Тема 1. Предмет и методы экономической теории
ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Целью освоения учебной дисциплины«Экономическая теория» является формирование компетенций, направленных на освоение базовых экономических категорий и терминов, актуализацию прагматического экономического знания; анализ взаимосвязи экономической практики и экономической науки.
Задачи дисциплины:
- усвоение основ категориального аппарата экономической теории;
- ознакомление с историей формирования объекта, предмета экономической теории и методов анализа экономической науки;
- овладение инструментарием экономического анализа экономического поведения экономических субъектов
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
Б.1 Гуманитарный, социальный и экономический цикл. Базовая часть
Экономическая теория не может существовать отдельно от других наук и одновременно служит для них фундаментом. Экономическая теория тесно граничит с историей развития общества, экономической географией, демографией. Она стала основой всех отраслевых наук (экономики сельского хозяйства, экономики строительства, экономики науки, экономики промышленности) и фундаментальных (бухгалтерского учета, основ денежного обращения и кредита, финансов, статистики)
Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:
2.1. Из курса «Основы экономики»:
Знания: Все виды деятельности, позволяющие людям создавать материальные условия для жизни
Умения: На базе знаний разрабатываются конкретные принципы и способы управления производством
Владения: Экономические связи и отношения, складывающиеся в обществе, экономическое поведение людей.
Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и владения, формируемые данной учебной дисциплиной:
· Дисциплина «Экономика сельского хозяйства»
· Дисциплина «Экономика строительства»
· Дисциплина «Экономика промышленности»
КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
общекультурные компетенции:
· способен быть готовым к сотрудничеству с коллегами, работе в коллективе (ОК-3); находить организационно-управленческие решения в не стандартных ситуациях (ОК-4); стремиться к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства (ОК-6);
· владеет своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);
· готов к эффективному применению психолого- педагогических знаний для решения задач общественного, национально-государственного и личностного развития, проблем социального благополучия (ОК-20).
профессиональные компетенции:
· способен к созданию социально и психологически благоприятной среды в социальных организациях и службах (ПК-5); к инновационной деятельности в социальной сфере, оптимизации ее сочетания с традиционной культурой личной и общественной жизни (ПК-6);
· готов решать проблемы клиента путем привлечения соответствующих специалистов, мобилизации собственных сил, физических, психических и социальных ресурсов клиента (ПК-7).
Знать:
· основные категории микро – и макроэкономики; цели и методы государственного макроэкономического регулирования; методы и подходы в макроэкономике, используемые в процессе анализа функционирования экономической системы, закономерности и принципы развития экономических процессов на микро – и макроуровнях; - основы формирования и механизмы рыночных процессов на микроуровне; ценообразование в условиях рынка; - формирование спроса и предложения на рынках факторов производства; оценку эффективности различных рыночных структур.
Уметь:
· аргументировано оценивать важнейшие положения и выводы основных микроэкономических теорий и школ; оценивать, в общих чертах, положение фирмы на рынке; - находить и использовать информацию, необходимую для ориентирования в основных текущих проблемах экономики; применять полученные знания к анализу конкретных экономических проблем; - давать оценку экономическим ситуациям, объяснять причины важнейших экономических явлений; определять специфику ценообразования и производства в рыночных условиях; использовать приемы и методы для оценки экономической ситуации; оценивать экономические факторы развития предприятия.
Владеть / быть в состоянии продемонстрировать:
· методами графического и экономико – математического анализа для изучения динамики количественных параметров экономических процессов на микроуровне; - навыками оценки деятельности предприятия с позиции внутреннего состояния и внешнего окружения, ориентируясь на макро – и микроэкономические показатели.
СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц, 216 часа, из них 90 аудиторных часов.
· аудиторная -
· самостоятельная работа студентов -
4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Таблица 1
Вид учебной работы
| Всего зачетных единиц (часов)
| Форма обучения
| Очная
| Заочная
Полный
срок
| Заочная
Сокр.
срок
| Общая трудоемкость дисциплины
|
|
|
| (144-переат.)
| Аудиторные занятия
|
|
|
|
| лекции
|
|
|
|
| практические занятия
|
|
|
|
| семинарские занятия
| -
|
|
| -
| лабораторные работы
| -
|
|
| -
| другие виды аудиторных занятий
| -
|
|
| -
| Самостоятельная работа
|
|
|
|
| изучение теоретического курса
| -
|
|
|
| курсовая работа
|
|
|
|
| домашние задания
|
|
|
|
| подготовка к экзамену
|
|
|
|
| Вид промежуточного контроля
| Зачет -1 сем.
Экзамен-2 сем
| Зачет -1 сем.
Экзамен-2 сем
| Зачет -1 сем.
Экзамен-2 сем
| Диф.зачет -1 сем.
|
4.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины
Таблица 2
№ п/п
| Разделы учебной дисциплины
| Семестр
| Неделя семестра
| Виды учебной деятельности и трудоемкость
(в часах)
| Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)
Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
| Лекции
| Практические занятия
| СРС
| Консультации
| 1.
| Предмет и методы экономической теории
|
| 1,2
|
|
|
| Еженед.
| Эссе – 1;
Собесед. – 2; Участие в практ. занятии – 2.
| 2.
| Экономические блага и их классификация
|
| 2,3
|
|
|
| Еженед.
| Собесед. – 3; Участие в практ. занятии – 4.
| 3.
| Экономический кругооборот
|
| 4,5
|
|
|
| Еженед.
| Собесед. – 5; Участие в практ. занятии – 6.
| 4.
| Экономические системы
|
| 6,7
|
|
|
| Еженед.
| Собесед. – 7; Участие в практ. занятии – 8.
| 5.
| Рынок как форма экономической организации общества
|
| 8,9
|
|
|
| Еженед.
| Собесед. – 9,11; Участие в практ. занятии – 10.
| 6.
| Микроэкономика. Основные теории спроса и предложения
|
| 10,11
|
|
|
| Еженед.
| Собесед. – 12; Участие в практ. занятии – 13.
| 7.
| Рынки факторов производства
|
| 12,13
|
|
|
| Еженед.
| Собесед. – 14; Участие в практ. занятии – 15.
| 8.
| Теории поведения потребителя и производителя
|
| 14,15
|
|
|
|
| Собесед. – 16;
Участие в практ.
занятии - 17
| 9.
| Механизм функционирования предприятий в рыночной экономике
|
|
|
|
|
|
| Собесед. – 18;
Участие в практ.
занятии – 19.
| Итого за 1 семестр
|
|
|
| | зачет
|
| 10.
| Монополия и конкуренция
|
| 1, 2
|
|
|
| Еженед.
| Собесед. – 1; Участие в практ. занятии – 1.
| 11.
| Спрос и предложение экономических ресурсов. Труд как фактор производства
|
| 3,4
|
|
|
| Еженед.
| Собесед. – 2; Участие в практ. занятии – 2.
| 12.
| Вещественные факторы производства: земля и капитал
|
| 5,6
|
|
|
| Еженед.
| Собесед. – 3,
Участие в практ. занятии – 3;Участие в круглом столе – 4.
| 13.
| Макроэкономика. Основные макроэкономические показатели
|
| 7,8
|
|
|
|
| Собесед. – 5;
Участие в практ.
занятии – 6.
| 14.
| Инфляция и антиинфляционная политика
|
| 9,10
|
|
|
|
| Собесед. – 7;
Участие в практ.
занятии – 8.
| 15.
| Теория цикличности
|
| 11,12
|
|
|
|
| Собесед. – 9;
Участие в практ.
занятии – 19.
| 16.
| Потребление, сбережения, инвестиции
|
| 13,14
|
|
|
|
| Собесед. – 11;
Участие в практ.
занятии – 12.
| 17.
| Совокупный спрос и совокупное предложение
|
|
|
|
|
|
| Собесед. – 13;
Участие в практ.
занятии – 14.
| 18.
| Экономический рост
|
| 16,17
|
|
|
|
| Собесед. – 15;
Участие в практ.
занятии – 16.
| Итого за 2 семестр
|
|
|
| | Экзамен,
контрольная работа
|
| Всего за курс
|
|
|
| | |
| | | | | | | | | | | | | | |
4.3. Содержание разделов (тем) дисциплин
Раздел 1. общие вопросы экономической науки
Тема 1. Предмет и методы экономической теории
Предмет экономической теории и его генезис. Основные экономические школы (меркантилизм, физиократы, классическая политическая экономия, историческая школа, марксизм, маржинализм, кейнсианство, неоклассический синтез, монетаризм, институционализм) и их вклад в формирование предмета экономической теории.
Предмет экономикс. Допущения и предпосылки экономикса: рациональность действующих экономических субъектов, ограниченность экономических благ, альтернативность выбора.
Функции экономической теории, познавательная, образовательная, методологическая, практическая.
Методы исследования экономической теории: формальная логика, математические методы, моделирование, статистические методы, эксперимент позитивный и нормативный анализ.
Типы хозяйства и экономических систем
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|