Сделай Сам Свою Работу на 5

Содержательный компонент теоретического материала





 

Тема 1. «История музыкального образования как наука и как учебный предмет»

Вопросы для самоконтроля:

1. Докажите, что музыкальное образование является исторической категорией.

2. Кто из отечественных педагогов-музыкантов занимается проблемами истории музыкального образования?

3. Назовите цель, предмет и задачи курса «История музыкального образования».

4. Какие причины обусловили обращение педагогов-музыкантов к проблеме педагогической интерпретации цивилизационного подхода к изучению истории музыкального образования.

5. Охарактеризуйте сущность интонационного подхода как концептуальной стратегии курса «История музыкального образования».

6. Раскройте парадигмально-педагогический подход применительно к истории музыкального образования.

Тема 2. Первый этап музыкального образования (с древнейших времен до обращения Руси к православной христианской религии в конце X века)

Вопросы для самоконтроля:

1. В чём заключалась сущность устной традиции в передаче музыкального опыта в период язычества?

2. Каковы были представления славян о происхождении и магической силе музыки? (На примерах былин и сказок).



3. Что представляло собой раннефольклорное интонирование?

4. Какова роль языческих жрецов (волхвов) в передаче музыкального опыта?

5. В каких областях первобытного искусства происходила естественная музыкальная специализация?

Тема 3. Второй этап развития отечественного музыкального образования (с конца X до середины XVII века)

Вопросы для самоконтроля:

1. Раскройте три ипостаси музыкального образования народной ориентации.

2. В силу каких причин святыми отцами Русской православной церкви до второй половины XVII века противопоставлялись богослужебное пение и музыка (мусикия)?.

3. Как вы понимаете требование древнерусской православной педагогики «петь духовно»?

4. Какое значение для отечественного музыкального образования имели постановления Церковных Соборов 1274 и 1551 годов?

5. Что собой представляла отечественная музыкальная письменность?

6. Каковы отличительные музыкальные особенности знаменной системы нотации?

7. В чём историческое значение «Ключа знаменного» инока Христофора для развития отечественного музыкального образования?



8. Являлись ли Хор государственных певчих дьяков и Хор патриарших певчих своеобразными «певческими школами»?

9. Почему первыми отечественными профессиональными музыкантами считают скоморохов, а не певчих Русской православной церкви?

 

Тема 4. «Предпосылки переходного периода от музыкально-педагогических традиций Древней Руси к музыкальному образованию Нового времени. Петровская эпоха в истории отечественного музыкального образования. Философия Просвещения и идеи музыкального образования в XVIII веке»

Вопросы для самоконтроля:

1. Раскройте новую точку зрения на музыку, сформировавшуюся к середине XVII века, назовите факторы, обусловившие её появление и утверждения в отечественном музыкальном образовании?

2. В чём заключается принципиальная новизна труда Н.П. Дилецкого «Мусикийская грамматика»?

3. Как отразилась на содержании и методах музыкального образования обращение отечественных педагогов-музыкантов XVII в. к западноевропейской системе нотации?

4. Докажите, что эпоха Петра I является кульминацией перехода от музыкально-педагогических традиций Древней Руси к музыкальному образованию нового времени.

5. Раскройте особенности музыкального образования православной ориентации в эпоху Петра I.

6. Охарактеризуйте певческие буквари и грамматики.

7. Назовите факторы, обусловившие развитие музыкального образования светской ориентации.

8. Назовите компоненты народной музыкальной педагогики.

9. Чем характерен финал реформ Петра I?



10. Какие жанры музыкального искусства сформировались в годы правления Екатерины II?

11. Раскройте сущность концепции целостного художественного образования человека XVIII века.

12. Охарактеризуйте принципы, систему и содержание светского музыкального образования в России в XVIII веке.

13. Какие учебные заведения готовили профессиональных музыкантов-исполнителей, регентов, певчих, композиторов, учителей музыки?

14. Изложите методику обучения певцов в Придворной певческой капелле.

15. Раскройте факторы, определившие народность как педагогический принцип музыкального образования начала XIX века.

 

Тема 5. «Развитие отечественной музыкально-педагогической мысли и музыкально-образовательной практики в XIX веке»

Вопросы для самоконтроля:

1. Изложите суть полемики западников и славянофилов относительно путей развития музыкального образования в России.

2. Охарактеризуйте просветительский характер демократического, консервативно-идеологического и либерально-эстетического направлений русской общественной мысли.

3. Раскройте содержание элитарного музыкального образования: а). в 30-е – 50-е годы; б).во второй половине XIX века.

4. Дайте характеристику произведениям М.П. Мусоргского, раскрывающим жизнь ребёнка XIX века и «Детскому альбому» для фортепиано П.И. Чайковского.

5. Изложите концепцию, программу, содержание и формы музыкального образования в женских институтах и в кадетских корпусах России.

6. Объясните, почему возникла тенденция сокращения «разрыва» между содержанием «элитарного» и «элементарного» музыкального образования?

7. Раскройте историческое значение Бесплатной музыкальной школы в Петербурге под руководством М.А. Балакирева и Г.М. Ломакина.

8. Как проявился артистический и педагогический талант А.Г. Рубинштейна в просветительской деятельности?

9. Что представляло собой в XIX веке так называемое «элементарное» музыкальное образование и в каких типах учебных заведений оно осуществлялось?

10. Какова роль К.Д. Ушинского, С.И. Миропольского, А.И. Пузыревского в разработке теоретических основ общего музыкального образования?

11. В чём суть проекта Всеобщего обучения детей музыке А.Г. Рубинштейна?

12. Какова роль хорового пения в реализации принципа соборности?

13. Какие пути и способы освоения учащимися нотной грамоты применяли педагоги-музыканты в XIX веке и какова их актуальность с позиции нашего времени?

14. Раскройте методы и приёмы музыкального образования, предложенные В.Ф. Одоевским.

Тема 6. «Музыкальное образование в учебных заведениях религиозно-духовной направленности. Взаимное влияние музыкального образования народной, светской и православной направленности. Развитие отечественной музыкально-педагогической мысли в области вокальной и инструментальной педагогики в XIX веке. Становление и развитие системы профессионального музыкального образования в России во второй половине XIX века»

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие факторы повлияли на обращение педагогов-музыкантов XIX века к изучению древнерусских традиций богослужебного пения?

2. В чём заключается историческое значение трудов протоиреев Дмитрия Разумовского и В. Металлова по изучению истории и теории богослужебного пения в России для отечественного музыкального образования?

3. Раскройте роль деятельности С.В. Смоленского для развития отечественного музыкального образования.

4. Проследите преемственность в музыкально-педагогических воззрениях В.Ф. Одоевского и С.В. Смоленского.

5. Охарактеризуйте деятельность В.В. Андреева.

6. Назовите публикации сборников детских песен XIX века.

7. В чём заключается пастырская деятельность известных педагогов по отношению к крестьянским детям?

8. Раскройте музыкально-педагогическую деятельность Л.Н. Толстого и С.А. Рачинского.

9. Как репрезентировались элементы музыкального образования народной ориентации в светских и духовно-религиозных учреждениях?

10. Что представляла собой система профессионального музыкального образования в России во второй половине XIX века?

11. В чём общее и специфичное в деятельности Петербургской и Московской консерваторий?

12. Какие учебные заведения давали среднее музыкальное образование?

13. Какова роль музыкальных школ в приобщении к искусству представителей интеллигенции и народа?

14. Как готовились кадры учителей пения для церковно-приходских школ?

15. В чём вы видите общность музыкально-педагогических воззрений М.И. Глинки, Г.Я. Ломакина и А.Е. Варламова в области вокальной педагогике?

16. Чем характеризовались поиски отечественных педагогов-музыкантов в области инструментальной музыкальной педагогики?

17. Охарактеризуйте одно из пособий по методике обучения игре на фортепиано.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.