|
Особенности имиджа женщины-лидера, руководителя
В настоящее время в нашей стране женщины во всех ветвях государственной власти представлены незначительно, хотя они составляют более половины населения страны. В Государственной Думе женщин-депутатов – примерно 13% (в январе 2013); по данным 2003 года, женщин в Государственной думе было только 7,3%).), в правительстве - 27 мужчин и только 2 женщины (то есть около 7%, для сравнения – в начале 2010 года было 13%) И это при том, что большинство избирателей - женщины! Руководители крупных финансово-промышленных структур тоже, в основном, мужчины.
Каковы причины такого положения дел?
Проведенный экспертный опрос дал следующие результаты:
l женщины-руководители намного более твердо и последовательно придерживаются рамок закона, поэтому в условиях сильного влияния теневой и криминализированной экономики они просто мешают неким влиятельным силам.
l у женщин-лидеров или руководителей гораздо меньше «простых житейских слабостей», поэтому на них трудно собрать компрометирующие материалы, отсюда — они «плохо управляемы».
l у женщин сильнее развита интуиция, они более консервативны, поэтому их трудно подвигнуть на рискованные или авантюрные действия, что, естественно, мешает радикалам. В результате женщины-лидеры «плохо вписываются в специфику нынешней ситуации»,
Усилиями СМИ формируется предвзятое и однобокое представление о женщине-политике. На экранах телевизоров постоянно присутствуют два-три персонажа женщин-политиков, которые в силу своей необычности являются исключением. Но их частый показ в эфире формирует соответствующий эталон-стереотип российской женщины-политика, который по сути дела выполняет дискредитирующие функции. В настоящее время, даже, несмотря на изменение гендерных стереотипов, настороженность по отношению к женщинам у власти остается.
Между тем, по мнению политических и общественных деятелей, участие женщин в общественно-политической жизни страны - это признак зрелости общества. В одном из интервью президент В.В. Путин заметил, что «законодательные органы власти начинают работать и эффективно решать вопросы социальной защиты населения, если там работает не менее 20% женщин». В развитых странах наблюдается тенденция повышения роли женщин в политике, там женщины занимают важнейшие государвенные посты, являются лидерами ведущих политических партий. Можно предположить, что и в нашей стране политиков-женщин будет становиться больше, и решение проблемы политического женского имиджа будет одним из условий эффективного участия женщин в политической жизни.
Итак, каковы должны быть психологические характеристики имиджа женщины -лидера ?
Разработанные модели имиджей наиболее применимы для лидеров-мужчин. "Образ отца" идеально может воплотить только мужчина. Следует ли женщинам-политикам или руководителям полностью ориентироваться на данные «мужские» модели?
Для женщины-политика необходим специфичный имидж, так как мужеподобные женщины-руководители или политики не вызываю больших симпатий.
С другой стороны, политическая деятельность или работа руководителя требуют многих личностно-профессиональных качеств, которые интегрально не зависят от пола субъекта деятельности. Поэтому образ женщины-лидера или руководителя должен обладать несколько иной структурой, нежели мужской, и значимость его компонентов также должна быть иная, но функции при этом выполняются одни и те же.
Во-первых, в имидже женщины-лидера очень важную роль играют внешние данные, причем значительно большую, чем у мужчин. Если внешние данные в политическом имидже мужчины замыкают первую десятку важнейших качеств, то у женщин этот компонент имиджа находится на первых позициях. Формирование отношения к женщине-лидеру (а следовательно, и ее имиджа) подчиняется закономерностям формирования первого впечатления:
l привлекательный физический облик,
l удачное оформление внешности (одежда, прическа, макияж),
l умелая самопрезеитация,
l доминирующие доброжелательные эмоции,
l личное обаяние,
l эффективные коммуникации.
Женщине-лидеру для создания позитивного имиджа, конечно же, необходимо демонстрировать и ум, и высокие нравственные качества, и силу личности, но внешним данным следует уделять особое внимание.
Нужно сказать, что многие российские женщины-политики, воспользовавшись советами имиджмейкеров, ушли от известного с советских времен мужеподобного образа партфункционера. Пожалуй, наибольшеие изменения произошли в облике Валентины Матвиенко с тех пор как она взошла на губернаторский пост, и до нынешних дней. Приходится признать, что в самом начале своей работы Валентина Ивановна больше походила на советскую номенклатурную руководительницу, чем на деятеля современной политики. Самая негативная черта такого образа – его безликость, типичность: синий шерстяной костюм, прическа и эта оправа могли быть надеты на кого угодно, и женщина в них ничего бы не выиграла, хотя и не потеряла бы. В своем нынешнем имидже Валентина Ивановна являет уже совершенно другой тип. В ее образе сочетаются практичность, необходимая в активной работе, и элегантность, без которой не обойтись публичному человеку. Очень важно, что все эти черты ненавязчивы, приятно, что нет подчеркнутой деловитости или нарочитой небрежности. Обращает внимание и вариативность имиджа Матвиенко: на открытии выставки, на официальном приеме, на стадионе в рядах болельщиков "Зенита" она выглядит по-разному, что является безусловным плюсом для формирования имиджа.
Во-вторых,женщинам-лидерам не следует полностью копировать лидеров-мужчин и особенно их лидерские роли, не следует также стремиться к формированию точно такого же, как у мужчин, имиджа, даже если выбранная модель и принесла кому-то из мужчин большой успех. Роли харизматических лидеров-женщин столь редки (запомнилась разве что лидер испанских коммунистов середины XX века Д. Ибаррури, которую так и называли пассионарней), что они потребуют специальной и очень серьезной психологической подготовки. К позитивному восприятию таких лидеров следует готовить и общественное сознание. Ролевые функции и имидж женщины — бюрократического лидера, несмотря на крайне неудачное название, в нашей стране населению намного ближе. Это связано в первую очередь с тем, что в отечественном искусстве были созданы яркие и запоминающиеся образы успешных женщин-руководителей, которые попали в правящую элиту благодаря своей целеустремленности, трудолюбию, силе личности (автодидакты, или self-made people). Это героини кинофильмов «Москва слезам не верит», «Простая история», «Член правительства», «Посол Советского Союза», «Светлый путь» и пр. Именно они создали благоприятную психологическую почву для восприятия таких женщин-лидеров. В их восприятии, следоватльно, действуют имеющиеся социальные стереотипы, культурные архетипы. Героини этих фильмов, книг - модели для формирования имиджевой легенды и современной женщины-политика.
Другие лидерские роли: теневых лидеров-женщин будут воспринимать скорее как фавориток. К ним отношение традиционно устойчиво-негативное. Ситуативные женщины-лидеры должны немало потрудиться, чтобы завоевать доверие.
По данным Л.Н. Фетисовой, в современной политике женщины применяют следующие имиджевые стратегии:
1. Женщины-«мужчины». Примеры использования этого имиджа – М. Тетчер - бывший премьер-министр Великобритании; госсекретарь США К. Райс; президент Либерии Э. Джонсон-Сирлиф. Все имиджевые характеристики строятся на тотальном консерватизме, которые подкреплялись удачным ведением профессиональной деятельности. Женщины-политики, имеющие такой имидж, используют жесткие способы и методы работы. При этом их отличает умение хорошо одеваться и выглядеть на высоте.
2. Женщины-«серые мышки» не имеют ярко выраженного имиджа. Их отличает своеобразие в выборе одежды, которая часто не соответствует занимаемой должности и полное отсутствие косметики, маникюра. Имидж женщины-«серой мышки» имеют канцлер Германии А. Меркель и президент Финляндии Т. Халонен. Исследователи отмечают, что при нехватке времени в приоритеты таких женщин политиков не входит забота о собственной внешности.
3. Женщины-«сексуальные символы» - это чаще всего идеально одетые и ухоженные женщины-политики, имидж которых не дополняется успехами в политической деятельности. Примерами данной имиджевой стратегии являются – президент Латвии В. Вике-Фрейберга и экс-депутат итальянского парламента И. Сталлер.
В-третьих, социопсихологические технологии формирования эффективного политического имиджа в принципе могут быть использованы без каких-либо ограничений для формирования позитивного имиджа женщин-лидеров. Некоторые из них использовались при формировании имиджа М. Тэтчер, которая снискала себе неизменно высокие оценки как политический лидер и государственный деятель. Правда, и в них следует вносить существенные коррективы, имеющие гендерную окраску. Особенно они важны при использовании «эффекта контраста» — не все «контрастные качества» личности приемлемы для женщины, даже будь она политическим лидером или руководителем. Продуманно следует подходить и к реализации сценарного подхода.
В-четвертых,отражаемые положительные черты женщины-лидера должны иметь несколько иное содержание, чем в имидже мужчины-лидера. В частности, в отражении интеллектуальных качеств следует усилить роль интуиции, гибкости. Особо следует выделять нравственные качества женщин-руководителей: это подчеркивание системы отношений женщины-лидера (у мужчин-лидеров отмечаются преимущественно эгоистические или групповые ориентации). Очевидно, слабым местом в имидже женщины-лидера является действие распространенных стереотипов о меньшем потенциале у женщин (меньше сила личности, ниже стрессоустойчивость, воля и пр.), обусловленном природными факторами. В этом случае необходимо акцентировать внимание на наличии сильной (и главное — разнополой) команды у женщины-лидера.
Отличительное черты женщины-лидера может стать ее артистизм, умение преображаться. С оппонентами женщина-политик должна уметь показывать жесткость, с избирателями - женскую мягкость и обаяние. На наличие актерских способностей указывают при анализе эффективного имиджа М. Тетчер, которая слыла "железной леди", проводило жесткую политику, но не утрачивала женственности, могла очаровательно улыбаться, сообщала, что собственноручно гладит своему сыну рубашки. При этом поведение ее было очень естественным, одно в образе не противоречило другому.
В-пятых,при формировании имиджа женщины-лидера с успехом можно использовать исторические параллели и аналогии. Российский менталитет создал для этого соответствующую «психологическую почву». Это модели Екатерины Великой, Елизаветы.
В-шестых,против женщины — политического лидера малоэффективны антиреклама и технологии «черного пиара» (считается, что это крайне неэтично, и поэтому их применение может нанести большой вред нападающим, особенно если они мужчины и если психологически грамотно воспользоваться ситуацией). В таком случае действует «эффект бумеранга» (критика работатет против критикующего). По этой же причине женщинам-политикам легче вести предвыборные дебаты с мужчинами: им будет очень трудно, а главное, очень рискованно применять психологические уловки и другие манипулятивные приемы оказания психологического давления. К тому же мужчины-политики в большинстве своем склонны недооценивать женщин как политических оппонентов, что также является существенным плюсом.
В-седьмых,при формировании политического имиджа женщины-лидера следует как можно больше использовать свидетельскую рекламу, формируя соответствующие психологические установки, особенно если «свидетелями» являются известные и уважаемые мужчины, чье мнение является авторитетным.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|