Сделай Сам Свою Работу на 5

Авторитарная и гуманистическая модели профессионального поведения педагогов





   

 

В середине XX в. немецко-американский философ, психолог и этик Эрих Фроммв работе “Человек для себя”проанализировал две основные модели поведения и отношений в человеческом сообществе – авторитарную и гуманистическую этику. Сравнение данных моделей по определенным основаниям позволяет выделить одну из них в качестве перспективной.

Авторитарная этика (характерна для традиционного общества) Гуманистическая этика (характерна для обществ модерна)
1) Авторство и исполнение  
«Автором» выступает некий авторитет, который определяет, в чем благо человека и устанавливает законы и нормы поведения. Люди их только исполняют. Базируется на иррациональном авторитете; его источником служит власть над людьми; строится на неравенстве. Не только не нуждается в критике, но и запрещает ее. Человек сам творец и исполнитель моральных норм. Соотносится с рациональным авторитетом, который основывается на этической компетентности. Предполагаетравенство между авторитетом и субъектом, которые различаются только уровнем знаний, опыта, умений. Не только допускает, но и требует анализа и критики.
2) Цели и средства  
Высшей ценностью и целью объявляется нечто внешнее по отношению к человеку (интересы государства, корпорации, идеи и др.). Человек рассматривается лишь как средство достижения цели, поэтому формируется под некий «социальный заказ». Высшая ценность и цель – человек, его жизнь, свобода и собственность. Поэтому все, что служит самореализации человеческой сущности (от материальных ценностей и социальных достижений до моральных ценностей и человеческих качеств), признается средством и гарантом достижения цели.
3) Методы регуляции  
Основным методом выступает внешнее принуждение, которое осуществляется через механизм подчинения. Опирается на страх, зависимость и насилие (физическое и психологическое). Желаемые качества – исполнительность и послушание. Приветствует унификацию личностных качеств, взглядов и интересов («быть как все»). Основным методом признается свободный сознательный выбор человеком собственной линии поведения на основе личных интересов, способности предвидеть последствия своих действий и нести за них ответственность. Желаемые моральные качества – инициативность и предприимчивость. Приветствуется «инаковость» и уникальность человека.

История педагогики свидетельствует о том, что при формировании системы образования также утверждались подобного рода две модели профессионального поведения.





Так,Пифагор (2-я пол. VI – нач. V в. до н.э.) был не только математиком и мыслителем, который впервые назвал себя философом, но и основателем общины, пифагорейского союза, который представлял собой образовательно-нравственную общину со своеобразным образом жизни его членов. Для поступления в союз требовалось выдержать пятилетний испытательный срок в виде обета молчания. Предполагалось признание безусловного авторитета основателя союза, который считался богочеловеком. Само общение с ним было окружено тайной: ученики первой ступени, длившейся много лет, имели право только слышать его голос, но не могли видеть его лица. Ученики осуществляли ежедневные совместные религиозные обряды, занятия музыкой, гимнастикой, науками. Были обязательны для исполнения и многочисленные запреты («акусмы»): не есть бобов, не ломать хлеба, не оставлять следы горшка на золе и т. д.

Напротив, философско-педагогическая деятельность Сократа (V в. до н.э.) была направлена на пробуждение у своих учеников «духа внутреннего убеждения», формирование самостоятельной позиции. Духовная активность человека должна быть направлена исключительно на поиск истинного знания, ибо знание решает все. Для этого предлагалось использовать познавательный метод («майевтика»), который основывался на принципе диалога. Отсюда и своеобразная форма педагогической деятельности, которую избрал мыслитель, ходивший по улицам и площадям и вступавший в разговоры с прохожими. В этом со-беседовании Сократ пытался поднять человека над суетой повседневности, расшатать стереотипы мысли и поведения, обратить его к осознанию необходимости обретения своего индивидуально-нравственного голоса.



Как и все схемы, представленная выше в известной мере условна и недостаточна: ведь в жизни гораздо больше видов поведения. В частности, психолог Д.А. Белухин, трансформируя представленную выше схему, сводит все разнообразие моделей профессионального поведения педагогов к трем типам (Белухин Д.А. Как возненавидеть себя, детей и педагогику. М., 2007. С.147-160). Их разницазаключается в соотношении требовательности к учащимся и доверия к ним.

1) Формально-бюрократическая модель:

ТРЕБОВАТЕЛЬНОСТЬ > ДОВЕРИЯ

ВЕС: тяжелый, с неохотой

ПРИСТРОЙКИ: сверху

СЛОВЕСНЫЕ ДЕЙСТВИЯ: приказывать, утверждать, допытываться, отделываться, упрекать.

Этой модели соответствуют следующие стили общения педагогов и учащихся (О. Бочарова).

Стиль «Общение – дистанция» («мягкий вариант»): в обучении – «вы (ученики) не знаете – я (учитель) знаю», в воспитании – «слушайте меня (педагога) – я старше, имею опыт, ваши познания с моими несравнимы», ориентация на мелочные условности, инструкции, что приводит к формализации отношений.

Стиль «Менторский» и стиль «Устрашение»(«жесткий вариант»). Назидательность, бесконечные нотации, страх перед наказанием или высмеиванием, грубый окрик порождают дискомфорт в общении. Подавление личной инициативы учеников приводит к пассивности.

 

2) Либерально-попустительская модель:

ТРЕБОВАТЕЛЬНОСТЬ < ДОВЕРИЯ

ВЕС: легкий, с неохотой

ПРИСТРОЙКИ: снизу

СЛОВЕСНЫЕ ДЕЙСТВИЯ: просить, объяснять, отделываться, одобрять, удивлять.

Соответствует стиль «Заигрывание», для которого характерна крайняя форма «дружеского расположения», переходящего в панибратство. Попустительство, всепрощение приводит к игнорированию всех указаний учителя. Более характерен для молодых учителей.

3) Разумно-демократическая модель:

ТРЕБОВАТЕЛЬНОСТЬ = ДОВЕРИЮ

ВЕС: с достоинством

ПРИСТРОЙКИ: наравне

СЛОВЕСНЫЕ ДЕЙСТВИЯ: практически любые.

Соответствуют следующие стили общения в системе «учитель – ученик».

Стиль «Совместное творчество». Педагог и ученик находятся в паритетном положении, когда ставятся общие цели и совместными усилиями находятся решения. Наиболее плодотворно взаимодействие на основе совместной увлеченности делом.

Стиль «Дружеское расположение». В его основе содержится искренний интерес к личности учащегося, к ученическому коллективу в целом, уважительное отношение к каждому. Однако дружественность имеет меру, что не дает ей превращаться в панибратские отношения.

(Конечно, по-разному складываются реальные отношения педагога с учениками: кто-то в определенный момент нуждается в большем внимании, проявлении заботы; с кем-то из учеников складываются деловые отношения, которые устраивают обоих; к поведению кого-то из учеников необходимо предъявить жесткие требования, оправданные в этот момент. И при авторитарном стиле поведения можно пошутить, пожурить, похвалить, но эти действия будут нети­пичными, редкими и в лучшем случае пройдут, не оставив следа у детей, а в худшем случае создадут у них впечатление неис­кренности, лицемерия, фальши в поведении учителя. ("Чего-то наша жандармша сегодня хихикает? Подлизывается, наверное, у нее скоро открытый урок то ли в нашем классе, то ли в "А".) И наоборот: либерал, который вдруг начнет приказывать, требо­вать и вообще "давить на психику", всерьез ребятами воспринят не будет. ("Какая муха его укусила? Ишь разошелся!".) При демократичном стиле пове­дения учителю доступны все действия и их любые сочетания, так как возможны любые ситуации в педагогиче­ском взаимодействии, и поведение учителя должно быть адек­ватно им.

Опыт работы Д.И. Белухина со студентами в рамках курса «Техника поведения» говорит о том, что если взять учебную группу I курса из 24 человек, то в сентябре 15 человек, сами того не осознавая, тяготеют к авторитарному стилю поведения, а к IV курсу этот стиль становится основным у 2 студентов. 5 чело­век становятся ярко выраженными "либералами", а 17 -- во всей своей практической деятельности воплощают основные черты и признаки демократического стиля поведения. Причем прослеживается еще и такая закономерность: кто с самого начала учебы в педагогическом университете не связывал свое будущее с работой в школе, тот в основном и попадает в число авторитарных и либеральных учителей).

 

В конечном счете, исходить приходится из реально складывающихся ситуаций, поэтому педагогическая этика, несомненно, является ситуативной этикой. Однако данное обстоятельство не отменяет выбора принципиально мировоззренческого характера – авторитарная или гуманистическая модель профессионального поведения?

Схематично можно следующим образом представить две основные модели педагогической этики.

Авторитарная модель Гуманистическая модель
- ученик рассматривается как объект педагогического воздействия; - в жизни ученического коллектива утверждаются жесткие законы нормативного поведения на основе многочисленных инструкций; - все функции в управлении ученическим коллективом преподаватель сосредоточивает в своих руках; - предпочитаются такие меры воздействия, как приказ, инструкция, выговор, угроза, благодарность. - ученик рассматривается как равноправный партнер по общению; - отношения носят диалоговый характер. - общение направлено на такие ценности, как доверие, ответственность, честность, добросовестность, доброжелательность; - понимание проблем, настроений, стремлений и ориентаций учащихся; - предпочтение таких методов, как поощрение, убеждение, авансирование, успокаивающее замечание и др.
Следствие  
- учащиеся постоянно ощущают эмоциональный дискомфорт, тратят свои силы на психологическую защиту от педагога; - в коллективе существует двойное общественное мнение, отсутствует доверительность; - воспитанники теряют веру в справедливость своих наставников. - учащиеся приобретают веру в себя, свои возможности; - формируются социально значимые нравственные ориентиры; - в коллективе складывается благоприятный морально-психологический климат, учащиеся доброжелательно относятся друг к другу и учителям.

В настоящее время в реальной педагогической практике сочетаются как авторитарные, так и гуманистические модели поведения. Однако нам представляется, что гуманистическая модель выступает как перспективная, поскольку дает больше шансов для утверждения потенциальности человека (Э. Фромм) и более органична для формирующегося «информационного общества». Фактически речь идет об утверждении в теории и на практике личностно-ориентированной педагогики(Д.А. Белухин).Основнымипараметрамиданной системы являются педагогическое взаимодействие,выражающееся в1)совместной творческой учебной работеучителя и ученика, а также 2) глубоком (экзистенциальном) общенииихдруг с другом. История свидетельствует о неуклонном нарастании во взаимоотношениях «учитель-ученик» таких общечеловеческих ценностей, как уважение, доверие, свобода (см. «Великая Хартия Европейских Университетов»).

Таким образом, в качестве методологического основания обосновываемой версии профессиональной педагогической этики изберем гуманистическую модель.

Контрольные вопросы и задания

1. Определите понятие «миссия профессии». В чем Вы усматриваете миссию педагогического труда?

2. Можно ли утверждать, что у каждого преподавателя-предметника есть своя специфическая педагогическая миссия? Попробуйте определить ее в отношении своей специальности (учитель истории, белорусского языка, русского языка, математики и др.).

3. Чем для Вас является педагогическая работа – «сферой услуг» или «высокой профессией»?

4. Какая из известных со времен М. Вебера альтернатив -- «служение в профессии» или «жизнь за счет профессии» -- доминирует, на Ваш взгляд, в нашей педагогике?

5. Каковы, на Ваш взгляд, наиболее острые проблемы и противоречия современной школы, которые приводят к нарушению принципа гуманизации в воспитательно-образовательном процессе?

6. С какими моральными рисками встречаются в своей деятельности люди, профессионально занимающиеся педагогикой? От чего они проистекают и как их преодолеть?

7. Рассуждая о последствиях дидактогении, В.А. Сухомлинский пишет: «Парадоксальность дидактогении (школьных неврозов) заключается в том, что они бывают только в школе – в том священном месте, где гуманность должна стать важнейшей чертой, определяющей взаимоотношения между детьми и учителем. Дидактогении – детище несправедливости… Нет ничего опаснее для становления нравственных и волевых сил ребенка, чем безразличие учителя к его успеваемости. Затем – окрик, угроза, раздраженность, а у людей, не обладающих педагогической культурой, -- даже злорадство: вот ты не знаешь, давай сюда дневник, я тебе поставлю двойку, пусть родители полюбуются, какой у них сын… Болезненная реакция нервной системы на несправедливость учителя у одних детей приобретает характер взвинченности, у других – это мания несправедливых обид и преследования, у третьих – озлобленность, у четвертых напускная (деланная) беззаботность, у пятых – безучастность, крайняя угнетенность, у шестых – страх перед наказанием, перед школой, перед учителем, у седьмых – кривлянье и паясничанье, у восьмых – ожесточенность, принимающая иногда патологические проявления».

От чего, на Ваш взгляд, зависит предупреждение дидактогении?

8. Согласны ли Вы с утверждением Д.Г. Левитеса: «Чем талантливей, ярче, убедительней педагог, тем большую угрозу он представляет для воспитанника, ибо, порой сам того не осознавая, всем своим обликом подавляет волю, внутреннюю свободу ученика, не столько раскрывает в нем его самого, сколько навязывает себя как эталон, образец самореализации». Какова Ваша точка зрения на эту проблему?

9. Чем объяснить, что в учебных заведениях сегодня доминирует авторитарный стиль общения? Какая причина, по Вашему мнению, наиболее существенно влияет на этот процесс? Аргументируйте свой ответ.

10. Какая из двух моделей профессионального поведения (авторитарная или гуманистическая) должна быть положена, на ваш взгляд, в основание разрабатываемой модели профессиональной педагогической этики, адекватной современным реалиям?

11. Ознакомьтесь с Уроком 12 из пособия Д.А. Белухина «Как возненавидеть себя, детей и педагогику (М., 2007. С.147-160). Какие стили поведения и педагогического взаимодействия выделяет автор? Приходилось ли вам встречаться с этими стилями в вашем «школьном прошлом»? Какой из них вам более симпатичен?

12. Выберите утверждения, характеризующие признаки личностно ориентированной педагогики:

1)уважение прав и свобод личности;

2)поощрение добрых дел;

3)предъявление посильных и разумных требований;

4)уважение позиции воспитанника;

5)уважение права человека быть самим собой;

6)воспитание в духе христианской морали;

7)полная свобода действий воспитанника;

8)воспитание милосердия;

9)отказ от наказаний, унижающих достоинство воспитанника;

10) формирование положительных качеств личности.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.