плюрализм мнений относительно того, что представляет собой категория "достоинство", каковы его сущность и содержание, кто является его носителем[7].

Рассмотрим некоторые концепции достоинства, существующие в современной науке.

Теория "субъективной оценки", сторонниками которой являются, например, такие авторы, как А. Осмонов и К.А. Шахманаев, трактует достоинство личности как осознание самим человеком и окружающими факта обладания неопороченными нравственными и интеллектуальными качествами. При этом достоинство личности, по мнению авторов, определяется не только самооценкой субъекта, но и совокупностью объективных качеств человека, характеризующих его репутацию в обществе (благоразумие, нравственные установки, уровень знаний, обладание социально полезными навыками, достойный образ жизни и т.п.). Таким образом, данная концепция трактует достоинство личности с позиции внутренней оценки личностью себя и своего положения в обществе. В целом данная концепция имеет рациональное зерно, однако, на наш взгляд, носит несколько односторонний характер, поскольку не учитывает общественной значимости категории достоинства.

Наиболее широкое распространение в настоящее время получила концепция "объективно-субъективной оценки". Она имеет наибольшее число сторонников, к которым относятся такие известные ученые, как В.А. Блюмкин, В.П. Тугаринов, Н.А. Пятак, Н.А. Придворов, А.В. Белявский, Ф.М. Рудинский, И.И. Солодкин, И.Г. Филановский, А.А. Власов, А.Д. Анисимов, М.Л. Шелютто, И.С. Ной и др. Суть данной концепции нашла отражение в Словаре по этике, который определяет достоинство как моральное понятие, выражающее представление о ценности всякого человека как личности, особое моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, в котором признается ценность личности[8].

В понятии достоинства следует выделять, так же как и в понятии чести, объективный момент (признание ценности личности) и субъективный момент, т.е. чувство и осознание своей нравственной ценности.

Объективный компонент включает следующие аспекты:

1) человеческое достоинство, ценность человека вообще независимо от его конкретных качеств и особенностей (общественного положения, профессии, национальности, цвета кожи и т.д.). "Идея человеческого достоинства означает признание человека высшей, ни с чем не сравнимой ценностью", причем ценностью общественной, ибо вне общества достоинство просто немыслимо. Признание человека высшей ценностью есть сердцевина гуманизма и необходимое условие общечеловеческих норм нравственности. Оно означает в то же время признание так называемых неотъемлемых прав человека - на жизнь, здоровье, счастье, свободу, труд, удовлетворение материальных и духовных потребностей, справедливость, равенство и т.д.;

2) личное достоинство, под которым понимается ценность конкретного человека;

3) достоинство человека как представителя определенной социальной группы и т.п. (например, национальное достоинство, достоинство педагога, достоинство судьи, достоинство женщины). В данном контексте также уместно сказать о том, что в ряде случаев общество предъявляет повышенные требования к духовным качествам личности, а также к ее поступкам.

Субъективный компонент достоинства есть осознание индивидом своей ценности как человека вообще, конкретной личности, представителя определенной социальной группы (класса, нации и т.д.). Внутренняя (субъективная) сторона достоинства связана также со способностью поступать в соответствии с принятыми в обществе моральными требованиями и нормами, т.е. связана с чувством и осознанием своей моральной ценности и полезности обществу. Эта сторона обусловливается способностью человеческого сознания отражать не только объективный мир, но и самого себя, свое место и значимость в этом мире.

Несмотря на общность подхода к пониманию категории достоинства с точки зрения включения в нее объективного и субъективного компонентов, внутри данной концепции имеется немало дискуссионных моментов. Отметим наиболее значимые.

Во-первых, некоторые авторы к числу субъектов, наделенных достоинством, относят исключительно физических лиц. Другие трактуют субъектный состав значительно шире, включая в него также коллективы, организации, нации, народы, государства, мировое сообщество.

Во-вторых, отдельные ученые (Н.А. Придворов, А.В. Белявский, А.В. Зелепукин, И.И. Солодкин, И.Г. Филановский и др.) выделяют в качестве самостоятельного структурного элемента достоинства наличие у человека совокупности моральных качеств, ценностных ориентиров, которые объективно характеризуют социальную значимость личности. Другие ученые в качестве одного из аспектов достоинства личности указывают нравственное поведение, достойный образ жизни и т.п. На наш взгляд, положительные качества личности, поведение в обществе не являются самостоятельным компонентом достоинства, они входят в структуру личного достоинства и являются тем критерием, на основе которого осуществляется оценка достоинства конкретного лица[9].

В-третьих, высказывается мнение о необходимости отнесения к личному достоинству не только духовных качеств личности, но и физических (И.И. Солодкин, И.Г. Филановский, А.Д. Анисимов и др.). При этом другие авторы (например, А.А. Власов, А.В. Белявский, Н.А. Придворов и др.), напротив, полагают необходимым употребление этических категорий только для обозначения нравственного сознания и нравственных отношений. С данной позицией представляется возможным согласиться: действительно, физические недостатки человека (глухота, слепота и т.п.) ни в коей мере не могут отражаться на его достоинстве.

Теория объективно-субъективной оценки, на наш взгляд, является наиболее обоснованной, поскольку учитывает как социальный, так и индивидуальный аспект достоинства личности.

Честь и достоинство тесно связаны между собой, взаимопредполагают и взаимодополняют друг друга и чаще всего рассматриваются как единая пара категорий в этике и праве. Провести абсолютную грань между этими понятиями невозможно. Представляется интересной высказанная когда-то Вольтером мысль: "Честь есть состояние безупречного нравственного достоинства". Вместе с тем тесная взаимосвязь данных категорий не исключает присутствия у них специфических признаков[10].

Изложенные характеристики позволяют сформулировать следующие определения чести и достоинства.

Честь как социально-правовая категория представляет собой исторически детерминированное этическое благо нематериального характера, отражающее положение личности в обществе, формирующееся в результате ее общественной оценки с точки зрения критериев соответствия ее качеств и поведения социальным нормам, принятым в рамках конкретной общественно-экономической формации, и адекватного восприятия личностью данной оценки, подлежащее защите со стороны государства.

Достоинство как социально-правовая категория есть исторически детерминированное этическое благо нематериального характера, подлежащее всесторонней государственной защите, характеризующее, с одной стороны, человека как высшую ценность, не зависящее ни от каких внешних факторов, а с другой - отражающее ценность личности в глазах общества и самоосознание ею своей социальной значимости с позиций соответствия ее качеств и поведения социальным нормам, принятым в рамках конкретной общественно-экономической формации.

Подводя итог сказанному, сформулируем некоторые выводы:

- честь и достоинство представляют собой многогранное явление, они в равной мере имеют философский, социологический, этический, нравственный и правовой характер;

- как честь, так и достоинство включают в себя два компонента: объективный и субъективный;

- рассматриваемые категории тесно взаимосвязаны и взаимозависимы, однако не тождественны друг другу;

- обозначенные категории обладают некоторыми общими свойствами, в том числе имеют общее историческое происхождение и раскрывают существенные связи между обществом и личностью, связываются с позитивной формой поведения и играют важную роль в регулировании нравственных отношений и т.д.; при этом данным благам свойственны специфические черты;

- на сегодняшний день существуют объективные предпосылки к закреплению определения чести и достоинства на законодательном уровне, а также совершенствованию механизма их защиты.

Репутация - сложившееся о лице мнение, основанное на оценке общественно значимых его качеств>. Следует отметить, что оценка социально значимых качеств происходит на основании сведений, ставших известных обществу. Качества, которыми лицо хоть и обладает, но о которых у окружающих людей нет сведений, не составляют репутацию. В зависимости от того, какие именно сведения известны обществу, репутация может быть положительной или отрицательной. Честь - это оценка обществом морально-нравственных качеств личности, а достоинство - оценка этих же качеств самой личностью. Очевидно, что честь является составляющей репутации.

Деловая репутация - значительно более узкое понятие, чем просто репутация. "Деловая репутация - оценка качеств личности в сфере ее профессиональной деятельности". Данное определение неоправданно сужает круг лиц, которые обладают деловой репутацией, ограничивая его только физическими лицами. В действительности деловой репутацией обладают не только физические, но и юридические лица, поскольку ч. 7 ст. 152 ГК РФ прямо предусмотрено, что в отношении деловой репутации юридических применяются те же правила, что и деловой репутации физических лиц. При этом отсутствие упоминания в названной норме закона права юридических лиц права на защиту чести и достоинства позволяет сделать вывод, что эти свойства им не присущи. В то же время в ст. 57 Закона РФ "О средствах массовой информации" упоминается о распространении сведений, "не соответствующих действительности и порочащих честь и достоинство граждан и организаций", т.е. из смысла названной статьи следует, что честь и достоинство присущи и юридическим лицам. Данная формулировка ст. 57 Закона о СМИ представляется ошибочной, т.к. она находится в противоречии с нормой ст. 152 ГК РФ. Честь и достоинство - категории морально-правовые, обозначающие свойства, которые не могут быть присущи юридическому лицу, поскольку оно представляет собой с точки теории гражданского права правовую фикцию[11].

Отсутствие единообразия судебной практики по рассматриваемым вопросам красноречиво характеризуется следующим фрагментом из Апелляционного определения N 33-14359/2013 Санкт-Петербургского городского суда: "Нанесение ущерба репутации собаки, на которое ссылаются истцы в силу вышеприведенных норм, не может быть отнесено к нарушению личных нематериальных благ гражданина"[12]. Как видим, в данном Определении речь идет о репутации животного...

Существует мнение, что понятие "деловая репутация" применимо только к живым людям[13]. Данный вывод основывается на сопоставлении таких нематериальных благ как деловая репутация и доброе имя. Авторы, придерживающиеся указанного мнения, говорят о том, что доброе имя защищается посредствам защиты положительной деловой репутации. Ведь с юридической точки зрения защищается в суде именно положительная деловая репутация, в то время как отрицательная не является предметом правового регулирования. На основании этого было предложено ввести защиту деловой репутации для живых, а для умерших - доброго имени. Представляется, что подобное решение вопроса не имеет под собой практической цели, так как никаких сущностных изменений данных благ не произойдет, а изменится лишь наименование.

В теории высказана позиция, согласно которой следует выделять два вида деловой репутации: принадлежащую предпринимателям (собственно деловая репутация) и принадлежащую физическим лицам (профессиональная репутация). В обоснование приводятся различия в правовом регулировании деловой репутаций предпринимателей и физических лиц. Данная позиция представляется верной в целях дальнейшего совершенствования правового регулирования деловой репутации юридических лиц. В частности, в настоящее время отсутствует норма о правопреемстве в отношении деловой репутации юридических лиц. В части 1 ст. 152 ГК РФ говорится только о защите чести, достоинства и деловой репутации граждан после их смерти, но не юридических лиц после их реорганизации или ликвидации. В связи с этим можно встретить противоречия в судебной практике. Так, в п. 14 Обзора практики рассмотрения споров о защите деловой репутации, одобренного президиумом Федерального арбитражного суда Уральского округа 31.07.2009[14], указано, что деловая репутация как нематериальное благо не может быть передана в порядке правопреемства. В то же время суды производят замену истца в порядке правопреемства в делах о диффамации, ссылаясь, в частности, на ст. 58 ГК РФ, в соответствии с которой при реорганизации к правопреемнику переходят права и обязанности правопредшественника. Примером может быть дело N А40-1711/11-51-13[15], в котором Девятый арбитражный апелляционный суд произвел замену истца в связи с его реорганизацией в форме преобразования.

В предпринимательской деятельности положительная деловая репутация занимает немаловажное место, а деловая репутация юридических лиц выступает одним из условий их успешной деятельности - именно такое значение деловой репутации юридических лиц придал Пленум Верховного Суда Российской Федерации в ст. 1 Постановления от 24.02.2005 N 3 "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц"[16].

Отдельно следует отметить, что в сложившейся судебной практике деловая репутация признается и за органами государственной власти и местного самоуправления.

Итак, на сегодняшний день отсутствуют законодательно закрепленные понятия "честь", "достоинство" и "деловая" "репутация". В доктрине под деловой репутацией в широком смысле понимается положительная общественная оценка профессиональных, служебных, должностных качеств субъектов: физических лиц, занятых в любой сфере общественного производства, потребления и обмена, и юридических лиц, занятых в любой общеполезной деятельности, включая как участвующих, так и не участвующих в деловом (предпринимательском) обороте. Под деловой репутацией в узком смысле понимается положительная оценка деловых качеств участников делового оборота: коммерческих юридических лиц, некоммерческих юридических лиц, участвующих в предпринимательской деятельности, и граждан-предпринимателей. При этом до сих пор нет четкого указания на соотношение благ, указанных в ст. 150 ГК РФ. Так, Конституционный Суд РФ объединил честь и достоинство в такое нематериальное благо, как доброе имя. В теории некоторые авторы предполагают схожесть понятий "деловая репутация" и "доброе имя", а другие авторы включают деловую репутацию в такое нематериальное благо как честь.

В связи с изложенным представляется необходимым внести дополнение в ст. 152 ГК РФ, где специально указать, что защита деловой репутации юридического лица при реорганизации возможна его правопреемниками. Это обусловлено тем, что деловая репутация юридического лица, в отличие от деловой репутации физических лиц, основывается и на партнерских соглашениях организации, и на деловой репутации ее сотрудников. При реорганизации большая часть указанных показателей сохраняется. Это одно из оснований, на которых правопреемники пытаются защитить деловую репутацию своего правопредшественника, однако в отсутствие правовой определенности суды нередко по-разному разрешают данный вопрос. В результате не обеспечивается равная защита права на деловую репутацию всех участников гражданско-правовых отношений.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.