Аналитический обзор проблемы разработки микропроцессорной системы управления автомобильными двигателями.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ РАЗДЕЛ
Проблема улучшения экономических показателей и острая необходимость значительного уменьшения выбросов вредных веществ двигателями внутреннего сгорания, возникшие в последние десятилетия, заставили ведущие, и в первую очередь автомобильные, фирмы активно вести разработку микропроцессорных систем управления (МПСУ) как наиболее эффективных для решения поставленных задач, наряду с необходимостью улучшения рабочих процессов и нейтрализации отработавших газов двигателей [18].
Высокие значения к.п.д. двигателя, не оснащенного МПСУ, достигаются в небольшой части поля его рабочих характеристик, получение же наилучших результатов во всем диапазоне режимов и условий работы двигателя является наиболее важным требованием, предъявляемым двигателю, оснащенному данной системой.
МПСУ радикально повышает качество двигателя, обеспечивая существенное улучшение экономических и экологических характеристик, увеличение мощности двигателя и эксплуатационной надежности. МПСУ содействует совершенствованию всего жизненного цикла двигателя от разработки, производства и до эксплуатации. Основной эффект, создаваемый МПСУ – снижение расхода топлива при ограничении в первую очередь экологических параметров за счет оптимизации рабочего процесса на всех режимах работы двигателя, в том числе, и на режимах холостого хода, уменьшения устойчивой частоты вращения, оптимизации переходных процессов по их длительности и расходу топлива.
Применение МПСУ на автомобильных двигателях значительно облегчило выполнение экологических норм 2000 - 2005 гг. - EURO IV.
Электронное управление, обеспечив большую устойчивость переходных процессов в двигателе и меньшую жесткость его рабочего процесса, а, следовательно, меньшие шум и вибрацию, ликвидировало преимущества по этим параметрам предкамерных и вихрекамерных дизелей, сохранив и даже несколько увеличив преимущества неразделенных камер сгорания по экономичности.
Появившаяся с МПСУ возможность применения двухфазного впрыскивания топлива позволила практически всем зарубежным фирмам создать автомобильные дизели с непосредственным впрыскиванием, в том числе, и для легковых автомобилей.
Потребителям же двигателей МПСУ обеспечила наличие широкого спектра дополнительных возможностей, в том числе: расширение номенклатуры вариантов двигателей с более узкой специализацией по назначению и условиям применения, при отличиях между ними только в программном обеспечении микроконтроллера; совершенствование автоматической аварийной защиты и диагностирования двигателя и связанных с ним агрегатов, улучшение пусковых и тормозных характеристик.
Наличие МПСУ повысило качество эксплуатации двигателей, создав возможность введения централизованного контроля и управления эксплуатацией, при одновременном ее упрощении. Это явилось следствием исключения ручных регулировок и настроек агрегатов двигателя, оперативного контроля и наличия автоматической коррекции настроек, систематического совершенствования алгоритмов управления на основе анализа информации о результатах эксплуатации, как конкретного двигателя, так и всех однотипных двигателей.
Кроме того, МПСУ привела к уменьшению затрат на ремонтное обслуживание и его упрощению, например, за счет исключения механических и гидромеханических регуляторов частоты вращения; необходимости ручных
регулировок топливной аппаратуры на специальных стендах.
Как показала практика, надежность двигателя с применением МПСУ повысилась. Введение МПСУ позволило сохранить заданный уровень технических параметров автомобиля сначала на протяжении 80 тыс. км пробега, а с 1996 г. увеличить эту цифру до 160 тыс. км.
Такое повышение надежности двигателя обеспечивается следующими возможностями МПСУ:
- совершенствованием конструкции;
- управлением ограничениями подачи топлива;
- заменой механических связей электронными;
- снижением минимальной частоты вращения коленчатого вала двигателя на холостом ходу;
- исключением необходимости длительной работы на холостом ходу;
- непрерывным диагностированием двигателя и микроконтроллера;
- совершенствованием аварийных защит;
- минимизацией номенклатуры и количества функционально необходимых элементов МПСУ; стратегией надежности, реализуемой алгоритмически в микроконтроллере; совершенствованием эксплуатации.
Совершенствование конструкции двигателя заключается в исключение или упрощение конструкции деталей и узлов двигателя и облегчение условий работы многих других обеспечивают уменьшение вероятности отказов важнейших элементов его систем.
В МПСУ ограничение подачи топлива выполняется преимущественно программно в микроконтроллере в функции любых контролируемых параметров. В результате высокой точности управления ограничениями подачи топлива в процессах разгона и повышения нагрузки на двигатель, исключается выход крутящего момента и других управляемых параметров двигателя за допустимые значения, что снижает вероятность аварий и повышает надежность двигателя.
Наиболее заметен эффект от замены механических (и гидравлических)
связей в системе управления двигателя электронными при использовании электронных исполнительных механизмов. Основная часть необходимой им энергии имеется непосредственно в управляемых системах двигателя, а по электронным каналам передается практически только командная информация о необходимых воздействиях на двигатель, представляемая, как правило, сравнительно маломощными сигналами. Этим исключается износ передач. Очевидно, что такая замена при использовании МПСУ сопровождается повышением надежности двигателя.
Также повышение надежности двигателя определяется уменьшением износов при снижении минимальной частоты вращения двигателя на холостом ходу и исключением необходимости длительной работы двигателя на этом режиме. Последнее объясняется быстротой и надежностью пуска двигателя, оснащенного МПСУ [19].
Целью современного подхода к управлению двигателями является оптимизация управления (достижение поставленных целей наилучшим с точки зрения принятого критерия образом при наличии ограничений). Это главная задача электронного управления двигателем, заключающаяся в установлении оптимальной совокупности значений его управляющих воздействий.
Существом оптимизации является получение необходимого качества двигателя за счет устранения избыточности, то есть осуществления полного и эффективного использования имеющихся возможностей, заложенных в конструкцию двигателя, применяемых в нем материалов и технологии изготовления каждого его образца.
Оптимизация имеет смысл только при наличии обобщенного показателя качества - критерия оптимальности или целевой функции, достаточно ощутимо отражающего эффективность управления. Немаловажна также доступность критерия оптимальности, возможность его определения и использования в системе управления.
В общем случае качество двигателя определяется совокупностью
технических, экономических и экологических показателей. Среди них есть
непосредственно управляемые возможностями МПСУ.
В число непосредственно управляемых технических показателей двигателя входят: крутящий момент, частота вращения, давление и температура в системах топливоподачи, наддува, смазки, охлаждения, содержание кислорода в отработавших газах.
Непосредственно управляем главный из экономических показателей – текущий, а следовательно и эксплуатационный, расход топлива, а также расходы масла, воздуха, воды.
Непосредственно управляемы следующие экологические показатели: состав и количество вредных выбросов, уровень и спектр шума и вибраций.
Относительная значимость этих показателей качества двигателя зависит от назначения и условий его работы.
Основная цель применения МПСУ – оптимизация управления двигателем, что, по сути, означает обеспечение в любой момент времени необходимых значений управляемых параметров двигателя с наилучшим качеством при выполнении ограничений.
Современные электронные средства и методы управления двигателями на основе информационных и компьютерных технологий, учитывающих их специфические особенности как объектов микропроцессорного управления, позволяют радикально улучшить практически все их характеристики.
Конкретными частными задачами управления двигателем в эксплуатации может быть оптимизация установившихся режимов, процессов прогрева и пуска, разгона и торможения, набросов и сбросов нагрузки, остановки двигателя и др. Для каждого из них должны использоваться различные варианты критерия оптимальности в зависимости от выбранной конструкции двигателя.
Не менее важным является оптимизация собственно микроконтроллера. Очевидно, что практически во всех случаях критерий оптимальности должен учитывать обеспечиваемые им быстродействие и точность управления двигателем, надежность и стоимость микроконтроллера.
Для достижения указанных целей необходимо осуществлять управление примерно следующими воздействиями или процессами:
- продолжительностью впрыскивания топлива индивидуально для каждого цилиндра;
- дросселированием заряда при впуске; опережением впрыскивания топлива или зажигания; давлением впрыскивания топлива; числом фаз и характеристиками впрыскивания топлива; ограничениями параметров впрыскивания топлива; давлением наддувочного воздуха;
- фазами газораспределения и величиной подъема клапанов;
- интенсивностью вихревого движения заряда в цилиндре;
- подачей воздуха на режиме холостого хода;
- количеством рециркулирующих газов;
- газодинамической настройкой впускного тракта;
- подачей вторичного воздуха к нейтрализатору;
- температурами в системах охлаждения, смазки, воздухонабжения;
- числом работающих цилиндров;
- степенью сжатия;
- равномерность нагрузки цилиндров; улавливанием паров топлива.
Микроконтроллер также должен осуществлять:
1) включение и выключение ряда систем и агрегатов (топливные насосы, кондиционер, система подогрева нейтрализатора и др.);
2) выбор и поддержание значений регулируемых параметров, обеспечивающих оптимальное или, в частности, заданные значения критериев качества; диагностирование двигателя и системы управления; предупредительную сигнализацию и аварийную защиту двигателя.
Для каждого конкретного двигателя и каждого варианта условий его работы набор таких функций может быть разным.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|