Сделай Сам Свою Работу на 5

Шоумен - создатель и исполнитель моноспектакля





Практический опыт работы ведущих шоуменов страны показывает, что их мастерство и профессио­нализм, несмотря на некоторые отличия, опираются на актерскую технику, и прежде всего на технику актера эстрады.

Для того чтобы выяснить, в чем заключается общность и в чем различия между актерами театра,


актерами эстрады и шоуменами, мы рассмотрим обстоятельства, в которых они действуют.

В отличие от актеров драматического театра, ко­торые в основном следуют искусству переживания, артист эстрады — это актер театра представления. В какой бы образ актер драмтеатра ни перевопло­щался, за этим образом ощущается его творческая и человеческая индивидуальность. Артист эстрады не сливается с изображаемым персонажем, он открыто выражает свое отношение к герою.

Для актера театра драмы обстоятельства, в кото­рых он действует, заключены в самой пьесе. К. С. Станиславский называл их «предлагаемые обстоя­тельства». Но для того чтобы существовать и дейс­твовать в предлагаемых обстоятельствах правдиво, актеру необходимо как бы отгородиться от зрителя воображаемой «четвертой стеной». Эта условность необходима искусству театра.



Специфика искусства актера эстрады в его открытости, он тут же на глазах у зрителей создает внешние предлагаемые обстоятельства. Он не скрывает своей связи со зрителем и откровенно обращается к нам, вовлекает в свой разговор публику. Особенность образа создаваемого актером на эстраде имеет сущес­твенное отличие от образа актера в театре: это пре­жде всего то, что он несет в себе черты типические, обобщенные. Если актер в театре создает характер многогранный и не ограничен временными границами, то выступление эстрадного актера при лимите време­ни требует огромной концентрации творческих сил для воплощения художественного образа. Его твор-


честву присущи лаконизм, концентрация действия, законченность форм. Образ, создаваемый на эстраде, лишен нюансов и тонкостей, оттенков и полутонов, он выражен в основном какой-то одной яркой чертой, выявляющей наиболее существенное в этом характе­ре. Существует множество приемов создания образа. Своеобразным приемом для создания острохарактер­ного образа является обращение эстрадного актера к «маске». Под «маской» принято считать лицедейство определенных персонажей с раз и навсегда закреплен­ными условными характерами. Зрители с удовольстви­ем принимают условия игры, тем более что скрытые под маской черты и последующим «разоблачением» исполнителя часто оборачиваются интересным для всех окружающих моментом действия. Вместе с тем необходимо помнить, что для «маски» опасно частое появление на эстраде: она может зрителям надоесть. Поэтому, учитывая те или иные обстоятельства, вы можете отказаться от «масочности», заменяя ее более тонкой работой в создании эстрадного характера.



Актер в театре занимается действенным воссо­зданием, проигрыванием (проживанием отрезков жизни своего персонажа). Этот процесс требует от театрального актера особого умения отключаться от прямого общения с аудиторией. Театральный актер имеет возможность спрятаться за «четвертой стеной». Его как бы совершенно не интересует, что происходит в зале.

Что это за волшебная «четвертая стена», о кото­рой так часто говорят? Представьте, что вы сидите в зале, смотрите на сцену и видите три стены: справа


и слева кулисы, в глубине сцены — «задник». Но кроме этих стен есть еще одна — «четвертая стена», которая существует в нашем воображении и отделя­ет сцену от зрительного зала. Она — необходимое условие театра и ее цель, чтобы зрители поверили в правду жизни на сцене, а актеры смогли органично проживать отрезок жизни своего персонажа. Это ус­ловие театра драмы. Актер в драматическом театре отгорожен от зрительного зала воображаемой стеной и действует в обстоятельствах предложенных пье­сой. Актер на эстраде действует в обстоятельствах, реальной действительности, и все, что он делает и говорит, обращено непосредственно к зрителю, си­дящему перед ним сегодня.



Актер эстрады свое выступление строит на прямом контакте с залом. Он разрушает «четвертую стену». Отсутствие «четвертой стены» позволяет ему вступить в контакт и наилучшим образом расшевелить пуб­лику. У актера эстрады зритель — партнер. Видеть, слышать, оценивать зрителя, мгновенно реагировать на реплики из зала (если это имеет место) этими профессиональными качествами должен овладеть студент в процессе обучения. Ведущий должен иметь хорошую школу профессионального актера театра, но обязательно с поправкой на жанр эстрады.

Деятельность актера эстрады разговорного жанра, конферансье очень близка творчеству шоумена, но есть существенное отличие. Мастер литературной эстрады так характеризует реакцию публики: «Со­беседник — зритель... отвечает лишь своим ощу­щением, мыслями, улыбкой, смехом, напряженной


тишиной»1. Общение с публикой здесь характери­зуется активностью канала артист — слушатель и достаточно сдержанной деятельностью канала обрат­ной связи. Естественно, что никому из публики не придет в голову вступить с исполнителем в диалог, бросать реплики. Специфика разговорного жанра и сам драматургический материал не позволяют вести себя иначе, кроме как быть слушателем.

Другое дело импровизационное общение конфе­рансье. К сожалению, конферансье — профессия, давно ушедшая с эстрады. Творчество конферансье очень близко и понятно продюсерам и шоуменам. Прежде всегда тем, что основные функции конфе­рансье следующие:

• быть редактором и режиссером концерта;

• поддерживать положительные эмоции в зале;

• формировать у зрителей установку на восприятие следующего номера концерта;

• уметь донести до зрителя содержание програм­мы; не просто связывать номера, а объединить события, получающие отражения в концертных номерах;

• выполнять гедонистическую, рекреационную функции программы. Импровизационное общение, знание законов

жанра, приемов, стиля, умение исполнить свой номер, построить репризы и создать образ давали возможность конферансье с честью выйти из любого положения на эстраде.


Специфика актерского творчества является важ­ным аспектом в процессе обучения.

Отсутствие «четвертой стены», прямое общение со зрителями, где зритель — партнер, трансформация как способность артиста к легкому перевоплощению на глазах у зрителей. Гротеск, трюк как эффектное средство, обостряющее действие. Маска как прием исполнения образа без внутреннего перевоплощения, необходимость активизации внимания, искренность, сиюминутность восприятия, импровизация и импро­визационное самочувствие •— все эти качества при­сущи шоумену.

Меняются времена, а вместе с ними уходят в прошлое профессии конферансье, массовиков-за­тейников или культорганизаторов, на смену им появились ведущие программ — шоумены. Что это? Смена названий, или есть своя специфика этой про­фессии? Загадочные названия «шоу» и «шоумен» долгое время были окутаны туманом и положили начало дискуссиям в профессиональных кругах. Не претендуя на истину в последней инстанции, попы­таемся разобраться.

В словаре иностранных слов мы находим шоу (англ. show) — пышное сценическое зрелище с участием звезд цирка, спорта, джаз-оркестров, ба­лета и т. п.; шоу (англ. show) — яркое, . эстрадное представление1; шоумен (showman) — специалист по организации шоу2. «Шоу (англ. show) в широ-


ком смысле — массовое зрелище, один из главных элементов массовой культуры, рассчитанный на психологическое воздействие на зрителя. Этим обус­ловлены внешняя претенциозность, крикливость и частая вульгарность подобного рода мероприятий, апелляция к средним вкусам обывателя. В современ­ной западной культуре шоу всячески реализуется как один из наиболее демократичных видов искусства, что, впрочем, не исключает, а скорей, предполагает их широкое использование во всякого рода поли­тических акциях (избирательные кампании и т. д.) Высокая степень популярности шоу в современном мире, их несомненный коммерческий успех обуслов­лен появлением особого вида предпринимательской деятельности1.

Утверждение культурологов, что шоу «вульгарно» и «крикливо», субъективно по отношению ко всем представлениям. И с этим мы не можем согласиться. Прекрасное чувство вызывают шоу Аллы Пугачевой и Филиппа Киркорова, Лаймы Вайкуле и Валерия Леонтьева и др. К удивительным и смелым постанов­кам Бориса Моисеева нельзя однозначно применить определение «вульгарно». Мы не можем согласиться с К.М. Хоруженко, который дает определение шоу: «спектакль (в широком смысле слова), который не­редко сопровождается проведением каких-либо, ме­роприятий в общественной и культурной жизни...». Автор перепутал понятия «праздник» и «представле-

1 Энциклопедический словарь по культурологии. — М.:
«Центр», 1997. — С. 45.

2 Хоруженко К. М. Культурология. Энциклопедический словарь
Ростов-н/Д:» Феникс», 1997. — С. 551.


ние» — шоу2. Здесь же мы найдем понятие «шоумен»: «Ведущий или активный участник музыкальных программ, концертов, конкурсов, викторин и т. п., особенно на телевидении».

Можно согласиться с автором, что понятие «шоумен» то же, что «ведущий». Вопрос только в том, могут ли участники игры быть шоуменами как утверждает К. М. Хоруженко На практике это почти не встречается. У Л. Якубовича игроки — это далеко не шоумены. У М. Марфина активные учас­тники — семейные пары. Нельзя также назвать шоуменами участников программы В. Пелыпа, даже если они певцы, киноактеры и т. д. Мы считаем не правомерным сравнивать работу ведущего-шоумена с игровой деятельностью участников шоу, даже если они самые активные. Нельзя также отнести членов постановочной группы шоу-программы в разряд шоу­менов. Что касается определения «шоу», то наибо­лее убедительным для нас является высказывание В. Познера. Шоумен Владимир Познер, известный телезрителям как партнер американского шоумена Фила Донахью по'«Телемостам» 1986 г., а после проводивший десятки самостоятельных ток-шоу с участием сотен людей разных национальностей, профессий и возраста, человек, проживший много лет в Америке, дает пояснение: «У нас в России понятие шоу ассоциируется с обнаженными танцу­ющими... В Америке понятие шоу — это все, что можно смотреть...»1. Следовательно, шоу — это не


Глава VIII. Мастерство конферансье

В последние годы профессиональные конферансье постепенно уходят с эстрады. На эстраде дефицит артистов, имеющих право вести серьезные концер­ты. Появилась тенденция проводить эстрадные про­граммы вообще без конферансье. Вместе с тем Е. В. Петросян утверждает, что школа конферансье очень пригодится в таких вещах, как контакт со зрителем, умение импровизировать на сцене, строить фразы складно и остроумно.

Кто же такой конферансье? «Человек ли это, беспрерывно острящий? Мне кажется, что нет: что может быть навязчивей, надоедливей собеседни­ка, который все время пытается острить? Но если конферансье не беспрерывный остряк, какова же его функция в концертной программе? Объявлять номера? Тогда он «ведущий». Конферансье, мне кажется, — это хозяин вечера. Любезный, умный, веселый и остроумный...»1.

И не случайно конферансье называют «хозяи­ном вечера», «хозяином концерта». Н. Смирнов-

1 Алексеев А. Г. Серьезное и смешное. — С. 230


Сокольский назвал конферансье «объединителем» зрительного зала со сценой. Он писал, что «искус­ство разговора с публикой, это разрушение барьера рампы и делает искусство конферансье отличным от театрального искусства».

Следует также отметить, что отличительной чертой конферансье является умение, «беседуя со зрителем», вести программу. Указывая на эту ха­рактерную особенность творчества конферансье, А. Г. Алексеев говорит, что надо не вести концерт, а вести зрителя по концерту, «как гид ведет экскурсантов по городу или по выставке». .

Эстрадного конферансье всегда характеризовало умение сымпровизировать, с честью выйти из любой затруднительной ситуации, откликнуться на «злобу дня». Этими качествами в совершенстве владели лучшие конферансье — Н. Балиев, К. Гибшман, А. Алексеев, М. Гаркави. Конферанс занимал из­вестное место в творческой жизни Л. О. Утесова, А. И. Райкина, Н. П. Смирнова-Сокольского, Л. Мирова, М. Новицкого, Б. Брунова, Е. Петро-сяна, Г. Хазанова, А. Писоренкова, Л. Шумелова, О. Милявского, С. Дитятева и др.

К. С. Станиславский отмечал качества, необ­ходимые для профессии, говоря о достоинствах Н. Балиева, выступающего в качестве конферансье в «капустниках» Художественного театра, а впоследс­твии в «Летучей мыши». «Его неистощимое веселье, находчивость, остроумие — ив самой сути, и в форме сценической подачи своих шуток, смелость, часто доходившая до дерзости, умение держать аудиторию


в своих руках, чувство меры, умение балансировать на границе дерзкого и веселого, оскорбительного и шутливого, умение вовремя остановиться и дать шутке совсем иное, добродушное направление, — все это делало из него интересную артистическую фигуру нового у нас жанра»1.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.