Сделай Сам Свою Работу на 5

Права пациента (статья 30).





При обращении за медицинской помощью и ее получении пациент имеет право на:

1) уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала;

2) выбор врача, в том числе семейного (врача общей практики) и лечащего врача, с учетом его согласия, а также выбор лечебно-профилактического учреждения в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования;

3) обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;

4) проведение по его просьбе консилиума и консультаций других специалистов;

5) облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными способами и средствами;

6) сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при его обследовании и лечении, в соответствии со статьей 61 настоящих «Основ»;

7) информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство в соответствии со статьей 32 настоящих «Основ»;

8) отказ от медицинского вмешательства в соответствии со статьей 33 настоящих «Основ»;



9) получение информации о своих правах и обязанностях и состоянии здоровья в соответствии со статьей 31 настоящих «Основ», а также выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;

10) получение медицинских и иных услуг в рамках программ добровольного медицинского страхования;

11) возмещение ущерба в соответствии со статьей 68 настоящих «Основ» в случае причинения вреда его здоровью при оказании медицинской помощи;

12) допуск к нему адвоката или иного законного представителя для защиты его прав;

13) допуск к нему священнослужителя, а в больничном учреждении на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок больничного учреждения.

В случае нарушения прав пациента он может обращаться с жалобой непосредственно к руководителю или иному должностному лицу лечебно-профилактического учреждения, в котором ему оказывается медицинская помощь, в соответствующие профессиональные медицинские ассоциации либо в суд.(в ред. Федерального закона от 10.01.2003 № 15-ФЗ).



 

Кроме прав пациент имеет обязанности [11]:

1) проявлять в общении с медицинским персоналом уважение;

2) сообщать врачу всю информацию, необходимую для постановки диагноза и лечения;

3) после дачи согласия на медицинское вмешательство – неукоснительно выполнять все предписания ;

4) соблюдать правила внутреннего распорядка ЛПУ;

5) сотрудничать с врачом при оказании медицинской помощи;

6) немедленно информировать врача об изменениях своего здоровья;

7) немедленно обращаться к врачу при подозрении на наличие заболевания, представляющего опасность для массового распространения;

8) не предпринимать действий, способных нарушить права других пациентов.

1.2. Виды ответственности медицинских работников.А.П.Зильбер подразделяет ответственность на следующие виды. «Прямо или косвенно все виды ответственности, кроме моральной, входят в юридическую ответственность, которую можно определить как государственное принуждение к «исполнению требований права» [8].

Административная ответственность – вид юридической ответственности за административный проступок (правонарушение), расцениваемый не столь строго, как это делает Уголовный кодекс. Тем не менее, в Российском законодательстве существует и рассмотрение административных проступков судьями по административному и исполнительному производству районных, городских судов.

Дисциплинарная ответственность – форма воздействия на нарушителей трудовой дисциплины в виде дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, увольнение по соответствующему основанию.



Гражданская,илигражданско-правовая, ответственность – вид юридической ответственности, при которой к правонарушителю применяются меры воздействия, установленные законом или договором. Эти меры включают возмещение убытков, уплату неустойки, штрафа, пени, возмещение причиненного морального и иного вреда. В отличие от уголовной ответственности, гражданская ответственность распространяется не только на физические лица (граждане), но и на юридические лица (учреждения).

Гражданская ответственность регулируется Гражданским кодексом (ГК) Российской Федерации [12].

Уголовная ответственность – это вид ответственности, который регулируется Уголовным кодексом (УК). Часть статей УК посвящена медицине, в том числе профессиональной ответственности медицинских работников [13].

1.3. Причины, приводящие (провоцирующие) к нарушению прав пациента со стороны медицинского персонала СМП:

- 1-й уровень («горизонтальный»), когда предпосылки ошибок возникают и реализуются на уровне самих медработников вследствие:

· незнания указанных прав;

· невыполнения известных требований, относящихся к соблюдению прав больного, в том числе достижению информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство;

· специфических особенностей работы медперсонала СМП.

2-й уровень («вертикальный»), когда причиной нарушений прав пациента становятся ошибочные рекомендации или командные указания должностных лиц, приказы (нередко устаревшие) выполненные врачами или фельдшерами (т.н. «комиссивные ошибки») [6]

Но следует иметь в виду, что при возникновении несчастья, дошедшего до судебного разбирательства, нарушение даже устаревшей, но не отмененной инструкции, выступает чаще всего против врача, а не за него. До тех пор, пока локальный нормативный акт не изменен или не отменен, он приоритетен, как приоритетен закон над индивидуальной моралью и взглядами» и требует неукоснительного исполнения [8].

 

Раздел II.

Правовые аспекты концепции «информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство» и специфика

догоспитального этапа СМП.

Обязательным предварительным условием медицинского вмешательства в соответствии со ст.32 «Основ» является согласие гражданина. В связи с этим возникают два правовых аспекта, определяющих и линию поведения медицинских работников в принятии решений, и меру их ответственности (с учетом конкретных ситуаций):


1) информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство (да);

2) отказ гражданина от медицинского вмешательства (нет), от предоставления информации об его болезни и мероприятиях лечебно-диагностического процесса (в т.ч. отказ от осмотра) в соответствии со ст.33 «Основ».

Фактически речь идет о юридическом оформлении 2-х стороннего договора о согласии («акцепте») пациента с предложенными условиями врачом – оказания медицинской помощи («оферта»), Договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, соглашения от «адресата» (ГК РФ, 2003, гл. 28, ст. 435,438). Договор о согласии предусматривает не только согласие, но и отказ от акцепта. Таким образом, в условиях СМП – оферта считается состоявшейся не с момента обращения пациента в диспетчерскую (по телефону или устно), когда условия договора об оказании ЭМП еще не обговорены, а с момента встречи, приезда врача ВБ к нему и получения согласия больного!!!

Примечание 1. В случае судебного разбирательства – только оформленный договор (на бланке определенной формы) скрепленный подписями указанных в нем лиц, - является неоспоримым. В противном случае – договор (сделка) судом не признается действительным. Отсюда и вытекает значение тщательного оформления медицинской документации на любом этапе оказания медицинской помощи.

Примечание 2. Медицинским вмешательством является любое обследование, лечение и иное действие, в т.ч. транспортировка в стационар, имеющее профилактическую, диагностическую, лечебную и реабилитационную направленность, выполняемую врачом либо другим медицинским работником.

 

Необходимость решения указанных проблем возникает уже с первого контакта с больным и остается актуальной на протяжении всего периода осуществления бригадой СМП лечебно-диагностического процесса (ЛДП).

В то же время специфика догоспитального этапа с его тройным дефицитом: времени, клинической информации и ресурсов, полиморбидность вызовов, работа медицинского персонала в условиях постоянного стресса, нередко разобщенность больных и их законных представителей в момент приезда бригады СМП – служит определенным препятствием для выполнения требований «Основ». Однако правильная интерпретация взаимосвязанных юридических и медицинских проблем и пути их практического решения в условиях СМП возможны на основе разработанных для выездных бригад «Универсальных алгоритмов действий» [3,7,17], что и отражено в следующем (III) разделе брошюры.

 

Раздел III.

Пути реализации «Основ» в условиях СМП.

 

3.1. Прежде всего, следует выделить следующие приоритетные задачи, с решением которых сталкивается врач (фельдшер) в ходе выполнения вызова:

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.