Сделай Сам Свою Работу на 5

Молодежная субкультура в образовательном пространстве ВУЗа.





Дайджест

по дисциплине

Научно Исследовательский Семинар: тематическая группа
«Семья и образ жизни»

на тему

Субкультуры

 

 

Выполнили студенты 2 курса:

Новоселова Виктория

Шеметкова Анна

Щетинин Алексей

 

 

Москва


Субкультура школьной молодежи в Великобритании, США и в Новой Зеландии

В статье производится анализ и компиляция зарубежных работ о школьных субкультурах в Великобритании, США и в Новой Зеландии. Автор говорит о том, что изучение данного вопроса важно для изучения проблем современной молодежи, так как школьные субкультуры оказывают очень значительное влияние на процесс социализации.

Изучая школьные субкультуры, автор выделяет прошкольные и антишкольные.

В первые часто включаются успевающие ученики, заинтересованные в высокой успеваемости и академических успехах. Эту субкультуру зачастую создают сами преподаватели, поощряя старательных учеников с сильных потоков.

В антишкольные субкультуры вступают ученики, не достигшие высоких успехов в учебной деятельности. В таких субкультурах физические параметры, общительность и спортивные достижения намного более важны, нежели успехи в учебе. Члены таких субкультур склонны пренебрегать школьными правилами и намеренно плохо учится. Часто антишкольные субкультуры состоят в основном из национальных меньшинств, что заставляет всех других представителей этого национального меньшинства присоединиться к этой субкультуре, для того, чтобы не стать маргиналом.



Кроме того, в антишкольные субкультуры включаются дети из малоимущих семей, которые не могут соответствовать высоким нормам потребления среди своих сверстников, и вынуждены бросать вызов институтам среднего класса.

 

Динамические процессы в молодежной субкультуре

Автор анализирует молодежную субкультуру, рассматривая ее как совокупность конкретных групп и объединений.

Анализ проводится на трех уровнях существования субкультуры ‑ уровень формирующейся личности, peer groop и на уровне существования субкультуры как феномена.

Уровни формирующейся личности и peer groop по автору относятся к микроуровню субкультур. Основная динамика на уровне формирующейся личности представлена диалектической моделью развития личности, которая говорит о том, что нормальное развитие человека включает в себя три этапа ‑ семья, субкультура и вхождение в общество. Таким образом, субкультура является естественным для человека этапом на пути к обществу.



На уровне peer groop характерны динамические модели молодежных объединений: линейная, циклическая и волновая. По линейной модели субкультура развивается от простейших организаций к обществу. По циклической модели жизнь субкультуры подобна жизни живого организма - она зарождается, развивается, стареет и погибает. Если же в конце своего жизненного цикла субкультура не погибает, а перерождается в другую, такую модель называют волновой.

Кроме того, существует синергичная модель, в которой существование молодежной субкультуры описывается чередованием порядка и хаоса.

На макроуровне на субкультуры влияет политика, а именно твердость или мягкость режима, и экономического состояния страны, которая также оказывает влияние на виды и способы проявления молодежных субкультур.

 

Виды молодежной субкультуры, преобладающей в современной молодежной среде

Автор представляет характеристику основных молодежных субкультур России, выделяет их основные особенности и отличительные черты. Ниже проведены самые известные из рассмотренных субкультур:

1. Хиппи. В основном творческая молодежь. Одеваются неброско, активно используют собственный сленг. Основной идеологией можно назвать пацифизм, пренебрежение к материальным ценностям. Среди них популярны восточные религиозные учения.



2. Толкиенисты и ролевики. Интересуются творчеством Толкиена и другими произведениями в жанре фентези, организовывают по ним разнообразные игры, зачастую соревновательного характера. Им характерно необычное поведение, так как члены этой субкультуры часто вживаются в роль и стараются ей следовать даже в обыденной жизни.

3. Панки. Являются в некоторой степени антагонистами хиппи. Часто дети из небогатых рабочих семей. Важную роль играет музыкальная составляющая субкультура, а также самовыражение через одежду и внешний вид (прически, пирсинг). Идеологически близки к анархистам, довольно агрессивны.

4. Скинхеды. Основная отличительная черта - бритая голова. Практически все члены организации - приверженцы крайнего национализма или расизма. Часто участвуют в уличных потасовках с представителями национальных меньшинств, а также с фанатами.

5. Байкеры. Основные отличительные черты - внешний вид и любовь к мотоциклам. Музыкальная составляющая достаточно важна, хотя байкеры любят разнообразные стили рок-музыки. Основа идеологии - мотоцикл и все, что с ним связано.

6. Металлисты. В основном музыкально-направленная субкультура, идеологическая составляющая достаточно слаба, внешний вид близок к байкерам.

7. Футбольные болельщики. Криминализированная молодежная организация со сложной структурой и иерархией. В основном характерны стычками с фанатами других футбольных клубов.

 

Субкультура геймеров: «социальный портрет» и особенности картины мира.

Автор ставит перед собой задачу описать образ геймера, его социальные особенности и основные черты. Были изучены геймеры Выборгского района Петербурга старше 12 лет, выборка составила 100 человек.

Одни из основных особенностей геймеров, которые были выявлена в ходе исследования - активная гражданская позиция и высокая целеустремленность. Автор считает, что на формирование такого мировоззрения непосредственно влияют игры, которые заставляют преодолевать препятствия. С другой стороны, эта целеустремленность может не выражаться в реальной жизни, так как в жизни, в отличие от игр нет системы поощрений. Кроме того, многие респонденты сами считали, что у них существует зависимость от игры.

Другой характерной чертой оказалась очень высокая скорость адаптации и восприимчивость к новому, что тоже определяется природой игр, в которых необходимо постоянно совершенствоваться ради победы.

Геймеры очень активно интересуются современными компьютерными технологиями. Кроме того, субкультуре геймеров присущи свой сленг и особенности внешнего вида, но они очень изменчивы.

Если говорить о демографических характеристиках, то основная часть геймеров -мужчины, 17-25 лет, притом работающие, или имеющие дополнительный заработок.


 

Символика нательных знаков (тату, пирсинг, скарификация) в контексте молодежных субкультур.

Одна из основных исторических функций татуировки - социализация. Каждому обществу присущи определенные ценности и отражение их на своем теле значительно усиливает интеграцию в социальную группу.

Кроме того, татуировка это еще и способ самоидентификации. Исторически, молодежные субкультуры были склонны выражать свои мировоззренческие смыслы ярко и открыто. Татуировка оказывается способом показать свою принадлежность к какой-либо социальной группе.

Внутри субкультуры образуется своя эстетическая реальность, в которой определенным символам приписывается определенный смысл, понятный лишь членам группы. Тем не менее, татуировка всегда попытка показать какие-то знаки, которые соответствуют представлениям индивида, поэтому татуировка невольно остается способом самоутверждения.

Таким образом, татуировка и другие виды нательных знаков в современной культуре это, прежде всего, попытка добавить себе тех качеств, которые прибавляют индивиду уверенности в себе.

 

Молодежная субкультура в образовательном пространстве ВУЗа.

Был проведен анкетный опрос на базе Оренбургского государственного университета и Оренбургского педагогического университета. Выборка составила 203 студента. Анкета была разделена на четыре смысловых блока:

1) Понимание содержания понятия «молодежная субкультура». Оказалось, что большинство студентов связывает субкультуру с причастностью к определенной группе.

2) Осведомленность о существующих субкультурах. Наиболее известными среди студентов оказались субкультуры готов, эмо, панков, рокеров, реперов, хиппи и скинхедов.

3) Отношение к молодежным субкультурам. Общее отношение оказалось негативным, студенты оценили участие в субкультурах как способ выделиться из серой массы и сформировать жизненную позицию

4) Изменение в выборе субкультуры. Подавляющее число опрошенных ответило, что предпочтения в выборе изменяются с ходом времени и связало это с процессом взросления и изменением моды.

Хотя общее отношение к субкультурам оказалось негативным, субкультуры в глазах некоторых студентов имели и положительные черты.

 

В своей статье «Влияние Интернета на процесс формирования социально капитала в молодежных субкультурах» А.Л. Лучинкина обращает внимание на то, что «в рамках социализационной функции молодежной субкультуры остается неизученным процесс накопления социального капитала участниками субкультурных групп». Автор и пытается определить, какое значение имеет социальный капитал для участников различных субкультур и каким образом он формируется.

Прежде всего, А.Л. Лучинкина, так же обращаясь к другим авторам, дает определение понятиям субкультура, социальный капитал и социализация. Затем автор вспоминает некоторые теории социального капитала (П.Бурдье,Дж.Коулман), сравнивает отношения между членами субкультур в СССР и современном обществе и обращает особое внимание на то, что «на современном этапе под влиянием Интернета кардинальным изменениям подверглись причины и форма взаимодействия в субкультурной среде».

В конце статьи делаются определенные выводы: «динамика накопления социального капитала участниками субкультурных групп может быть определена…путем анализа длительности контактов после выхода из субкультур, а также характеристики статуса индивида в группе», «ретроспективный анализ бывших участников субкультурных групп позволит нам выявить особенности взаимодействия внутри группы и за ее пределами, а также охарактеризовать возможности реализации социального капитала такими молодыми людьми после выхода из субкультуры».

 

Статья «Девиантное поведение в некоторых молодежных субкультурах» была написана группой авторов ( М.Г.Чухлова, А.С.Чухлов, А.В.Пивоваров, Д.И.Сафин, Т.Г.Орлова). Целью пилотного исследования является изучение распространенности различных форм девиантного поведения в молодежных субкультурах.

В исследование принимали участия представители таких субкультур: хиппи (30 чел.), панки (28 чел.), готы (32 чел.), растаманы (28 чел.); все в возрасте от 16-19 лет. Контрольная группа: подростки, которые не причисляют себя ни к одной из субкультур, учащиеся в школе, в возрасте от 16-18 лет (всего 40 чел). Основной метод исследования - нестандартизированное (свободное) психологическое интервью. В интервью обязательно входили вопросы, касающиеся отношения испытуемого к молодежным субкультурам и их определяющих признаках: истории, музыке, слэнгу, идеологии, имиджу. Подробно расспрашивались респонденты об их отношении к алкоголю, наркотикам, суицидному поведению и преступности (мотивация, частота и тд).

Результаты исследования: 1) для современных подростков субкультура выражается преимущественно во внешних формах, а не во внутреннем содержании ( по полученным данным видно, что идеология субкультуры стоит далеко не на первом месте, а основными признаками субкультуры являются музыка и внешний вид). 2) для подростка принадлежность к определенной субкультуре не определяет его девиантность, а скорее, субкультура выбирается по внутренней склонности к той или иной девиации.

Вывод: склонность к девиантному поведению не заложена в субкультуре как таковой. Она зависит от способности подростка адекватно оценивать поступающую ему информацию, осознавать выбор своих действий и нести ответственность за свои поступки.

 

В статье Л.М.Эррера «Новый подход в определении причин появления молодежных субкультур» затрагивается тема причин и предпосылок появления молодежных субкультур. В начале автор определяет, что такое субкультура, анализирует работы разных зарубежных исследователей, особое внимание уделяя работам М.Брейка и К.Мангейма.

Л.М.Эррера делает вывод, что условия для возникновения молодежных субкультур формируются на трех уровнях: общества, группы и индивидуально-личностном уровне (Я-концепция). При этом, основным фактором примыкания молодежи к субкультуре автор считает индивидуально-личностные особенности. Механизм детерминации молодежных субкультур на индивидуально-личностном (со стороны Я-концепции) : 1) становление нового уровня самосознания, самооценка; 2) результат становления идентичности; 3) результат становления мировоззрения; 4) поиск смысла жизни; 5) аутентичность. Так же автор уверен, что характер, темперамент и способности человека тоже являются очень важными факторами.

В заключении Л.М.Эррера говорит, что данный подход к определению причин появления молодежных субкультур является индивидуально-личностным, подчеркивая то, что, хотя и вся молодежь общества находится в одинаковых условиях, далеко не все молодые люди примыкают к субкультурам. Детерминанты появления молодежных субкультур, так же как и причины присоединения личности к определенной субкультуре, не всегда рациональны и материальны. Они появляются спонтанно, и часто бывают ответом на пустую и скучную жизнь без возможности реализовать себя, а с появление субкультуры в повседневности молодого человека, делает жизнь более полной и насыщенной,

 

Ю.Е.Музалевская в статье « Философские аспекты, лежащие в основе возникновения субкультуры панков, их отражение в костюмах ее представителей» пытается исследовать и связать атрибутику в одежде панков с их мировоззрением.

В начале статьи, автор рассказывает о возникновении данной субкультуры, о ее отличительных чертах. Так же обращается к работе Крейг О’Хара «Философия панка больше чем шум», где дается достаточно полное описание сущности представителя панк движения. Затем, Ю.Е. Музалевская переход непосредственно к описанию атрибутивной одежды панков: брюки – бондэйж, кожаные ремни на руках(подчеркивают несвободу молодежи в обществе); «шотландка» (добавовляет оттенок национального шотландского свободолюбия); лезвия, вставленные как в одежду, так и само тело; английская булавка стала символом.; майки с оскорблениями (протест всему обществу).

В качестве вывода, автор утверждает, что панк-движение по сей день остается экзистенциальным течение. По силе влияния на господствующую культуру его можно сравнивать только с движением хиппи.

 

В своей статье «Молодежный экстремизм и молодежная субкультура» Е.К.Сон описывает тот факт, что экстремизм среди молодежи непосредственно связан с субкультурами.

Субкультуру автор определяет, как «систему норм и ценностей, отличающих группу от большинства обществ» и формируется она под влиянием таких факторов, как возраст, этническое происхождение, религия, социальная группа или местожительство. Е.К.Сон утверждает, что субкультура может быть названа экстремистской, если « их агенты используют любые формы и средства политического насилия в целях реализации собственной политической субъектности в отношении государственных институтов или любых субъектов политической власти». Так же говориться, что государство должно контролировать деятельность оппозиционных группировок, ведь любая субкультура это протест обществу. Однако в современном мире, особенно в Россия государство ослабило идеологический контроль на обществом, что может быть опасно.

В заключении автор утверждает, что по опыту нашей страны и некоторых стран СНГ можно сказать, что значение экстремизма оказалось явно недооцененными, что привило к серии трагических событий, жертвами которых были молодые люди. Молодежный экстремизм, как массовое явление последнего десятилетия нашей жизни, выражающееся в пренебрежении к действующим в обществе правилам и нормам поведения или в отрицании их, все таки можно рассматривать с различных позиций.


Библиографический Список

1. Петрищев В. И. Субкультура школьной молодежи в Великобритании, США И в Новой Зеландии // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. ‑ 2009. ‑ №3. С. 17-19.

2. Сурвилайте, Д. В. Динамические процессы в молодежной субкультуре / Д. В. Сурвилайте // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии [Текст] : науч.-практ. журн./ Мин-во обр. и науки РФ; Федеральное агентство по образованию; С.-Петерб. гос. ун-т сервиса и экономики. - СПб. : Изд-во СПбГУСЭ, 2009 - 2010г. № 1(3) . - С.30-37. -

3. Колесникова, С. С. Виды молодежной субкультуры, преобладающей в современной молодежной среде // Вестник Кемеровского государственного университета. - [Без м.и.], 2008 Вестник Кемеровского государственного университета // Вестник Кемеровского государственного университета. N 1. - 03 Mar 2008

4. Степанцева, О. А. Субкультура геймеров: "социальный портрет" и особенности картины мира [Текст] / О. А. Степанцева // Вопросы культурологии. - 2008. - N 4 (апрель). - С. 74-75

5. Мельникова Л.А. Символика нательных знаков (тату, пирсинг, скарификация) в контексте молодежных субкультур // Интерэкспо Гео-Сибирь. ‑ 2012. №6. С. 84-91

6. Мосиенко Л.В. Молодежная субкультура в образовательном пространстве ВУЗа. // Современные наукоемкие технологии. ‑ 2010 №6. С. 124-127

7. Лучинкина А.Л. Влияние Интернета на процесс формирования социально капитала в молодежных субкультурах // Сборники конференций НИЦ «Социосфера» . 2012 . №17. С. 43-45

8. Чухлова М.Г. Чухлов А.С. Пивоваров А.В. Сафин Д.И. Орлова Т.Г. Девиантное поведение в некоторых молодежных субкультурах // Мир науки, культуры, образования . 2011 . №6-2 . С. 291-295

9. Эррера Л.М. Новый подход в определении причин появления молодежных субкультур // Исторические, филосовские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практикию 2011 . №5-2 . С . 221-223

10. Музалевская Ю.Е. Философские аспекты, лежащие в основе возникновения субкультуры панков, их отражение в костюмах ее представителей // Наука и бизнес: пути развития . 2012 . №13 . С. 57-59

11. Сон.Е.К. Молодежный экстремизм и молодежная субкультура // Альманах современной науки и образования . 2012 . №8. С. 134-135

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.