Сделай Сам Свою Работу на 5

Арбитраж примкнул к оппозиции





Оппозиция поправит президента

КПРФ, "Справедливая Россия" и ЛДПР внесут общие поправки к проекту изменений Конституции

 

№209 от 14.11.2013, стр. 2

 

Как стало известно "Ъ", депутаты оппозиционных думских фракций решили подкорректировать президентский проект поправок к Конституции "О Верховном суде (ВС) и прокуратуре" и переходных положений к ним. КПРФ, ЛДПР и "Справедливая Россия" должны к пятнице внести в профильный комитет поправки, меняющие процедуру формирования квалификационной коллегии по отбору судей в новый единый ВС и исключающие субъекты РФ из процедуры согласования региональных прокуроров.

 

Президентский законопроект был одобрен Госдумой в первом чтении 12 ноября. Он предполагает исключение из Основного закона упоминаний об арбитражном суде (и создание единого Верховного суда из 170 судей), а также упоминания о прокуратуре как "единой централизованной системе с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим" (с закреплением особой роли президента при назначениях не только генпрокурора, но и его подчиненных). Публичной критике проект подверг упраздняемый ВАС, а против него голосовали фракция КПРФ и три справоросса.



 

К подготовке поправок ко второму чтению КПРФ, "Справедливая Россия" и ЛДПР приступили вместе. Как заявил "Ъ" первый зампред фракции справороссов Михаил Емельянов, координировать действия пришлось прежде всего из-за жестких условий, в которых оказались думские оппозиционеры.

 

Время подготовки поправок ко второму чтению было урезано до четырех неполных дней — до пятницы, 15 ноября. К тому же глава думского комитета по конституционному законодательству Владимир Плигин ("Единая Россия") еще на стадии предварительного обсуждения заявил, что ко второму чтению проекта, который подразумевает изменение Конституции, вносить в него поправки смогут только те субъекты, которые по ст. 134 Основного закона могут инициировать пересмотр его положений. То есть президент, Совет федерации, Госдума, правительство, законодательные собрания субъектов РФ, одна пятая членов СФ или группа из 90 депутатов (одна пятая депутатов Госдумы).



 

Из думских фракций самостоятельно предлагать поправки могли бы только единороссы (238 депутатов) и КПРФ (92 депутата), у "Справедливой России" (64) и ЛДПР (56) такой возможности не было бы по определению. Дополнительная сложность возникла из-за того, что "не все депутаты присутствуют в столице — кто-то в командировках, кто-то в своих регионах" и собрать подписи трудно, пояснил господин Емельянов.

 

Первая поправка коснется Специальной квалификационной коллегии по отбору кандидатов на должности 170 судей нового Верховного суда РФ. Согласно президентскому законопроекту, она состоит из 27 членов — по одному представителю от президента, Общественной палаты и общероссийских общественных объединений юристов, а остальные 24 избираются советами судей субъектов РФ (по три от каждого из восьми федеральных округов). Как заявил "Ъ" первый зампред комитета по конституционному законодательству Александр Агеев ("Справедливая Россия"), вместо этого предлагается брать от каждого округа не по три, а по два представителя, а взамен усилить "арбитражную" составляющую, взяв по одному человеку от каждого федерального арбитражного суда (их 10). Таким образом, в коллегии будет 29 членов. Поправку справоросс объясняет тем, что иначе в коллегию не войдут "самые высококвалифицированные судьи".

 

Вторая поправка, по словам зампреда комитета от ЛДПР Сергея Иванова, касается назначения прокуроров субъектов федерации. По предложенной Владимиром Путиным процедуре они назначаются президентом по представлению "генпрокурора, согласованному с субъектами РФ". Думские оппозиционеры хотят, чтобы "они могли назначаться без согласования с местными органами власти". Как пояснил "Ъ" зампред думской фракции КПРФ Анатолий Локоть, чтобы убрать решающую роль президента, "надо весь закон менять", оппозиционеры же хотят минимизировать влияние губернаторов на региональных прокуроров, которые должны их контролировать.



 

Кроме того, сами коммунисты готовят еще одну поправку, которая должна сохранить в Конституции "принципы централизации и единства прокуратуры", рассказал "Ъ" депутат Госдумы от КПРФ, бывший зампрокурора Москвы Юрий Синельщиков.

 

Зампред комитета по конституционному законодательству от "Единой России", представитель Госдумы в Конституционном суде Дмитрий Вяткин от комментариев вчера отказался.

 

Максим Ъ-Иванов, Таисия Ъ-Бекбулатова, Сергей Ъ-Горяшко

 

Арбитраж примкнул к оппозиции

Депутаты впервые вынуждены собирать подписи для поправок в законопроект. Поправить инициативу президента об объединении судов попытаются представители трех оппозиционных фракций при поддержке Высшего арбитражного суда

 

Светлана Бочарова, Анастасия Корня, 14.11.2013, 211 (3473)

 

Депутат Госдумы, лидер московских эсеров Александр Агеев приступил вчера к сбору 90 подписей депутатов Госдумы под своей и фракционной поправками в президентский законопроект об изменении Конституции, согласно которому объединяются высшие суды (см. врез). Вчера перед подписанием номера он сообщил, что собрано уже 87 подписей депутатов всех трех оппозиционных фракций. К пятнице, когда истечет срок представления поправок, их будет 90, не сомневается Агеев.

 

ЛДПР поддержит Агеева подписями, сказал «Ведомостям» депутат от этой фракции, председатель комитета по делам общественных объединений Ярослав Нилов. Подписи под поправками смогут поставить и коммунисты, хотя в целом фракция КПРФ проект президента не поддерживает, сказал депутат этой фракции.

 

12 ноября Госдума приняла законопроект в первом чтении, второе чтение намечено на 20 ноября, на принятие поправок отведено всего четыре дня (до пятницы). При этом процедура корректировки путинской инициативы необычная. Конституционный комитет отказался принимать поправки к президентскому законопроекту от депутатов-одиночек: круг инициаторов поправок к поправкам в Конституцию должен быть ограничен, так же как круг возможных инициаторов изменения Основного закона — президентом, парламентом, правительством, законодательными собраниями регионов и группами сенаторов и депутатов численностью не менее 90 человек, следовало из разъяснений, данных ранее председателем комитета Владимиром Плигиным, ссылавшимся на ст. 134 Конституции.

 

Лично Агеев предлагает изменить часть президентского законопроекта, касающуюся объединения высших судов: в составе специальной коллегии, которая будет формировать состав нового Верховного суда, должно быть обеспечено паритетное представительство судей общей юрисдикции и арбитражной системы, считает он. Президентский законопроект этого не гарантирует.

 

В Высшем арбитражном суде (ВАС) предложение Агеева поддержали: оно соответствует принципу равноправия высших судов, сказала «Ведомостям» пресс-секретарь суда Анна Ковалева. Создавать новую коллегию «выборщиков» совсем необязательно, действующая Высшая квалификационная коллегия судей и экзаменационная комиссия вполне справились бы с задачей отбора судей, считает другой собеседник «Ведомостей» в ВАС.

 

Поправка от фракции эсеров предлагает отменить согласование с властями регионов кандидатур региональных прокуроров, предусмотренное президентским законопроектом. Прокурор региона вообще-то федеральный прокурор, который отстаивает федеральное законодательство и должен быть независим, пояснила «Ведомостям» депутат фракции эсеров Елена Мизулина.

 

Норма, которую хотят исправить эсеры, записана в действующей Конституции, президентский проект ее сохраняет, но эта система ущербна, считает Мизулина: опыт показывает, когда нужно согласие, прокурор вынужден входить в контакт с элитой, определенным образом нравиться ей и прогибаться. В Конституции 1993 г. эта норма появилась ошибочно, считает парламентарий, прокуроры должны быть независимы от местных элит — это важно для обеспечения их федерального статуса и единой федеральной законности в стране.

 

По поручению фракции эсеров Мизулина внесла поправку о прокурорах в комитет от своего имени, сказала она «Ведомостям». Но в профильном, конституционном комитете ее предложение поправкой не считают — нужно 90 подписей, сказал «Ведомостям» человек в комитете.

 

Очень жаль, что именно конституционный комитет так интерпретирует закон, комитету надо сходить поучиться на юридическом факультете, возмущена Мизулина: ни в регламенте Госдумы, ни в законе о порядке принятия поправок к Конституции никаких норм, которые бы предусматривали особый порядок внесения поправок ко второму чтению проекта закона о поправках в главы 3-8 Конституции, не предусмотрено. Установленная профильным комитетом процедура внесения поправок в Конституцию может быть оспорена, не исключила собеседница «Ведомостей». Это очень опасная тенденция — вольная интерпретация и регламента, и закона, недопустимо, чтобы сама Госдума позволяла себе такое, заявила депутат.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.