|
Соответствие между отраслью машиностроение и фактором, влияющим на его размещение
Информационная карта урока
Элементы структуры урока, время
| Деятельность преподавателя
| Деятельность обучающихся
| 1. Подготовительный этап
| | | 1.1 Оргмомент – 3 мин
| 1. Приветствие
2. Проверка явки
3. Проверка готовности к уроку
| 1. Приветствуют преподавателя
2. Готовятся к уроку
| 1.2. Целевая установка,
мотивация. – 3 мин.
Изучая тему, мы узнаем, что практически все передовые, наукоёмкие технологии создаются и обеспечиваются с участием машиностроения. Знания полученные на уроке могут быть использованы при изучении дисциплины «Технология машиностроения» и будущей специальности.
| 1. Сообщение темы урока.
Тема: «Машиностроение мира»
2. Формулировка цели урока совместно со студентами.
Цели:
-Сформировать представление о развитии машиностроения в мире, главных центрах машиностроения;
- Познакомить студентов с новыми терминами и понятиями;
-Проанализировать историю возникновения машиностроения как отрасли и причины ее лидирующего положения в мировой экономики в эпоху НТР;
-Продолжить формирование представлений и знаний об отраслях мировой экономике.
| Воспринимают и записывают тему.
Участвуют в формировании цели.
| 1.3.Актуализация опорных знаний и опыта обучающихся – 15 мин.
Знания студентов из курса 9 класса.
| 1. Опрос обучающихся.
2. Актуализация знаний по теме «Машиностроение»
Вопросы: Найдите соответствие между отраслью машиностроения и фактором, влияющим на его размещение.
(Схема без стрелочек записана на доске)
| Отвечают на вопросы, выполняют практическое задание
Один ученик работает у доски, а остальные в конспектах, заполняют таблицу №1.
| 2. Основной этап
| | | 2.1. Объяснение нового материала. – 40 минут
| Последовательное изучение нового материала.
| Студенты воспринимают материал, записывают новые термины и понятия в конспектах
| План:
1. История возникновения машиностроения как отрасли.
2. Структура отрасли
3. Размещение отрасли машиностроения.
4.Развитие машиностроения в странах разного типа
| 1.Из курса истории вы знаете, что машиностроение как отрасль возникло 200 лет назад во время промышленной революции в Англии. В наши дни и по числу занятых (80 млн. человек), и по числу стоимости продукции оно занимает первое место среди отраслей мировой промышленности. На машиностроение приходится более 1/3 стоимости всей мировой промышленной продукции.
Машиностроение- одна из ведущих отраслей хозяйства нашей страны (около 20% валовой продукции)
Машиностроение в России распространилось повсеместно. Но в одних районах оно имеет профилирующее значение, а в других – его функция ограничена главным образом удовлетворением внутренних потребностей.
| Самостоятельная работа с учебником В.П. Максаковский «География» 10 кл. М.2004. Стр.135
Работа с картой «Центры машиностроения Курганской области
Называют центры машиностроения области и продукцию, которые выпускают предприятия»
| Просмотр слайдов: «Шадринский автоагрегатный завод – предприятие машиностроительного комплекса Уральской горно – металлургической компании.
| ОАО «ШААЗ» входит в УГМК»
| Просмотр материала, делают записи в конспекта
| Демонстрация материала из Интернет
Википедия /машиностроение/
| 2.Современное машиностроение имеет сложную структуру: Общее машиностроение(тяжёлое и энергетическое машиностроение, станкостроение, производственное оборудование, производство сельскохозяйственных машин), транспортное машиностроение, приборостроение, электротехнику
| Заполняют таблицу №1 отрасли машиностроения,
|
| 3.В эпоху НТР растёт роль трудового фактора (наличие не только квалифицированных ресурсов, но также и дешёвых рабочих рук), благоприятное положение, научный фактор.
| Заполняют таблицу №2 факторы размещения.
|
| Разделите отрасли машиностроения на старые и новые, выделить главные факторы размещения для старых и новых отраслей.
| |
| Определите значение, каких факторов размещения несёт в последнее время тенденцию роста.
| Вывод: Из схемы видно, что в последнее время растёт роль научного и трудового факторов размещения отраслей машиностроительной промышленности, а роль сырьевого уменьшается
|
| Почему уменьшается роль сырьевого фактора?
| Ответ студента: В машиностроении уменьшается роль сырья, т.к. металл частично заменяется пластмассами и другими материалами
|
| Старые отрасли находятся в упадке, либо стабилизируются. Новые отрасли обнаруживают некоторый рост, например автомобилестроение.
| Работа в группах.
Работа с картами атласа.
|
| Определите лидеров в различных отраслях машиностроения?
| Ответы оформляются в виде таблицы. №4
|
| Работа с таблицей №4
| Колонку «особые примечания» ученики заполняют, опираясь на текст учебника, на собственные знания
|
| Проверка качества заполнения таблицы
| Студенты делают вывод об уровне развития машиностроения в разных странах.
|
| 4.Развитие машиностроения в странах разного типа.
| Работа в группах
|
| Работа с таблицей №5
| |
| Весь мир по уровню машиностроения можно разделить на несколько регионов: Северная Америка; Европа;
Азия; Африка; Южная Америка.
| Вывод: Оформляют в виде таблицы «Уровень машиностроения».
|
| Сделайте анализ карты «Машиностроение мира», опираясь на записи в конспекте, тексте учебника. Дайте характеристику только отраслевого состава машиностроения региона
| Заполнить таблицу №6
|
| Вывод
| Машиностроение призвано обеспечивать научно-технический прогресс в промышленности, строительстве. Без машиностроения, приборов и механизмов, сложных современных систем и агрегатов невозможен прогресс в медицине, космосе, вычислительной технике, энергетике, связи и других сферах деятельности человека. Оборона страны также в громадной степени обеспечивается машиностроительным комплексом. Практически все передовые, наукоемкие технологии создаются и обеспечиваются с участием машиностроения
| 2.2 Закрепление и применение знаний – 20 мин.
| Организация и управление деятельностью обучающихся, опрос
| Отвечают на вопросы, выполняют задания
|
| Заполнить таблицу «Специализация Ведущих держав мира». Отметить крестиками страны, в которых развита данная отрасль машиностроения
| Заполнить таблицу №6.
|
| Разноуровневый контроль знаний.
Задания:
I уровеня
II уровеня
III творческое
| Студенты в группах выполняют разноуровневые задания.
| 2.3 Выдача домашнего задания. 4 мин.
| Комментарий домашнего задания (повторить изученный материал)
| Обсуждают
| 3. Заключительный этап 5 мин
| Оценивание обучающихся, занятия.
Организация рефлексии
|
|
Таблица №1
Соответствие между отраслью машиностроение и фактором, влияющим на его размещение
Таблица №2
Отрасли машиностроения
Таблица №3
Факторы размещения
Таблица №5
Страны с высоким уровнем машиностроения
| Страны со средним уровнем машиностроения
| Страны с низким
уровнем машиностроения
| Страны, где машиностроение отсутствует или представлено мелкими предприятиями
| США, Германия, Япония,
Франция
| ЮАР, Китай, Испания, Португалия, Финляндия, Бразилия, Индия др.
| Чили, Перу, Турция
| Непал, Бангладеш, Мали, Судан
|
Таблица №6
Страны
| Электротехника и электроника
| Автомобилестроение
| Железнодорожное машиностроение
| судостроение
| авиастроение
| станкостроение
| США
|
|
|
|
|
|
| Япония
|
|
|
|
|
|
| Китай
|
|
|
|
|
|
| Германия
|
|
|
|
|
|
| Великобритания
|
|
|
|
|
|
| Италия
|
|
|
|
|
|
| Индия
|
|
|
|
|
|
| Франция
|
|
|
|
|
|
| Бразилия
|
|
|
|
|
|
| Южная Корея
|
|
|
|
|
|
|
Таблица №4
Машиностроение
Отрасли машиностроения
| Страны – лидеры в производстве
| Факторы размещения
| Особые примечания
| Станкостроение
| Германия, Япония, США, Италия, Швейцария, южная Корея, Индия, Бразилия
| Потребительский, сырьевой
| Лидерами в станкостроении являются развитые страны
| Военно-промышленная электротехника
| США, Германия, Великобритания
| Научный, трудовой
| Военно-промышленная электроника представлена в основном в развитых странах
| Бытовая электроника
| Южная Корея, Китай, Тайвань
| Трудовой
| Бытовая электроника требует большого количества дешевых рабочих рук, поэтому широко представлена в развивающихся странах, особенно в НИС
| Судостроение
| Япония, Южная Корея, Бразилия, Аргентина, Индия,
Мексика
| Сырьевой, потребительский
| Ведущие
позиции занимают Япония, Южная Корея, Которые нуждаются в больших поставках сырья, которое в основном поставляется морским видом транспорта. Поэтому наличие судостроения в этих странах объясняется именно потребительским фактором. Также немаловажное значение имеет стоимость труда рабочих в развивающихся странах.
| Авиастроение
| США, Германия, Франция, Россия
| Трудовой, потребительский, сырьевой (алюминий)
| Авиастроение представлено в основном только в развитых странах
| Железнодорожное машиностроение
| Китай, Россия, Мексика, Индия, Бразилия, Аргентина
| Сырьевой
| Вытеснение железнодорожного машиностроения из развитых в развивающиеся страны
| Автомобилестроение
| Легковые: Япония
(1 место), США
(2 место), Германия, Франция, Италия, Великобритания
Грузовые: США, Япония, Канада, Россия
| Сырьевой,
потребительский
| Пока автомобилестроение представлено в развитых странах, но сборка автомобилей известных марок уже давно сосредоточена в развивающихся странах (Южной Корее, Китае, Бразилии, Мексике), что связано с созданием свободных экономических зон в развивающихся странах и различием в оплате между рабочим развитой страны и развивающейся
| Приложение №1
Термины и понятия
Специализация, кооперирование, машиностроение – металлоемкое, трудоемкое, наукоемкое, точное и сложное, электроника, электротехника, приборостроение, станкостроение, транспортное, автомобилестроение, авиастроение, судостроение, энергетическое, сельскохозяйственное.
Приложение №2
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|