Финансовая основа местного самоуправления.
Финансово-экономической основой местного самоуправления служит муниципальная собственность - как экономическая база местного самоуправления, а также местный бюджет и внебюджетные средства.
Муниципальная собственность не является разновидностью государственной, но эти две формы однотипны по своему содержанию и целевому назначению. Обе они являются публичными формами собственности, т.е. социально-экономическими отношениями, возникающими при удовлетворении публичных интересов населения определенных видов поселений или народа России в целом. Юридический статус этих форм публичной собственности также во многом однозначен.
Формирование института муниципальной собственности в России началось с момента вступления в силу Закона РСФСР «О собственности в РСФСР» от 24.12.1990г., который действовал до введения Гражданского кодекса Российской Федерации. Отделение муниципальной собственности в России началось с момента вступления в силу Закона РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР» от 06.07.1991 г. В нем впервые выделена муниципальная собственность как один из видов собственности, на право которой не допускалось какое-либо государственное ограничение (п.З ст. 2). Закон включил в имущество муниципальной собственности финансовые средства местных бюджетов, внебюджетные и валютные фонды, различные объекты жилищно-коммунального хозяйства, инженерно-энергетические установки, хозяйственные комплексы и нежилые помещения, жилищный фонд и объекты социально-культурного назначения. В муниципальной собственности могли находиться земельные участки, месторождения полезных ископаемых, водоемы, ценные бумаги и т. д. Закон в отличие от предшествующих ему аналогичных актов закрепил конкретные полномочия представительных органов и местной администрации каждого уровня местного самоуправления в решении вопросов местного значения.
Существенное значение для формирования муниципальной собственности имело постановление Верховного Совета РФ «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность от 27.12.1991 г.» Постановление закрепило порядок передачи объектов федеральной собственности в государственную собственность субъектов Федерации и муниципальную.
Правовое регулирование муниципальной собственности в РФ осуществляется целым рядом нормативных актов. К ним относятся:
Конституция российской Федерации, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного управления в РФ» (ст. 29), Гражданский кодекс РФ (ст. 125, 215), Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», а также нормативные акты субъектов РФ.
Конституция Российской Федерации, принятый на ее основе Закон об общих принципах организации местного самоуправления, последующее законодательство федерального и регионального уровней развили социально-экономическое и юридическое содержание понятия муниципальной собственности. В Законе всесторонне разработана и закреплена юридическая связь муниципальной собственности с главными ее материальными объектами и финансами, ценными бумагами и др. финансовыми эквивалентами (ст. 28-42) . Закон признает муниципальную собственность обязательным компонентом муниципального образования (ст.1). В ст.28 (ч.1) и 29 (ч.1) перечисляются основные объекты муниципальной собственности и источники ее формирования. Так, в соответствии с ч.1 ст. 29 в состав муниципальной собственности включаются: средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, земли и др. природные ресурсы, предприятия и организации, банки и др. финансово-кредитные организации, жилищный фонд и нежилые помещения, учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, др. движимое и недвижимое имущество. Такое законодательное закрепление позволило углубить содержание института муниципальной собственности в Гражданском кодексе Российской Федерации. Эта собственность определяется как имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям (ст.215 ГК).
Все законы субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении закрепили нормы о муниципальной собственности. В большинстве из них определено понятие муниципальной собственности, ее состав, порядок формирования и управления.
В большинстве субъектов Российской Федерации предусмотрен примерно такой же состав муниципальной собственности, что и в ст. 29 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Но в законах многих субъектов РФ состав муниципальной собственности дополняется такими, например, объектами, как унитарные предприятия, в том числе транспорта, торговли, общественного питания, бытового обслуживания, ремонтно-строительные, жилищно-эксплуатационные, по оказанию ритуальных услуг и содержанию мест захоронения, по утилизации и переработке мусора; ценные бумаги (Московская область); пакеты акций в хозяйственных обществах (Иркутская, Пермская области); объекты инженерной инфраструктуры (Республика Дагестан, Псковская, Костромская области); имущество, приобретенное в результате предпринимательской деятельности предприятиями и организациями, входящими в состав муниципальной собственности (Белгородская, Вологодская, Псковская области). Более детально состав муниципальной собственности определен в уставах муниципальных образований.
Основу муниципальной собственности составляют материальные объекты, а также местные финансы и др. денежно-финансовые эквиваленты. К числу наиболее важных относятся: имущество муниципальных унитарных предприятий, учреждений и органов местного самоуправления; жилищный фонд; нежилые помещения и встроенно-пристроенные помещения, социально-культурные комплексы и отдельные учреждения ; объекты инженерной инфраструктуры; земля; природные ресурсы; принадлежащие муниципальному образованию доли (паи.акции ) в капитале предприятий различных организационно-правовых форм; иное недвижимое имущество, имущественные и неимущественные права, являющееся муниципальной собственностью.
Можно выделить следующие основные направления формирования экономического комплекса муниципальной собственности:
передача хозяйственно-экономических объектов из государственной собственности в муниципальную;
формирование унитарных предприятий и управление ими ;
приватизация и акционирование объектов муниципальной собственности (п.2 ст.217, ст. 235 ГК );
иные формы приобретения объектов муниципальной собственности.
Литература
1. . Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., Юристь, 1999.
3. Конституционное право. Учебник /Под ред. проф. В.В. Лазарева. М., Новый Юрист, 1998.
4. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., Норма -Инфра, 1998.
5. Конституция Российской Федерации: Проблемный комментарий. / Отв. ред. В.А. Четвернин. М.,1997.
6. Комментарий к Конституции Российской Федерации. М., Изд. БЕК, 1998. 1. Конституция Российской Федерации. Комментарий./Под ред. Б.Н.Топорнина и др. М., Юрид.лит. ,1998.
8. Конституция Российской Федерации. Энциклопедический словарь /Авт. коллектив В.А. Туманов, В.Е.Чиркин и др. М., Большая Росс. энциклопедия, 1995.
9. Конституционное (государственное) право. Справочник. / Под ред. В.И. Лафитского. М., Юристъ,1995.
10.Указ Президента РФ от 22.12.93 N 2265 О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации/Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации N 52, 27.12.93
11. Положение об основах организации местного самоуправления в Российской Федерации на период поэтапной конституционной реформы// Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. 44. Ст. 4188
12. Федеральный закон "О финансовых основах местного самоуправлении в российской Федерации" от 25.09.97 г., № 126-ФЗ.
13. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправлении в Российской Федерации", от 28.08.95 г., № 154-ФЗ.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|