Сделай Сам Свою Работу на 5

Отношения между дрессировщиком и собакой





 

«В первые полгода жизни щенку необходимо воспитание, а не дрессировка. (О. И. Ульянова. Воспитание щенка немецкой овчарки: Рекомендации по приобретению, содержанию, воспитанию и тренировкам щенков немецкой овчарки. — Н. Новгород: Флокс, 1992, — 128 с: ил.). Применение в возрасте до одного года методов, используемых при дрессировке, формирует у щенков покорную рабскую душу, а не боевитую, уверенную в себе собаку».

Вот что пишет о воспитании животных вице-президент Американского клуба собаководства (Нью-Йорк) Д. И. Диринджер (предисловие к книге Т. А. Нотт и Д. О. Купер. Домашний настольный справочник по дрессировке собак. — Пер. с англ. Е. Нетесовой. — «Библиотека Американского клуба собаководства.» — М.:, Центрполиграф, 1997. 246 с.) «Обучение обостряет ум, делая собачью жизнь осмысленной и интересной, вносит радость и покой. Собака знает, чего от неё ждут, и трудится, чтобы заслужить ваше внимание и любовь. Том (автор) уловил дух воспитания, осознал, какое огромное значение для собаки имеет похвала, понял, что собака от всего сердца старается вам угодить и стать для вас лучшим другом». Автор книги Том А. Нотт, известный американский кинолог, большой авторитет по дрессировке собак, занимающийся этим вопросом свыше 30 лет, обеспечивал специальную тренировку отрядов ВМС США, эксперт по дрессировке полицейских собак и собак-ищеек, имеющий квалификацию эксперта федерального суда и судов штатов (с. 19) в справочнике (скорее умном, добром учебнике по дрессировке) подчеркивает: «Дрессировка собаки должна приносить радость! Собака — ваш лучший друг, и с ней нужно общаться, как с любимым другом. Когда собака оказывает вам полное доверие и демонстрирует желание учиться, отвечайте на это лаской. Ваш долг — и, надеюсь, приятный — научиться, как надо учить собаку, и научить её, как надо учиться». Им приводится выдержка из инструкции Американского клуба собаководства: «Действия воспитателя собаки на ринге должны быть четкими, точными, правильными… Мягкости и естественности поведения воспитателя отдается большее предпочтение, чем военной строгости и приказному тону команд». Читателю понятно, что на вышеизложенной базе отношений должна строиться дрессировка, все её методы, упражнения. Завоевать доверие и желание учиться у подопечного — это и есть база, основа, на которой должно строиться воспитание и дрессировка. И слова опытного дрессировщика Т. А. Нотта воспринимаются естественно и полно: «Обучение щенка — труд, требующий любви, терпения, дисциплинированности и усердия (стр. 22–24)… Щенок должен испытывать исключительно положительные эмоции, сполна получая поощрение и похвалу. Избегайте упреков и негативных высказываний (с. 24)». Успех дрессировки, взаимоотношения между воспитателем и щенком во многом зависят от взаимопонимания и уважения. Такая этологическая оценка в системе человек — собака, основанная на правильном отношении без повышения голоса, окрика, устрашения с установлением тесных, дружеских отношений, доверия и гуманности. Дрессировка — это не что иное, как обучение животных словам (словесным командам) или языку жестов (сигналы рукой на примерах игрового и принудительного выполнения их значения.





В. Д. Ильичев, О. Л. Силаева (Говорящие птицы, М., Наука, 1990, 72 с.) указывают: «Если [животные] понимают слова, значит они их правильно воспринимают, значит в их памяти существуют эти слова в пассивной форме, значит существуют ассоциативные связи между звуковой оболочкой слова и соответствующим предметом или явлением… высшим млекопитающим при содержании в одиночестве совершенно необходимы контакты с человеком-хозяином, они очень стремятся к общению… Свое неумение говорить животные воспринимают как недостаток».

Все привыкли думать, что для дрессировки нужно использовать собак служебных пород (немецкая и шотландская овчарка, дог, боксер и др.) а комнатные декоративные собаки (пудель, сенбернар, пекинес, шпицы и др.) для этих целей не пригодны. Дрессировать можно и нужно всех собак, в том числе и беспородных!



Воспитывать щенка в первые полгода жизни следует по ходу его роста и развития, приучая к общим, доступным для него командам без нажима, мягко, с любовью, без окрика и повышенного тона.

Команды делятся на словесные и с помощью жестов (сигналы рукой). Язык жестов (в ином, историческом плане) присущ волкам, предкам собаки и передается из поколения в поколение, как инстинкт, безусловный рефлекс. Кроме того, для общего развития со щенком необходимо разговаривать, повторяя незнакомые для него предметы и общедоступные явления по несколько раз, не ожидая от него повторения слов, но готовя его к дрессировке и взаимопониманию. Я по много раз повторял слово «ошейник», что в дальнейшем Цейна сравнительно легко обучилась следующей команде: «Дай в руки ошейник». И она несла мне в руки ошейник. Но для этого необходимо, чтобы ошейник находился в одном и том же месте или в месте, доступном для поиска.

Следует выполнить ряд неукоснительных требований при работе с собакой: соблюдать личную гигиену и гигиену собаки. После каждого контакта с собакой мыть руки с мылом. На улице при ходьбе собака должна находиться от вас слева. Такая позиция выполняется при поводке или без него по команде «рядом». Тон команды должен быть спокойным, дружелюбным, но властным. Не допустимы окрики и применение физического воздействия — наказания. У щенка неокрепшие, нежные, хрупкие косточки скелета. Ошибки воспитания ищите в себе, в своих неправильных командах, поступках. Собака никогда не виновата. Будьте терпеливы и терпимы! Дрессировщики не рекомендуют нависать над собакой, а быть рядом; не смотреть ей в глаза (они принимают это за вызов).

Ребенок и щенок не отличаются терпеливостью, терпение должно быть у воспитателя-дрессировщика. Команды осваиваются не сразу, а постепенно. Терпение и труд — все перетрут. И следует помнить: вы берете в дом не щенка, а ещё одного члена семьи, перед которым вы в ответе. И главное — нет «глупых» щенков.

Сначала остановимся на общих словесных командах, которые легко запоминаются и выполняются щенком.

 

Общие словесные команды

 

«Хорошо!»— произносится при аппетитном поедании корма, с одновременным поглаживанием или легким пошлепыванием щенка по спине. Приучение к этому поощрению помогает в дальнейшем при дрессировке, заменяя лакомство.

«Ко мне!»— обычно при входе в комнату щенок бежит встречать вас, а вы произносите эту команду. Команда многократно закрепляется дома и на прогулке. Прогуливаясь с поводком, воспитатель останавливается, отступает назад и произносит: «Ко мне!». Щенок должен сесть перед дрессировщиком.

«Место!» . На выделенное щенку место в комнате кладется кость и когда он окажется на месте, произносится слово: «Место!», а затем «Хорошо!» и поглаживание. Пока щенок нагрызется, вы можете покинуть комнату, и заняться делами по дому (в дальнейшем).

Отработка этой команды приучает собаку к месту, когда воспитатель выходит из дому. Эта команда поможет вам оставить собаку во дворе, на улице в облюбованном месте, чтобы отлучиться на несколько минут, посетить магазины и прочее. Часть вещей, оставленных при собаке с командой «Охраняй!», повысит ваши удобства.

Вместо косточки можно использовать миску с едой.

«Вперед!»— эта команда произносится при выходе щенка из дома, при самостоятельном (без поводка), правильном (с левой стороны) передвижении, при переходе через опасную дорогу и возникновении на пути каких-либо препятствий, пугающих щенка (огороженные участки, сваленное дерево). Четкое выполнение поощряется словом «Хорошо!»

«Стоять!»— приучение к этой команде начинается, когда щенок стоит. Произносится «Стоять!» и одновременное поглаживание низа живота.

В дальнейшем команда применяется, чтобы остановить собаку во время ходьбы или бега и одеть поводок. У повзрослевшего щенка лакомство заменяется словом «Хорошо!».

На примере собаки Цейны первоначальная команда «Стоять!» была заменена командой «Осторожно, машина!» или просто «Машина!». Доходя до дороги, я тревожно говорил Цейне: «Стоять, осторожно, машина!», а в последующем, когда она привыкла к команде, заменил словосочетание на одно слово: «машина». Цейна останавливалась перед опасной дорогой, загруженной автотранспортом, пропускала автомобиль или ждала меня.

«Сидеть»— команда подкрепляется легким, нежным надавливанием в области крестца. Когда щенок сядет, произносится весело: «Хорошо!» и следует поглаживание. Команда может быть достигнута при надавливании на область крестца, и единовременном постукивании по ахилловым сухожилиям. Команда дается легко.

До двух месяцев Цейна умела сидеть по команде.

«Голос!» . Когда щенок лает, вы говорите ему «Голос!» и поощряете лакомством и словом «Хорошо». Он быстро осваивает эту команду.

«Лежать!»— команда является как бы продолжением команды «Сидеть». Для обучения команде «Лежать» воспитатель со стороны спины отводит вперед обе передние лапы сидящего щенка. Если щенок сопротивляется, ему помогают расслабиться. Для этого сначала одну, а затем другую переднюю лапы нежно встряхивают, поднимают их и укладывают вперед. Когда щенок выполнил команду правильно, его хвалят «Хорошо!»

«Рядом!»— команда выполняется поэтапно. Вначале подается команда «Сидеть!». Собака, находящаяся на поводке, усаживается напротив Вас. После команды «Рядом» она обходит Вас кругом справа и усаживается правильно, не кривобоко, слева. Затем следуют лее команды вместе: «Рядом. Вперед». Вы начинаете ходьбу с левой ноги (собака это запоминает), соблюдаете обычный, умеренный темп движения, и собака приспосабливается к нему (а не дрессировщик к собаке). При ходьбе поводок держать свободно. При остановке левая нога ставится рядом с правой, что служит сигналом собаке «Сидеть!».

Команда отрабатывается постоянно, меняется направление, делаются повороты налево, направо, кругом. К примеру, при повороте налево делается шаг левой, затем правой. Для предупреждения путания собаки под ногами, некоторые дрессировщики рекомендуют похлопывать собаку по правому плечу.

«Игровой аппорт!» [1]состоит из двух команд «Взять» и «Отдай» и готовит собаку к аппортировке предметов и команде «Взять» (в дальнейшем «Фас»).

На глазах щенка бросается любимая игрушка щенка с командой «Взять». Сидящий рядом с вами щенок бросается за игрушкой, возвращается радостный и возбужденный и усаживается напротив. Мягко, без нажима, попросите: «Отдай!». Конечно, щенок первое время будет сопротивляться. Возьмите игрушку и щедро поощряйте собаку лакомством, поглаживанием и «Хорошо». Следует уступить собаке игрушку через показную «борьбу». Щенок должен осознать «превосходство» над Вами, что укрепит его веру в себя и придаст интерес игре.

Такие игры любимы животными и не надоедают при ежедневных применениях. Наряду с обычными играми (бег, прыжки) полезны и необходимы.

Все команды доставляют радость дрессировщику и собаке, но аппортировка занимает особое место среди них. Приучение щенка к удержанию в зубах игрушки и проходка, пробежка с ней на некоторое расстояние, обучает собаку брать и носить предметы. После освоения команд (взять, отдай) достаточно и легко перейти на одну команду: «Аппорт!»

«Ищи!» . Щенок сидит слева у ноги. Подается предмет поиска и команда «Нюхай». Собака определяет запах предмета. Затем произносится «Место». Воспитатель прячет предмет в одной из комнат, возвращается к щенку и командует «Ищи!». При отыскании предмета поощряется «Хорошо».

 

Команды жестами (руками)

 

Вероятно, необходимо договориться о правилах, которые необходимо выполнять при всех командах жестами:

— для привлечения внимания собаки произносить её кличку;

— вначале при освоении команд жестами произносится уже освоенная команда голосом, и одновременно жестом; когда собака освоит команду жестом, голосовые сигналы не применяются.

— отдавая команду не громоздитесь, не нависайте над собакой (она этого не любит), а постарайтесь быть рядом: присаживайтесь на колени или ставьте щенка на стол с жестким покрытием.

«Ко мне» . Собака и дрессировщик находятся на позиции «Рядом». Отдается команда «Место». Дрессировщик обходит собаку сзади, проходит несколько шагов вперед, поворачивается и оказывается напротив собаки.

По команде «Ко мне» — правая рука дрессировщика отводится прямо в сторону ладонью вперед. Через несколько секунд, после наведения зрительного контакта с собакой, рука дрессировщика возвращается к груди и опускается к бедру. Собака подходит и усаживается напротив.

Жест приучает собаку подходить к воспитателю при свободном выгуле, на площадке, во дворе.

«Вперед»— выполняется команда с двух позиций: когда собака сидит слева «Рядом», и при ходьбе слева «Рядом».

Командой является выбрасывание правой руки вперед с пальцами, зажатыми в кулак.

 

 

Рис. 3. Неправильное, небрежное выполнение команды «Сидеть» у Цейны

 

Собака устремляется вперед.

«Стоять» . При медленной ходьбе «Рядом» дрессировщик ладонью правой руки на расстоянии 15–20 см перед глазами собаки делает несколько медленных движений, и одновременно произносит «Стоять». Не стремитесь, чтобы собака сразу остановилась. После нескольких шагов станьте напротив собаки, загораживая ей дорогу. Говорите «Место» и обогните её сзади и остановитесь справа в позиции «Рядом».

Спокойное закрепление команды осуществляется путем удлинения времени и дистанции в системе воспитатель-собака.

«Сидеть» . Вы поворачиваетесь лицом перед стоящей собакой. Отдаете голосовую команду и одновременно выпячиваетесь вперед, оставляя наполовину согнутой в локте правую руку, ладонью книзу (пальцы вместе). Собака садится.

Следим за состоянием задних конечностей, чтобы не было перекоса, как на рисунке 3.

«Голос» . Собака сидит. Жестом руки, каким вы усаживаете собаку, но несколькими колебательными движениями ладони слева направо в запястном суставе и словом «Голос» вызываете лай у собаки. Поощряете словом «Хорошо».

«Лежать» . Из позиции «Сидеть» опускаете ладонь руки до уровня морды собаки. Собака ложится.

«Рядом» . После команды «Ко мне» собака подходит к вам, чтобы усесться напротив, но заметив это, продолжаете жест, разворачивая руку вокруг себя сзади. Если собака подошла и стоит около левой ноги, вы показываете, чтобы она села.

Американцы предлагают другой вариант команды «рядом». Левая рука опущена вниз, пальцы вместе, ладонь вперед. Чтобы привлечь внимание собаки к команде, ладонью делаются медленные движения вперед и назад.

Схема команд руками показана на рис. 4.

 

 

Рис. 4. Схема команд рукой

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.