Сделай Сам Свою Работу на 5

Развитие просодической стороны речи у учащихся с диагнозом «дизартрия»





Распространённым речевым нарушением среди детей школьного возраста является дизартрия, которая в последнее время имеет тенденцию к значительному росту.

У детей с дизартрией присутствуют не только в той или иной степени нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов, но и нарушения голоса. Мелодико-интонационные расстройства относят к основным и наиболее стойким признакам дизартрии. Именно они в наибольшей степени влияют на эмоциональную разборчивость речи учащихся. Мелодико-интонационные расстройства обусловлены парезами мышц языка, губ, мягкого неба, голосовых связок, гортани, нарушением их мышечного тонуса и ограничением подвижности. В результате этого страдает просодика, являющаяся важным компонентом разборчивости речи, то есть сила голоса, его тембр и выразительность. Такие учащиеся говорят или быстро, или, наоборот, медленно с паузами. Их речь монотонна, однообразна, немодулирована. Голос часто глухой, слабый, прерывистый, затухающий. Ребята не умеют изменять силу и высоту голоса, недостаточно четко воспроизводят звуки и их сочетания изолированно, в слогах, в словах, в словосочетаниях и фразах, неправильно воспроизводят речевой материал в заданном темпе. Учащиеся не пользуются в своей речи интонационными средствами.



Роль просодики в речи огромна. Она усиливает само значение слов и выражает иногда даже больше, чем слова.

Логопедическая работа с учащимися -дизартриками по формированию просодической стороны речи кропотливая и длительная, требует большого терпения и упорства, но даёт положительный результат.

Актуальность данной работы заключается в том, что несформированность просодической стороны речи часто ведёт к нарушению развития коммуникативной функции. Исправить нарушения просодической стороны речи необходимо в школьном возрасте, чтобы они не вызывали у учащихся трудности общения с окружающими. Учащиеся после школы уходят в училища, колледжи, и у них могут возникнуть определённые изменения личности в цепи развития «подросток — взрослый». У ребят может появиться закомплексованность, которая будет мешать им учиться и в полной мере раскрывать свои природные способности и интеллектуальные возможности. Поэтому, формируя просодический элемент, мы улучшаем другие компоненты речи учащихся с диагнозом «дизартрия» и их речь в целом.



Работа по развитию просодической стороны речи проходит через всю деятельность учащихся и ведётся на занятиях по коррекции устной и письменной речи, на уроках, на коррекционных занятиях по физической культуре и здоровью, на музыкальных и музыкально-ритмических занятиях, на занятиях у педагога - психолога, в повседневной жизни. Для того , чтобы уроки и занятия были более динамичными, яркими, наглядными, широко используется в работе интерактивная доска.

На занятиях по коррекции нарушений устной и письменной речи использую невербальные и вербальные тренинги. Невербальные тренинги включают в себя работу над ритмом, мимикой, где учащиеся упражняются в отражении эмоций при помощи мимики и жестикуляции. В ходе проведения вербальных тренингов отрабатываю чтение стихов в разном темпе, учащиеся подбирают рифмы, работают над паузами, насыщенными речевым содержанием.

Кроме того, уделяю большое внимание развитию высоты и силы голоса, интонации, средствам и способам её выражения. На занятиях по коррекции нарушений устной и письменной речи использую приёмы подражания, сопряжённо-отражённое произношение, ритмическое чтение, речевые упражнения под такт, отмечаемый ударом руки, ноги, хлопком в ладоши.

Умение изменять силу голоса - одно из важных средств его выразительности. На коррекционных занятиях и на уроках стараюсь научить ребят говорить ясно, чётко, громко, но не крикливо, постепенно изменяя силу голоса,– от громкого произнесения к среднему и тихому и наоборот. Для этого использую упражнения на удлинение произнесения звуков ( при средней громкости голоса), постепенно произнесение звуков на одном выдохе всё более удлиняется, но сила голоса должна оставаться неизменной.



При отработке умений усиливать голос учащиеся упражняются в произнесении звуков и их сочетаний сначала при помощи артикуляции, затем шёпотом, тихо, громко. В обратном случае, когда отрабатывается умение ослаблять силу звука, ребята произносят звуки и звукосочетания громко, тихо, шёпотом, при помощи артикуляции. Постепенно упражнения усложняются: отрабатываю умение усиливать- ослаблять голос без паузы, на одном выдохе, предлагаю усиливать и ослаблять голос с увеличением длительности звучания.

Для умения постепенно ослаблять и усиливать голос использую счёт десятками с постепенным усилением и последующим ослаблением силы голоса, произнесение алфавитного ряда с постепенным усилением и последующим ослаблением звучания.

На уроках русской литературы и на занятиях по коррекции нарушений устной речи предлагаю учащимся читать стихотворения с постепенной сменой силы голоса. Чтобы помочь ребятам регулировать силу голоса в зависимости от смысла высказывания, предварительно обсуждаем с ними тему, главную мысль произведения.

Изменение высоты голоса - одно из наиболее значительных средств его выразительности. Для этого использую упражнения на постепенное расширение диапазона (объёма) голоса, развитие гибкости, тембра голоса. Учащиеся повышают и понижают голос при произнесении гласных, их сочетаний из двух и трёх звуков, слогов. В начале работы голосовые упражнения провожу по подражанию.

При работе над тембром голоса ставлю перед учащимися следующую задачу: выработать ровность, устойчивость, гибкость голоса, его выносливость.

Для этого использую упражнения на повышение и понижение голоса то речевым, то полунапевным способом произнесения, произнесение фраз слитно, сначала монотонно, негромко, затем с изменением высоты голоса.

При работе над тембром голоса подбираю короткие, несложные стихотворения, которые учащиеся произносят с изменением диапазона голоса.

Одним из важнейших выразительных средств речи является интонация.Именно она увеличивает объём сообщения, так как сообщается не только то, что содержится в тексте, но и в подтексте. Речь человека обладает огромным разнообразием интонаций: это достигается изменением высоты, силы, тембра, модуляций голоса.

Для развития гибкости и модуляции голоса использую чтение стихотворений С.Я. Маршака, А. Барто, С. Михалкова, К. Чуковского.

Развивать модуляции голоса помогают упражнения, интонирующие знаки препинания.

При формировании мелодико-интонационной стороны речи большое внимание уделяю работе над логическим ударением. Предлагаю учащимся выделять слова, на которые падает ударение, голосом и движением.

На коррекционных занятиях и на уроках отрабатываем умения пользоваться повествовательной, вопросительной и повелительной интонацией.

Большое внимание уделяю развитию у учащихся естественных интонаций, выражающих различные эмоциональные состояния. Одно из ярких средств эмоционального воздействия на слушателя- междометия. Они не только выражают эмоции, настроения, волевые побуждения человека, но и тренируют естественную подачу голоса. Работу над голосом начинаю с междометий, например, «О!», «А!», «Ах!», «Ох!», выражающих удивление, радость, недовольство, испуг, восторг, страх. Их воспроизведение учащиеся сопровождают различными произвольными движениями и мимическими реакциями. Затем отрабатываем произнесение междометий и звукоподражаний на стихотворном материале.

В процессе развития просодики провожу работу по коррекции нарушений темпо- ритмических характеристик речи, т.к.ритм организует не только двигательную активность, но и слово. Работа над ритмом проводится в двух направлениях: восприятие и воспроизведение различных ритмических структур. В процессе работы над темпом и ритмом использую отстукивание ритма одной или двумя ногами, отхлопывание в ладоши или одной рукой по телу или столу. При этом ударному слогу соответствует более громкий хлопок или удар ногой, неударному – тихий.

Для автоматизации процесса голосообразования предлагаю учащимся произносить пословицы, поговорки, загадки, скороговорки с изменением высоты, силы, модуляций голоса, использованием различных интонаций, сменой темпа речи. Разучиваем небольшие стихотворные тексты с постепенным усложнением рифмы и удлинением фраз.

Работа по формированию голоса проходит на протяжении всего коррекционного занятия, включается в разные его этапы.

Научить ребят пользоваться основными элементами просодики лишь на занятиях недостаточно. Важно ввести голос в повседневную речевую практику учащихся, научить их пользоваться громким, звонким голосом легко, свободно, без напряжения в любых ситуациях - в беседах со знакомыми и незнакомыми людьми, на улице, дома. Это достигается благодаря комплексному взаимодействию всех специалистов на протяжении обучения в начальной школе.

В ходе психолого-педагогического обследования в начале и конце учебного года обращаю внимание на уровень развития мимической моторики, умение пользоваться основными компонентами просодики, такими, как темп, ритм, мелодика, пауза, интонация. Данные обследования заносятся в речевые карты. Они показывают, что в основном учащиеся к 4-5 классу справляются с заданиями на изменение высоты голоса, тогда как в начале обучения могли выполнять упражнения на одной высоте. Ребята научились изменять силу, тембр голоса в зависимости от ситуации, передают голосом эмоциональные переживания и чувства персонажей, могут уже рассказывать стихотворения и скороговорки быстро. При чтении стихотворных произведений у учащихся получается ставить логическое ударение и выделять акустически главные слова, читать с выражением.

Таким образом, систематическая целенаправленная работа по формированию просодики у учащихся с дизартрией способствует нормализации основных компонентов просодической стороны речи и делает речь более выразительной, эмоционально окрашенной.

 

Литература:

1. Архипова, Е.Ф . Стёртая дизартрия у детей / Е. Ф.Архипова.-

М. : Астрель, 2006.- 222 с.

2. Баль, Н. Н. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи / Н.Н. Баль, Н.В. Дроздова.- Минск. : Адукацыя і выхаванне, 2010. -151 с.

3.Голубева, Г. Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников / Г. Г. Голубева. – СПб.:Союз,2000. -60 с.

4. Киселёва , В. А. Диагностика и коррекция стёртой формы дизартрии /В. А. Киселёва.- М. : Школьная пресса, 2007.- 48 с.

 

 
 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.