|
Шоумен - создатель и исполнитель моноспектакля
Практический опыт работы ведущих шоуменов страны показывает, что их мастерство и профессионализм, несмотря на некоторые отличия, опираются на актерскую технику, и прежде всего на технику актера эстрады.
Для того чтобы выяснить, в чем заключается общность и в чем различия между актерами театра,
актерами эстрады и шоуменами, мы рассмотрим обстоятельства, в которых они действуют.
В отличие от актеров драматического театра, которые в основном следуют искусству переживания, артист эстрады — это актер театра представления. В какой бы образ актер драмтеатра ни перевоплощался, за этим образом ощущается его творческая и человеческая индивидуальность. Артист эстрады не сливается с изображаемым персонажем, он открыто выражает свое отношение к герою.
Для актера театра драмы обстоятельства, в которых он действует, заключены в самой пьесе. К. С. Станиславский называл их «предлагаемые обстоятельства». Но для того чтобы существовать и действовать в предлагаемых обстоятельствах правдиво, актеру необходимо как бы отгородиться от зрителя воображаемой «четвертой стеной». Эта условность необходима искусству театра.
Специфика искусства актера эстрады — в его открытости, он тут же на глазах у зрителей создает внешние предлагаемые обстоятельства. Он не скрывает своей связи со зрителем и откровенно обращается к нам, вовлекает в свой разговор публику. Особенность образа создаваемого актером на эстраде имеет существенное отличие от образа актера в театре: это прежде всего то, что он несет в себе черты типические, обобщенные. Если актер в театре создает характер многогранный и не ограничен временными границами, то выступление эстрадного актера при лимите времени требует огромной концентрации творческих сил для воплощения художественного образа. Его твор-
честву присущи лаконизм, концентрация действия, законченность форм. Образ, создаваемый на эстраде, лишен нюансов и тонкостей, оттенков и полутонов, он выражен в основном какой-то одной яркой чертой, выявляющей наиболее существенное в этом характере. Существует множество приемов создания образа. Своеобразным приемом для создания острохарактерного образа является обращение эстрадного актера к «маске». Под «маской» принято считать лицедейство определенных персонажей с раз и навсегда закрепленными условными характерами. Зрители с удовольствием принимают условия игры, тем более что скрытые под маской черты и последующим «разоблачением» исполнителя часто оборачиваются интересным для всех окружающих моментом действия. Вместе с тем необходимо помнить, что для «маски» опасно частое появление на эстраде: она может зрителям надоесть. Поэтому, учитывая те или иные обстоятельства, вы можете отказаться от «масочности», заменяя ее более тонкой работой в создании эстрадного характера.
Актер в театре занимается действенным воссозданием, проигрыванием (проживанием отрезков жизни своего персонажа). Этот процесс требует от театрального актера особого умения отключаться от прямого общения с аудиторией. Театральный актер имеет возможность спрятаться за «четвертой стеной». Его как бы совершенно не интересует, что происходит в зале.
Что это за волшебная «четвертая стена», о которой так часто говорят? Представьте, что вы сидите в зале, смотрите на сцену и видите три стены: справа
и слева кулисы, в глубине сцены — «задник». Но кроме этих стен есть еще одна — «четвертая стена», которая существует в нашем воображении и отделяет сцену от зрительного зала. Она — необходимое условие театра и ее цель, чтобы зрители поверили в правду жизни на сцене, а актеры смогли органично проживать отрезок жизни своего персонажа. Это условие театра драмы. Актер в драматическом театре отгорожен от зрительного зала воображаемой стеной и действует в обстоятельствах предложенных пьесой. Актер на эстраде действует в обстоятельствах, реальной действительности, и все, что он делает и говорит, обращено непосредственно к зрителю, сидящему перед ним сегодня.
Актер эстрады свое выступление строит на прямом контакте с залом. Он разрушает «четвертую стену». Отсутствие «четвертой стены» позволяет ему вступить в контакт и наилучшим образом расшевелить публику. У актера эстрады зритель — партнер. Видеть, слышать, оценивать зрителя, мгновенно реагировать на реплики из зала (если это имеет место) этими профессиональными качествами должен овладеть студент в процессе обучения. Ведущий должен иметь хорошую школу профессионального актера театра, но обязательно с поправкой на жанр эстрады.
Деятельность актера эстрады разговорного жанра, конферансье очень близка творчеству шоумена, но есть существенное отличие. Мастер литературной эстрады так характеризует реакцию публики: «Собеседник — зритель... отвечает лишь своим ощущением, мыслями, улыбкой, смехом, напряженной
тишиной»1. Общение с публикой здесь характеризуется активностью канала артист — слушатель и достаточно сдержанной деятельностью канала обратной связи. Естественно, что никому из публики не придет в голову вступить с исполнителем в диалог, бросать реплики. Специфика разговорного жанра и сам драматургический материал не позволяют вести себя иначе, кроме как быть слушателем.
Другое дело импровизационное общение конферансье. К сожалению, конферансье — профессия, давно ушедшая с эстрады. Творчество конферансье очень близко и понятно продюсерам и шоуменам. Прежде всегда тем, что основные функции конферансье следующие:
• быть редактором и режиссером концерта;
• поддерживать положительные эмоции в зале;
• формировать у зрителей установку на восприятие следующего номера концерта;
• уметь донести до зрителя содержание программы; не просто связывать номера, а объединить события, получающие отражения в концертных номерах;
• выполнять гедонистическую, рекреационную функции программы. Импровизационное общение, знание законов
жанра, приемов, стиля, умение исполнить свой номер, построить репризы и создать образ давали возможность конферансье с честью выйти из любого положения на эстраде.
Специфика актерского творчества является важным аспектом в процессе обучения.
Отсутствие «четвертой стены», прямое общение со зрителями, где зритель — партнер, трансформация как способность артиста к легкому перевоплощению на глазах у зрителей. Гротеск, трюк как эффектное средство, обостряющее действие. Маска как прием исполнения образа без внутреннего перевоплощения, необходимость активизации внимания, искренность, сиюминутность восприятия, импровизация и импровизационное самочувствие •— все эти качества присущи шоумену.
Меняются времена, а вместе с ними уходят в прошлое профессии конферансье, массовиков-затейников или культорганизаторов, на смену им появились ведущие программ — шоумены. Что это? Смена названий, или есть своя специфика этой профессии? Загадочные названия «шоу» и «шоумен» долгое время были окутаны туманом и положили начало дискуссиям в профессиональных кругах. Не претендуя на истину в последней инстанции, попытаемся разобраться.
В словаре иностранных слов мы находим шоу (англ. show) — пышное сценическое зрелище с участием звезд цирка, спорта, джаз-оркестров, балета и т. п.; шоу (англ. show) — яркое, . эстрадное представление1; шоумен (showman) — специалист по организации шоу2. «Шоу (англ. show) в широ-
ком смысле — массовое зрелище, один из главных элементов массовой культуры, рассчитанный на психологическое воздействие на зрителя. Этим обусловлены внешняя претенциозность, крикливость и частая вульгарность подобного рода мероприятий, апелляция к средним вкусам обывателя. В современной западной культуре шоу всячески реализуется как один из наиболее демократичных видов искусства, что, впрочем, не исключает, а скорей, предполагает их широкое использование во всякого рода политических акциях (избирательные кампании и т. д.) Высокая степень популярности шоу в современном мире, их несомненный коммерческий успех обусловлен появлением особого вида предпринимательской деятельности1.
Утверждение культурологов, что шоу «вульгарно» и «крикливо», субъективно по отношению ко всем представлениям. И с этим мы не можем согласиться. Прекрасное чувство вызывают шоу Аллы Пугачевой и Филиппа Киркорова, Лаймы Вайкуле и Валерия Леонтьева и др. К удивительным и смелым постановкам Бориса Моисеева нельзя однозначно применить определение «вульгарно». Мы не можем согласиться с К.М. Хоруженко, который дает определение шоу: «спектакль (в широком смысле слова), который нередко сопровождается проведением каких-либо, мероприятий в общественной и культурной жизни...». Автор перепутал понятия «праздник» и «представле-
1 Энциклопедический словарь по культурологии. — М.: «Центр», 1997. — С. 45.
2 Хоруженко К. М. Культурология. Энциклопедический словарь Ростов-н/Д:» Феникс», 1997. — С. 551.
ние» — шоу2. Здесь же мы найдем понятие «шоумен»: «Ведущий или активный участник музыкальных программ, концертов, конкурсов, викторин и т. п., особенно на телевидении».
Можно согласиться с автором, что понятие «шоумен» то же, что «ведущий». Вопрос только в том, могут ли участники игры быть шоуменами как утверждает К. М. Хоруженко На практике это почти не встречается. У Л. Якубовича игроки — это далеко не шоумены. У М. Марфина активные участники — семейные пары. Нельзя также назвать шоуменами участников программы В. Пелыпа, даже если они певцы, киноактеры и т. д. Мы считаем не правомерным сравнивать работу ведущего-шоумена с игровой деятельностью участников шоу, даже если они самые активные. Нельзя также отнести членов постановочной группы шоу-программы в разряд шоуменов. Что касается определения «шоу», то наиболее убедительным для нас является высказывание В. Познера. Шоумен Владимир Познер, известный телезрителям как партнер американского шоумена Фила Донахью по'«Телемостам» 1986 г., а после проводивший десятки самостоятельных ток-шоу с участием сотен людей разных национальностей, профессий и возраста, человек, проживший много лет в Америке, дает пояснение: «У нас в России понятие шоу ассоциируется с обнаженными танцующими... В Америке понятие шоу — это все, что можно смотреть...»1. Следовательно, шоу — это не
Глава VIII. Мастерство конферансье
В последние годы профессиональные конферансье постепенно уходят с эстрады. На эстраде дефицит артистов, имеющих право вести серьезные концерты. Появилась тенденция проводить эстрадные программы вообще без конферансье. Вместе с тем Е. В. Петросян утверждает, что школа конферансье очень пригодится в таких вещах, как контакт со зрителем, умение импровизировать на сцене, строить фразы складно и остроумно.
Кто же такой конферансье? «Человек ли это, беспрерывно острящий? Мне кажется, что нет: что может быть навязчивей, надоедливей собеседника, который все время пытается острить? Но если конферансье не беспрерывный остряк, какова же его функция в концертной программе? Объявлять номера? Тогда он «ведущий». Конферансье, мне кажется, — это хозяин вечера. Любезный, умный, веселый и остроумный...»1.
И не случайно конферансье называют «хозяином вечера», «хозяином концерта». Н. Смирнов-
1 Алексеев А. Г. Серьезное и смешное. — С. 230
Сокольский назвал конферансье «объединителем» зрительного зала со сценой. Он писал, что «искусство разговора с публикой, это разрушение барьера рампы и делает искусство конферансье отличным от театрального искусства».
Следует также отметить, что отличительной чертой конферансье является умение, «беседуя со зрителем», вести программу. Указывая на эту характерную особенность творчества конферансье, А. Г. Алексеев говорит, что надо не вести концерт, а вести зрителя по концерту, «как гид ведет экскурсантов по городу или по выставке». .
Эстрадного конферансье всегда характеризовало умение сымпровизировать, с честью выйти из любой затруднительной ситуации, откликнуться на «злобу дня». Этими качествами в совершенстве владели лучшие конферансье — Н. Балиев, К. Гибшман, А. Алексеев, М. Гаркави. Конферанс занимал известное место в творческой жизни Л. О. Утесова, А. И. Райкина, Н. П. Смирнова-Сокольского, Л. Мирова, М. Новицкого, Б. Брунова, Е. Петро-сяна, Г. Хазанова, А. Писоренкова, Л. Шумелова, О. Милявского, С. Дитятева и др.
К. С. Станиславский отмечал качества, необходимые для профессии, говоря о достоинствах Н. Балиева, выступающего в качестве конферансье в «капустниках» Художественного театра, а впоследствии в «Летучей мыши». «Его неистощимое веселье, находчивость, остроумие — ив самой сути, и в форме сценической подачи своих шуток, смелость, часто доходившая до дерзости, умение держать аудиторию
в своих руках, чувство меры, умение балансировать на границе дерзкого и веселого, оскорбительного и шутливого, умение вовремя остановиться и дать шутке совсем иное, добродушное направление, — все это делало из него интересную артистическую фигуру нового у нас жанра»1.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|