Сделай Сам Свою Работу на 5

РОЗНИЧНАЯ И ОПТОВАЯ ТОРГОВАЯ СЕТЬ, ЕЕ СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ





Проводимые в нашей стране рыночные преобразования создали определенные условия для розничной и оптовой торговли товарами народного потребления. Основные, функции розничной торговли — доведение продукции до населения и организация торгового обслу­живания покупателей. Важная роль в сфере обращения товаров при­надлежит оптовой торговле. Выступая в качестве посредника между производителями и потребителями, оптовая торговля служит актив­ным проводником перемещения и накопления продукции в прост­ранстве и во времени.

Функциональная ориентация на рыночный характер хозяйство­вания становится исключительной компетенцией торговых предпри­ятий: свободный выбор партнеров, независимость, полная финансо-


вая самостоятельность, материальная и моральная ответственность за коммерческую деятельность. Розничная и оптовая торговля име­ют свою торговую сеть, структуру магазинов, особенности ведения коммерческой работы.

Розничная торговая сеть

С переходом к рынку структура розничных торговых предприя­тий претерпела заметные изменения. Они существенно различают­ся между собой по количественным и качественным показателям, что определяет их классификацию. Торговая сеть классифицирует­ся по видам предприятий, предлагаемому ассортименту товаров, структуризации розничной торговли, размещению и концентрации магазинов.



По видам торговые предприятия подразделяются на магазины, магазины-склады, павильоны и палатки, передвижные пункты про­дажи (автомагазин), розничные рынки и др. (рис. 3.1).


По предлагаемому ассортименту товаров магазины классифици­руются на:

• узкоспециализированные (товары одной группы (подгруппы) массового спроса);

• специализированные (товары двух-трех групп, объединенных общностью спроса);

• универсальные (основные группы продовольственных или не­продовольственных товаров);

• комбинированные (товары различных групп, близких по по­требительскому назначению);

• смешанные (продовольственные и непродовольственные то­вары).

Магазины-склады заняты реализацией относительно большого объема товаров. Эксплутационные расходы составляют 12—15% от суммы их продажи (в специализированных и универсальных- мага­зинах - 30-40%).



Павильоны, палатки, ларьки и другие объекты мелкорозничной торговли продают товары по ценам несколько ниже обычных, по­скольку организуют свою деятельность с минимальными издерж­ками. Они работают без особых удобств, ограничены торговыми ус­лугами, имеют простое оборудование.

Автомагазины в основном предназначены для обслуживания от­даленных районов и сельской местности. По своей принадлежности автомагазины располагают узкой товарной номенклатурой.

В последнее время все большее распространение получают роз­ничные рынки, которые функционируют в местах с интенсивными людскими потоками. Они предлагают смешанный и достаточно ши­рокий ассортимент товаров. В состав розничного рынка могут вхо­дить и торговые пункты товаропроизводителей, реализующие фир­менные товары. Рынки обладают способностью действовать и адап­тироваться при изменяющейся ситуации. Конкуренция между роз­ничными рынками и оптовыми рынками приводит к стиранию все в большей степени различий в ценах "а товары.

К показателям структуризации торговых предприятий с точки зрения розничной торговли относятся:

» соотношения различных типов магазинов;

« используемые формы продажи товаров и методы торгового об­служивания;

«удельный вес продовольственных товаров повседневного спро­са в общем объеме продовольственных товаров;

» товарооборот продовольственных и непродовольственных то­варов, приходящийся на 1 м2 торговой площади.


Под рациональным размещением розничной торговой сети под­разумеваются равномерность и ступенчатость расположения мага­зинов. Основными факторами, влияющими на размещение магази­нов, являются:



• градостроительные (величина города, функциональное зони-рование территории, плотность населения, ориентация на перспек­тиву поселения);

• транспортные (направления и интенсивность потоков движе­ния общественного и индивидуального транспорта);

• экономические (эффективность и окупаемость капитальных вложений в строительство магазинов);

• социальные (обеспечение должного уровня торгового обслужи­вания, создание комфорта и снижение затрат времени покупателей на приобретение товаров).

Оптовая торговая сеть

Оптовое звено, определяя структуру и направление товарных потоков и преобразуя производственный ассортимент в торговый, выступает проводником достаточно большой массы товаров на по­требительский рынок. Для оптовой торговли свойственны:

» закупка крупных партий товаров у предприятий-изготови­телей;

« увеличение числа ступеней промежуточных пользователей про­дукции;

» приспособление товарного ассортимента к запросам промежу­точных и конечных потребителей;

» проведение политики своевременного обновления и улучшения качества товаров;

« наличие достаточного капитала для организации и ведения тор­говли;

» принятие риска при обращении товаров.

Таким образом, у производителей и розничных торговых пред­приятий есть все основания прибегать к услугам оптовых структур.

Рассмотрим основные классификационные признаки оптовых торговых предприятий: форма собственности, предназначенность, сфера территориального обслуживания, товарно-торговый профиль (табл. 3.2).


Таблица 3.2 Классификация предприятий оптовой торговли

Преобладающей формой собственности торговых предприятий является частная: хозяйственные товарищества и акционерные об­щества. Деятельность оптовых торговых предприятий обусловли­вается их предназначенностью и выполняемыми функциями. При этом учитывается и влияние территориального фактора. Если опто­вое предприятие располагается в зоне производства товаров, то оно именуется выходной базой. Назначение выходных баз — доведение товаров из районов производства в районы потребления. Они осуще­ствляют закупку продукции у товаропроизводителей, сортируют и комплектуют отгрузочные партии на своих складах и отправляют их оптовым и розничным предприятиям.

В оптовой торговой сети функционируют торгово-закупочные базы, которые размещаются в районах потребления товаров. Эти базы занимаются закупкой продукции в различных районах ее производ­ства, в том числе и у выходных баз. Затем товары реализуются роз­ничным торговым предприятиям, прилегающим к оптовым торгово-закупочным базам.

Определенную роль в формировании рынка товаров играют ком­пании. Обладая статусом регионального или федерального уровня, они выступают в качестве оптовых предприятий по продаже отечест-


венных и зарубежных товаров. Компании имеют распределительные холодильники и хладокомбинаты. Аналогичные функции выполня­ют ассоциации по торговле непродовольственными товарами.

В материально-техническом обеспечении следует выделить тор-гово-сбытовые оптовые предприятия. Эти предприятия в основном специализируются на сбыте сырья и продукции производственного назначения.

В зависимости от сферы территориального обслуживания опто­вые предприятия подразделяются на районные, межрайонные, обла­стные и краевые.

По товарно-торговому профилю оптовые предприятия могут быть как с широким, так и с ограниченным ассортиментом товаров; как специализирующимися на отдельных группах товаров, так и универ­сальными.

Особое значение при доведении товаров от производителя к по­требителю имеют мелкооптовые и оптовые продовольственные рын­ки. Они позволяют приблизить товары к потребителю, мобильно ор­ганизовать их продажу и в удобном для покупателя месте. Оптовый рынок ориентирован на необходимый ассортимент товаров, реали­зуемых по доступным ценам, и взаимосвязан с процессом товаро­движения. Работа рынков контролируется санитарной службой, ин­спекцией по качеству, страховой компанией, охранной организаци­ей. Формирование оптовых рынков оправданно, если в них возни­кает реальная потребность (запросы покупателей, интересы това­ропроизводителей).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.