Сделай Сам Свою Работу на 5

Причина диффузии: молекулы вещества находятся в непрерывном и беспорядочном движении.





Урок физики по теме «Диффузия», 7 класс.

Учитель физики Шатровской СОШ

Белоусова Светлана Викторовна

Цель урока:

- Сформировать у обучающихся представление о явлении диффузии;

- Показать значение явления диффузии в природе, технике и быту.

 

Задачи:

Образовательные:

Сформировать:

§ представление о диффузии, как о явлении смешивания веществ, вследствие движения молекул.

§ представление о том, что диффузия наблюдается в твердом, жидком и газообразном состояниях вещества;

§ представление о значении диффузии в природе, в быту.

Развивающие:

§ учить логически правильно выражать свои мысли средством физико-математического языка;

§ формировать умения наблюдать;

§ развивать умения анализировать ход эксперимента, на его основе проводить сравнение, выделять главное, формулировать логические выводы;

§ развивать ассоциативное мышление;

§ развивать способности работать в высоком темпе.

 

Воспитательные:

§ формировать умения использовать теоретические знания для понимания сущности явлений происходящих в природе, в быту.

§ повышать уровень экологического и эстетического воспитания учащихся.



 

Оборудование к уроку: чашки Петри, перманганат калия, пинцеты, пластиковые стаканы, кофе, холодная и тёплая вода.

Компьютер, медиапроектор.

 

 

План урока:

1. Организационный момент.

2. Формулирование цели урока.

3. Актуализация опорных знаний.

4. Новый материал:

4.1. Понятие диффузии.

4.2. Причины и закономерности диффузии.

5. Применение диффузии.

6. Закрепление.

7. Домашнее задание.

8. Рефлексия.

 

Ход урока.

Организационный момент.

Добрый день, ребята. Проверьте, пожалуйста, свою готовность к уроку. Присаживайтесь.

Формулирование цели урока.

(СЛАЙД 1)

Сегодня, ребята, мы будем говорить об очень интересном и важном явлении в нашей жизни, связанным с молекулярным строением вещества. Явление, с которым мы познакомимся, играет очень большую роль в природе, в быту. Это явление мы с вами встречаем на каждом шагу, каждый день, не задумываясь об этом. А называется это явление красивым словом «Диффузия».

Откройте тетради, запишем тему и дату урока.



Актуализация опорных знаний.

(СЛАЙД 2)

Прежде чем узнать кое-что новое, давайте вспомним, что вы уже узнали о строении веществ на прошлых уроках.

Проводится фронтальный опрос:

- Когда зародились первые предположения о строении вещества?

- Какие опыты подтверждают, что вещества состоят из отдельных частичек?

- Как меняется объём тела при изменении расстояния между частицами?

- Что такое молекула?

- Что вы знаете о размерах молекул?

- Из каких частиц состоят молекулы?

- Одинаковы ли молекулы одного и того же вещества? Разных веществ?

 

Молодцы!

 

4. Новый материал:

Понятие диффузии.

 

Учитель зачитывает отрывок из произведения Владимира Солоухина "Третья охота".

О чесночнике.

Много раз я встречал в книгах упоминание о чесночном грибе, или, проще, о чесночнике. Говорилось, что этот гриб обладает запахом чеснока и что из него можно готовить разные приправы и соусы к мясным блюдам.

…Механически сощипнул я один грибочек, механически растер между пальцами, и вдруг явственный крепкий запах свежего чеснока облаком расплылся меж мокрых елей, благоухающих смолой и хвоей. Это было так неожиданно… Из корзины пахло так, будто там не грибы, а растолченный чеснок…

…В этот день я пришел домой с необычайной добычей. Страшно было класть грибы на сковородку. Но вопреки ожиданиям получилось очень острое и душистое кушанье.

 

По прочтении отрывка задаётся вопрос: Как вы считаете, почему вся еда будет пахнуть чесноком?

Из предположений и ответов учащихся учитель делает уточнение: Молекулы веществ движутся и проникают между друг другом.



Даётся определение диффузии:

Явление, при котором происходит взаимное проникновение молекул одного вещества между молекулами другого, называется диффузией.

(СЛАЙД 3)

Беспорядочное движение частиц жидкостей впервые было доказано ботаником, Почетным хранителем ботанического отделения Британского музея шотландцем Робертом Броуном в 1827 году. Рассматривая в микроскоп пыльцу, размешанную с водой, он увидел непрерывно хаотично двигающиеся темные точки. Он писал, что это движение соответствовало его ожиданиям, т.к. оно принадлежало самим частичкам, а не потоками в воде. Броун считал эти частички пыльцы живыми, и что он, вероятно, открыл новое проявление жизни. Но впоследствии он открыл, что частички пыльцы двигаются даже после кипячения. Те, что были покрупнее, двигались медленнее, не спеша меняли свое направление. Более мелкие – прыгали беспорядочно, случайно, бросаясь из стороны в сторону. Ученый задумался: «Почему?»

- Ребята, почему частички пыльцы двигались? Что способствовало движению пыльцы?

Частички пыльцы двигались под действием ударов, наносимых им движущимися молекулами воды.

 

Броун был настоящим ученым, столкнувшись с непонятным явлением, он его добросовестно исследовал. Он обнаружил, что любые мелкие частицы находятся в постоянном хаотическом движении. Явление движения взвешенных частичек в жидкости или газе сейчас называют броуновским движением. Это явление есть еще одно яркое доказательство движения молекул веществ.

(видеоролик на слайде 4 открывается автоматически)

Причины и закономерности диффузии.

(СЛАЙД 5)

Давайте рассмотрим диффузию в газах. Проведем эксперимент. Распыляем в классе дезодорант.

- Ребята, вы почувствовали запах дезодоранта?

- Почему возможно распространение запахов в пространстве?

Распространение запахов возможно благодаря движению молекул веществ. Это движение носит непрерывный и беспорядочный характер. Сталкиваясь с молекулами газов, входящих в состав воздуха, молекулы дезодоранта много раз меняют направление своего движения и, беспорядочно перемещаясь, разлетаются по всей комнате.

(СЛАЙД 6)

Сделайте, пожалуйста, вывод о причине диффузии.

Причина диффузии: молекулы вещества находятся в непрерывном и беспорядочном движении.

Давайте запишем это утверждение в тетрадь.

Мы наблюдали процесс диффузии в газах. А возможна ли диффузия в жидкостях?

На ваших столах стоят чашки Петри с водой. Бросьте несколько кристалликов перманганата калия в воду. Не забываем про технику безопасности: избегайте контакта кожи и слизистых оболочек с кристаллами перманганата калия.

- Что вы наблюдаете?

- Быстро ли растворяются кристаллики марганцовки? Почему?

- Благодаря чему происходит растворение кристалликов марганцовки в воде?

 

- Возможен ли процесс диффузии в твердых телах?

Приведу вам пример. Если отшлифованные пластины свинца и золота положить одна на другую и сжать грузом, то при обычной комнатной температуре (около 20°С) за 5 лет золото и свинец взаимно проникнут друг в друга на расстояние всего около 1 мм.

-Какой вывод можно сделать по приведенному примеру?

Диффузия в твёрдых телах происходит чрезвычайно медленно.

- Как вы думаете, почему?

Давайте посмотрим как протекает диффузия в твёрдых телах в природе.

(СЛАЙД 7)

 

-Какой вывод можно сделать по результатам рассмотрения диффузии в газах, жидкостях и твердых телах?

Молекулы веществ находящихся в любом агрегатном состоянии, непрерывно двигаются, т.е. диффузия происходит и в газах, и в жидкостях, и в твёрдых телах.

 

- А что можно сказать о скорости протекания диффузии в различных агрегатных состояниях вещества?

Молекулы газов свободны, так как расстояние между молекулами много больше размеров молекул, двигаются с большими скоростями. Молекулы жидкостей расположены так же беспорядочно, как и в газах, но значительно плотнее друг к другу и поэтому взаимодействуют друг с другом сильнее, чем в газах. Каждая молекула, находясь в окружении соседних молекул, как бы топчется на одном месте и медленно перемещается внутри жидкости. Молекулы твердых веществ расположены в строгом порядке, образовывая пространственную решетку, чем обеспечивается сохранение формы и объема твердого тела. Частицы твердого тела совершают колебания около положения равновесия, которое остается неизменным очень продолжительное время. Наиболее быстро диффузия происходит в газах, медленнее в жидкостях и медленнее всего в твёрдых телах.

(СЛАЙД 8)

Таким образом, мы познакомились с одной из закономерностей диффузии:

Диффузия протекает в веществах, находящихся в различных агрегатных состояниях, но с разной скоростью. Наиболее быстро диффузия происходит в газах, медленнее в жидкостях и медленнее всего в твёрдых телах.

Запишите данное утверждение в тетрадь.

 

Проведём ещё один опыт:

В два одинаковых стакана налейте одинаковое количество воды, но различной температуры. Помните о технике безопасности.

Бросьте в стаканы несколько крупинок растворимого кофе. Пронаблюдаете, что происходит.

Имеет ли здесь место явление диффузии? Почему?

Что вы можете сказать о скорости протекания диффузии в стакане с холодной водой и с теплой водой?

Скорость диффузии увеличивается с ростом температуры, так как молекулы взаимодействующих тел начинают двигаться быстрее.

Давайте проверим наши выводы (СЛАЙД 9 видео ролик открывается автоматически)

 

 

Это вторая закономерность диффузии:

(СЛАЙД 10)

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.