Сделай Сам Свою Работу на 5

О.В. Горбачева, О.В. Волченкова

Психофизические особенности развития детей с нарушением зрения и коррекционная работа с ними.

О.В. Горбачева, О.В. Волченкова

Начальная школа-детский сад, компенсирующего вида для детей

с нарушениями зрения №53

директор - А.А. Парышева

г. Подольск, 2012г.

Для обучения и воспитания детей с нарушениями зрения в нашей стране создана дифференцированная сеть специальных образовательных учреждений. Где учащиеся с сенсорными нарушениями получают общее образование, эстетическое, физическое и трудовое воспитание. Им обеспечиваются условия для всестороннего развития умственных и фи­зических способностей.

Но значительное число слабовидящих детей в настоя­щее время воспитывается и обучается в массовых детских садах и школах в тех же классах и группах, что и нормально видящие дети. Есте­ственно, что в массовых учреждениях нельзя полностью воспро­извести специальные условия, имеющиеся в спе­циализированных школах и детских садах. Поэтому при обучении и воспитании этих детей педагоги нередко встречаются с затруд­нениями, связанными со своеобразием психиче­ского и физического развития при слабовидении, которые усугубляются незнанием характера и структуры зрительных дефектов.

В рамках данной статьи нам хотелось бы рассмотреть наиболее часто встречающиеся в педагогической практике проблемы детей (от 3 до 11 лет) с нарушением зрения. Наполненность групп и классов часто не позволяет педагогу или воспитателю уделить большее внимание ребенку с нарушением зрения. В связи с этим при обучении и воспитании в массовой школе и детском саду дети с дефектами зрения не всегда получают своевременную и адекватную помощь, что нередко приводит к стойкой неуспевае­мости и отставании в развитии. Между тем, в ряде исследований по выявлению особенностей пси­хофизического развития детей с нарушением зрения отмечено, что спонтанное развитие выявленных отклоне­ний будет протекать медленно или совсем не произойдет, без наличия необходимой организации психолого-педагогической коррекционной помощи детям. А разностороннее знание структуры зрительных дефек­тов, состава нарушенных функций зрения, характера вторичных отклонений в физическом и психологическом раз­витии позволит представителю педагогического состава найти эффективные методы обучения и воспитания, учащихся при разных формах аномального развития.



Прежде чем приступить к обсуждению организации психолого-педагогической коррекционной помощи при наиболее распространенных дефектах зрения остановимся на основных психофизиологических характеристиках присущих данной группе детей.

Чаще всего, у детей с патологией органов зрения отмечается фрагментарность и нечеткость зрительных представлений (А.И.Зотов, А.Г.Литвак, В.А.Феактистова, и др.), что, в свою очередь, приводит к недоразвитию представлений об окружающем мире. Это осложняет процесс познания, ориентировку в окружающем мире, градацию его признаков и свойств (М.И.Земцова, Ю.А.Кулагин, А.Г.Литвак, Л.И.Плаксина, Л.И.Солнцева и др.).

Многие авторы (М.И. Земцова, Т.Н. Головина, В.З. Денискина, В.С. Изотова, Л.И. Плаксина, Л.В. Рудакова, Л.И. Солнцева, Б.К. Тупоногов, и др.) в своих исследованиях выявили у детей недостатки развития способов обследования внешнего мира, неумение обнаруживать признаки в объектах и вычленять их в качестве оперативных единиц воспри­ятия. Так значительно отстают от нормы функции распознавания формы и цвета, различение контраста. В результате плохо видящие дети чаще, чем их сверстники, ориентируются на несущественные признаки при опознании объектов и на этой основе делают ошибочные обобщения. Даже к старшему школьно­му возрасту наблюдается некоторое отставание в целостности зрительного вос­приятия (Л.П.Григорьева, С.В.Сташевский).

Неточные представления об окружающем предметном мире приводят к тому, что в речи детей накапливаются слова, лишен­ные конкретного содержания и не имеющие соответствующего уровня обобщения. Как следствие этого - недоразвитие смысловой стороны речи и менее успешная познавательная деятельность слабовидящего ребенка в целом. Такая речь не может служить средством компенсации неполноценного зрительного восприя­тия. Поскольку компенсировать ограниченный чувственный опыт можно только при наличии определенного смыслообразующего минимума (Л.С.Вол­кова, А.Л. Лукашевичине, Н.С. Костючек и др.).

Дети с сенсорными дефектами без специального обучения полностью доверяются посту­пающей зрительной информации. Лишь отдельные дошко­льники, случайно обнаружив, осознают необходимость использования сохранных органов чувств, отдавая при этом предпочтение осязанию и слуху. У них практически нет ориентации на обоняние и вкусо­вые ощущения. Таким образом, у детей с дефектами органов зрения, по большому счету отсутствует планомерное, комплексное (с использованием разных анализаторов) обследование предметов.

Рассмотрим особенности подхода к учащимся с различными нарушениями зрительных функций. Прежде чем перейти к конкретным методическим рекомендациям, напомним, что эмметропия представляет собой нормальную рефракцию (преломление), а близорукость (миопия) и дальнозоркость (гиперметропия) относятся к аномалиям рефракции. Кроме заболеваний, связанных с нарушением рефракции, в практике дошкольно-школьных учреждений часто встречаются болезни глазодвигательного аппарата - косоглазие, амблиопия и нистагм. Распространенность этих заболеваний, в стенах нашего учреждения составляет 12% - миопия, 53% - гиперметропия, косоглазие - 70%, амблиопия - 37% и нистагм - 5%, с учетом, что в большинстве случаев у ребенка наблюдаются сочтение несколько диагнозов одновременно.

І. Близорукость (миопия) - одна из самых частых причин понижения зрения и представляет собой нарушение зрения, при котором ребенок видит неясно, расплывчато далеко расположенные предметы. Близко расположенные предметы он видит при этом отчетливо. Чтобы яснее рассмотреть далеко расположенные предметы, близорукие вынуждены прищуриваться. Такая особенность послужила основанием называть близорукость миопией (от греческого "мио" - щурить). В связи с отсутствием адекватной аккомодации (приспособляемости) дети с миопией не могут переводить взор вдаль и наоборот, любят работать индивидуально около картины, таблицы.

По данным ряда авторов (М.И. Земцовой, Е.И. Ковалевского, Г.Н Сердюковской и т.д.) в причинах развития близорукости выделяются три основных момента:

1. Зрительная работа на близком расстоянии (ближе 30 см от глаз), недостаточность освещения на рабочем месте, мелкий нечеткий шрифт, длительное чтение и т.д., что приводит к ослаблению аккомодации;

2. Наследственная обусловленность, хотя передается не сама близорукость, а предрасположение к ее появлению;

3. Ослабленная склера – измененное внутриглазное давление.

Существуют различные реабилитационные подходы, имеющие целью коррекцию нарушенного зрения, в данном случае миопии.

1. Медицинская реабилитация – назначение ношения очков, которые представляют из себя - сферические рассеивающие линзы, которые называются отрицательными и обозначаются знаком " - ". При чем в случае слабых нарушений (до 3,0 диоптрий) очки рекомендуют носить только в случаях рассматривания предмета вдали, т.е. не постоянно. В этих случаях очками пользуются при списывании с доски, при посещении кино, театра и т.д. Для данной категории детей необходим контроль со стороны педагогического персонала, т.к. самостоятельно правильно дозировать ношение очков дети с миопией еще не в состоянии.

При выраженной близорукости (более 3,0 диоптрий), сопровождающейся более резким снижением зрения, очки назначают для постоянного ношения. При этом часто назначаются 2 пары очков – для работы с предметами в близи и для рассматривания предметов вдали. Роль педагога в данной ситуации чрезвычайно важна, т.к. контроль соблюдения «режима ношения очков» важный компонент благоприятного исхода лечения.

2. Коррекционно-воспитательные мероприятия.

Укреплению здоровья способствуют соблюдение режима занятий и режима дня в целом, наличие оптимальных гигиенических условий (должное освещение – предпочтительней использование жалюзи, уровень воздухообмена), физическое воспитание (с обязательной максимальной возможностью ношения очков во время занятий) и закаливание детского организма (прием витаминов, прогулки, с акцентом тренировки дальнего видения и др.). Соблюдение перечисленных элементов профилактики позволяют также снизить уровень заболеваемости ОРВИ и др. простудными заболеваниями, что также благоприятно сказывается на течении и прогрессировании миопии.

Особое внимание хочется обратить на те физические нагрузки, которые противопоказаны при миопии: поднятие тяжестей, сотрясения тела (прыжки, бег), длительные наклоны головы. Таким образом, для занятий физической культурой, детям с диагнозом «миопия» рекомендован перевод в специальную медицинскую группу, где осуществляется комплексная лечебная гимнастика в рамках общепринятой программы физической реабилитации.

ІІ. Спазм аккомодации - ложная близорукость возникает при чрезмерном напряжении цилиарной, аккомодационной мышцы. При спазме отмечается снижение зрения вдаль. При чрезмерном напряжении аккомодационной мышцы иногда возникает ряд субъективных жалоб: головная боль, быстрая утомляемость глаз при работе вблизи и пр. Основная причина ложной близорукости - неблагоприятные санитарно-гигиенические условия и. сопутствующие им: ослабление организма и общие заболевания. Таким образом, прежде чем приступить к реабилитации данной категории детей, необходимо уточнить диагноз, а затем, в случае подтверждения «ложной близорукости», к перечисленным в І части профилактическим мероприятиям добавить комплекс лечебных упражнений, направленных на расслабление мышц глаза. Задачей педагогического персонала в данном случае является, на наш взгляд, контроль периодов нагрузка-отдых с постепенным увеличением интенсивности нагрузки, при условии ослабления спазма аккомодации (регулярные обследования у врача-офтальмолога).

ІІІ. Дальнозоркость (гиперметропия) -представляет собой нарушение зрения, при котором ребенок видит неясно, расплывчато близко расположенные предметы. Так как, в данной статье, речь идет о возрастной группе 3-11 летних детей, основная нагрузка которых приходится на обучение, функциональные возможности зрительной системы у них хуже, чем у близоруких. Это объясняется тем, что при зрительной работе вблизи им приходится чрезмерно напрягать свой аккомодационный аппарат. А длительное напряжение его часто вызывает зрительное утомление - астенопию. Это утомление проявляется в виде тяжести в глазах и в области лба, а иногда - головокружением.

Причины дальнозоркости до сих пор точно не установлены.

1. Медицинская реабилитация данной категории заключается в назначении очков, которые представляют их себя - сферические собирательные линзы, которые называются положительными и обозначаются знаком " + ".

Очки таким детям нужны только для чтения, письма и другой работы на близком расстоянии, поэтому задачей педагога является обязательный контроль их дозированного использования.

2. Коррекционно-воспитательные мероприятия.

Поскольку дальнозоркость не сопровождается органическими изменениями глазного дна, слабовидящие дети с этой патологией, в отличие от детей с высокой близорукостью, не имеют противопоказаний к физическим нагрузкам. Очки во время занятий физкультурой детям не показаны.

В реабилитации данной категории детей основную роль играют педагоги и родители, т.к. усугубление дальнозоркости или возникновение сопутствующих заболеваний в большой степени зависит от несоблюдения должного режима работы аккомодационного аппарата, чрезмерное напряжение которого и будет вызывать ухудшение зрения. Дальнозоркого необходимо чаще вызывать к доске, отвлекая от мелкой работы; контролировать его знания предпочтительно в устной форме; при неизбежной работе с напряжением глаз на близком расстоянии – чаще предлагать периоды отдыха, чередуя их с расслабляющей лечебной гимнастикой. В домашних условиях соблюдение лечебно-охранительного режима подразумевает ограничение до минимума работу за компьютером др. работу, связанную с напряжением мышц глаз, чтение только в очках.

ІV. Астигматизм - это особый вид оптического строения глаза. Астигматизм может быть врожденного или приобретенного характера, и обусловлен, чаще всего, неправильностью кривизны роговицы. Астигматизм выражается в понижении зрения как вдаль, так и вблизи, снижении зрительной работоспособности, быстрой утомляемости и болезненных ощущениях в глазах. Дети с астигматизмом - самые утомляемые дети, им трудно соединять элементы букв, линии в чертежах и рисунках, они не видят некоторых элементов букв и плоскостей. Таким детям требуется индивидуальный режим нагрузок и отдыха.

1. Медицинская реабилитация детей с астигматизмом заключается в назначении очков. Чаще всего применяются очки или кон­тактные линзы, которые компенсируют форму глаза и фокусируют лучи на сетчатке. Очки таким детям нужны в процессе любых занятий и в период отдыха, поэтому задачей педагога является обязательный контроль данного процесса.

2. Коррекционно-воспитательные мероприятия.

Т.к. чаще всего, у детей с врожденным или приобретенным астигматизмом имеются различные комбинации качественных нарушений рефракции, сочетающихся с нормальной рефракцией, профилактические задачи в этом случае сугубо индивидуальны и зависят от вида астигматизма. Т.е. если астигматизм имеет «миопический компонент», то следует придерживаться методических рекомендаций по миопии, если превалирует компонент дальнозоркости – соответствующих рекомендаций. В случаях смешанного компонента подбирается индивидуальная профилактическая программа в соответствии с рекомендациями заинтересованных специалистов.

V. Косоглазие –заболевание, котороехарактеризуется отклонением одного из глаз от общей точки фиксации. Это не только косметический, но и функциональный недостаток. Этот недостаток выражается в снижении остроты зрения косящего глаза и нарушении бинокулярного зрения (зрение 2мя глазами), что в значительной степени ограничивает выбор профессии (этим детям недоступны такие профессии, как летчик, водитель транспорта, верхолаз, крановщик и т. д.).

К появлению косоглазия могут привести различные этиологические факторы: неблагоприятная наследственность, различные поражения центральной нервной системы, аномалии рефракции, резкое понижение зрения на одном глазу.

Предрасполагающими моментами к возникновению косоглазия могут быть психическая травма (испуг), острые инфекционные заболевания, чрезмерная зрительная нагрузка. Чаще же появление косоглазия обусловливается нескольким факторами.

Хотелось бы особенно отметить, что при косоглазии очень часто (в 90%) развивается так называемая сопутствующая патология – постепенное или резкое снижение зрения косящего глаза (амблиопия), т.к. при косоглазии этот глаз практически исключен из полноценной рабочей деятельности.

Дети с косоглазием и амблиопией имеют свои специфические особенности в развитии. По данным Л.И. Плаксиной (1998), при монокулярном ви­дении страдает точность, полнота зрительного восприятия, наблюдается неспособность глаза выделять точное местоположение объекта в пространстве, его удаленность, выделение объ­емных признаков предметов, дифференциация направ­лений. Как следствие, затрудняется ориентация в пространстве на уровне предметно-практических дейст­вий, так как многие из признаков зрительно не воспри­нимаются.

Многие тифлологи у той же категории детей отмечают схематизм и вербализм представлений (Л.С. Волкова, М.И. Земцова, Л.И. Зо­тов, С.Н. Костючек, Н.А. Крылова, Т.И. Свиридюк, А.Л. Лукашевичине и др.).

Л.С. Сековец (1984), М.А. Мишин (1997) показали на­личие отклонений в развитии двигательной сферы детей, их мобильности, возможности ана­лиза таких признаков пространства, как протяженность, удаленность, глубина, объемность. Поэтому во время ходьбы и бега дети затрудняются в сохранении дистанции, натал­киваются друг на друга, протягивают вперед руку при дви­жении в пространстве. По данным тех же авторов качество прыжков детей характеризуется несогласованностью рук и ног, приземлением на одну но­гу, отсутствием отталкивания, слабой силой толчка за счет сложности видения глубины, удаленности объектов при монокулярном зрении. У этих детей при метании наблюдается отсутствие просле­живания взором предмета и действий бросающей руки, снижение быстроты восприятия действий метания.

Л.И. Плаксина (1998) выделяет отклонения в эмоцио­нально-волевой сфере детей с косоглазием и амблиопией. Наблюдается низкая активность, отсутствует желание ор­ганизовывать или участвовать в игре, труде, в занятиях. Такие дети часто предпочитают играть в одиночку. Автор объясняет это яв­ление не только имеющимся зрительным дефектом, но и негативным влиянием лечебного процесса на психоэмо­циональное состояние детей, а также некоторым разрывом между ребенком и окружающей средой.

1. Медицинская реабилитация детей.

Лечение следует начинать сразу же после его выявления. Конечная цель лечения - развить бинокулярное зрение. Лечение косоглазия должно быть комплексным. Вначале (при наличии аномалий рефракции) назначают очки. Если имеется амблиопия, проводят плеоптическое лечение амблиопического глаза. Плеоптическое лечение включает заклейку (окклюзию) лучше видящего глаза, засветы при помощи специальных приборов с целью стимуляции центральной ямки сетчатки, упражнения, направленные на тренировку амблиопического глаза как с помощью аппаратов, так и более простых приемов (перерисовывание через прозрачную бумагу, раскрашивание картинок, раскладывание мозаики и т.д.).

В целях развития бинокулярного зрения проводят ортоптическое лечение на специальных аппаратах. Если комплексное применение указанных видов лечения не приводит к устранению косоглазия, прибегают к операции на глазодвигательных мышцах. После оперативного вмешательства курс ортоптического лечения повторяется.

Таким образом, лечение косоглазия довольно длительный и трудоемкий процесс. Оно требует большого терпения и настойчивости со стороны медицинского персонала, родителей, педагогов.

2. Коррекционно-воспитательные мероприятия.

Конечно больший успех в лечении наблюдается в тех случаях, когда оно проводится в специализированных санаториях или специализированных детских садах, где лечебная работа сочетается с направленной коррекционно-воспитательной деятельностью, проводящейся индивидуально с каждым ребенком. Поскольку типологическая характеристика заболеваний очень разнообразна, в рамках данной статьи остановимся лишь на основных направлениях коррекционно-воспитательной работы.

- Постоянное медицинское сопровождение врача-офтальмолога

- Соблюдение специальных требований к оборудованию (см. методические разработки института коррекционной педагогики Российской Академии образования).

- Соблюдение санитарно-гигиенических норм труда и отдыха.

- Посадка детей по рядам в зависимости от диагноза.

- Формирование специальных коррекционных занятий с учетом познавательных возможностей, объединяя детей в группы с учетом типологических особенностей, связанных с характером течения глазного заболевания.

Отметим, что при соблюдении основных реабилитационных принципов подавляющее большинство детей, страдавших косоглазием, в результате лечения получают возможность обучаться в массовой школе.

VІ. Нистагм - представляет собой самопроизвольные колебательные движения глазных яблок (дрожание глаз). При нистагме нарушена фиксация взора и прослеживающая функция глаза. Детям с этим заболеванием трудно работать по образцу, если он демонстрируется всем детям одновременно, списывать с доски. У детей с нистагмом высокая утомляемость и низкая работоспособность, высокий уровень тревожности.

1. Медицинская реабилитация.

Лечение нистагма заключается в назначении очков (при наличии аномалии рефракции), плеоптическом лечении, укреплении аккомодационного аппарата, медикаментозной терапии. В некоторых случаях показана операция.

2. Коррекционно-воспитательные мероприятия.

Важно ориентировать детей с нистагмом писать, рисовать, выполнять другие задания на слух или предоставлять им персональные образцы заданий, индивидуальные карточки с контрольными работами и т.д.. Рекомендовать им при чтении следить за текстом с помощью непрозрачной линейки или прорези в бархатной бумаге. Кричать на такого ребенка нельзя – увеличиваются колебательные движения глаза.

Особенности психологического развития детей с заболеваниями органов зрения, в рамках данной статьи, позволим себе объединить в одну группу, т.к. чаще всего они повторяются качественно и разнятся лишь в количественном проявлении. Так у детей со всеми вышеописанными заболеваниями часто выражено «ощущение неполноценности», поскольку присутствует осознание своего дефекта. Такие дети, стесняясь своего «недостатка», чаще всего, опасаются переспрашивать и уточнять плохо понятую информацию, в результате у них наблюдается некоторое отставание в усвоении учебного материала. Те же чувства они испытывают и во внеучебной обстановке, становясь нелюдимыми и замкнутыми, что приводит к отставанию в развитии. Осознавая свою проблему, в той или иной степени дети с отклонениями зрения становятся нервозными, менее контактными тем самым, усугубляя уже имеющиеся проблемы социальной адаптации. Исходя из всего вышеперечисленного, выделим основные, на наш взгляд, направления в работе психолога.

1. Регулярный мониторинг психологического состояния детей, с учетом возрастных особенностей развития ребенка, состояния основных зрительных функций, а также психоневрологического статуса ребенка с нарушением зрения.

2. Релаксационные, подгрупповые и индивидуальные занятия, направленные на улучшение состояния психоэмоционального фона детей.

3. Индивидуальные, подгрупповые и групповые коррекционно-развивающие занятия по зрительному восприятию, памяти, внимания и других когнитивных функций.

4. Регулярные беседы с педагогическим коллективом, позволяющие на основании психологического мониторинга детей корректировать их индивидуальную учебную и воспитательную работу. Оказание методической помощи специалистам при выборе подхода для формирования адекватной социальной адаптации у детей.

5. Работа с родителями, направлена в первую очередь на осознание ими, что у ребенка существует не только проблема со здоровьем, но и серьезная психологическая проблема, способная влиять и даже изменять характер ребенка. Возможные дополнительные занятия родителей со своими детьми, умение и желание взрослых заинтересовать, а следовательно включить ребенка в общественную жизнь часто дает возможность больным детям осознать себя полноценными членами общества, стирает «границу» между здоровыми и не здоровыми, следовательно, снижает риск развития комплекса неполноценности и следующих за ним адаптационных проблем. Роль родителей чрезвычайно важна в формировании полноценной, «здоровой» личности, т.к. именно они проводят большее количество времени с ребенком и являются самыми значимыми людьми в его жизни.

На основании выше изложенного можно сделать следующие предварительные выводы:

1. Знание педагогом особенностей развития детей с нарушением зрения

(медицинских, психологических, физиологических и др.) послужит основой для создания оптимальных и комфортных условий в обучении и воспитании детей.

2. Адекватная разносторонняя компенсация зрительного дефекта позволит значительно улучшить успеваемость и всестороннее развитие детей.

3. Таким образом, особая организация коррекционно-обучающей среды и постоянное психологическое сопровождение, позволит детям с нарушениями зрения занять необходимую и достаточную нишу в обществе, что значительно повысит, в дальнейшем их социальный статус и, следовательно, положительно отразится на качестве жизни детей.

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.