Сделай Сам Свою Работу на 5

Негативное влияние гендерных стереотипов на профессиональное самоопределение личности.





ВЛИЯНИЕ ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ НА ВЫБОР БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ

Секция: история и обществознание

 

 

Автор работы: Журавлёва София Андреевна

Место выполнения работы: г. Ставрополь,

МАОУ гимназия № 24, 8 В класс.

Научный руководитель: Бакуменко Татьяна
Александровна, учитель истории и
обществознания гимназии МАОУ № 24

 

 

г. Ставрополь, 2016

 

 

Оглавление

 

Введение


1.Определение «гендера». Формирование гендерных стереотипов. Исторический и культурологический аспекты формирования гендерных стереотипов и их влияние на профессиональную деятельность.


2.Негативное влияние гендерных стереотипов на профессиональное самоопределение личности.

 

3. Практическая часть.

 

Заключение

 

Литература

 

Приложение

 

 

В современном обществе представления о мужских и женских качествах, о ролях, которые мужчины и женщины должны выполнять в социуме, меняются. Традиционные черты маскулинности и фемининности переплетаются с современными, что позволяет значительно полнее, чем раньше, учитывать многообразие индивидуальных вариаций. Несмотря на то, что многие современные социальные стандарты, нормы и ценности становятся более гибкими, упрочнение гендерных стереотипов до сих пор является одной из главных их характеристик; общество в большей своей части стойко воспроизводит стереотипы прошлого.




Актуальность проблемы:
Исследования в области гендерной психологии стали особенно актуальными в последнее время в связи с быстро изменяющими социально-экономическими условиями жизни населения, особенно в экономически развитых странах, причем одним из перспективных направлений признается изучение изменчивости профессионального выбора. Поэтому для нас важно выяснить, как влияют гендерные стереотипы на выбор будущей профессии.

 

Цель исследования: выявить влияние гендерных стереотипов на выбор будущей профессии.

Объект исследования: учащиеся в возрасте 10-19 лет.

Предмет исследования: гендерные стереотипы учащихся

Задачи исследования:

1. Изучить и проанализировать литературу по данной проблеме;

2. Подобрать диагностический инструментарий для получения информации о влиянии гендерных стереотипах на выбор будущей профессии.



3. Исследовать влияние гендерных стереотипов на выбор будущей профессии;

4. Изучить отношения учащихся к гендерным стереотипам (на примере обобщенных образов мужчин и женщин);

5. Проанализировать данные, полученные в результате исследования.

Гипотезы исследования:

1. Гендерные стереотипы не влияют на выбор будущей профессии.

2. Гендерные стереотипы влияют на выбор будущей профессии.

Методы исследования:

Для выявления влияния гендерных стереотипов на будущую профессию нами использовались следующие методики:

1. Опросник половых ролей С. Бем

2. Ранжирование профессий

3. Жизненные ценности

4. Опросник BSRI

Выборка. В исследовании приняли участие 54 учащихся в возрасте 10 -11 и 17-19 лет.

Определение «гендера». Формирование гендерных стереотипов. Исторический и культурологический аспекты формирования гендерных стереотипов и их влияние на профессиональную деятельность.

Отмечающееся в мире разнообразие социальных характеристик женщин и мужчин и принципиальное тождество биологических характеристик людей позволяют сделать вывод о том, что биологический пол не может быть объяснением различий их социальных ролей, существующих в разных обществах. Так возникло понятие гендер, означающее совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола. Быть в обществе мужчиной или женщиной означает не просто обладать теми или иными анатомическими особенностями - это означает выполнять те или иные предписанные нам гендерные роли.



Помимо биологических отличий между людьми существуют разделение их социальных ролей, форм деятельности, различия в поведении и эмоциональных характеристиках.

Традиционно, под словом стереотип понимают некую схему, на основе которой происходит восприятие и оценка информации. С её помощью человек действует или производит оценку автоматически, не задумываясь.

Понятие социального стереотипа означает способность человека обобщенно оценивать окружающий мир и служит основанием для его умозаключений и некритических выводов. Положительная функция социальных стереотипов состоит в том, что, действуя в условиях дефицита информации, они позволяют быстро реагировать на происходящие изменения, ускоряют процесс познания. Однако далеко не всегда социальный стереотип является отражением объективной реальности. Зачастую стереотипы оказывают консервативное воздействие, формируя в людях ошибочные знания и представления.

Поскольку гендерные стереотипы зависят от принятых в данном обществе гендерных ролей, их содержание и степень выраженности могут различаться в разных культурах и меняться на протяжении истории в рамках одной культуры вместе с гендерными ролями.

Содержание гендерных стереотипов отчасти сходно в различных культурах. Например, по результатам исследования студентов из 25 стран, в соответствующих культурах мужчинам часто приписывается смелость, независимость, сила, стремление к власти и доминированию, а женщинам — нежность, зависимость, мечтательность, эмоциональность, покорность и слабость. С другой стороны, в этом же исследовании было установлено, что некоторые качества в разных культурах приписываются разным гендерам.

Выбор профессионального пути человека определяется жизненными ценностями, которые и определяют профессиональную мотивацию. Человек ещё с раннего возраста очень восприимчив к социальному воздействию. Общество создаёт определённую установку на разные виды деятельности, и даже готовит представителей разных полов к разным профессиям еще с ранних лет. При выборе жизненного пути и профессиональной деятельности, человек неосознанно поддается социальным стереотипам, носителями которых выступают семья, учебные заведения, окружающая среда, а также средства массовой информации.

Большое значение при выборе профессии играют мотивация, профессиональные и жизненные планы, притязание на общественное признание, которые также имеют гендерную окраску.

Несмотря на то, что равные права и возможности получения профессий декларируются для обоих полов, исторически сложившиеся представления о сугубо «мужских» и «женских» профессиях часто влияют на выбор вида деятельности. В соответствии с традиционными представлениями женский труд чаще всего имеет обслуживающий характер, поэтому женщины больше в торговле, образовании, здравоохранении. Мужчины чаще занимаются политикой, управлением, государственными делами.

Гендерные стереотипы отражают и различия между мужчинами и женщинами в занятиях определенными видами труда. Так, мужчинам приписываются занятия и профессии инструментальной сферы деятельности, имеющей, как правило, творческий или созидающий характер, а женщинам - экспрессивной сферы, отличающейся исполнительским или обслуживающим характером.

Несмотря на декларирование «равных возможностей» для мужчин и женщин в приобретении той или иной профессии, исторически сложившиеся стереотипные представления о «мужских» или роли полов определялись соответственно «месту» каждого из них. Для женщины - это в первую очередь дом. Внешний мир - мастерские, фабрики и деловые конторы - принадлежал мужчине. Находившаяся в домашнем уединении женщина вела хозяйство, растила детей, хранила семейный очаг. Для этого ей не нужны были смелость, честолюбие, решительность, предприимчивость. Мужчина же, напротив, ведя каждодневную борьбу за существование, должен был не уступать другим представителям своего пола и потому воспитывал в себе качества, считавшиеся для него естественными. В настоящее время многие из этих представлений потеряли свою силу, т. е. стали предрассудками, однако сам по себе вопрос о предназначении мужчин и женщин не потерял свою остроту.

Негативное влияние гендерных стереотипов на профессиональное самоопределение личности.

В последние годы представления о мужских и женских ролях подвергаются критике. Представители новой точки зрения считают, что традиционные гендерные роли ограничивают и сдерживают развитие не только женщин, но и мужчин. Они служат источником психической напряженности мужчин и непригодны для воспитания мальчиков. Указывается, что эти стереотипы не подходят большинству мужчин. Более того, они вредны, потому что мужчины, не принимающие их, подвергаются общественному осуждению; те же, кто пытается им следовать, совершают над собой насилие.

Исследования показали, что родители, исходя из существующего стереотипа, оценивали способности сына к математике как более высокие, нежели дочери, даже в том случае, когда их успеваемость была одинаковой. В исследованиях ряда авторов показано, что родители объясняют хорошую успеваемость по математике мальчиков их способностями, а такую же успеваемость девочек - их старанием.

Ещё один отрицательный эффект гендерных стереотипов заключается в торможении развития тех качеств, которые не соответствуют данному гендерному стереотипу.

Считается, например, что мужчина должен быть выдержанным, уравновешенным, беспристрастным во взаимоотношениях с другими людьми. Женщина же может позволить себе каприз, а когда ее обидят, она может и поплакать. Большая эмоциональность женщин является одним из устойчивых гендерных стереотипов.

Для лица мужского пола прослезиться - значит нарушить норму мужественности. Поэтому мужчины с выраженным традиционным подходом к мужской роли могут считать, что раз мужчина не должен быть эмоциональным, то незачем совершенствовать экспрессивные способности и способность понимать эмоции других.

Негативные последствия в этом случае заключаются в создании препятствий для развития внутреннего потенциала, которым наделен каждый индивид. Принадлежность к определенному полу, а не внутренняя мотивация, здесь становится решающей для активизации и развития тех или иных качеств.

Проведенные исследования показали влияние гендерных стереотипов на оценку способностей людей. Причем их негативное воздействие затрагивает оценку как женских, так и мужских способностей. Среди одинаково успешных представителей обоего пола компетентность признается у мужчин, а успех женщины связывается с высоким уровнем мотивации или просто с везением, но не с ее способностями. При этом если неудачу терпит женщина, к ней относятся более снисходительно, чем к мужчине, не достигшему успеха. Жесткость гендерных стереотипов предъявляет к мужчинам требование быть успешным, тогда как для женщины деловой успех вовсе не обязателен.

Гендерные стереотипы, сопровождающие и современный процесс социализации, могут дезориентировать, оказавшись ложными или мало отвечающими действительности, и серьезно деформировать личностное развитие и межличностное взаимодействие. Не смотря на то, что стереотипные представления имеют тенденцию оставаться стабильными на протяжении длительного времени как в индивидуальном, так и общественном сознании, изменение ценностей и культуры отношений людей закладывает основу для формирования новых норм и правил поведения в современном мире.

 

3.Практическая часть

В ходе исследования было опрошено две группы учащихся: первая группа 4 класс (10-11 лет) - 26 человек, 11 класс (17-18 лет) 20 человек и 8 студентов первого курса СКФУ. В каждой из групп соблюдено равное количество девушек и парней в выборке. Основным методом сбора информации явилось анкетирование по специально разработанным опросникам. Для респондентов 17- 18 лет использовался так же вопросник Сандры Бэм по изучению маскулинности – феминности.

Блок вопросов был направлен на выявление непосредственно гендерных стереотипов. Предложенные на этом этапе задания выявляют отношение к социальным ролям мужчин и женщин у девушек и юношей. Типично мужскими чертами большинством респондентов обоих полов названы: лидерство, доминантность, любовь к риску и соревновательности, напористость, аналитический ум, агрессивность, серьёзность, самостоятельность, лёгкость принятия решений.
Типично женскими чертами большинством респондентов названы экспрессивные черты, качества, связанные с эмоциональными проявлениями: легкость перемены настроения, сострадательность, сочувствие, внимательность к переживаниям других, готовность оказать помощь.
Интересно, что «типично мужских» качеств респондентами обоих полов указано значительно больше, чем типично женских. При этом и юноши, и девушки отмечали характеристики, относящиеся к лидерству, как «типично мужские» (82% юношей и 64% девушек).
На вопрос анкеты "Существуют ли по-настоящему "мужские" и "женские" профессии?" отрицательно ответили 30% мальчиков и 23% девочек в младшей группе и 40% юношей и 26% девушек в старшей группе респондентов. Положительные ответы дали 60% юношей и 74% девушек, приведя в качестве примера типично женских профессий "доярка", "уборщица", «няня», «воспитатель» Т.е. такие типы занятий, которые не требуют профессионального образования, либо примеры низкоквалифицированных работ - с низкой оплатой труда и предполагающие традиционную для женщин сферу обслуживания - «парикмахер», «доярка», «швея». В качестве "мужских" профессий указывались «шахтер», "водитель", «программист», «пожарный», «летчик», «полицейский».

Стереотипный перечень мужских занятий включает профессии архитектора, водителя, инженера, механика, исследователя и т.д., а женских - библиотекаря, воспитательницы,. По мнению участников интервью, в число «мужских» профессий входит большой набор специальностей промышленной, технической, строительной, военной и других сфер. Женщинам при этом традиционно отводятся занятия в сферах образования (воспитатель), медицины (медсестра, акушерка), обслуживания (продавец, горничная, швея, уборщица).

В научной сфере занятость мужчин связывается с естественными, точными, общественными областями, а женщин - преимущественно, с гуманитарными: 67 % респондентов ответили, что мужчины «сильнее» в точных науках, а женщины - в гуманитарных.
Интересно, что юноши отметили, что мужчины «сильнее» в точных науках, и не подтверждают того, что женщины «сильнее» в гуманитарных.

Утверждения Согласие (%) Затрудняюсь ответить (%) Несогласие (%)
юн. дев. юн. дев. юн. дев.
Мужчины должны быть активными, целеустремленными 100 94 0 3 0 0
Женщины «сильнее» в гуманитарных науках 6 57 8 43 86 0
Женщины должны уметь готовить и вести хозяйство 96 88 4 12 0 0
Существуют типично мужские и типично женские профессии 60 74 0 0 40 26
Мужчины должны уметь забить гвоздь, починить кран, утюг 96 92 4 8 0 0
Карьера – основа жизни мужчин, они должны иметь престижную работу 94 94 6 6 0 0
Мужчины «сильнее» в технических и точных науках 88 74 8 13 4 13
Ответственность за финансовое благополучие семьи лежит на мужчинах 94 86 6 10 0 4
Материнство – основа жизни женщины 94 58 6 12 0 32
Мужчины должны зарабатывать больше, чем женщины 73 56 8 32 19 12
Женщины не должны стремиться овладеть типично мужской профессией 52 62 26 30 72 8
Мужчина не должен стремиться типично женской профессией 52 56 34 32 14 30

 

Несмотря на то, что 80% юношей и 85% девушек разделяют стереотип: "карьера - основа жизни мужчин", семья, традиционно считающаяся "женской" сферой интересов, для мужчин, по мнению более половины респондентов обоих полов, также важна.
Группа стереотипов относительно ролей женщин в семье в целом демонстрирует интерес девушек к профессиональному и карьерному росту, а также желание самостоятельности и независимости в личных и семейных отношениях. Тем не менее, 58% девушек и 90% юношей указывают на то, что материнство - основа жизни женщины, а 58% девушек и90% юношей утверждают, что «ответственность за финансовое благополучие лежит на мужчинах», что является стереотипным представлением о семейных отношениях и положении мужчины и женщины в семье. Надо отметить протестность стереотипа «материнство - основа жизни женщины» среди девушек и высокое согласие с ним юношей. В то же время юноши так же более стереотипны относительно их финансовой ответственности за семью.
Примечательно, что и юноши обеих возрастных групп менее, чем девушки, стереотипно подходят к вопросу о «женских» и «мужских профессиях». Они чаще, чем девушки говорят о том, что профессия - это вопрос выбора каждого конкретного человека, всё ограничивается лишь данными человека- интеллектуальными, физическими и т.д.
Поэтому дальнейшие исследования в данной области представляются актуальными и необходимыми для тщательной и качественной профориентационной работы в школе, а так же новых программ и методик обучения и развития навыков учеников.

 

Заключение

Проведенное нами исследование позволило установить, что гендерные стереотипы влияют на выбор будущей профессии.

Типично мужской образ включает в себя набор черт, связанных с профессиональной компетенцией, рациональным мышлением и активной жизненной позицией, а типично женский – с социальными и коммуникативными навыками, душевной теплотой и эмоциональной поддержкой.

В практической части было предложено несколько анкет утверждениями.

Все рассмотренные утверждения представляют собой существующие гендерные стереотипы, которые определяют различия мужчин и женщин в профессиональной деятельности. Это позволило определить разницу восприятия гендерных ролей реальных значимых взрослых и гендерных стереотипов на примере обобщенных образов мужчин и женщин.

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод: гендерные стереотипы влияют на выбор будущей профессии. Что и подтверждает нашу гипотезу.

 

Список литературы

 

Юферева Т.И. Образы мужчин и женщин в сознании подростков // Вопросы психологии. - 1985. - № 3. С. 84-90.

Горчакова В. Г. Психология женщины-профессионала: Автореф. дис.... д-ра наук. - СПб., 2000.

Бадинтер Э. Курьер ЮНЕСКО. – 1986. - апрель. С. 14.

Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. – М.: Изд. РГУ, 2004. С. 59.

Бендас Т.В. Гендерные исследования лидерства // Вопр. Психол. 2000. №1. С. 87-95

Е.В. Юркова, И.С. Клецина "Социально - психологический анализ гендерных ролей". - Практикум по гендерной психологии/ Под ред. Клециной. - СПб.: Питер 2003. - с. 207-228

Иванова Е. Введение в Гендерные исследования. Ч.I: Учебное пособие/Под ред. И.А. Жеребкиной - Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001. - с. 336

В. Юркова, И.С. Клецина "Социально - психологический анализ гендерных ролей". - Практикум по гендерной психологии/ Под ред. Клециной. - СПб.: Питер 2003. - с. 207-228

Антология гендерных исследований. Сб. пер. / Сост. и комментарии Е. И. Гаповой и А. Р. Усмановой. Минск: Пропилеи, 2000.

Психологический словарь. Под ред. А. В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М., 1990 г.

Ольшанский Д.В. Психология массы. СП-б., "Питер"., 2001г.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.