Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава 4. Особенности произведений Марининой. Отличия её детективов от канона детективного романа, основанного на правилах Роналда Нокса и Стивена Ван Дайма.





 

1991-й год стал годом открытий и формирования нового типа сознания. Марининой удалось создать практически невозможное — соединить структуру полицейского, криминального и любовного романов. При этом в центре ее произведений — динамично закрученная интрига, с которой мастерски соотнесены психологические и социальные коллизии.

Для писательницы главное — придумать сюжет. Она никогда не пользуется архивными материалами, хотя и имеет к ним свободный доступ. Лишь иногда какие-то мелочи, отдельные детали может «подхватить» из внешней среды. Сами же сюжеты Маринина всегда придумывает. Она считает, что надо писать не о преступлении как таковом, а о том, как оно влияет на людей.

Поэтому убийство для Марининой — необходимый атрибут жанра, а не самоцель. В ее романах нет кровавых сцен и насилия. Сама же писательница считает, что все эти особенности отличают именно женскую детективную прозу.

Чтобы выделить основные отличия женского детектива от канона этого жанра, построенного по определенным законам, изучим произведения писательницы на предмет соответствия/несоответствия некоторым правилам, для пишущих детективы.



Основные жанрообразующие признаки детектива и правила для их создателей были сформулированы Рональдом Ноксом еще в ХIХ веке. Они остаются основополагающими и до сегодняшнего дня, поскольку “без них нет детектива” (И. Банникова). Некоторые из них утратили актуальность, (например, требование не допускать в произведение китайца), но в основном жанровое кредо детектива до сегодняшнего дня ориентируется на кодекс Нокса, в частности, на такие законы, как “преступником должен быть кто-то, упомянутый в начале романа, но им не должен оказаться человек, за ходом чьих мыслей читателю было позволено следить; детектив не должен сам оказаться преступником; детективу никогда не должен помогать счастливый случай” и пр.

Эти правила были дополнены в 1928 г. исследователем и автором детективов – американцем Стивеном Ван Даймом. Он разработал 20 правил детектива, соблюдение которых должно сохранить чистоту жанра и сделать его отличным от иного рода произведений с преступлением. Основные дополнения Ван Дайма сводятся к следующему: в романе не должно быть любовной линии; в детективном романе должен быть персонаж-детектив, который выслеживает и расследует; детектив, главный герой дедукции, должен быть только один; преступником должен оказаться персонаж, игравший в романе более или менее заметную роль, то есть такой персонаж, который знаком и интересен читателю; в детективном романе неуместны длинные описания, литературные отступления на побочные темы, изощренно тонкий анализ характеров и воссоздание “атмосферы” и пр.



Проследим, следует ли Александра Маринина данным правилам:

 

1. Надо обеспечить читателю равные с сыщиком возможности распутывания тайн, для чего ясно и точно сообщить обо всех изобличительных следах.

· Александра Маринина соблюдает это правило. Читателю подчас представлено даже большее количество деталей, чем следователю, он [читатель] видит ситуацию со всех сторон. (роман «Когда боги смеются»)

2. В отношении читателя позволительны лишь такие трюки и обман, которые может применить преступник по отношению к сыщику.

· И это правило соблюдается данным автором. Читателю не дается никаких подсказок, которые не видел бы следователь. (роман «Игра на чужом поле»)

3. Любовь запрещена. История должна быть игрой в пятнашки не между влюбленными, а между детективом и преступником.

· Нет. Вот и первое отличие. Наличие любовной линии является обязательной чертой женского детективного романа, т.к. она создает некий третий сюжет, отвлекающий от других (преступление и расследование), но в результате, неотрывно с ними связанное. Также наличие любовной линии приносит коммерческий успех, т.к. читающая аудитория по большей части женская.



4. Ни детектив, ни другое профессионально занимающееся следствием лицо не может быть преступником.

· Правило соблюдается. Ни в одном из романов Александры Марининой, сыщик не является преступником, а даже наоборот – представителем закона.

5. К разоблачению должны вести логические выводы. Непозволительны случайные или необоснованные признания.

· Александру Маринину, бывшего сотрудника МВД России, никак нельзя обвинить в отсутствии логики. Доказательством может служить любое её произведение.

6. В детективе не может отсутствовать сыщик, который методично разыскивает изобличающие улики, в результате чего приходит к решению загадки.

· А. Каменская, И. Дорошин – главные герои. Они и их помощники всегда объясняют свои действия.

7. Обязательное преступление в детективе — убийство.

· Каменская - милиционер, который занимается расследованием убийств. Помимо убийства могут быть и другие преступления, но убийство присутствует неизменно.

8. В решении заданной тайны надо исключить все сверхъестественные силы и обстоятельства.

· Сверхъестественное отсутствует. Преступники – реальные люди.

9. В истории может действовать лишь один детектив — читатель не может соревноваться сразу с тремя-четырьмя членами эстафетной команды.

· Еще одно отступление - Каменская работает в группе: Игорь Лесников, Михаил Доценко, Юрий Коротков, Виктор Алексеевич Гордеев и др.

10. Преступник должен быть одним из наиболее или менее значительных действующих лиц, хорошо известных читателю.

· Преступник обычно известен читателю. С ним Маринина знакомит читателя с самого начала, описывая его, но не называя его имени. (Например, роман «Когда боги смеются»)

11. Непозволительно дешёвое решение, при котором преступником является один из слуг.

· А.Маринина не ищет простых путей. Её сюжетные линии всегда очень закручены.

12. Хотя у преступника может быть соучастник, в основном история должна рассказывать о поимке одного человека.

· Преступник всегда один. Но соучастник может быть.

13. Тайным или уголовным сообществам нет места в детективе.

· Нарушение правила. Часто преступниками является мафия или бандитские группировки. (роман «Игра на чужом поле»)

14. Метод совершения убийства и методика расследования должны быть разумными и обоснованными с научной точки зрения.

· Каменская – аналитик, всегда логична.

15. Для сообразительного читателя разгадка должна быть очевидной.

· В некоторых романах читателю дается возможность угадать преступника («Мужские игры»), но преступником зачастую оказывается человек, которого было сложно заподозрить сначала. («Игра на чужом поле»), («Когда боги смеются»)

16. В детективе нет места литературщине, описаниям кропотливо разработанных характеров, расцвечиванию обстановки средствами художественной литературы.

· Для женского детектива характерно подробное описание быта, внешности, характеров. Читателю известны подробности жизни и внешности как самой Насти Каменской, так и её друзей, близких и коллег.

17. Преступник ни в коем случае не может быть профессиональным злодеем.

· Преступниками становились люди отчаявшиеся, завистливые, безумно влюбленные, нуждающиеся либо с нарушением психики. («Иллюзия греха»)

18. Запрещено объяснять тайну несчастным случаем или самоубийством.

· Правило соблюдается. Признаки самоубийства или несчастного случая от насильственной смерти сотрудники правоохранительных органов умеют различать, поэтому занимаются только настоящими преступлениями.

19. Мотив преступления всегда частного характера, он не может быть шпионской акцией, приправленной какими-либо международными интригами, мотивами тайных служб.

· Правило соблюдается

20. Автору детективов следует избегать всяческих шаблонных решений, идей.

· А. Маринина старается избегать шаблонных решений. Сюжетика её произведений развита необычайно. Линии так сложно переплетаются, что читатель иногда оказывается совершенно сбит с толку, после очередного поворота сюжета.

 

В результате проведенного анализа, можно сделать вывод, что произведения Александры Марининой максимально приближены к канону детективного произведения, т.к. присутствуют отступления только от четырех правил из двадцати (номера 3, 9, 13, 16). Но с привнесением черт «дамского романа» в свои произведения, автор добилась необычайной популярности своих творений и обрела огромную читательскую аудиторию. Несмотря на то, что Александра Маринина пишет уже более 20 лет, популярность её по-прежнему высока.

Заключение.

В процессе написания курсовой работы, были достигнуты следующие цели:

1. Выявлены отличительные особенности «женского» детектива от классического (наличие любовной линии, детализация в описаниях, лирические отступления, главная героиня – женщина, автор - женщина).

2. Выяснены причины популярности данного жанра. Ими являются как раз те особенности «женского» детектива, которые и отличают его от канонов жанра, более сухих и сдержанных в плане содержания.

Также были выполнены поставленные задачи:

1. Определено место детектива в современной массовой литературе,

2. Выявлены основные признаки формульности данного жанра.

3. Выяснена природа популярности «женского» детектива среди других жанров современной массовой литературы.

4. Доказано, что произведения Александры Марининой не являются примером типичного «женского» детектива, а привносят в этот жанр новые черты и особенности, характерные только для упомянутого автора.

 

 

Список использованной литературы.

1. Баландина Я.В. «В мире формул (к проблеме анализа современного детектива)» Материалы конференции "Современная русская литература: проблемы изучения и преподавания" (февраль 2005) на сайте ПГПУ: http://oldwww.pspu.ru/sci_liter2005_baland.shtml

 

2. [23*] Берновская, Е. «Я не принадлежу к литературной тусовке». — «РБК daily», 15 июня 2007 года.

 

3. [3*] Биографическая справка. — Официальный сайт Александры Марининой.

 

4. [2#]. Бореев, Ю.Б. Эстетика. Теория литературы: Энциклопедический словарь терминов [Текст]. – М., 2003.

 

5. [3#]. Боровская, Н.В. Психоанализ и литературоведение. [Текст]. – Киев, 2003.

 

6. [13*] Васюхин, В. «Два лица Александры Марининой». – «Огонёк» №52 22—28 декабря 2008 года.

 

7. Гудков Л.Д. «Массовая литература как проблема. Для кого?» // журнал «НЛО» 1997, №22

 

8. [5#]. Иваницкая, Е. Патологическая беллетристика [Электронный ресурс] // http://www.inauka.ru/philology/article57403.html

 

9. [21]. Иванова Н. Почему Россия выбрала Путина: Александра Маринина в контексте современной не только литературной ситуации // Знамя. 2002. №2;

 

10. Кавелти Дж. Г. «Изучение литературных формул» // Новое литературное обозрение, 1996, № 22, с. - 33 – 64

 

11. [1***] Капшеева П. «Неправильный близнец», [Электронный ресурс] // www.natura.peoples.ru

 

12. [7]. Лотман Ю.М. Массовая литература как историко-культурная проблема // Лотман Ю.М Избранные статьи. Т. 3. Таллинн, 1994.

 

13. [7#]. Максимова, Т. Женские романы и журналы на фоне постмодернистского пейзажа [Текст] // http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/149602/2763.html

 

14. Маринина А. Когда боги смеются: Роман. – М.: Изд-во Эксмо, 2002. – 448с.

 

15. Маринина А. Игра на чужом поле: Роман. – М.: Изд-во Эксмо, 1993.

 

16. Маринина А. Мужские игры: Роман. – М.: Изд-во Эксмо, 1997.

 

17. [8]. Массовая литература // Краткая литературная энциклопедия, т. 9, М., 1978

 

18. [9]. Мельников Н.Г. Массовая литература // Русская словесность.- М., 1998

 

19. Молодая филология – 2002: материалы научной конференции студентов и аспирантов/ Отв. ред. Л.А.Белова; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2002. – 42 – 51с.

 

20. [8*] Морозов, А. Писатель без амбиций: В Сорбонне нашу ментальность изучают по Марининой. — «Независимая газета», 22 октября 2004 года.

 

21. [9#]. Мудуре, М. Существует ли женская литературная традиция? [Текст] // Гендерные исследования. – М.: ХЦГИ, 1999. – № 2/1. – С. 171–177.

 

22. [1**]На rendez-vous с Марининой: Материалы круглого стола // Неприкосновенный запас. 1998. № 1;

 

23. [27*] Пепеляев, В. «Круговорот Марининой в природе». — «Беларусь сегодня», 7 апреля 2005 года.

 

24. [41*] Петров, Д. Каменская расследует новые преступления. — Вести.ру, 25 марта 2009 года.

 

25. [11#]. Пономарева, Г. Женщина как “граница” в произведениях Александры Марининой [Текст] / Г. Пономарева // Пол гендер культура (немецкие и русские исследования). – М., 1999. С. 181–191.

 

26. [12#]. Теория и методология гендерных исследований [Текст] / Под общ. ред. О.А. Ворониной. – М., 2001.

 

27. [2**]Трофимова Е.И. Женская литература // Словарь тендерных исследований. М., 2002.

 

28. Тух Б. Я научила женщин говорить.: Очерк об Александре Марининой // Первая десятка современной русской литературы. М., 2002. С.162-193,

 

29. [11]. Фёдорова Ж.В. Массовая литература в России XIX века: художественный и социальный аспекты // Русская и сопоставительная филология. Взгляд молодых. - Казань, 2003. - С. 203-209.

 

30. [12]. Хализев В.Е. Теория литературы. - М.: Высшая школа, 1999. - 397 с.

 

31. [34*] Шатохина, О. «Куда ведут благие намерения». — «Литературная газета», № 20 (6275), 19 мая 2010 года.

 

32. [45*] On-line конференция «Александра Маринина вернулась!» — «Аргументы и факты», 24 ноября 2009 года.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.