Сделай Сам Свою Работу на 5

Характеристика ребенка перед поступлением в школу.





Подготовка к школе

студентки I курса группы А

Заочного отделения

Выполнила: Маслова Е.А.

Адрес: РБ, с. Раевский,

ул. Тукая, д.37

 

 

Полякова М.Н.

Педагогическая диагностика
готовности детей к обучению в школе.

 

 

Пояснение к диагностике.

Начало школьного обучения - закономерный этап на жизненном пути ребенка: каждый дошкольник, достигший определенного возраста, идет в школу. Протекание адаптационного периода и успешность обучения ребенка в школе в высокой степени связаны с уровнем его готовности к школе. Обычно под готовностью к школе понимают общую и специальную готовность ребенка к школе. К общей готовности относят физическую и психологическую, в свою очередь, включающую интеллектуальную, социально-личностную и мотивационную готовность к школе. Под специальной готовностью понимается готовность к освоению специфических видов учебной деятельности (письмо, чтение, вычисления).

Но давайте попытаемся взглянуть на проблему готовности с другой точки зрения, не столь академичной. «Быть готовым к школе» - значит, быть готовым к тому новому, что ожидает ребенка. Что же новое в сравнении с дошкольным периодом детства появляется, когда ребенок переступает порог школы?



Ребенок, поступающий в школу, должен быть подготовлен к новому образу жизни, к новой системе взаимоотношений с людьми, к активной умственной деятельности, к осознанию себя в новой, первой общественно значимой социальной роли.

Когда следует проводить диагностику готовности к школе?

Готовность ребенка к школе есть результат развития всего предыдущего периода развития, поэтому следует своевременно выявлять проблемы ребенка и решать их. Важно изучать, поддерживать и развивать индивидуальные особенности детей – интересы, склонности, способности, ценностные ориентации; воспитывать уверенность в себе, умение взаимодействовать с социальным окружением, управлять своим поведением. Данная диагностика проводится за год до поступления в школу и позволяет выявить проблемные с точки зрения готовности к школе сферы. За год до школы можно помочь ребенку в решении выявленных проблем, однако если время было упущено в предыдущие годы, полностью решить все проблемы будет сложно.



 

На что следует обращать внимание при диагностике готовности ребенка к школе?

1. Соответствие новой социальной роли — роли школьника требует от ребенка умения ориентироваться на систему правил и умения управлять собственным поведением. Это – один из самых важных показателей. Если ребенок не готов взять на себя роль ученика, то у него неизбежно появятся проблемы в освоении учебной деятельности, в подчинении правилам школьной жизни. Центральным элементом принятия роли ученика является выраженная учебная мотивация и ее преобладание над игровой.

2. Коммуникативный аспект. По исследованиям, от 10% до 33% первоклассников испытывают трудности в установлении контактов с окружающими (учителями и учащимися), что негативно сказывается на процессе адаптации к новому школьному окружению и, уже вторично, на освоении учебной деятельности.

3. Готовность к учебной деятельности предполагает определенный уровень развития у ребенка психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи), способность принять учебную задачу, следовать указаниям учителя, и что особенно важно, познавательную направленность интересов и некоторые специальные умения, помогающие осваивать специфические виды учения (письмо, чтение, вычисления, счет).

Режим школьного дня существенно отличается от режима дня дошкольников. Он более статичен, менее разнообразен. Необходимо оценить физиологическую готовность ребенка к школьным нагрузкам. Эта готовность определяется состоянием здоровья ребенка и созреванием центральной нервной системы. Физиологическая незрелость не является причиной отказа от начала обучения, однако надо понимать: школьно незрелому ребенку систематическое обучение будет даваться с большими усилиями, а это может привести к болезням в первый же год обучения. Поэтому лучше не торопиться со школой, а годик еще подождать. Если все же принято решение о зачислении ребенка в 1-ый класс, стоит выбирать школу со щадящей учебной нагрузкой.



 

Таким образом, необходима комплексная оценка готовности ребенка к школе, включающая готовность к принятию новой социальной роли ученика, готовность к освоению учебной деятельности, готовность к взаимодействию с новым социальным окружением, оценку степени физиологической зрелости организма.

Предмет диагностики:готовность ребенка старшего дошкольного возраста к школе.

Задачи педагогической диагностики:

1. Изучить готовность группы детей старшего дошкольного возраста к школе,

2. Выявить проблемы готовности, характерные для детей данной группы

3. Выявить достижения и проблемы каждого ребенка в аспекте готовности к школе

Ориентиром в оценке школьной готовности ребенка может стать «идеальный» портрет выпускника детского сада, предложенный ниже. Однако необходимо помнить, что реальный ребенок не может в точности соответствовать этому описанию. Помните также о том, что все компоненты готовности к школе не обязательно должны быть максимально развиты. Гораздо важнее, чтобы они проявлялись, даже если уровень некоторых из них недостаточно высокий. В процессе обучения менее развитые качества будут компенсироваться более развитыми. Но если какой-то компонент отсутствует, это может привести к проблемам школьной адаптации.

Характеристика ребенка перед поступлением в школу.

Характерная черта старшего дошкольника — устойчивое положительное отношение к себе, уверенность в своих силах, открытость внешнему миру. Ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах детской деятельности — игре, общении, конструировании, рисовании, лепке, в сфере решения элементарных социальных и бытовых задач.

Он активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, организует их; способен учитывать интересы других, сдерживать свои эмоции. Ребенок проявляет доброжелательное внимание к окружающим, отзывчив к переживаниям другого человека, обладает чувством собственного достоинства, уважает достоинство других. В ходе совместной деятельности обсуждает возникающие проблемы, правила, может поддержать разговор на интересную для него тему.

Находясь в обществе сверстников в предметно насыщенной среде, ребенок легко выбирает себе род занятий, партнеров и обнаруживает способность к порождению и воплощению разнообразных, сменяющих друг друга замыслов. Дети любят фантазировать вслух, играть звуками и словами. Эта способность тесно связана с развитием речи и свидетельствует о возникновении внутреннего плана действия, развитии функции воображения и становлении произвольности предметного действия.

Особым объектом освоения становятся для ребенка собственное тело и телесные движения; детские движения приобретают произвольный характер.

Волевое начало в действиях ребенка проявляется в продуктивной деятельности, где он обнаруживает способность достигать цели, стараться сделать продукт качественно, переделывает, если не получилось. Произвольность также проявляется в социальном поведении: ребенок может выполнять инструкцию воспитателя, следовать установленным правилам.

В дошкольном детстве получают развитие познавательные способности ребенка. Он проявляет широкую любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Любит наблюдать, экспериментировать, собирать разнообразные коллекции. Проявляет интерес к познавательной литературе, к символическим языкам.

Одновременно с развитием этих качеств повышается компетентность ребенка в разных видах деятельности и в сфере отношений. Компетентность ребенка проявляется не только в том, что он обладает знаниями, умениями, навыками, но и способен принимать на ее основе самостоятельные решения.


Как оценивать готовность к принятию новой социальной роли ученика?

Показателями готовности ребенка к принятию новой социальной роли школьника являются наличие мотивации к обучению в школе, сформированные самооценка и самоконтроль, а также

способность управлять собой, собственным поведением (произвольность поведения).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.