Порядок проведения испытаний и измерений.
Определение полярности выводов обмотки.
Для первоначальной проверки исправности электродвигателя проводят определение полярно-
сти соединённых частей обмотки и правильности маркировки их выводов. Данное испытание вы-
полняется с использованием обычной батарейки и гальванометра.
В большинстве случает, обмотки электродвигателей соединяются в борно в соответствии с
рисунком 5.
В некоторых машинах соединение в звезду не выво-
дится в борно – оно выполнено внутри корпуса, а в борно
выведены только три вывода С1-С2-С3, или четыре С1-С2-
С3-0. Для таких электродвигателей полярность обмоток не
проверяется.
Электродвигатели СТД имеют два борно – в основном
выведены начала обмоток С1-С2-С3, а в другом – концы
С4-С5-С6. Соединение в звезду в этих электродвигателях производится во втором борно (с концами
обмоток). Для электродвигателей СТД полярность обмоток проверяется только в случае смены об-
моток (после капитального ремонта).
Определение полярности обмоток производят по схеме на рисунке 6.
При определении полярности соединения обмоток
выключатель, который подключает источник питания к
обмотке электродвигателя, следует замыкать резко и при
этом смотреть за стрелкой гальванометра. Отклонение
стрелки вправо означает, что гальванометр и батарейка
подключены аналогично друг другу. Иными словами ес-
ли к началу обмотки С1 подключен «+» батареи, то ана-
логичный полюс гальванометра подключен к началу дру-
гой части обмотки (например С3). Если перед началом
проведения данных испытаний звезда разобрана, то на
результатах это не скажется, т.к. магнитный поток пере-
даётся через статор электродвигателя.
Следует помнить, что на разомкнутой обмотке
электродвигателя наводится ЭДС самоиндукции, величина которой может быть довольно значи-
тельной.
Кроме того, следует внимательно следить за стрелкой гальванометра, т.к. при размыкании вы-
ключателя она будет откланяться в противоположную сторону от первоначальных показаний.
У электродвигателей СТД рекомендуется сразу произвести рассоединение звезды в борно –
это необходимо и для проведения дальнейших испытаний и измерений. Вообще в любом случае,
если есть возможность необходимо производить рассоединение схемы, и производить все
испытания с уже независимыми фазными обмотками.
Измерение сопротивления изоляции.
Схема измерения сопротивления изоляции электродвигателя показана на рисунке 7.
Автор: Янсюкевич Виктор Александрович – yanviktor.narod.ru
Перед проведением измерения необходимо открыть вводное устройство электродвигателя
(борно), протереть изоляторы от пыли и загрязнения
и подключить мегаомметр согласно схемы, приве-
дённой на рисунке.
На рисунке 7 А показана схема подключения
мегаомметра к испытуемому электродвигателю, у ко-
торого обмотки соединены в звезду или треугольник
внутри корпуса и произвести рассоединение в борно
невозможно. В этом случае мегаомметр подключает-
ся к любому зажиму статора электродвигателя и со-
противление изоляции измеряется у всей обмотки
сразу относительно корпуса.
На рисунке 7 Б измерение сопротивление изо-
ляции производится у электродвигателя по каждой из
частей обмотки отдельно, при этом другие части обмотки (которые в данный момент не обрабаты-
ваются) закорачиваются и соединяются на землю.
При измерении сопротивления изоляции отсчёт показаний мегаомметра производят каждые
15 секунд и результатом считается сопротивление,
отсчитанное через 60 секунд после начала изме-
рения, а отношение показаний R60/R15 считается
коэффициентом абсорбции.
Для электродвигателей с номинальным на-
пряжением 0,4кВ (электродвигатели до 1000В)
одноминутное измерение изоляции мегаомметром
на 2500В приравнивается к высоковольтному ис-
пытанию.
У синхронных электродвигателей при изме-
рении сопротивления изоляции обмоток статора
(обмотки статора) необходимо закоротить и за-
землить обмотку ротора. Это необходимо сделать
для исключения возможности повреждения изо-
ляции ротора.
Измерение сопротивления обмоток постоянному току.
Измерение проводится либо с помощью моста постоянного тока, либо с помощью амперметра
и вольтметра, ориентируясь в дальнейшем на падение напряжения на обмотке.
Величина тока, при измерении методом падения напряжения, не должна превышать 1/5 номи-
нального тока обмотки электродвигателя. При измерениях этим методом выбирают схему в соот-
ветствии с величиной измеряемого сопротивления (рисунок 8).
Схему на рисунке 8а выбирают для измерения малых сопротивлений (мощные электродвига-
тели), при этом, как видно из рисунка, вольтметр подключается после амперметра (т.е. без учёта
сопротивления амперметра. Схему рисунка 8б используют для измерения больших сопротивлений
(маломощные электродвигатели).
При измерении сопротивления мостом постоянного тока (напримерР333) зажимы моста под-
ключают к зажимам электродвигателя и в дальнейшем производят измерения в соответствии с ин-
струкцией на мост. При этом, если измерение производится без разборки схемы звезды (треуголь-
ника), следует учитывать, что измеряется не одна часть обмотки, а например две последовательно
(при соединении двигателя в звезду) или одна часть обмотки с параллельно подключенными к ней
другими двумя частями (при соединении в треугольник).
Автор: Янсюкевич Виктор Александрович – yanviktor.narod.ru
Повторяюсь: необходимо производить разборку схемы, так как в паспортах электродвигате-
лей (особенно мощных, таких как СТД) сопротивление постоянному току чаще всего указано для
отдельной фазы обмотки (например: С1-С4, С2-С5 и С3-С6).
Для измерения сопротивления постоянному току обмотки ротора необходимо освободить об-
мотку от посторонних элементов (резисторы у асинхронного электродвигателя с фазным ротором,
или диоды и тиристоры системы возбуждения синхронного электродвигателя). Измерение сопро-
тивления производится аналогично измерению сопротивления обмоток статора (рисунок 8). У
асинхронников с фазным ротором измерение производится пофазно для проведения дальнейшего
сравнения на пригодность к эксплуатации, у синхронников производится одно измерения для даль-
нейшего сравнения с заводскими данными, или данными предыдущих испытаний.
У маломощных электродвигателей, которые применяются в неответственных механизмах,
станках и т.п. можно производить измерение сопротивления обмоток статора с помощью простей-
ших мультиметров (цифровых, стрелочных). При измерении необходимо обеспечить надёжный
контакт с зажимом (зажимами) измеряемой обмотки. Сравнение на разность сопротивления произ-
водится на основании показаний мультиметра. В большинстве случаев точности простейших муль-
тиметров вполне достаточно для оценки пригодности электродвигателя к эксплуатации.
Испытание повышенным напряжением промышленной частоты.
Перед проведением испытания повышенным напряжением промышленной частоты необхо-
димо собрать испытательную схему, представленную на рисунке 9 (один из вариантов). При прове-
дении испытаний по схеме рисунка 9(б), необходимо строго следить за тем, чтобы свободные об-
мотки (на которые не подаётся повышенное напряжение) были закорочены и соединены с землёй.
Схема на рисунке 9(б) предпочтительна для всех электродвигателей.
Испытания необходимо производить с соблюдением мер безопасность (смотри раздел мето-
дики «Меры безопасности»).
При проведении испытания по схеме рисунка 9(б) напряжение промышленной частоты при-
кладывается поочерёдно к каждой части обмотки. Данное мероприятие (рассоединение звезды) не-
обходимо в первую очередь для мощных электродвигателей, т.к. при проведении испытаний пол-
ной обмотки ёмкость изоляции обуславливает появление большого тока утечки. Кроме того, рассо-
единение обмотки с последующим поочерёдным испытанием позволяет провести испытание ме-
жобмоточной изоляции в том месте, где части обмотки взаимно пересекаются не приближаясь, при
этом, к корпусу.
В рассечку соединения высоковольтной обмотки испытательного трансформатора с землёй
включается миллиамперметр (желательно с блокирующей кнопкой для его защиты) для измерения
токов утечки, значение которых не нормируется, но является дополнительным критерием оценки
результатов испытаний.
Миллиамперметр включается одним выводом на землю (корпус), а другим – к выводу высо-
ковольтного трансформатора, который должен быть соединён с землёй.
У синхронных электродвигателей и асинхронных машин с фазным ротором при проведении
испытаний обмоток статора повышенным напряжением необходимо закорачивать и заземлять об-
мотку ротора для предотвращения возможного пробоя.
Контроль токов утечек при проведении высоковольтных испытаний электродвигателей не
обязателен.
Проверка работы электродвигателя на холостом ходу.
Проверка производится после проведения всех предыдущих испытаний и измерений.
Автор: Янсюкевич Виктор Александрович – yanviktor.narod.ru
Испытание заключается в измерении тока холостого тока электродвигателя и контроля его
работы в течение 40-30 минут при номинальном напряжении сети.
При проведении испытания синхронного электродвигателя следует обратить внимание на ток
возбуждения – с помощью регулятора станции управления необходимо добиться минимального то-
ка статора (близкого к единице косинуса).
Испытание возбудителей.
Испытание производится у синхронных электродвигателей.
На электродвигателях, оборудованных безщёточными система возбуждения типа БВУ, прово-
дится проверка полупроводниковых элементов (диодов, тиристоров), измеряется сопротивление
обмотки возбуждения и обмоток генератора.
Для проведения проверки полупроводниковых элементов необходимо разобрать схему - отсо-
единить хотя бы один из электродов каждого полупроводникового элемента. Точки отсоединения
показаны на рисунке 10.
После рассоединения схемы диоды и тиристоры БВУ проверяются с помощью мегаомметра.
Диоды проверяются с подключением плюсового вывода мегаомметра сначала к аноду, а затем к ка-
тоду, при этом замеряется сопротивление по обычной схеме. При прямом подключении мегаом-
метра (плюсовой вывод – к аноду) сопротивление элемента будет нулевым, при обратном подклю-
чении оно должно быть не менее 10Мом (при условии, что диод исправен). Для проверки тиристо-
ров производят аналогичные измерения, но при этом сопротивление должно быть не менее 10Мом
в обе стороны – и при прямом и при обратном подключении мегаомметра.
Рисунок 9. Схема высоковольтных испытаний электродвигателей.
кВ
ЛАТР
~220В
Высоковольтный
Трансформатор
Электродвигатель
кВ
ЛАТР
~220В
Высоковольтный
Трансформатор
Электродвигатель
А)
Б)
Автор: Янсюкевич Виктор Александрович – yanviktor.narod.ru
Кроме измерения сопротивления тиристора с помощью мегаомметра необходимо определить
его работоспособность с помощью мультиметра или обычного тестора (можно использовать про-
звонку). Для этого подключают мультиметр к аноду и катоду тиристора, при этом мультиметр дол-
жен показать большое сопротивление, затем управляющий электрод присоединяют к катоду (на
управляющий электрод подают напряжение смещения), при этом тиристор должен открыться и
мультиметр покажет нулевое значение сопротивления.
Проверка полупроводниковых элементов производится как с внешней стороны БВУ, так и с
внутренней.
Измерение обмотки БВУ постоянному току производят также после рассоединения схему с
помощью моста постоянного тока. Примет показан на рисунке 10.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|