Сделай Сам Свою Работу на 5

ПРИЛОЖЕНИЕ VII. ИЗГОТОВЛЕНИЕ ПОДРУЧНИКА.





ПРАВИЛА

Благочестиваго поведения в доме Божием

Издание Кишиневской епархии
2001

По благословению
преосвященнейшаго Алимпия,
митрополита Московскаго и всея Руси

Составители: епископ Зосима, Панкратов А.

ПРЕДИСЛОВИЕ

"Вся же благообразно и по чину да бывают"
(1 Кор. 14, 40).


Последние годы жизни нашего общества отмечены установлением свободы вероисповедания. Тысячи, а то и миллионы людей, движимые жаждой духовной, устремились к храмам, в том числе и к старообрядческим, к дверям которых прежде опасались и подходить из-за боязни преследований со стороны атеистической власти. Поэтому неудивительно, что каждый из большого числа новопришедших нуждается во внимательном и подробном объяснении правил поведения в храме, как вне, так и во время богослужения. Эта потребность породила ряд современных изданий, выпущенных Московской Патриархией, типа "Вы пришли в храм" или "Первые шаги в православном храме". В этих небольших брошюрах описываются обычаи, присущие большей частью новообрядчеству, в основном - позднего или совсем нового происхождения.
Данное же пособие представляет собой одну из первых попыток дать всякому желающему правильное понятие о поведении в старообрядческом храме, рассказать в доступной форме о сохранившихся в Церкви Христовой истинно православных обычаях поведения во святом храме.



При составлении этой брошюры источниками служили: Священное Писание, Священное Предание, письменное и устное, из чего и сложилась живая церковная практика, записанная в правилах соборов Церкви, творениях святых отцов и отдельных душеспасительных сборниках християнского образа жизни и поведения. Из них необходимо назвать книгу "Сын церковный", начала 17 века, "Устав" епископа Геннадия пермского, середины 19 столетия, "Практический Устав" епископа Арсения уральского и другие.

ЧТО ЕСТЬ ХРАМ БОЖИЙ, И КАКАЯ ПОЛЬЗА БЫВАЕТ ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА ОТ ПОСЕЩЕНИЯ ХРАМА.

О ЧЕМ НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ, ПРЕЖДЕ ЧЕМ ИДТИ В ХРАМ, И О ТОМ, КОМУ ВООБЩЕ НЕ ПОЛОЖЕНО ВХОДИТЬ В ДОМ БОЖИЙ.

З. ОБ ОДЕЖДЕ ДЛЯ МОЛИТВЫ.

О ЛЕСТОВКЕ.

О ВХОЖДЕНИИ В ЦЕРКОВЬ.



О СТОЯНИИ В ЦЕРКВИ, О КАЖДЕНИИ И О ТОМ, КАК СТАВИТЬ СВЕЧИ И БРАТЬ ПРОСФОРУ.

УСТАВ О ПОКЛОНАХ ВО ВРЕМЯ БОГОСЛУЖЕНИЯ.

О ЦЕЛОВАНИИ УМЕРШЕГО ВО ВРЕМЯ ПОГРЕБЕНИЯ.

О БЛАГОСЛОВЕНИИ СВЯТИТЕЛЬСКОМ И СВЯЩЕННИЧЕСКОМ.

О ТОМ КАК ПИСАТЬ ИМЕНА В ЗАПИСКАХ О ЗДРАВИИ И ЗА УПОКОЙ

О КРЕСТНОМ ХОДЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ I. КАКО КРЕСТИТИ ЛИЦЕ СВОЕ КРЕСТООЕРАЗНО И СО СТРАХОМ СТОЯТИ
ВО СВЯТЕИ БОЖИИ ЦЕРКВИ. ПИШЕТ СВЯТЫИ ИОАНН ЗЛАТОУСТ СИЦЕ. СВЯТАГО ИОАННА ЗЛАТОУСТАГО О ПСАЛТЫРИ. БУДИ ЖЕ ВЕДОМО И О МОЛИТВЕ ИСУСОВОЙ, КАКО ЛИЦЕ СВОЕ ЗНАМЕНАТИ КРЕСТООВРАЗНО, И ЧЕСО РАДИ. КНИГА СТАРЧЕСТВО, СЛОВО 11

ПРИЛОЖЕНИЕ II. ОСНОВНЫЕ ЗАПОВЕДИ ЦЕРКОВНЫЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ III. КАК ПРИГОТОВИТЬ СЕБЯ К ПРИНЯТИЮ СВЯТЫХ ТАЙН

ПРИЛОЖЕНИЕ IV. НРАВОУЧЕНИЕ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКАГО. ИЗ ПРЕДИСЛОВИЯ ГРАММАТИКИ ИОСИФА ПАТРИАРХА (ЛИСТ 17).

ПРИЛОЖЕНИЕ V. АПТЕКА ДУХОВНАЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ VI. СЕМЬ ТАИНСТВ ЦЕРКВИ ХРИСТОВОЙ. СЕМЬ ГРЕХОВ СМЕРТНЫХ
ЧЕТЫРЕ ПОСЛЕДНЯЯ И ДОСТОПАМЯТНАЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ VII. ИЗГОТОВЛЕНИЕ ПОДРУЧНИКА.

1. ЧТО ЕСТЬ ХРАМ БОЖИЙ,
И КАКАЯ ПОЛЬЗА БЫВАЕТ ДУШЕ
ЧЕЛОВЕКА ОТ ПОСЕЩЕНИЯ ХРАМА.

"Дом Мой есть дом молитвы" (Лк. 19, 46).

Храмом, или церковью, называется здание или помещение, специально построенное или приспособленное для духовной цели, - совершения собирающимися здесь християнами соборной (совместной) молитвы Богу. После постройки церковное здание освящается по особенному чину (порядку) епископом или священником по благословению епископа, после чего храм силой и действием благодати Святаго Духа приобретает своего Ангела-хранителя и иные особенные свойства, становится не простым домом, но, по словам святых отцов, земным небом. Здесь таинственно пребывает сам Владыка мира Господь Исус Христос, Пресвятая Богородица, святые ангелы и архангелы и множество святых угодников Божиих. Здесь священнослужителями совершаются моления и Таинства церковные для духовного очищения, просвещения и освящения православных християн. Здесь, наконец, происходит и самое великое церковное тайнодействие: во время Божественной Литургии жертвенные хлеб и вино непостижимым для человеческого ума образом прелагаются (превращаются) в истинное Тело и Кровь Самого Спасителя Христа, т.е. совершается таинство Евхаристии. С церковного амвона (возвышения перед Царскими вратами иконостаса) в словах пастырской проповеди звучит возвышенное учение Владыки Христа, святых пророков, апостолов и святых отцов, говоривших по внушению Духа Святаго. Эти слова и поучения открывают нам истинную мудрость, истинный путь и свет и в нынешней временной жизни, и в будущей безконечной. Поэтому всякий храм есть также и школа (училище), где люди познают главные науки, - правую, Богом данную, веру и хри-стиянское благочестие. Обобщая сказанное, можно по справедливости назвать храм источником нашей жизни, ибо, по словам Господа Исуса Христа, "не хлебом единым будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих" (Мф. 4, 4). И еще: "Где двое или трое собраны во имя Мое, там и Я посреди них" (Мф. 18, 20). Отсюда следует, что всякий человек, не ходящий в храм на молитву Богу, тяжко согрешает: он лишает себя божественной пищи и радости как в настоящей, так и в будущей жизни и становится, таким образом, духовным самоубийцей. Но почти то же можно сказать и о человеке, который ходит во святой храм, но посещает его безчувственно, механически, по привычке, без должного внимания к совершаемому в церкви священнодействию, пению и чтению. Такие люди, находясь в храме, не получают от этого никакой пользы. К сожалению, таких прихожан немало среди современных старообрядцев. Всем нам необходимо помнить слова Спасителя: "Приближаются ко Мне люди эти устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня..." (Мф. 15, 8-9), - чтобы не уподобляться бесплодной смоковнице (Лк. 13, 6-9). Поэтому данное пособие полезно будет прочитать и тем, кто только приобщается к церковной жизни, и тем, кто с ранних лет привык считать себя християнином.



 

2. О ЧЕМ НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ,
ПРЕЖДЕ ЧЕМ ИДТИ В ХРАМ, И
О ТОМ, КОМУ ВООБЩЕ НЕ ПОЛОЖЕНО
ВХОДИТЬ В ДОМ БОЖИЙ.

Как уже было сказано, храм есть место невидимого присутствия Божия, и, следовательно, идя в церковь, человек идет на встречу с самим Господом, Творцом и Владыкой всего мира, видимого и невидимого. Это свидание с Создателем многие святые отцы сравнивали с приходом к земному властителю, - царю, князю или иному светскому начальнику. Вот, например, что пишет об этом преподобный Ефрем Сирин: "Не видишь ли, о! возлюбленный, предстоящих пред царем тленным, как ему со страхом предстоят, не отходя от своего места, ни беседуя, ни очами смотря туда и сюда, но со страхом и боязнью предстоят, как вкопанные. Внимай это, человек, и как к земному царю, так и к Богу приступи со страхом и с боязнью." (Преп. Ефрема Сирина слово "О святых Тайнах"; сборник поучений преп. Ефрема Сирина и аввы Дорофея, М., 1652, л. 320 об.). Хорошо известно, что эти слова святого Ефрема о пред-стоянии земному правителю, произнесенные весьма давно, справедливы и сейчас: чем выше ранг начальника, к которому человек идет по какому-либо делу, тем тщательнее он к этой встрече готовится, - собирается с мыслями, если нужно - готовит необходимые документы, и внешне на приеме старается быть пристойным: приходит в приличной одежде, разговаривает вежливо. Если же приходится идти, что называется, на самый верх, то здесь уже специальные службы самого начальственного лица особыми способами производят проверку желающего попасть к правителю; например, не является ли он находящимся в розыске преступником и тому подобное. В случае же нашей встречи в храме с Богом, Который несравненно выше любого земного властителя, этой "специальной службой" является наша собственная християнская совесть. Все старинные руководства о поведении в церкви единодушны в одном: перед тем, как идти в храм, необходимо прежде всего собраться с мыслями, "умножить свою совесть", то есть вспомнить соделанные грехи и ответить самому себе на вопрос: а можно ли мне (достоин ли я?) сегодня придти к Богу? Для того, чтобы ответить на этот вопрос верно, необходимо четко знать, в каких случаях правила святой Церкви запрещают человеку входить в храм и прикасаться к его святыням. Таких моментов немного, поэтому назовем их здесь все. Итак, входить в старообрядческий храм нельзя:

1) человеку некрещеному или крещеному вне Русской Православной Старообрядческой Церкви. Впрочем, в этом случае по разрешению священника или заменяющего его церковнослужителя (например, уставщика) и такому можно находиться в церкви (если он пришел сюда с целью ознакомления с правой верой; или человек находится в поисках истинной Церкви), но лишь около входа (в притворе, на паперти), стоять без внешнего выражения молитвы (то есть без совершения поклонов и крестного знамения). Делать это мы должны ради духовной немощи пришедшего, чтобы не оттолкнуть его от истинной веры. Если же некрещеный или не старообрядец желает поставить свечу, то для этого нужно попросить кого-либо из прихожан поставить ее по желанию пришедшего;

2) женщине старообрядке, у которой не прошло сорока дней от рождения ею ребенка. Как известно, при родах бывает естественная нечистота, от которой, по святоотеческому учению, женщина очищается через сорок дней, после прочтения священником особых (очистительных) молитв. Без этих молитв, даже и по истечении сорока дней от дня родов, вход в храм "жене родившей" не разрешается. Необходимо сказать здесь и о том, что упомянутые молитвы входят в состав чина святого Крещения. Если крещение новорожденного совершается после сорока дней от его рождения, то при крещении в храме присутствует его мать, которой эти молитвы тогда и вычитываются (в притворе). Если же крещение младенца совершается до сорокового дня по его рождении, то родившая женщина в церковь на крещение не приходит, и названные молитвы в чине Крещения не читаются. В этом случае, для очищения и возможности войти в церковь, после того, как пройдут сорок дней, женщина приходит в храм, где эти молитвы читаются для нее священником в притворе, то есть близ дверей церкви;

3) женщине старообрядке (и девице) в период месячных;

4) християнам-старообрядцам, живущим в законном браке, в тот день, когда они совокуплялись;

5) християнину-старообрядцу, совершившему тяжкие грехи и совершенно отлученному за это от Церкви епископом. Речь идет, в первую очередь, о таких грехах, как убийство, блуд и непримиримая вражда на кого-либо из християн во всех их разновидностях. Встречаются, впрочем, такие обстоятельства, когда пребывание вне храма, без Божественной службы, не исправляет, а, наоборот, ввергает согрешивших в еще более тяжкие беззакония. В этом случае, "сматряя свою совесть", человек, совершивший тяжкий грех, может находиться в храме и молиться, но должен, подобно некрещеному или иноверному, стоять близ дверей и не подходить для целования ко святым иконам, честному Кресту и иным святыням, со смирением и чистосердечным раскаянием оплакивая свое падение, "аки Адам пред враты Рая".

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.