Сделай Сам Свою Работу на 5

Выразительные средства языка





В различных языковых стилях, особеннов художественной литературе, в публицистике и разговорной речи, широко используются особые средства языка, усиливающие действенность высказывания благодаря достижению экспрессивно-эмоционального эффекта. Усиление выразительности речи достигается разными средствами, главным образом, использованием тропов и стилистических фигур.

Тропы

Троп– оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые представляются близкими в каком-либо отношении.

Эпитет–слово, выделяющее в предмете или явлении какие-либо его свойства, качества или признаки. Эпитетом называют художественное определение, т.е. красочное, образное, которое подчеркивает в определяемом слове какое-нибудь его отличительное свойство. Эпитетом могут служить слова разных частей речи: существительное (болтушка сорока), прилагательное (роковые часы), наречие и деепричастие (жадно всматривается; слушает замерев), но чаще всего эпитеты выражаются с помощью прилагательных, употребленных в переносном значении: взоры полусонные, нежные, влюбленные.



Сравнение – сопоставление двух явлений, с тем чтобы описать, пояснить или оценить одно из них с помощью другого. Сравнение обычно присоединяется союзами: как, словно, будто, точно, и т.д.: Как ночь,черны его глаза. Часто сравнения бывают выражены существительным в творительном падеже: Тревога змееювползла в наши сердца. Они могут включаться в предложение с помощью слов: похож, подобен, напоминает: …бабочки похожи на цветы. Сравнение может представлять собой и несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически. Существует две разновидности таких сравнений:

1) развернутое, разветвленное сравнение-образ, в котором основное, исходное сравнение конкретизируется рядом других: Звезды вышли на небо. Тысячами любопытных глаз они устремились к земле, тысячами светлячков зажгли ночь;

2) развернутый параллелизм (вторая часть таких сравнений обычно начинается словом так): Церковь вздрогнула. Так вздрагивает застигнутый врасплох человек, так лань трепетная срывается с места, еще даже не поняв, что произошло, но уже ощутив опасность.



Метафора –скрытое сравнение, основанное на сходстве между далекими явлениями и предметами. В основе всякой метафоры лежит неназванное сравнение одних предметов с другими, имеющими общий признак. Метафора отличается особой экспрессивностью. Обладая неограниченными возможностями в сближении самых разных предметов или явлений, метафора позволяет по-новому осмыслить предмет, вскрыть, обнажить его внутреннюю природу. Иногда является выражением индивидуально-авторского видения мира.: Добрых людей на свете было, есть и, надеюсь, будет всегда больше, чем плохих и злых, иначе в мире наступила бы дисгармония, он перекосился бы…опрокинулся и затонул.

Метафора может быть простойиразвёрнутой: Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким и бросает их с размаха в дикой злобе на утёсы, разбивая в пыль и брызги изумрудные громады.

Метонимия– это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе ассоциации по смежности явлений. Наиболее употребительные случаи переноса:

а) человек - какие-либо его внешние признаки: Скоро ли обед? – спросил постоялец, обращаясь к стеганой жилетке;

б) учреждения – его обитатели: Весь пансионпризнавал превосходство Д.И.Писарева;

в) автор – его творение (книга, картина, музыка, скульптура): Великолепный Микеланджело! (о его скульптуре) или. Читая Белинского

Синекдоха – это разновидность метонимии, основанная на перенесении значения на основе количественного соотношения называемых явлений. Обычно в синекдохе употребляется:



а) Мн.ч. вместо ед.ч.: Мы все глядим в Наполеоны;

б)часть вместо целого: Эй, борода! А как проехать отсюда к Плюшкину?

в) родовое название вместо видового: Ну что, садись, светило!

г) видовое название вместо родового: Пуще всего береги копейку.

Гипербола –образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, значения и т.д. какого-либо действия, предмета, явления. Употребляется в целях усиления художественного впечатления: Снег валилс неба пудами.

Литота– образное выражение, построенное на художественном преуменьшении: мужичок с ноготок; Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить.

Ирония – употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки: Отколе, умная, бредёшь ты, голова? – обращение к ослу.

Аллегория – иносказательное изображение отвлечённого понятия с помощью конкретного жизненного образа. Часто используется в баснях и сказках, где носителями свойств людей выступают животные, предметы, явления природы. Напр., хитрость показывается в образе лисы, коварство – в виде змеи и т.п.

Олицетворение –один из видов метафоры, когда перенос признака осуществляется с живого предмета на неживой. При олицетворении описываемый предмет внешне употребляется человеку: Деревца, нагнувшись ко мне, протянули тонкие руки.Часто неодушевленным предметом приписываются действия, которые свойственны лишь людям: Дождь зашлепал босыми ножками по дорожкам сада.

Перифраз(а)– оборот, состоящий в заменесобственного имени или названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты: Город на Невеприютил Гоголя.

Стилистические фигуры

Стилистические (риторические) фигуры – особые синтаксические построения, которые используются для усиления образно-выразительной функции речи.

Анафора,или единоначатие,– повторение отдельных слов или оборотов в начале предложения. Используется для усиления высказанной мысли, образа, явления: Как рассказать о красоте неба? Как поведать о чувствах, переполняющих душу в этот момент?

Эпифора –одинаковая концовка нескольких предложений, усиливающая значение отражённого в них образа, понятия и т.д.: Я всю жизнь шел к тебе.Я всю жизнь верил в тебя.Я всю жизнь любил тебя.

Синтаксический параллелизм –одинаковое построение соседних предложений или отрезков речи. С его помощью автор стремиться выделить, подчеркнуть высказанную мысль: Мать – это чудо земное. Мать – это слово святое.

Антитеза –стилистический прием, который состоит в резком противопоставлении понятий, характеров, образов, создающий эффект резкого контраста. Антитеза помогает лучше передать, изобразить противоречия, противопоставить явления: Где стол был яств, там гроб стоит.

Оксюморон –сочетание контрастных по значению слов, создающих новое понятие или представление. Это соединение логически несовместимых понятий, резко противоречащих по смыслу, логически исключающих друг друга. Прием настраивает читателя на восприятие противоречивых, сложных явлений, нередко – борьбы противоположностей. Чаще всего оксюморон передает отношение автора к предмету или явлению: Грустное весельепродолжалось…

Градация –стилистическая фигура, заключающая в таком расположении слов, при котором каждое последующее содержит усиливающееся (реже – уменьшающееся) значение; в последовательном нагнетании или, наоборот, ослаблении сравнений, образов, эпитетов, метафор и других выразительных средств художественной речи: Ради своего ребенка, ради семьи, ради народа, ради человечества – берегите мир! Градация бывает восходящая (усиление признака) и нисходящая (ослабление признака).

Инверсия –обратный порядок слов в предложении. При прямом порядке подлежащее предшествует сказуемому, согласованное определение стоит перед определяемым словом, несогласованное – после него, дополнение после управляющего слова, обстоятельство образа действия – перед глаголом: Современная молодежь быстро поняла ложность этой истины. А при инверсии слова располагаются в ином порядке, чем это установлено грамматическими правилами. Это сильное выразительное средство, употребляемое в эмоциональной, взволнованной речи: Родина любимая, земля моя родная, тебя ли не беречь!

Риторический вопрос и риторическое восклицание –особые средства создания эмоциональности речи, выражения авторской позиции (для привлечения внимания читателя/слушателя к тому или иному явлению, а не с целью получить ответ): Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Кто в минуту гнева не требовал от них роковой книги, дабы вписать в оную свою бесполезную жалобу на притеснение, грубость и неисправность? Кто не почитает их извергами человеческого рода, равными покойным подьячим или, по крайней мере, Муромским разбойникам? Какое лето, что за лето? Да это просто колдовство!

Многосоюзие–стилистическая фигура, состоящая в намеренном повторении сочинительных союзов для логического и эмоционального выделения перечисляемых понятий: И гром не грянул,и небо не обрушилось на землю, и реки не разлились от такого горя!

Бессоюзие – стилистическая фигура, состоящая в намеренном пропуске соединительных союзов между членами предложения или меду частями сложного предложения. Отсутствие союзов придаёт высказыванию динамичность, усиливает впечатление от описания общей картины: Швед, русский – колет, рубит, режет, бой барабанный, клики, скрежет, гром пушек, топот, ржанье, стон…

Эллипсис – стилистическая фигура, заключающаяся в пропуске какого-либо поразумеваемого члена предложения: Мы сёла – в пепел, грады – в прах, в мечи – серпы и плуги.

Умолчание – оборот речи, заключающийся в том, что автор сознательно не до конца выражает мысль, предоставляя читателю/слушателю самому догадываться о невысказанном: Трудно тем на свете очень, У кого сосед маньяк, Всю дорогу озабочен – Где, когда, кого и как.

Парцелляция –прием расчленения фразы на части или даже на отдельные слова. Ее цель – придать речи интонационную экспрессию путем ее отрывистого произнесения: Поэт внезапно встал. Побледнел.

Аллюзия– стилистическая фигура, намек на реальный литературный, исторический, политический факт, который представляется известным: Не будь «иронии» в судьбе, Мы б не узнали о тебе (В.Гафт А.Мягкову).

Аллитерация –стилистическая фигура, основанная на повторе согласных звуков. Является приемом выделения и скрепления слов в строке. Увеличивает благозвучие стиха: Ах, эти эфирные эльфы, эфемерные сильфиды [ф]сех эпох! (А.Вознесенский).

Ассонанс –стилистическая фигура, основанная на повторении гласных звуков: И медленно пройдя меж пьяными, Всегда без спутников, одна, Дыша духами и туманами, Она садится у окна.

ДЕ 2 (Риторика)

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.