Сделай Сам Свою Работу на 5

Информационное обеспечение обучения





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дисциплины

 

ОД.02.03 Народная музыкальная культура

по специальностям 53.02.03 Инструментальное исполнительство (по видам) 53.02.04 Вокальное искусство 53.02.02 Музыкальное искусство эстрады (эстрадное пение) 53.02.06 Хоровое дирижирование 53.02.07 Теория музыки     (Углубленный уровень среднего профессионального образования)

 

 

г. Нижнекамск

 

 

ОДОБРЕНО предметной (цикловой) комиссией «Общеобразовательные, гуманитарные социально-экономические дисциплины» протокол № __ от ________ 2014 г. Председатель ПЦК Ю. А. Иванова УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по УР __________________ В.Х. Хасанова « ___ » __________________ 2014 г.    
  Рабочая программа учебной дисциплины по специальностям 53.02.03 Инструментальное исполнительство (по видам), 53.02.04 Вокальное искусство, 53.02.02 Музыкальное искусство эстрады (эстрадное пение), 53.02.06 Хоровое дирижирование, 53.02.07 Теория музыки разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования, утвержденного приказами Министерства образования и науки Российской Федерации №771 от 13.07.2010 г., №735 от 30.06.2010 г., №774 от 13.07.2010 г., №34 от 17.01.2011 г., №725 от 28.06.2010 г.    
Организация-разработчик:   ГАОУ СПО РТ «Нижнекамский музыкальный колледж имени С. Сайдашева  
Разработчики:   Якомаскина О. А., преподаватель    
Рецензенты:  
     

 



 

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины …………………………
2. Структура и содержание учебной дисциплины ……………………………….
3. Условия реализации учебной дисциплины ……………………………………
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины …………..
5. Контрольно-измерительные материалы ……………………………………….

 

 

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Область применения программы

ОД.02.03 «Народная музыкальная культура» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальностям 53.02.03 Инструментальное исполнительство (по видам), 53.02.04 Вокальное искусство, 53.02.02 Музыкальное искусство эстрады (эстрадное пение), 53.02.06 Хоровое дирижирование, 53.02.07 Теория музыки.



Программа разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования, и представляет собой совокупность требований, обязательных для применения образовательными учреждениями профессионального образования на территории Российской Федерации, имеющими право на реализацию основной образовательной программы по данной специальности, имеющими государственную аккредитацию.

 

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы

ОД.00 Федеральный компонент среднего (полного) общего образования

ОД.02 Профильные учебные дисциплины

ОД.02.03 Народная музыкальная культура

 

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины

Цель курса:

· практическое и историко-теоретическое ознакомление с народным музыкальным творчеством.

Задачи курса:

· формирование представления о народной музыке как неотъемлемой части народного художественного творчества, существующего, как правило, в устной форме и передаваемого лишь исполнительскими традициями;

· формирование понимания необходимости изучения народной музыки в ракурсе местных стилей;

· изучение важнейших жанров русской и зарубежной народной музыки, истории их возникновения, особенностей бытования, стилистических характеристик.



 

В результате освоения учебной дисциплины студент должен:

уметь:

анализировать музыкальную и поэтическую стороны народного музыкального творчества

определять связь творчества профессиональных композиторов с народными национальными истоками

использовать лучшие образцы народного творчества для создания джазовых обработок, современных композиций на основе народно-песенного материала

исполнять произведения народного музыкального творчества на уроках специальности

 

знать:

 

- основные жанры отечественного народного музыкального творчества

- условия возникновения и бытования различных жанров народного музыкального творчества

- специфику средств выразительности музыкального фольклора

- особенности национальной народной музыки и ее влияние на специфические черты композиторских школ

- историческую периодизацию и жанровую систему отечественной

народной музыкальной культуры

- методологию исследования народного музыкального творчества

- основные черты афроамериканского фольклора

 

В результате освоения учебной дисциплины у выпускников формируются следующие компетенции:

Общие компетенции:

ОК 12. Использовать умения и знания профильных дисциплин федерального компонента среднего (полного) общего образования в профессиональной деятельности

Профессиональные компетенции:

ПК 1.1. Целостно и грамотно воспринимать и исполнять музыкальные произведения самостоятельно осваивать сольный, хоровой и ансамблевый репертуар (в соответствии с программными требованиями).

ПК 1.2. Осуществлять исполнительскую деятельность и репетиционную работу в хоровых и ансамблевых коллективах в условиях концертной организации и театральной сцены.

ПК 1.3. Применять в исполнительской деятельности технические средства звукозаписи, вести репетиционную работу и запись в условиях студии.

ПК 1.4. Выполнять теоретический и исполнительский анализ музыкального произведения, применять базовые теоретические знания в процессе поиска интерпретаторских решений.

ПК 1.5. Осваивать сольный, ансамблевый, хоровой исполнительский репертуар в соответствии с программными требованиями.

ПК 1.6. Применять базовые знания по физиологии, гигиене певческого голоса для решения музыкально-исполнительских задач.

ПК 1.7. Исполнять обязанности музыкального руководителя творческого коллектива, включающее организацию репетиционной и концертной работы, планирования и анализ результатов деятельности.

ПК 1.8. Создавать концертно-тематические программы с учетом специфики восприятия различными возрастными группами слушателей.

ПК 2.2. Использовать знания в области психологии и педагогики, специальных и музыкально-теоретических дисциплин в преподавательской деятельности.

ПК 2.4. Осваивать основной учебно-педагогический репертуар.

ПК 2.8. Владеть культурой устной и письменной речи, профессиональной терминологией.

1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины в соответствии
с учебным планом

Максимальная учебная нагрузка – 54 часа

В том числе:

Обязательная аудиторная учебная нагрузка – 36 часов

Самостоятельная учебная нагрузка – 18 часов

1-2 семестры – по 1 часу в неделю

1 семестр – контрольный урок

2 семестр – зачет

Занятия мелкогрупповые

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Виды учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:  
лабораторные работы -
практические занятия
контрольные работы
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) -
Самостоятельная учебная нагрузка (всего)
в том числе:  
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено) -
другие виды самостоятельной работы (рефераты, доклады и т.п.) -
Итоговая аттестация в форме зачета

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа Объем часов Уровень освоения
Обязат. и самост. учебная нагрузка Макс. учебная нагрузка
Введение Введение в курс. Основные понятия. Терминология. Виды и признаки фольклора. 1,5
Практические занятия -  
Самостоятельная работа: работа с лекционным материалом 0,5
Введение Фольлористика. Жанровая классификация. Отечественные фольклористы. 1,5
Практические занятия -  
Самостоятельная работа: работа с лекционным материалом 0,5
Трудовые припевки и песни Возникновение. Распространение. 1,5
Практические занятия -  
Самостоятельная работа: работа с лекционным материалом 0,5
Трудовые припевки и песни Специфика жанра. Изучение. Обработки. 1,5
Практические занятия -
Самостоятельная работа: работа с лекционным материалом. Заучивание примеров наизусть. 0,5
Календарные земледельческие песни Годовой круг праздников. Классификация песен по сезонным циклам. 1,5
Практические занятия -  
Самостоятельная работа: работа с лекционным материалом. 0,5
Календарные земледельческие песни Песни зимнего и ранневесеннего календаря. Типизация. Особенности. Использование в композиторском творчестве. 1,5
Практические занятия -  
Самостоятельная работа: работа с лекционным материалом, заучивание наизусть примеров, прослушивание аудиозаписей. 0,5
Календарные земледельческие песни Песни поздневесеннего и летнего календаря. Типизация. Особенности. Использование в композиторском творчестве. 1,5
Практические занятия -  
Самостоятельная работа: работа с лекционным материалом, заучивание наизусть примеров, прослушивание аудиозаписей. По желанию – выполнение рефератов. 0,5
Календарные земледельческие песни Повторение и закрепление. - 1,5
Практические занятия: чтение рефератов, исполнение и анализ песен  
Самостоятельная работа 0,5
Семейно-бытовые и обрядовые песни. Песни общинного быта. Типизация. Жанры. 1,5
Практические занятия -  
Самостоятельная работа: работа с лекционным материалом, прослушивание аудиозаписей. По желанию – выполнение рефератов. 0,5
Семейно-бытовые и обрядовые песни. Песни детского цикла. Жанры. Типовые напевы-формулы. Язык. 1,5
Практические занятия -  
Самостоятельная работа: работа с лекционным материалом, заучивание наизусть примеров, прослушивание аудиозаписей. По желанию – выполнение рефератов. 0,5
Семейно-бытовые и обрядовые песни. Жанр плача. Музыкальный и поэтический язык. Типы интонирования. Характеристика исполнительского мастерства. Использование в композиторском творчестве.
Практические занятия -  
Самостоятельная работа: работа с лекционным материалом, заучивание наизусть примеров, прослушивание аудиозаписей. По желанию – выполнение рефератов.
Песни свадебного обряда. Виды свадебного обряда. Сценарий древнерусской свадьбы. Типы и жанры песен. Знакомство с обработками. 1,5
Практические занятия -  
Самостоятельная работа: работа с лекционным материалом, заучивание наизусть примеров, прослушивание аудиозаписей. По желанию – выполнение рефератов. 0,5
Песни свадебного обряда. Повторение и закрепление. -
Практические занятия. Анализ музыки и текстов. Исполнение свадебных песен.  
Самостоятельная работа: работа с лекционным материалом, заучивание наизусть примеров, прослушивание аудиозаписей. По желанию – выполнение рефератов. -
Эпические песни и сказы. Эпос как явление мировой культуры. Устные традиции мирового эпоса. 1,5
Практические занятия -  
Самостоятельная работа: работа с лекционным материалом. По желанию – выполнение рефератов. 0,5
Эпические песни и сказы. Художественная система духовных стихов. Характеристика жанра. Исполнительские традиции.
Практические занятия -  
Самостоятельная работа: работа с лекционным материалом, заучивание наизусть примеров, прослушивание аудиозаписей. По желанию – выполнение рефератов.
Контрольный урок Контрольная работа  
Всего: аудит. 16 самост. 8  
2 семестр
Исторические песни. Былины. Исторические условия возникновения. Типы, сюжеты. Отличия разных традиций. Образный строй. 1,5
Практические занятия -  
Самостоятельная работа: работа с лекционным материалом, заучивание наизусть примеров, прослушивание аудиозаписей. По желанию – выполнение рефератов. 0,5
Исторические песни. Былины. Исполнительские традиции. Распространение. Обработки и примеры использования стилизаций. 1,5
Практические занятия -  
Самостоятельная работа: работа с лекционным материалом, заучивание наизусть примеров, прослушивание аудиозаписей. По желанию – выполнение рефератов. 0,5
Протяжные лирические песни. Исторические предпосылки возникновения жанров. Образный строй. Сюжетика. Особенности мелодики, ритмики стиха и напева. 1,5
Практические занятия -  
Самостоятельная работа: работа с лекционным материалом, заучивание наизусть примеров, прослушивание аудиозаписей. По желанию – выполнение рефератов. 0,5
Протяжные лирические песни. Использование в композиторском творчестве. Стилизации. 0,5 1,5
Практические занятия 0,5  
Самостоятельная работа: работа с лекционным материалом, заучивание наизусть примеров, прослушивание аудиозаписей. По желанию – выполнение рефератов. 0,5
Введение в анализ народной песни. Основные принципы интонационно-ладовой и ритмической организации напевов Характер образного содержания песен. Взаимосвязь жанров с условиями бытования и окружающей действительностью. Взаимосвязь текста и напева.
Практические занятия -  
Самостоятельная работа: работа с лекционным материалом, заучивание наизусть примеров, прослушивание аудиозаписей. По желанию – выполнение рефератов.
Введение в анализ народной песни. Основные принципы интонационно-ладовой и ритмической организации напевов Повторение и закрепление. -
Практические занятия: анализ песен из сборника «100 р.н.п.» Римского-Корсакова.  
Самостоятельная работа -
Русское народное многоголосие. Основные типы и виды народного многоголосия. Особенности северной и южной традиций. Отличия от академической традиции.
Практические занятия: Исполнение многоголосных образцов. -  
Самостоятельная работа: работа с лекционным материалом, заучивание наизусть примеров, прослушивание аудиозаписей. По желанию – выполнение рефератов.
Русское народное многоголосие. Повторение и закрепление. 0,5
Практические занятия: исполнение многоголосных образцов. 0,5  
Самостоятельная работа -
Русские народные инструменты и инструментальная музыка. Типы и разновидности. Духовые инструменты. 1,5
Практические занятия -  
Самостоятельная работа: работа с лекционным материалом, прослушивание аудиозаписей. По желанию – выполнение рефератов. 0,5
Русские народные инструменты и инструментальная музыка. Струнные и ударные инструменты.
Практические занятия -  
Самостоятельная работа: работа с лекционным материалом, прослушивание аудиозаписей. По желанию – выполнение рефератов.
Собирание русских народных песен Исторический обзор работ отечественных фольклористов (до XIX века)
Практические занятия -  
Самостоятельная работа -
Собирание русских народных песен Исторический обзор работ отечественных фольклористов XIX – XX веков.
Практические занятия -  
Самостоятельная работа -
Городская музыкальная культура 18-19 веков. Городская песня. Социальная среда и формы бытования. Проявление новой стилистики. Особенности мелодики, аккомпанамента. Кант. 1.5
Практические занятия -  
Самостоятельная работа: работа с лекционным материалом, заучивание наизусть примеров, прослушивание аудиозаписей. По желанию – выполнение рефератов. 0,5
Городская музыкальная культура 18-19 веков. Городская песня. Жанры городской песни. Романсы, лирические песни. Баллады. Сближение устного народного творчества с книжной поэзией. Возникновение понятия «авторства». 1,5
Практические занятия -  
Самостоятельная работа: работа с лекционным материалом, заучивание наизусть примеров, прослушивание аудиозаписей. По желанию – выполнение рефератов. 0,5
Частушка Условия возникновения. Сближение деревенской и городской традиций. Сюжетика. Особенности стихосложения.
Практические занятия -  
Самостоятельная работа: работа с лекционным материалом, заучивание наизусть примеров, прослушивание аудиозаписей. По желанию – выполнение рефератов.
Частушка Типы. Инструментарий. Музыкальные примеры. 0,5 1,5
Практические занятия: исполнение частушек 0,5  
Самостоятельная работа: работа с лекционным материалом, заучивание наизусть примеров, прослушивание аудиозаписей. По желанию – выполнение рефератов. 0,5
Песенный фольклор XX века Стилистика песен разных исторических этапов российской истории. Разные типы и жанры. Заимствования. 1,5
Практические занятия -  
Самостоятельная работа: работа с лекционным материалом, заучивание наизусть примеров, прослушивание аудиозаписей. По желанию – выполнение рефератов. 0,5
Песенный фольклор XX века Муз. примеры песенного творчества различных исторических периодов. 0,5 1,5
Практические занятия: исполнение песен 0,5  
Самостоятельная работа: работа с лекционным материалом, заучивание наизусть примеров, прослушивание аудиозаписей. По желанию – выполнение рефератов. 0,5
Авторская песня. История возникновения жанра и его развитие.
Практические занятия -  
Самостоятельная работа: работа с лекционным материалом, заучивание наизусть примеров, прослушивание аудиозаписей. По желанию – выполнение рефератов.
Контрольный урок Теоретический опрос (возможно тестирование) и сдача песенных примеров наизусть.  
Всего: аудит. 20 самост. 10  

2.3. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы

В работу студентов без участия педагога может быть включено прослушивание музыкальных примеров с фоно, аудио и видео-носителей. При освоении музыкально - теоретического материала также возможно использование в процессе обучения самостоятельной работы студентов, например в виде докладов, рефератов, стенгазет по следующим темам: «Русские народные инструменты», «Частушка», «Авторская песня», «Народная песня Советской эпохи», «Народные календарные праздники» при помощи пособий из списка дополнительной литературы. При выполнении данного вида самостоятельной работы обращается внимание на умение студентов работать с литературными источниками, подбирать и использовать иллюстративный материал, делать самостоятельные выводы и обобщения.

Как одно из итоговых заданий для самостоятельной работы студентов можно рассматривать выполнение аналитической работы с русской народной песней из сборников
Н. А. Римского-Корсакова или М. А .Балакирева по плану:

1.Жанр

2.Содержание текста, подтверждающее жанр.

3.Особенности формы

4.Музыкальный язык песни (темп, метр, размер, ладовая основа, анализ мелодии и особенности многоголосия).

Комплексное изучение студентами учебной дисциплины «Народная музыкальная культура» предполагает овладение материалами лекций, дополнительной литературы, музыкально-иллюстративного материала, указанными в программе, исполнение народных песен, творческую работу студентов в ходе проведения семинарских и практических занятий, а также систематическое выполнение заданий для самостоятельной работы.

В ходе лекций раскрываются основные вопросы в рамках рассматриваемой темы, делаются акценты на наиболее сложные и интересные положения изучаемого материала, которые должны быть приняты студентами во внимание и дополнены во время самостоятельной работы с предлагаемой литературой.

Темы реферативных работ определены в соответствии с материалом разделов учебной дисциплины. Темы сформулированы с учетом необходимости детализированного изучения данного материала по причине его краткости в лекциях, потому самостоятельный труд студента в форме написания рефератов направлен на дополнение фактического и теоретического материала лекционного курса и выстраивания целостного представления по материалу дисциплины.

Также преподаватель учебной дисциплины должен рекомендовать студентам следующий алгоритм подготовки и написания реферата:

· поиск и отбор литературы по теме;

· изучение источников;

· формулировка того аспекта выбранной темы, который возможно сделать центральным;

· отбор и фиксация необходимой информации по выбранному аспекту темы, подготовка списка литературы;

· анализ найденной информации и формулировка продуктивных выводов;

· формирование текста введения, основного содержания работы и заключения;

· подбор материала и подготовка приложений.

Студент также имеет право консультироваться по поводу написания творческой работы у преподавателя, читающего лекции, на любом из этапов подготовки работы.

Основной целью практических занятий является приобретение и закрепление навыков работы с народной песней различных жанров в целях выявления, анализа и усвоения профессионально- и учебно-значимой информации, овладение навыками аналитической и практической работы.

Список музыкальных примеров, рекомендованных для самостоятельного прослушивания и анализа:

Чайковский Фортепианный концерт №1

Симфония №4, финал

Опера «Евгений Онегин», народные хоры из 1-й и 3-й картин

Римский-Корсаков, опера «Снегурочка», сцена проводов масленицы

Рахманинов Три русские песни для хора с оркестром

Свиридов Поэма памяти С. Есенина

Глинка опера «Руслан и Людмила» , 1 действие

Мусоргский опера «Борис Годунов» хор «Слава» из пролога, песня Варлаама, дуэт Варлаама и Мисаила, хор «Хлеба», сцена под Кромами, плач Юродивого.

Щедрин, ф-й концерт№1, финал,

«Маленькая кантата из оперы «Не только любовь»

Глинка Камаринская

Балакирев Увертюра на три р. н. песни

Глазунов симфоническая поэма «Стенька Разин»

Римский-Корсаков симф. обработка «Дубинушка»

Лядов «Кикимора»

«8 русских народных песен

Бородин опера «Князь Игорь хор»Слава» из пролога, хор поселян из 4-го действия, плач Ярославны

Даргомыжский опера «Русалка», хор «Сватушка»

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Требования к материально-техническому обеспечению

Учебная дисциплина реализуется в учебной аудитории для групповых занятий.

Оборудование учебного кабинета

· рабочее место преподавателя;

· фортепиано;

· шкаф для нотного и методического материала.

 

Технические средства обучения:

 

· музыкальный центр;

· DVD-проигрыватель

 

Информационное обеспечение обучения

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.