Сделай Сам Свою Работу на 5

СОТВОРЕНИЕ МИРА И ПОГИБЕЛЬ ЕГО

БОГИ

ВОДАН (АЛЬФАТЕР)

Высочайшее божественное существо называется на всех языках германского корня тем словом, которое на новом немецком имеет форму gott; народ по благоговению в этому имени, не желая произносить его слишком часто, заменял его названием allvater «отец всего», «всеотец». Это верховное божество соединяло в себе качества всех других богов, которых должно считать только эманациями из него, обновлениями его; с наибольшей полнотой идея о верховном боге олицетворяется в Водане (Вуотане), скандинавском Одине, которого германцы называли, как греки Зевса, верховным правителем вселенной и царем богов. Он — проникающая вселенную, творческая сила, дающая форму и красоту человеку и всем предметам; он источник поэзии; он правит войною, дает победу; от него происходит плодородие полей; он податель всех благ. Он «бог желания», то есть исполнитель всех благих желаний человека. Он дает волшебный жезл, который указывает человеку сокровенные богатства в недрах земли. Воинственный народ, германцы представляли себе своего высочайшого бога в полном вооружении: в шлеме, с мечом и копьем; на белом коне он летает по воздуху и по морю. Когда он со свитою своих героев мчится на охоту, люди дрожат, и остаток этого верования еще хранится в нынешнем немецком поверье о «диком войске» (wildes Heer). Царь богов, он восседает в своем небесном жилище на престоле, сделанном из сияющего золота; с этого высокого седалища он из окна обозревает землю и жилища людей. В Германии остается много названий местностей, в которых уцелело имя Вуотана. Ему были посвящены в особенности горы, и его имя сохраняется в названиях многих немецких гор, например Годесберга (близ Бонна; Godesberg, в старину Wudinsberg Wodansberg), Гуденсберга (близ Гейсмара; Gudensberg, в старину Wuodenesberg). Днем недели, посвященным ему была среда (в старину, Wodnesdag, «воданов день»).

 

ДОНАР (ТОР)

Вуотан сочетался с землею; она родила царю неба могущественнейшего из его сыновей, Донара (по скандинавски Торра). Он помощник своему отцу; он повелевает дождем и облаками, проявляет себя молниею и громом; но хотя он очень грозен, он доброжелателен к людям, помогает им, и в особенности он неутомимо охраняет свою мать, землю, и возделывающих её. Вуотан, по преимуществу бог героев и военного одушевления, а Донар бог земледельца и мирного занятия хлебопашеством. Ему молились поселяне, чтобы солома хлебов их была красна как медь, а колосья желты как золото. Когда рыжебородый Донар в гневе едет на своей колеснице, левой рукой управляя везущими ее козлами, а в правой держа всесокрушающий молот, который бросает он и который после удара сам возвращается в его руку, то «нет такого маленького червячка, который не дрожал бы», а человек благоговейно покидает работу и еду. Так называемые «громовые стрелы», брошенные Донаром, и все предметы, о которые ударила молния, считались священными, обладающими чудотворной силой. Донару тоже были посвящены горы; весною на них зажигались жертвенные огни, кругом которых пел п плясал народ. Имя Донара до сих пор остается в названии многих гор Donnesberg и в названии четверга Donnerstag, «день Донара».



 

ЦИО (ТИР)

Цио (в других немецких наречиях Тиу) скандинавский Тир, тоже сын Вуотана, был псполнитель воли его в делах войны. Он и Вуотан дают славу победы. Подобно греческому Аресу, римскому Марсу, он олицетворяет собою ужасную сторону войны и изменчивость военного счастья. Символом его был меч. Ему был посвящен вторник в названии которого у немцев и их соплеменников сохранилось его имя (в вынешнем немецком названип вторника dienstag первый слог составляет имя Цио в новонемецкой форме). Его прославляли в боевых песнях, и военные пляски совершались в честь его. Сакснот («соратник воина, вооруженного мечом»)— один из богов призываемых заклинанием, о котором упоминали мы, был, вероятно, Цио.

 

ФРО (ФРЕЙР)

Болышим уважением пользовался также Фро, скандинавский Фрейр, прекрасный бог, веселый сам, дающий и людям веселье. Он олицетворяет собою творческую силу Вуотана, а военных подвигов не совершает. Он покинул коня и меч, как рассказывается в одной из прекраснейших песен «Эдды», когда возгорелся любовью к прекрасной девушке, которую увидел с высокого престола своего отца. Он бог любви и мира, брака и плодородия, благословляющий супругов многочисленными детьми, потому на его праздниках особенно усердно молились девушки и женщины. Но вместе с тем он бог солнца; подобно греческому Гелиосу, он дает людям солнечный свет, потому он был богом поселян, нивы и стада которых получали от него плодородие. Когда бывает повальвая болезнь, он отвращает ее; потому, в случаях такого бедствия, зажигали костры и приносили животных в жертву этому богу. По скандинавской мифологии, в колесницу его был запряжен вепрь с золотою щетиною, которая освещает ночь; птому в жертву ему приносили свиней; но приносили также лошадей и волов. Ему был посвящен розмарин; священным числом его было девять.

 

ПАЛЬТАР (БАЛЬДЕР)

Пальтар (или Бальдер), мудрый, красноречивый и кроткий бог, слова которого неизменны, который дал людям закон и правосудие, прекрасный бог, сияющий, как светлый день, сын Водана и его жены Фригги, жил, подобно отцу, в зале, который весь сиял золотом и серебром. В Тюрингии и в Баварии чтили его под именем Фола; Фолом называется он и в той формуле заклинания, о которой мы говорили. Мудрейший судья богов и людей, Бальдер решает все споры; его сыном был Форасизо («председатель»), бог правосудия, пользовавшийся большим уважением на Севере, в особенности на Гельголанде. Однажды, когда германское войско страдало от жажды, Бальдер произвел для воинов из земли ручей ударом копья или ударом копыта своего коня; потому ему были посвящены источники и колодези. Луга и рощи тоже были посвящены ему.

 

 

ЛОКИ

По скандинавским мифам, Бальдер погиб от коварства злого бога Локи: по совету этого врага добрых богов, одив из них, слепой Гаду, убил его стеблем ничтожного растения, и Геллия, ужасная богиня царства мертвых, неумолимо взяла к себе любимца всех существ. Локи спрятался; во Вуотан нашел его, и он был подвергнут за свое злодейство тяжелому наказанию, представляющему некоторое сходство с наказанием Прометея: боги приковали Локи к скале, так что три острые зубца её резали его тело; над ним повесили ядовитую змею, яд которой падал каплями на его лицо; но верная жена Локи, Сигуна, стояла подле него и держала над ним чашу, которая перехватывала падающие капли яда.

БОГИНИ

Скандинавские мифы богаты такими чертами женской верности, любви и преданности. Уважение, которое, по словам Тацита, имели германцы к женщинам, выражалось в их понятиях о богинях. Все германские богини имеют одно общее основное качество: оне были матери, посещавшие людей п научившие их мужским п женским хозяйственным занятиям: искусству прясть, ткать и земледелию; как покровительницы этих мирных житейских дел, они были очень близки к людям, потому память о них сохранилась тверже, чем о богах войны.

 

ЗЕМЛЯ (НЕРТА)

Как почти у всех языческих народов, земля была у германцев существом женского пола, женою неба, матерью, рождающею детей. У Тацита, как мы видели, уже говорится о богине, дающей людям благо жизни, которую чтут на каком-то острове Северного моря и называют Нертою (Nerthus, в другой форме Nirdu), о том, что она посещает народы и дает им изобилие. В другом месте он говорит о германской богине, которую называет Изидой. Она была,без сомнения, олицетворением, земли, рождающей все живое. Ее чтили под символом лодки. Когда эту священную лодку, поставленную на колеса, привозили в какую-нибудь местность, собравшийся народ встречал ее песнями и пляской, потому что она приносила мир и плодородие.

 

ГОЛЬДА

Подобно этим двум богиням, совершала объезды по германским областям третья, пользовавшаяся тоже очень болышим уважением, богиня Гольда (Гульда, Голла). Она добрая, кроткая, милостивая богиня, как показывает уж и самое имя её (в нынешней немецкой форме: holde, «милая», «благосклонная»); она гневается только тогда, когда находит в хозяйстве беспорядок. Подобно Нерте, она ездит на колеснице, давая плодородие и всякие блага людям, которых посещает. Когда она находит в доме много хорошей льняной пряжи, она блогословляет дом словами: «сколько (выпряденных) волокон, столько хороших лет!» Ленивой хозяйке она говорит: «сколько (непряденных) волокон, столько дурных лет!» Она делала свои объезды в то время года, когда теперь празднуется Рождество; когда идет снег, это она перестилает свою постель и летит пух её постели. Усердным пряхам она дарит веретено, на котором чудотворно растет количество пряжи. Она любит озера и источники; в полдень иногда видят ее купающеюся; она белая, прекрасная; она исчезает, погружаясь в воду. Она живет под водой во дворце, который сияет золотом; она сидит там, окруженная душами еще неродившихся младенцев. Женщины просили у неё детей, потому что она была покровительница брачной жизни. Она была прекраснейшая из германских богинь, и ей была посвящена липа, прекраснейшее из германских деревьев. Её птицею был аист. В жертву ей оставляли на ниве после жатвы перевязанный пучок льна. Розмарин, посвященный Фрейру, был посвящен и ей. Представление о ней были в христианские времена перенесены на Богоматерь. Но во многих местностях она стала злой и отвратительной ведьмой Голлой.

 

ПЕРАХТА (БЕРХТА)

В южной Германии чтили богиню, подобную Гольде, Перахту (Берхту), мудрую и сияющую. Она тоже объезжала германские области, внимательно наблюдала за пряхами; была покровительницей супружеской жизни п тоже давала урожай нивам. Ей был носвящен плуг.

 

ФРОУВА И ФРИГГА

Все германские племена чтили двух богинь, родственных между собою и по характеру и по имени: Фроуву (Фрею), милостивую богиню, подательницу радости, сестру бога Фро, и Фриггу (Фрию), жену Вуотана, прекрасную, милую женщину. (От имени Фроувы происходит нынешнее немецкое слово frau «госпожа», «супруга»). Подобно Афродите, носившей пояс, дающий очаровательность, Фрея имела драгоценное ожерелье. Она ездила по воздуху на колеснице, запряженной кошками, ездила, подобно своему брату, и на вепре с золотой щетиной. По её имени называлась пятница (в нынешней немецкой форме freitag). По скандинавской мифологии, Фригга сидит рядом с Воданом (Одином) на его престоле; потому имеет и всеведение, как он. Подобно Гольде, она покровительница брака, дающая детей. Вообще, и она, и Фрея очень близки к Гольде.

 

ГЕЛЛИЯ

К числу богинь принадлежала Геллия, царица подземного мира; к ней нисходят все умирающие от болезней и старости; между тем как павшие в битве идут к Валгаллу. Её жилище глубоко под землей во мраке. Она ужасна видом; половина тела её черная, половина имеет цвет человеческого тела. По «Эдде», Гель — дочь Локи и исполинки, сестра волка Фенриса и змеи, опоясывающей землю. Жилище её называется бедствием, порог его — падением, постель её — несчастием; слуга её—Ленивец, служанка её — Медлительница, блюдо, с которого ест она, называется Голодом, она режет пищу ножом, который называется Ненасытностью. Кем овладела, того уже не освобождает; она не знает жалости. По принятии христианства, немцы забыли личное представление, соединявшееся с именем Геллии; и это слово стало обозначать ужасное царство, властительницей которого была прежде она (в нынешней немецкой форме hölle„ад").

ГЕРОИ

Между богами и людьми есть средний разряд существ; это боги, поставленные ближе к людям, или люди, одаренные силами, близкими к божественным. Подобно греческим героям, эти германские существа, превосходящие людей своей силой, ведут борьбу против зла и своими подвигами возвышаются до общения с богами, от которых произошли. Они живут на горах и скалах (между прочим жили они на тех горах, в названии которых находится слово, имеющее в нынешнем немецком языке форму stein: Эйгельштейн, Кримгильденштейн, Васгенштейн, Гибихенштейн и т. д.). Своим прародителем германцы, по словам Тацита, считали Туискона, бога, родившегося из земли, а его сын Манн был первым из героев, отцом людей; германцы прославляли песнями дела Туискона и Манна. Три сына Манна, Ингон (Инг), Истон (Ист) и Ирминон (Ирмин) были, как мы уже знаем, предками трех главных групп германских племен: ингевонов, истевонов и ирминонов (герминонов). Тацит говорит, что немцы пели песни во славу Арминия. Ныне полагают, что это ошибка, что песни эти были об Ирмине. Германская мифологие не имеет такого богатства легенд о героях, как греческая. У Тацита говорится, что германцы имели сказания о Геркулесе и об Улиссе; он говорит, что у них были два божества, братья между собою, которых он сравнивает с Кастором и Поллуксом. Трудно сказать, что такое были те мифические личности, которым дает он эти имена; исследователями не решен вопрос, были ли это действительно какие-нибудь народные германские герои. Почти все германские племена имели своих племенных героев, но до нас дошло мало сказаний о них, даже мало их имен. Уцелело предание о Скеафе, который приплыл в лодке, спящий на снопе, и стал царем англов. Внуком его был Беовульф. Более знамениты те герои, о которых рассказывают поэты средних веков; главный из них Зигфрид, фигура которого еще сохраняет в поэме ясные черты божественного существа: его воспитывает Эльба, существо волшебного мира; он приобретает любовь валькирии Брунгильды; он. носит шлем, делающий его невидимым, а панцырь ему заменяет застывшая кровь убитого им дракона. Некоторые из новых ученых полагают, что под образом Зигфрида скрывается Арминий, сын Сигимера, освободитель Германии от римлян, которых германцы могли превратить в карликов, будучи сами более высокого роста, но которые были очень сильны, подобно карликам, противникам Зигфрида. Сохранилась легенда о Виланде (скандинавском Велундре), напоминающем Дедала и хромого Гефеста. Виланд, искусный кузнец, был коварно схвачен и содержался в заперти; чтоб он не мог уйти, ему были подрезаны сухожилия ног; его принуждали работать; но он тайно сделал себе одежду из перьев и, страшно наказав притеснителя, улетел. Брат Виланда был Эйгиль, знаменитый стрелок; по приказанию царя Нидунга, он сбил стрелою яблоко с головы своего сына, и на вопрос царя, для чего он взяд еще две стрелы, отвечал, что эти стрелы он пустил бы в царя, если б убил сына. Мудрый Мимир тоже был искусный кузнец. О героях—о Дитрихе, Гильдебранде, о сыне Виланда Виттихе, о сильном Ваде мы будем говорить позднее в обзоре средневековой эпической поэзии. Легенда о Дитрихе рано слилась с историческими воспоминаниями.

 

СОТВОРЕНИЕ МИРА И ПОГИБЕЛЬ ЕГО

 

В наших материалах по мифологии собственно германцев не сохранилось никаких сведений о сотворении мира и о конце его; но мы можем полагать, что скандинавские понятия об этом, изложенные в Вёлуспе, были одинаковы в своих существенных чертах с германскими. Вёлуспа говорит: вначале была зияющая бездна (Гинунгагап, Ginungagap); тогда не было ни моря, ни берега, ни освежающего ветра, ни сухой земли внизу, ни тверди небесной вверху, а была только мрачная пропасть без травы и всяких растений. Солнце еще не знало своего жилища и звезды не знали, где их место. Северная часть этой беспредельной пустоты называлась Нифльгейм (страна тумана); там владычествовал мрак и злой холод; а южная часть была Муспельсгейм (страна огня) и оттуда шли свет и тепло. Теплота расплавила хаотическое вещество и создала Имира, злого великана, олицетворение хаоса. От него произошли «великаны ледяной страны». Имир и его потомство были убиты Одином и его братьями Вили и Ве, сыновьями великанши и мужчины, произошедшего из камней соляного льда. Из потомков Имира спаслась одна супружеская чета, от неё произошло новое племя великанов. Один и его братья втащили тело Имира в Гинунгагап и создали из его крови море и всякую воду, из его мяса землю; из костей горы; из волос леса; из зубов и мелких обломков костей скалы. Из черепа сделали они небо, прикрепили к нему летевшие из Муспельсгейма искры и указали каждому такому светилу его место и путь. Альфатер создал ночь и её сына день, дал ей колесницу и ему колесницу, чтобы они ездили по небу. Мозг Имира Один и его братья бросили в воздух; из этого вышли облака. Земля была круглая, ее окружало глубокое море; на берегу моря жили великаны. На защиту себе от них Один и его братья выстроили из бровей Имира укрепленный замок Мигдард, охватывающий всю землю; но людей еще не было; Один и его братья пошли на морской берег, нашли там два дерева — ясень и ольху, и создали из ясеня мужчину Аско, а из ольхи женщину Эмблу; Один дал им душу и жизнь, Вили— разум и чувство, Ве — лицо, язык, слух и зрение; Один и его братья назначили в жилище людям Мидгард; потом создали карликов, дали им вид и разум, как у людей, и в жилище им назначили мясо Имира, внутренность земли; а своим жилищем выбрали они небо, и построили там себе город Асгард; оттуда они управляют вселенной, наблюдают дела людей и правят их судьбой. В скандинавских верованиях Один занял первое место; его стали считать Альфатером, а Вили и Ве были совершенно забыты народом; Один окружил себя множеством божеств, Асов (Asar); все они живут в Асгарде; из него ведет на землю мост, сделанный очень искусно и называющийся у людей радугой. По средине Асгарда стоит жилище Одина, сияющее золотом, Гладсгейм (блестящий дом); там собираются на судебные совещания и на пиры главные двенадцать богов (Асы), а богини собираются в другом зале Вингольфе. На своих пирах асы пьют мед, который подает им Идуна; он наделен обновляющею силой, так что боги имеют жизнь, гораздо более долгую, чем человеческая. В Асгарде находится и Валгалла, где пируют воины, павшие в сражении (Эйнгеры). Валгалла — очень высокий зал, сияющий золотом; воины сидят там за длинными столами, пьют и едят. Кроме Асгарда, по скандинавской мифологии, существует восемь областей мира или восемь миров; все они соединены корнями, стволом и вершиной ясеня, который называется Игдразилом; он растет на земле, корни его проникают в ад, а вершина подымается в небо. Один из восьми миров — Муспельсгейм (мир огня), в котором живут особые божественные существа; главный из этих богов огня Суртр. Другой мир — Нифльгейм (мир тумана), в нем находится Гельгейм (мир Гелы) ад, где живет богиня царства умерших Гела; это — мрачное холодное место, находящееся во внутренности земли далеко на севере. В Маннагейме, стране людей, или Мидгарде, живут люди; этот мир укреплен горами и скалами, окружающими его; в нем есть места, удобные для сражений и плодородные долины. В особенном мире живут Альфы (эльбы); он называется Альфгейм. Есть особый мир великанов йотов, Йотунгейм; есть особый мир карликов, «черных альфов», Свартальфгейм.—В Эдде есть пророчество о падении Игдразила, разрушении Асгарда и всей вселенной. Злые существа, которые теперь находятся в темницах или в оковах, вырвутся и пойдут войною на богов. Один из этих злых богов волк, поглотит солнце, другой волк — луну; звезды упадут с неба; земля задрожит, все горы рухнут; все деревья упадут, море выступит из берегов и зальет землю; исполинская змея, лежащая теперь в море кольцом, кругом всего Мидгарда, подымется в ярости из моря и со своим братом, волком Фенрисом, своей сестрой, богиней мертвых Гелой, своим отцом Локи начнет войну против богов. Суртр и другие боги Муспельсгейма сядут на коней и поедут по радуге тоже воевать с асами; соединенными усилиями этих врагов асы будут побеждены и все погибнут; боги Муспельсгейма восторжествуют, и вся вселенная сгорит. Но из моря подымется новая земля, она будет гораздо лучше нынешней; возникнут новые боги и начнется существование новой вселенной, в которой не будет никакого зла и страдания. Эта война, в которой погибнут асы и будет истреблена огнем вся вселенная, называлась у германцев «померкновением богов»



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.