СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
МЕТОДОЛОГИЯ, МЕТОДИКА И ТЕХНИКА
Среди социологических исследований выделяют: 1)прикладные, 2)фундаментальные, 3)эмпирические, 4)конкретные.
Прикладное социсследование – направлено на решение каких-либо практических задач (Кто винроват?) и дает конкретные практические рекомендации (Что делать? С чего начать?)
Фундаментальное исследование – имеет целью развитие научных теорий или основополагающих принципов.
Эмпирическое исследование - направлено на сбор и анализ данных с использованием методик и техники социологического исследования.
Конкретное социсследование = синоним эмпирического исследования.
Социологическое исследование = система логически последовательных методологических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: получить объективные, достоверные, надежные (валидные,репрезантативные) данные об изучаемом явлении или процессе для их последующего использования на практике.
Еще одно определение:
Социологическое исследование = система теоретических и эмпирических процедур и способов получения социальных фактов, т.е. новых знаний о социальных процессах и явлениях.
В качестве социальных фактов могут выступать:
1) поведение индивидов и социальных общностей;
2) материальные и духовные продукты человеческой деятельности;
3) вербальные действия людей (суждения, мнения).
ВИДЫ СОЦИССЛЕДОВАНИЙ:
В зависимости от сложности и масштаба поставленных задач выделяются:
1) разведывательное (пилотажное) исследование;
2) описательное исследование;
3) аналитическое исследование.
- Разведывательное (пилотажное, пробное) = 1)предварительное исследование с целью проверки и уточнения всех элементов основного (масштабного) исследования и внесения (пока еще не поздно) дополнительных корректив. 2)Охватывает небольшие совокупности людей. 3)Предшествует более глубокому и масштабному исследованию.
- Описательное исследование =1)имеет целью определение структуры, формы, характера изучаемого явления или процесса; 2)охватывает довольно большие совокупности людей, неоднородные по своим характеристикам (коллектив предприятия, население района, города, региона…)
- Аналитическое исследование = наряду с описание структурных элементов изучаемого явления или процесса + выявление причин, лежащих в основе данного явления или процесса.
Выделяются также:
- Повторный опрос = сравнительное социологическое исследование, нацеленное на выявление динамики социальных процессов. Характеризуется: 1)устойчивостью объекта исследования; 2)единством программы и методики сбора информации.
- Панельный опрос = частный случай повторного опроса; неоднократное изучение одной и той же совокупности респондентов.
- Монографическое исследование = в качестве объекта исследования выбирается одна типичная единица наблюдения (например, при изучении студенчества выбирается один типичный вуз).
- Лонгитюдное исследование = длительное изучение этапов жизненного пути молодого поколения (одна и та же совокупность через определенные интервалы времени, например, год, через два года, через пять лет и т.п.)
ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ СОЦИССЛЕДОВАНИЯ:
1) Общенаучные:
1.1. теоретический анализ,
1.2. моделирование,
1.3.статистические метоты;
2) Специфические:
2.1. опросы (анкетный опрос и интервью)
2.2. социометрия
2.3. контент-анализ (анализ документов)
2.4. игровые методы (деловые игры)
2.5. наблюдение (включенное наблюдение и внешнее наблюдение)
2.6. социальный эксперимент
2.7. фокус-группа
ПРОЦЕСС СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ включает:
- методологию (теоретические основы исследования: к примеру, если исследуется семья, то необходимо иметь теоретическое представление о том, что такое семья, каковы принципы и закономерности ее функционирования и развития (социологическая теория семьи), а также какое место и роль играет семья в жизни общества в целом);
- методику (совокупность операций, приемов и процедур установления социальных фактов, их обработки и анализа);
- процедуру (последовательность операций при организации исследования);
- инструментарий (методические документы, с помощью которых собирается социологическая информация)
Соответственно, ПРОГРАММА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ включает в себя:
1) Методологический раздел:
1.1. определение сущности научной проблемы (Что изучать?)
1.2. формулирование цели и задачи (Зачем изучать? и Как изучать?)
2) Методический раздел:
2.1. какими методами может быть получена необходимая информация?
2.2. как она будет обобщаться?
2.3. в каком виде будет выдан результат?
3)Организационный раздел (рабочий график, контроль за ходом исследования, определение финансовых затрат и т.п.)
АНКЕТНЫЙ ОПРОС:
Виды анкетных вопросов:
- по назначению:
1)контактные (для установления контакта с респондентом),
2)вопросы-«мосты» (для перехода от одной темы или раздела к другой);
3)вопросы-фильтры (позволяющие выявит подгруппу респондентов, чтобы в последствии обратиться к ней с группой специфических вопросов; например, «Если вы женаты (или замужем), то ответьте на следующие вопросы…»);
4)контрольные (для проверки достоверности ответов на предыдущие вопросы)
- по структуре:
1) открытые (предположительные варианты ответов отсутствуют);
2) закрытые (содержат полный набор предположительных вариантов ответа, задача респондентов – лишь выбрать тот, который наиболее соответствует его мнению);
3) полузакрытые (респонденту, если он, конечно, пожелает, предлагается самому дополнить предположительные варианты ответа каким-то своим собственным вариантом – «Что еще? Напишите»);
- по форме:
1) прямые (требующие от респондента высказать свое мнение);
2) косвенные ( когда респонденту предлагается выразить свое отношение к какому-то мнению, к какой-то точке зрения: «Считается, что …….. А как думаете Вы? Согласны – не согласны. Ваша точка зрения, ваш вариант?»
- по способу выявления мнений, предпочтений респондента:
1) дихотомия (либо конкретно «да» - либо конкретно «нет», без каких-либо полутонов);
2) альтернативные («да, именно это» – «пожалуй, да, скорее да, чем нет» – «пожалуй, нет, скорее нет, чем да» – «нет, только не это»);
3) оценочный выбор (в рамках предложенного набора респондент выбирает несколько вариантов (не более 2-3-х «самых-самых», на его взгляд);
4) балльные оценки (респондент оценивает (в баллах) каждый из предложенных признаков);
5) ранжирование (респондент упорядочивает предложенный набор признаков, расставляя их по степени важности (с его точки зрения), по нарастающей или, наоборот, по убывающей;
6) парные сравнения (респонденту предъявляются все возможные пары признаков и предлагается из каждой пары выделить один, наиболее предпочтительный с его точки зрения)
ВЫБОРОЧНЫЙ МЕТОД, ВЫБОРКА:
- опрашиваются или наблюдаются не все люди, имеющие отношение к предмету исследования (их называют генеральной совокупностью), а только их часть (выборочная совокупность). Условие = при минимуме опрашиваемых людей с необходимой степенью достоверности представить генеральную совокупность! Иными словами, структура выборочной совокупности должна совпадать со структурой генеральной совокупности.
Различают следующие виды и типы выборки:
1) СЛУЧАЙНАЯ ВЫБОРКА:
1.1. вероятностная (выбор по принципу лотереи, случайных чисел (например, номер телефона, номер дома…), заданного интервала (каждый 10-й, каждый 20-й);
1.2. районирование (генеральная совокупность «разбивается» на ряд групп, объектов, в рамках которых проводится вероятностная выборка (например, для опросов студентов вуза выбираются – случайно, по жребию – отдельные факультеты, в рамках которых, в свою очередь, производится вероятностная выборка);
1.3. гнездовая (единицы наблюдения (гнёзда) представляют собой определенную целостность (например, исследуется студенческая группа в полном составе). Выбор самих гнёзд – случаен, но выбранные гнёзда подвергаются сплошному обследованию.
2) НЕСЛУЧАЙНАЯ ВЫБОРКА:
2.1. квотная (или пропорциональная) (выборочная совокупность совпадает по структуре с генеральной совокупностью по основным признакам (пол, возраст, социальное положение и т.п.). При выборе признаков, по которым выделяются квоты, учитывается специфика исследования;
2.2. целенаправленная (выбор из генеральной совокупности наиболее типичных объектов, например, выбираются не просто отдельные факультеты вуза, а факультеты по направлениям – гуманитарные, технические, естественно-научные и т.п.);
2.3. метод опережающих групп (в составе выборочной совокупности заведомо завышается удельный вес отдельных («наиболее продвинутых») групп, применительно к которым изучаемые процессы и тенденции проявляются наиболее ярко).
ИНТЕРВЬЮ:
= личная беседа с респондентом.
Интервью бывает 1)свободным (беседа без жесткого плана) и 2)стандартизированным (по заранее составленному плану). Цель стандартизированного интервью = получить сравнимые, сопоставимые данные.
АНАЛИЗ ДОКУМЕНТОВ (КОНТЕНТ-АНАЛИЗ):
- в качестве документов выступают: 1)письменные документы, 2)магнитофонные и видеозаписи, 3)кинодокументы, 4)фотоматериалы, 5)материалы рекламы.
Документальные источники подразделяются на: 1)официальные (данные статистики, госархивов) и 2)неофициальные (дневники, мемуары, письма и т.п.).
НАБЛЮДЕНИЕ:
=возможность, минуя промежуточные звенья, вступить в непосредственный социальный контакт с респондентами или присутствовать при тех или иных событиях.
Одна из разновидностей наблюдения – включенное наблюдение = социолог на время становится полноправным участником изучаемой группы.
СОЦИАЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ:
Цель = проверка гипотез, имеющих прямой выход на практику.
Эксперимент пришел в социологию из естественных наук.
Основывается на сравнении показателей экспериментальной (которая работает в экспериментальных условиях) и контрольной (которая работает в традиционных условиях, где все остается по старому) групп.
СОЦИОМЕТРИЯ:
- разработан Я. Морено (амер. психиатром);
- задача = проследить направленность межличностных связей в группе, измерить их интенсивность и распределение ролей между участниками группы при помощи количественных оценок (количества выборов);
- изучаются малые группы (до 20-30 человек),
- предметом опроса является выявление готовности к совместной деятельности в различных сферах образа жизни (работа, учеба, досуг, общение),
- результат исследования представляется графически в виде социограммы.
ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ:
Цель = проверка гипотез, а также реалистичности практических рекомендаций.
ФОКУС-ГРУППЫ:
Метод предполагает формирование нескольких дискуссионных групп (по 10-12 человек) и проведение в них обсуждения исследуемой проблемы с целью ее более глубокого понимания и поиска оптимальных путей ее решения.
Преимущества фокус-групп: 1)взаимодействие участников фокус-группы стимулирует более глубокие ответы и дает возможность генерации новых идей; 2)заказчик исследования может наблюдать за ходом дискуссии и получать информацию из первых рук, без посредников и фильтрации;3)позволяет в кратчайшие сроки выявить причину проблемы.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|