Сделай Сам Свою Работу на 5

Вожатый — монстр-по-жизни.





Имидж вожатого

Понравиться детям - это первая для вас педагогическая (!) задача в лагере.

Ещё ни один вожатый, не пользующийся симпатией у детей, не смог сделать хоть что-то путёвое со своим отрядом. Поэтому подойдите к этой проблеме с повышенным вниманием, с максимальной ответственностью.

Прежде всего "расшифруйте" для себя это словосочетание - "понравиться детям". Разные вожатые вкладывают в него не совсем похожий смысл: установить с детьми контакт, наладить доброжелательные отношения,

как влюбить в себя детей, завоевать их восхищение и обожание.

Примеряя на себя эту задачу, каждый учитывает оттенки своего темперамента и характера. Но в любом случае, какими бы вы не были, вам необходимо расположить детей к себе, заинтересовать собой.

 

Эта задача, как и любая другая, имеет свои этапы решения.

Первый из них - "произвести первое впечатление". Как оно возникает, порой трудно объяснить. Дети, если их спросить о том, почему им понравился кто-то, часто просто не понимают этого вопроса: "понравился и всё". И это не случайно, ведь в возникновении впечатления большую роль играют плохо поддающиеся анализу движения мыслей и чувств. Нам даже кажется, что первое впечатление о человеке возникает бессознательно, интуитивно. Но если всё-таки разобраться, то можно выделить пять ключевых компонентов, из которых складывается у окружающих первое впечатление о вас:



1) внешний вид,

2) выражение лица,

3) наши запахи,

4) тембр голоса,

5) жестикуляция.

Совет № 1 – аксиома:

Не одевайтесь в первый день чересчур ярко, но и не будьте чопорными.

Категорически запрещаются:

рваные джинсы и спортивные трусы,

грязные майки и неглаженые рубашки,

тапочки на босую ногу и

сальные волосы.

 

Второй из них: "произвести второе впечатление".

Упражнение

Положите перед собой чистый лист бумаги, подумайте и напишите,

чем вы могли бы быть интересным детям.

Можно ваши мысли классифицировать по разделам:

- чем интересным я занимался в жизни?

- какие у меня есть способности и таланты?

- за что меня уважают и любят мои друзья?

- о чем увлекательном я могу рассказать?

- чему интересному я могу научить?



Хотите вы того или нет, но к вам будут присматриваться,

вас будут оценивать,

о вас будут высказывать суждения и умозаключения.

Не хотелось бы, чтобы результатом этой оценочной деятельности стали такие детские выводы. "Да ну его, только и умеет командовать", "С ней с тоски можно помереть", "Она даже шуток не понимает".

Чтобы выдержать проверку на "интересность", нужно подготовиться. И поэтому вспоминайте и выписывайте на листок все, чем вы могли бы быть интересным окружающим.

При этом не пытайтесь искать в себе сверхспособности. Конечно, если вы хорошо плаваете, неплохо лазаете по скалам, владеете секретами макраме, с одной спички разжигаете костёр, и великолепно готовите какао - это неплохо, и это производит на детей впечатление. Но это не обязательно. Понравиться детям можно и не будучи суперменом.

Вы будете не менее интересны, если умеете заразительно смеяться, читаете книжку "Смок Белью", коллекционируете значки, можете отличить таксу от чау-чау.

Более того, вы можете завоевать авторитет детей, вообще не обладая никакими талантами, кроме одного - умения удивляться и спрашивать.

А самое главное -внимательно слушать своего собеседника. Попробуйте без высокомерия признаться, что не знаете участников гонки "Формула 1" или ведущих игроков NBA, попробуйте сказать, что не видели ни одной серии про "Черный плащ" и попробуйте при этом попросить, чтобы вам объяснили, растолковали и рассказали, чтобы вас научили. Дети возьмут над вами покровительство и шефство,и будут вас уважать. Но конечно, лучше, если вы все-таки что-то умете и знаете.



 

В первую очередь, вожатый должен подружиться с отрядом, завоевать доверие ребят.

В общении с детьми вожатые часто впадают в крайности, т.к. не знают, как себя вести, какую позицию по отношению к детям занять.

Лучше всего встать в позицию старшего товарища. Не забывайте, что вы уже взрослый человек, просто очень молодой.

Попробуем нарисовать портрет вожатого.

 

  1. Доброжелательный.

Каждый ребенок в отряде должен быть уверен в хорошем к себе отношении. Ни в коем случае нельзя "воевать" с детьми, уходить от конфликта вожатый должен всеми способами. И, конечно же, ребенок должен чувствовать со стороны вожатого уважение к себе.

  1. Внимательный и тактичный.

Как легко может обидеть ребенка взрослый человек недостаточным вниманием. Своим вожатым должен вас считать каждый ребенок в отряде, а не только ваши любимцы. Постарайтесь уделить внимание каждому, независимо от ваших личных симпатий и антипатий. Но не стоит без приглашения вторгаться в жизнь ребенка, в его взаимоотношения с другими людьми, в его внутренний мир. Важнее заслужить это приглашение.

  1. Требовательный.

Не бойтесь требовать, если ваши требования разумны. Дети это поймут и примут. У "добреньких" вожатых дешевый авторитет. Если вы будете детям слишком много позволять, они сядут вам на шею.

  1. Справедливый.

Не забывайте, что у ребенка есть своя точка зрения. Мало просто самому считать, что поступаете правильно и справедливо, надо, чтобы и ребенок это понимал. Убедите его в этом, и вам будут верить.

  1. Искренний и честный.

Степень откровенности с детьми вам поможет определить чувство меры и осознание разницы в возрасте. Но дети очень чутко чувствуют фальшь. Поэтому, если затрудняетесь ответить на какой-то вопрос или дать какое-либо обещание, лучше не делайте этого. Вы должны подавать детям пример, и он должен быть правильным. Если пионеры почувствуют, что вы их в чём-то обманываете, вы потеряете их доверие и уважение.

  1. Бодрый и жизнерадостный.

Ваши проблемы не должны касаться детей. Вожатый должен быть эмоциональным и энергетическим аккумулятором для своих детей. Какое настроение у вожатого, такое и у отряда; проверено многолетним опытом.

  1. Терпеливый и сдержанный.

Множество вопросов, детские проблемы, которые вам могут показаться не существенными, необходимость все повторять несколько раз - все это может вывести из себя, если себя не сдерживать. Вожатый не имеет права не срыв. Дети видят, слышат, думают, понимают и действуют по-своему. К этому надо приспособиться.

 

Забота о детях (особенно о маленьких) На 18 дней вы становитесь для ребёнка всем: и мамой, и папой, и няней, и другом. Поэтому вы должны следить за такими (на перый взгляд очевидными и не требующими внимания) моментами в жизни детей:

- Утром и вечером необходимо умываться и чистить зубы, а на ночь полезно мыть ноги .

- Расстилая или застилая кровать, необходимо стряхнуть простынь (летом у детей песок даже в ушах).

- Одеваться нужно опрятно, по погоде и желательно во все чистое (особенно касается малышей). Грязные вещи желательно стирать.

- Все дырки, прорехи и оторванные пуговицы на одежде можно пришить с помощью иголки и нитки. Все когда - то учились с нуля. (Кстати, лучше будет, если вы не сами будете зашивать или заштопывать, а научите этому ребёнка).

- Промокшие во время дождя или купания вещи и влажные банные принадлежности не надо запихивать в шкаф, сначала их стоит просушить на батарее или на веревке.

- Не забывайте, что медицинскую помощь должны оказывать врачи. Если вам кажется, что ребенок болен, лучше перестраховаться и отправить его в медпункт. Если дети на 18 дней оторваны от родителей, это не значит, что они не должны умываться, расчесываться и следить за собой и за своей комнатой. Кроме вожатого, о детях позаботиться некому - помните об этом.

Вот он какой, вожатый. И дети уважают и любят его, гордятся им и чувствуют себя рядом с ним свободно и уверенно. Неплохо, правда?

Даже если вам удалось произвести на детей благоприятное первое впечатление и продемонстрировать свою разностороннюю увлеченность, - пожалуйста, не подумайте, что взаимопонимание с детьми вам уже обеспечено.

Есть еще одно маленькое условие, без которого все вышеперечисленное теряет смысл. Это условие формулируется исключительно просто: "вам надо полюбить детей".

Взрослый, вкладывающий в ребенка ум и сердце, не остается безразличным к этому ребенку, он идет в своих действиях от интересов ребенка, он не ведет ребенка за собой, а шагает рядом с ним к общей цели через совместную деятельность, через взаимообогащающее общение, через творческое преодоление трудностей, он заботится, прежде всего, о ребёнке и готов отказаться от любых своих идей, если они оборачиваются ребёнку во вред.

 

Несколько полезных советов.

1. Для первых нескольких дней смены придумано такое название: "организационный период". По отношению к нему существует педагогическое поверье: "Как пройдет оргпериод, так пройдет и вся смена". Как ко всякой народной мудрости, к этой примете нужно отнестись с серьёзностью и вниманием - понапрасну люди говорить не будут. По крайней мере, если в первые дни ребята не привыкнут вовремя выбегать на зарядку, аккуратно складывать свои вещи в палатке и культурно принимать пищу в столовой, не ждите, что они исправятся и начнут все это делать к середине смены (хотя и это возможно). Это проверено многократно и не стоит проверять еще раз на своем отряде.

Оргпериод - это время привыкания детей к новым условиям, к лагерным требованиям, к новому режиму дня и даже к новому рациону питания. Оргпериод - это переход из одной жизни в другую.

2. Обращение. Для ребят намного важнее не слово, а интонация, с которой оно произносится. Можно и стандартное "дети" произнести с искренней теплотой, избегнув как высокомерной назидательности, так и сентиментального сюсюканья. А можно и изначально теплое и доброе "ребятушки" проговорить с такой пренебрежительностью, с такой кровожадностью, что детям впору будет обидеться или расплакаться. А чтобы найти при обращении верную интонацию, нужно просто полюбить детей.

3. Не забывайте, праздники, которые идут один за другим, могут утомить так же, как и скучные будни, и вообще - "лучший отдых - это смена деятельности".

4. Сдерживать и подавлять активность детей, как порой это делают некоторые взрослые, - не лучший способ решения проблемы. Во-первых, это все равно не удастся. А во-вторых, это и не нужно. Разумнее направлять бурлящую энергию детей в "мирное" русло. То есть придумывать такие занятия, в которых дети реализуют своё стремление к действию "без разрушительных последствий".

Самый лучший вожатый не тот, который умеет говорить умные и добрые вещи. Лучший вожатый - тот, который умеет создавать умный и добрый образ жизни. Слова можно пропустить мимо ушей, а образ жизни переменит любого.

 

 

Необходимые качества для Вожатого:

- Способность деликатно руководить группой детей в быту, дороге, спорте. Умение и ЖЕЛАНИЕ чутко, внимательно и терпеливо решать детские проблемы.

- Личный успех в предлагаемой детям деятельности либо непоколебимая вера в собственную успешность.

- Общечеловеческая внятность. Это способность оперативно, инициативно и результативно действовать в интересах детей в любой ситуации.

- Терпение, терпение, и снова терпение - главное качество любого педагога. Сохранять спокойствие, уравновешенность, бодрость в любой ситуации, безмерно любить детей даже в тот момент, когда они этого совсем не заслуживают.

- Уверенность в себе, находчивость. Умение быстро найти выход из любого трудного положения.

- Яркость натуры. Помогает завоевать уважение детей.

- Не быть ребёнком. Психологи выделяют несколько состояний человеческого я: Ребёнок, Взрослый, Родитель. Вкратце: взрослый - мыслит здраво и трезво, способен пожертвовать своей мелкой радости ради общего блага. Ребёнок - капризный, эгоистичный думает лишь о своей радости. Увы, зачастую неопытные вожатые едут в лагерь с детскими мотивами. Вы должны сделать всё, чтобы принести радость детям, и уже через это получить своё море положительных эмоций. При этом вожатому необходимо быть ребёнком в плане активности, фантазии, умения понять детей. Вожатый - это рыцарь детства, который служит ему, но не впадает в него.

 

Итак, вожатому необходимо:

- Поставить дисциплину. Дисциплина на отряде необходима, так как без неё невозможно построить всю остальную работу. Кроме того дети должны выполнять все режимные моменты - это требование лагеря и за этим следит вожатый. Объясните детям на первом собрании отряда, что соблюдение дисциплины позволит им по-настоящему интересно отдохнуть, а несоблюдение превратит их жизнь в лагере в ад.

- Завести детей на творчество. Раскрыть их способности и подарить им радость творчества.

- Сплотить отряд. Вожатый должен превратить толпу детей в Отряд. Отряд - люди, объединённые своим отрядным духом, чувством локтя, Отряд - дружная работоспособная команда.

- Стать для детей старшим товарищем. Очень важно для вожатого общение с детьми. Не упускайте возможности поговорить с ребёнком по душам. Дети должны чувствовать, что у них есть старший товарищ, к которому всегда можно обратиться за советом и поддержкой.

 

Создание имиджа вожатого. Имидж зависит от возраста детей. Если что-то умеешь - петь, играть на гитаре, танцевать, рассказывать фантастические истории или бомбить футбольные ворота - надо показать детям, но ни в коем случае не бравировать этим. Общий стиль поведения - создать впечатление мудрого и всесильного: надо знать выход из любой ситуации или хотя бы делать вид, что все умеешь (море по колено, горы по плечо). Надо добиться уважения к себе, как к старшему, но старшему не только по возрасту, а по моральной силе.

Нельзя перегибать палку и устанавливать в отряде тоталитарный режим. Вариант "я тут самый сильный и умный" проваливается при первом вашем промахе.

Важно не поддаться соблазну пойти по более легкому пути - создание "дешевого авторитета". То есть нельзя допускать панибратского отношения и позволять все на свете под дружное одобрение детей. Такой авторитет "лопнет" за очень короткий срок. Уважением Вы пользоваться не будете, и в любой сложной ситуации ваше слово не будет восприниматься как решающее.

Внешний вид

Вожатый всегда должен быть аккуратным и опрятным. Дети, особенно старшие, следят за внешним видом вожатых, тем более - в первые три дня, когда присматриваются. Ведь никуда не денешься: встречают по одежке. Ни в коем случае нельзя злоупотреблять своей столь любимой полинявшей футболкой. Но не нужно бросаться в крайности - в вечернем платье сражать десятилетних мальчишек или выказывать свою индивидуальность жутко стильным нарядом а-ля "хиппи". Но следить за собой просто необходимо!

Уверенность

Даже если едет новичок, надо иметь уверенный вид, создать образ вожатого с опытом. Быть может, стоит говорить, что Вы старше, чем есть на самом деле, и лагерь видите не впервые. Надо заранее договориться о возрасте с напарником, предупредить воспитателя, можно даже других вожатых. Если к вам подходит ребенок с другого отряда и спрашивает о возрасте своего вожатого, лучше ответить, что не знаете. Дети очень любят спрашивать о личной жизни, об этом надо тоже заранее договориться с напарником. Стоит определиться заранее с напарником и по вопросу запретов и разрешений, чтобы всегда разрешать или отказывать самому, а не бегать за советом к более опытному напарнику. От Вас потребуются мгновенные решения, которые необходимо будет генерировать мгновенно и самостоятельно.

План действий

У начинающего вожатого должен быть четкий план действий. Почасовой, поминутный, творческий и гибкий, не в методичке, а в голове. Такой план, который представит тебя ребятам как уверенного специалиста и незаменимого друга. Отряд четко должен осознавать, ЧТО именно будет от них требоваться, и ЧТО будет предложено,

Существует и еще один небольшой секрет, который помогает начинающим вожатым. Внешний вид молодого лидера должен соответствовать тому, что он ожидает от группы. Если ты одет просто, но аккуратно - отношение в отряде будут такими же: несложными и дисциплинированными. Любая попытка подчеркнуть свою индивидуальность должна быть продумана. Нужно помнить о разных вкусах детей из твоего отряда. Ведь ребенок может воспринять яркую одежду, аксессуары или прическу как элемент агрессии. В этом случае, ты рискуешь получить в ответ «вызов» от ребенка, который постарается тоже заявить о своем Я.

Вожатый: ведущий, не ведомый.

· Никогда не думайте, что Ваш шутливый сарказм, особенно использование прозвищ, будет воспринят так, как Вы предполагаете. На самом деле, учтите, что в какой-то момент, ситуация может обернуться так, что Вы сильно об этом пожалеете. Чувство юмора в большей степени культурное и личное понятие, оно не универсально. Однако, немного людей, осознают это. Многие, в особенности мужчины, настолько привыкли в детстве к различным издевкам, что они уже даже забыли, когда научились ставить эмоциональный барьер от острой боли, причиняемой такими действиями. Это не хорошо. Так срабатывает защитный механизм, который подрывает свободу общения и доверие к другим людям. Многие дети еще не дошли до этой стадии, и с Вашей помощью, к счастью, никогда не дойдут. Лучший вариант . позитивное взаимодействие и пример для Ваших детей, как можно общаться без постоянных «шуток». Это потребует определенных усилий, но результаты стоят того!

· Всегда делайте то, что пообещали. Никогда не обещайте того, что не можете выполнить. Давайте только такие обещания, которые Вы на 100% сможете выполнить. Это касается всего и всех, а не только вознаграждений и результатов. В момент воодушевления легко дать обещание с наилучшими намерениями, однако, когда наступает время выполнения обещания, возникают препятствия. Это особенно актуально, когда приходится иметь дело с последствиями, особенно в эмоционально ответственный момент. Дети обладают поразительной способностью запоминать мельчайшие детали того, что им говорят взрослые. Невыполнение обещаний ведет к потере доверия, а доверие сложно обрести вновь, если оно было однажды утрачено. Непоследовательность взрослых - это одна из тех вещей, с которыми дети сталкиваются наиболее часто. Таким образом, обратное утверждение тоже верно: если человек всегда выполняет свои обещания, это неизмеримо повышает его статус в глазах детей. На самом деле, одним из самых распространенных качеств, которым оперируют дети в разговорах о взрослых, является доверие взрослым. Это простой момент, однако от него многое зависит.

· Всегда вмешивайтесь, если слышите, как дети критикуют друг друга. Никогда не верьте, если ребенок говорит: «Меня это не волнует». В нашей жизни мы либо вырастаем теми, кем мы можем стать, либо вкладываем энергию в защиту того, кем мы являемся. Мы не можем иметь и то, и другое одновременно. Лагерь . это одно из тех мест, где мы можем контролировать внешнее окружение, чтобы дать детям широкую возможность для развития. Слишком много существует историй о детях, которые попали в трудные ситуации из-за невинных прозвищ и взрослых, которые не придали этому значение, когда у них была возможность как-то повлиять на ситуацию. Если хотя бы один раз пустить этот вопрос на самотек, это значит, что Вы потворствуете такому поведению, или, по крайней мере, что Вы прореагируете только в случае крайней необходимости. Неважно, насколько Вы опытны в этом вопросе, достаточно просто сказать что-то типа, что это «не хорошо» или «не круто», чтобы прекратить происходящее. Вмешивайтесь постоянно, и Вы установите культуру, не допускающую такое негативное поведение. Кто знает, возможно, поступая таким образом, Вы когда-нибудь спасете чью-то жизнь.

· Ежедневно общайтесь с каждым ребенком и задавайте правильные вопросы. При том количестве событий и взаимодействий, которые происходят в лагере ежедневно, для одного человека слишком сложно полностью быть в курсе всего. Даже те вожатые, которые ответственны за небольшую группу (8-12 детей) делают все возможное, чтобы быть осведомленными обо всем. Легко может пройти несколько дней без непосредственного общения между вожатыми и лагерниками один на один, особенно если дети веселятся и хорошо себя чувствуют. Чтобы противостоять этой тенденции, возьмите себе за правило каждый раз во время приема пищи сидеть рядом с разными детьми, проводить индивидуальные мероприятия с Вашими лагерниками во время тихого часа, и перед отбоем спрашивать каждого из них, как они провели день. Пусть ежевечерним ритуалом станут ответы ребят на вопросы: «Что было самым лучшим в сегодняшнем дне?», «Что было самым сложным в сегодняшнем дне, и какие уроки ты извлек?». Вы будете удивлены узнав, что на самом деле волнует ребят. Что наиболее важно, Вы будете готовы реагировать на любые ситуации, и ничто не пройдет мимо Вас. Важно непременно делать это ежедневно и не искать предлогов, чтобы не делать этого.

· Превратите в нечто особенное свободное время, например, время перед сном. Большинство самых лучших моментов во взаимоотношениях детей и вожатых происходят в периоды свободного времени, например, игры, тихий час, время перед сном. Это также те периоды, когда вожатые проводят меньше всего времени со своими детьми, вместо этого они устраивают себе перерывы или спешат заняться вечером своими делами. Если Вы будете проводить это время со своими детьми, Вы обнаружите очарование в лагере и взаимоотношениях детей и вожатых. Ценность создания вечерних ритуалов просто безмерна. Особенно, давняя традиция рассказывания историй. Между взрослыми и детьми возникает мощная связь, когда они собираются вместе и рассказывают истории, которые рождают путешествия в воображении детей. Вопреки тому, как думают многие люди, рассказывание историй не подлежит оцениванию Вашими детьми. Рассказ любой соответствующей их возрасту истории достаточен для возникновения взаимосвязи и ощущения единства с Вами. Ваши усилия, затраченные каждый вечер, окупятся сполна уважением и близостью, которые они будут чувствовать по отношению к Вам в течение дня. Это также обеспечит Вам наилучшие воспоминания о лете.

· Если сомневаетесь, не делайте! Каждый раз, когда ребята спрашивают Вас, можно ли делать что-то, а Вы на 100% не уверены хорошо ли это, остановитесь и хорошо подумайте, прежде чем ответить. Ваша самая важная обязанность как лагерного вожатого, которую необходимо выполнять, - это обеспечение безопасности детей. Большинство несчастных случаев происходят из-за небрежных ошибок, которых легко можно было бы избежать. Очень часто нарушаются элементарные правила, которые молодые вожатые не считают важными: например, запрет бегать на причале или бегать босиком там, где не нужно. Эти правила часто являются результатом прошлых ошибок. Соблюдайте их, и Вы сможете учиться на чужих ошибках, а не на своих собственных. Многие другие проблемы возникают, когда вожатые разрешают проводить мероприятия, чреватые внезапными травмами, например, «нападения», шалости, «подушечные бои». Некоторые травмы происходят под контролем, но некоторые являются результатом потери контроля. Помните, что дети гораздо больше подвержены испытывать сильное эмоциональное напряжение во время игры, чем действовать из соображений безопасности. В действительности, Вы должны понимать, что в некоторый момент Вы должны сказать «нет», хотя они не поймут почему. Это не прибавит Вам популярности в тот момент, но зато Вы сможете сохранить их здоровыми, пока они не успокоятся.

· Всегда лучше быть замечательным вожатым по мнению Вашего директора, чем быть «классным» в глазах Ваших детей. Этим летом большую часть времени Вы проведете с людьми, которые младше Вас. Для большинства вожатых это новый и необычный опыт. Не всегда легко установить необходимые барьеры, особенно если Вы устали и утомлены. Опытные лагерные сотрудники рассказывают истории о том, как они убегали и занимались личными делами или «растворялись» в поведении ребят, а потом жалели об этом! Работа с детьми должна быть веселой, и способность к игривости для более тесной связи с детьми просто необходима для Вашего успеха. Просто всегда будьте уверены, что Вы помните, что Вы являетесь взрослым человеком и наняты как специалист в своей области. Подумайте о тех взрослых, которые сыграли наиболее важную роль в процессе Вашего взросления. И хотя временами они действительно были «классными», они всегда преследовали Ваши интересы в хорошем смысле слова. Не смотря на то, что они всегда на Вашей стороне, это не означает, что они всегда согласны с Вашим мнением. Используйте этот подход в общении с ребятами, и Вы также сможете оказать положительное влияние на их жизни, как когда-то те люди оказали на Вашу жизнь. А Ваша ценность для лагеря необыкновенно возрастет


Об имидже и авторитете.

Авторитет должен быть правильным!

Для начала о том, каким он НЕ должен быть.– Дешёвый авторитет

Добиться его очень просто. Надо детям всё разрешать.— Можно мы сегодня на зарядку не пойдём?— Да пожалуйста! Она и самому мне надоела. Вожатый с дешёвым авторитетом становится на один уровень с детьми, братается с ними по-пацански, допускает панибратство. Он принимает во всём сторону детей, в том числе и в вопросах дисциплины.

Такого вожатого дети, конечно, будут любить. Вроде бы… Но очень скоро станет понятно, что любовь эта не настоящая. Потому что в ней нет главного: нет уважения. Мнение вожатого уже не берётся детьми в расчёт. Они ведь заранее знают, что он им всё позволит. Ну и за что уважать такого вожатого? Ведь напарник (напарница) вынужден держать дисциплину один, вынужден быть «злым вожатым».Плюс ко всему, у такого вожатого нет никаких рычагов воздействия на детей.

– Злой авторитет

Злой авторитет основан на страхе. Вожатый по любому поводу кричит, угрожает, непрерывно наказывает. Рычаг воздействия один — угроза, и он работает. До поры. А ведь бывают такие моменты, когда нечем пригрозить. И что тогда? Тогда получите «Королевскую ночь» (всеобщий беспредел в последнюю ночь смены). Дети воспринимают злого вожатого однозначно: как своего врага. И они используют первую же возможность, чтоб отомстить. Стоит ли говорить о том, что к злому вожатому нет никакого уважения? Потому что уважают всегда за что-то хорошее. Есть ещё один важный момент. Если вы все время общаетесь с детьми жёстко, то у вас нет «зазора» для применения жёсткости в тех случаях, когда это действительно нужно.

+ Авторитет (с большой буквы А)

А теперь о том, каким же авторитет должен быть. Правильный авторитет строится на доверии и уважении. Дети уважают вожатого за его справедливость, за его выдающиеся качества. Дети доверяют вожатому, как другу, готовы слушаться его как старшего и мудрого товарища. Как такого добиться? Об этом речь пойдёт дальше. Когда у вожатого есть авторитет, у детей нет толчков к нарушению дисциплины. Действительно, зачем же вредить любимому вожатому? И дети будут слушаться не потому, что им что-то за это пообещали или чем-то пригрозили, а просто потому, что вожатый так сказал. Когда у вас правильный авторитет, вам открыт путь к детским душам. Вы можете создавать атмосферу на отряде, можете зажигать и вдохновлять детей на творчество. А ведь для этого и нужны вожатые. И ещё раз хочу повторить главное правило: не стремитесь завоевать любовь детей. Стремитесь завоевать уважение.

Имидж вожатого

Дети среднего возраста воспринимают вожатого как бы подсознательно. Они не анализируют ваши поступки, ваши личные качества, как это могут делать старшие дети. Но и слепого доверия не ждите — ведь это не малыши. Тут всё зависит от производимого вами впечатления. Тут очень важен имидж: внешний вид, стиль поведения, и, конечно, внутренний настрой.

Внешний вид

Вожатый всегда аккуратен, подтянут. Стильные аксессуары и всякие фишки приветствуются, но в разумных пределах. Вожатый всегда бодр, он излучает энергию. Бесполезно, например, идти утром будить детей, зевая и шаркая тапками. Такое же состояние будет и у них. Поэтому, как бы ни был краток ваш сон, проснитесь, взбодритесь, и лишь после этого направляйтесь к детям, и пусть в вашем лице к ним входит само Бодрое Утро!

Речь

Речь вожатого правильная и чистая. Без жаргонных слов. Не думайте, что подростковый сленг сближает вас с детьми. Чаще это просто выглядит смешно. Без слов паразитов. Вы же не хотите, чтоб дети загибали пальцы, сколько раз вы скажете «как бы так» или «значит». Не кричите. Кричать бесполезно. Повышая громкость голоса, вы только поднимаете шумовой порог, и дети начинают шуметь ещё громче. Кончится тем, что вы просто сорвёте себе голос (впрочем, вы его всё равно наверняка сорвёте в первые дни, но усугублять не стоит). А вот если говорить тише, то дети будут вынуждены прислушиваться. Не повторяйте дважды, дважды не повторяйте. Ох, как это бывает трудно. Лично у меня постоянно такая проблема: вместо «давай скорей» так и хочется сказать «давай-давай, скорей, скорей». Кажется, что так будет убедительней. Может быть, слегка. Но зато вес каждого слова будет гораздо меньше. Если вы все свои распоряжения будете повторять по нескольку раз, дети быстро перестанут реагировать на первый и будут ждать N-го китайского предупреждения.

Вожатый — монстр-по-жизни.

Да, именно так должно казаться детям. Их вожатый самый лучший. Он всё может, всё умеет, всё знает. Таким человеком хочется гордиться! Вожатый всегда уверен, спокоен, не теряется ни в каких ситуациях.Уверенность в себе очень важна. Старайтесь не менять своих решений. Если вы говорите то так, то сяк, мечетесь то одной точки зрения к другой, это говорит о неуверенности, и это не на пользу авторитету. Впрочем, в некоторых ситуациях нужно уметь и признать свою неправоту, иначе будете выглядеть смешно. Будьте готовы к самым неожиданным испытаниям, которым вас подвергнут дети. Неожиданные каверзные вопросы, попытки не слушаться, только чтоб посмотреть, что сделает вожатый — это далеко не весь арсенал. Будьте спокойны и находчивы, помните, что неожиданный, оригинальный ответ обезоруживает провокатора. Если вы что-то умеете делать хорошо, скажем, играть в футбол, играть на гитаре, стоять на голове, танцевать нижний брейк (ух ты! НИЖНИЙ БРЕЙК! Да вы же просто молодой бог!), — демонстрируйте это. Пусть дети видят, за что вас можно уважать. Но не надо бравировать: вожатый крут, но скромен. Если вы чего-то не умеете — не беритесь. Не стоит показывать детям своё несовершенство. Тут, правда, есть свои нюансы. Дети не всегда могут заметить, что вы что-то делаете плохо. Я, например, когда ехал работать первый раз, умел играть на гитаре еле-еле несколько песен. Но я играл, и детям нравилось, и они уверены были, что я классный гитарист. Но есть вещи, которые надо делать обязательно. Например, участвовать в вожатских выступлениях. Дети не должны видеть, что их вожатый где-то «пролетает», что он хуже других. И если во время вожатского номера вы скромненько сидите в зале, ждите от них неудобных вопросов. То же можно сказать, например, про футбольные матчи вожатые-персонал: пусть за всё время вы лишь пару раз прикоснётесь к мячу, всё равно вы часть команды — это для детей важно. В общем, своё неумение, ровно как и умение что-то делать, надо правильно подавать. Важно, чтоб дети видели, что вы пользуетесь уважением других вожатых и администрации. Поэтому, во-первых: всегда будьте уважительны к другим вожатым. Ни в коем случае не высказывайте им свои претензии при детях! Во-вторых, старайтесь работать так, чтоб ни у кого не было претензий к вам: ни у других вожатых, ни у администрации (администрация это ещё отдельный вопрос, будет по этому своя учёба). И ещё имейте в виду: изображать «монстра» не являясь им совсем, гораздо труднее, чем являясь им хотя бы частично. Поэтому развивайте в себе все лучшие качества, готовьтесь к смене. Вожатый должен всегда стремиться к совершенству.

Вожатый — защитник.

Вожатый всегда стоит горой за свой отряд. Если, скажем, возник конфликт с другим отрядом, надо прежде всего заступиться за свой отряд (конечно, делать это разумно, сглаживая конфликт, а не обостряя его), даже если ваши дети в чём-то неправы. Правда, потом, в своём кругу, на отрядном сборе или огоньке, нужно ещё раз всё обсудить, и показать детям, что и они были где-то неправы. Ведь вожатый должен быть справедливым. Так же справедливо и авторитетно надо уметь разобрать любой детский спор.

Как добиться авторитета?

Самые важные здесь первые три дня (как и во всём). Вот несколько советов, которые могут помочь.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.