Сделай Сам Свою Работу на 5

Вопрос 1. Общая характеристика восприятия





Тема 3. Ощущения

Вопрос 1. Общая характеристика ощущений

Познавательная психическая деятельность начинается с ощущений. Согласно теории отражения, ощущение – это первый источник всех наших знаний о мире. Благодаря ощущениям мы познаём цвет, форму, величину, запах, звук. Информацию о состоянии внешней и внутренней среды человеческий организм получает с помощью органов чувств в виде ощущений.

Способность к ощущениям есть у всех живых существ, обладающих нервной системой, но способность к осознаваемым ощущениям – только у живых существ, имеющих головной мозг и кору головного мозга. С одной стороны, ощущения объективны, так как в них всегда отражён внешний раздражитель, а с другой стороны, ощущения субъективны, поскольку зависят от состояния нервной системы и индивидуальных особенностей человека.

Ощущения – простейший познавательный процесс отражения отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на наши органы чувств. Ощущения возникают как реакция нервной системы на раздражитель. Раздражители – это предметы и явления действительности, воздействующие на наши органы чувств. Раздражители вызывают возбуждение в нервной ткани.



 

Вопрос 2. Рефлекторная теория ощущений

Ощущение имеет рефлекторный характер, то есть оно не является пассивным процессом, оно носит активный характер, всегда включает в свой состав двигательные компоненты в виде вегетативной реакции (сужение сосудов, кожно-гальванический рефлекс) или в виде мышечных реакций (поворот глаз, двигательные реакции руки и другое).

Физиологическим механизмом ощущения является деятельность специальных нервных аппаратов, называемых анализаторами (так их предложил назвать И.П. Павлов). Анализаторы принимают воздействие определённых раздражителей из внешней и внутренней среды и перерабатывают их в ощущения.

Анализаторы состоят из следующих частей: периферического отдела, или рецепторов (от лат. принимающий), или органов чувств, преобразующих энергию воздействия в нервные сигналы; орган чувств – анатомо-физиологический аппарат, расположенный на периферии тела или во внутренних органах; проводящих нервных путей, по которым эти сигналы передаются в мозг (по афферентным нервам) и обратно к рецепторам (по эфферентным нервам); корковых проекционных зон головного мозга, здесь в специальных клетках физиологический процесс превращается в психический процесс – ощущение.



Для того чтобы человек имел нормальные ощущения, необходимо здоровое состояние всех трёх отделов анализатора. Анализаторы бывают внешними (экстерорецепторы – рецепторы вынесены на поверхность тела – ухо, глаз, др.) и внутренними (интерорецепторы – рецепторы расположены во внутренних органах и тканях); своеобразное положение занимает двигательный анализатор (проприорецепторы находятся в мышцах и связках, они служат для ощущения движения и положения органов тела). В настоящее время насчитывается около двух десятков различных анализаторных систем.

 

Схема анализатора

афферентные ®

Раздражитель ® рецептор ® нервы ® отделы мозга

эфферентные

 

Каждый рецептор приспособлен к приёму только определённого вида воздействий (свет, звук, запах, другое), то есть обладает специфической возбудимостью. В целом органы чувств дают человеку возможность ориентироваться в окружающем мире.

 

Вопрос 3. Общие свойства ощущений

Качество – (какое это ощущение?) - сущностная особенность ощущений, позволяющая отличать одни виды ощущений от других (слуховые от зрительных и др.), а также различные вариации ощущений внутри данного вида (по цвету, насыщенности);

интенсивность – (сколько его?) - количественная характеристика ощущений, которая определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора;



продолжительность – (как долго длится?) - временная характеристика ощущений, определяется функциональным состоянием органов чувств, временем воздействия раздражителя и его интенсивностью;

пространственная локализация раздражителя – нахождение раздражителя в пространстве.

 

Вопрос 4. Основные характеристики чувствительности анализаторов

Нижний абсолютный порог ощущений – минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение. Как показали опыты С.И. Вавилова, мы могли бы видеть в полной темноте горящую свечу на расстоянии до 27 км;

подпороговые раздражители – это раздражители меньшей силы, не вызывают возникновения ощущений, сигналы о них не передаются в кору головного мозга;

верхний порог ощущений – максимальная величина раздражителя, которую анализатор способен воспринимать адекватно; при действии очень сильного раздражителя перестают возникать ощущения: звуки с частотой свыше 20 тыс. Гц человек не слышит; дальнейшее увеличение силы раздражителей вызывает в рецепторах лишь болевое ощущение;

диапазон чувствительности – интервал между нижним и верхним порогом ощущений;

дифференциальный, разностный порог – наименьшая величина различий между раздражителями, когда разница между ними еще улавливается; если на руке лежит груз в 100 граммов, то для возникновения ощущения увеличения веса необходимо добавить около 3,4 грамма, при весе 1000 граммов – около 33,3 грамма;

оперативный порог – величина различия между сигналами, при которой точность и скорость различения достигают максимума. Величина оперативного порога в 10-15 раз больше величины дифференциального порога;

временной порог – минимальная продолжительность воздействия раздражителя, необходимая для возникновения ощущения;

латентный (скрытый) период реакции – промежуток времени от момента подачи сигнала до момента возникновения ощущения; для тактильных ощущений он равен 130 миллисекундам, для болевых – 370, вкусовых – 50 миллисекундам после нанесения на поверхность языка химического раздражителя;

инерция – время исчезновения ощущения после окончания воздействия; последействие; так, зрительное ощущение исчезает не сразу после того, как перестает действовать вызвавший его раздражитель; также и слуховое и др.;

свойство приспособления, или адаптации – проявляется как полное исчезновение ощущения в процессе продолжительного воздействия раздражителя, а также как понижение или повышение чувствительности под влиянием воздействия раздражителя (адаптация к яркому свету, сильному запаху);

взаимодействие ощущений – изменение чувствительности анализаторов под влиянием раздражения других органов чувств; это свойство проявляется в явлениях сенсибилизации и синестезии: сенсибилизация - повышение чувствительности нервных центров в результате взаимодействия анализаторов (под влиянием бергамотового масла наблюдается обострение слуховой чувствительности) и упражнений (у музыкантов – высокая слуховая чувствительность); синестезия – это возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для другого анализатора (при воздействии звуковых раздражителей могут возникать зрительные образы – это зрительно-слуховые синестезии);

контраст ощущений – это изменение интенсивности и качества ощущений под влиянием предшествующего или сопутствующего раздражителя; явление последовательного контраста – после холодного слабый тепловой раздражитель кажется горячим.

Дефект работы одного анализатора обычно компенсируется усиленной работой и совершенствованием других анализаторов. Неповрежденные анализаторы компенсируют деятельность выбывших анализаторов.

Вопрос 5. Виды ощущений

Е.И. Рогов и другие психологи предлагают классификацию ощущений по основным модальностям: обоняние, вкус, осязание, зрение, слух. А.Р. Лурия считает, что в основе могут лежать два принципа: систематический и генетический.

Систематическая классификация ощущений. Выделяют три основных типа: интероцептивные, проприоцептивные, экстероцептивные.

Первые объединяют сигналы из внутренней среды организма о состоянии внутренних процессов, органов, доводят до мозга раздражения от стенок желудка и кишечника, сердца и т.д. Это наиболее древняя и наиболее элементарная группа ощущений.

Вторые обеспечивают информацию о положении тела в пространстве и об опорно-двигательном аппарате, обеспечивают регуляцию наших движений. Периферические рецепторы проприоцептивной чувствительности находятся в мышцах и суставах (сухожилиях, связках). Данная группа ощущений включает специфический вид чувствительности, называемый ощущением равновесия, или статическим ощущением. Их периферические рецепторы расположены в полукружных каналах внутреннего уха.

Третьи обеспечивают получение сигналов из внешнего мира и создают основу для нашего сознательного поведения. Всю группу экстероцептивных ощущений условно делят на контактные и дистантные ощущения. Контактные вызываются воздействием приложенного предмета непосредственно к поверхности тела и органа чувств, это вкус и осязание. Дистантные ощущения вызываются раздражителями, действующими на органы чувств на некотором расстоянии, это слух, зрение, обоняние.

Генетическая классификация ощущений позволяет выделить два вида чувствительности: протопатическую (более примитивную, аффективную, менее дифференцированную и локализованную), к которой относятся органические чувства (голод, жажда, др.); эпикритическую (более тонко дифференцирующую, объективированную и рациональную), к которой относятся основные органы чувств человека.

В.Г. Казаков, Л.Л. Кондратьева полагают, что существуют своеобразные ощущения, лежащие в основе восприятия препятствий, не осознаваемые зрячими людьми, но свойственные слепым. Незрячие на расстоянии могут ощущать препятствия. Установлено, что это происходит с помощью кожи лица, особенно лба. Предполагают, что это обостренные тепловые ощущения или ощущения локационные, которые отмечены у летучих мышей.

 

Контрольные вопросы

1. Дайте определение понятия «ощущение».

2. В чем заключается сущность рефлекторной теории ощущений?

3. Выделите структурные элементы анализатора.

4. Назовите виды анализаторов.

5. Охарактеризуйте общие свойства ощущений.

6. Каковы функции ощущений?

 

Тема 4. Восприятие

Вопрос 1. Общая характеристика восприятия

Восприятие (перцепция) – это психический процесс целостного отражения предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. Восприятие – это процесс приема и переработки человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств.

Структура приема информации включает следующие этапы. Раздражитель воздействует на органы чувств, в результате чего возникают нервные импульсы, которые по нервным проводящим путям поступают в головной мозг, обрабатываются там и формируются в отдельные ощущения, на основе которых складывается целостный образ восприятия предмета, который сопоставляется с эталонами памяти, в результате чего происходит опознание предмета. Затем посредством мыслительной деятельности происходит осмысление, понимание информации. Внимание при этом должно быть направлено на прием и понимание информации.

 

Вопрос 2. Функции восприятия

Вместе с процессами ощущения восприятие обеспечивает непосредственно чувственную ориентировку в окружающем мире. Восприятие объединяет ощущения, идущие от ряда анализаторов. Восприятие есть результат деятельности системы анализаторов; оно предполагает выделение из комплекса воздействующих признаков основных, наиболее существенных, с одновременным отвлечением от несущественных признаков. Благодаря связям, образующимся между разными анализаторами, в образе отражаются такие свойства предметов или явлений, для которых нет специальных анализаторов: величина предмета, вес, форма, другое, что свидетельствует о сложной организации этого психического процесса. Восприятие делает возможным создание интегральной картины мира в отличие от ощущений, отражающих отдельные качества реальности. Результатом восприятия является образ предмета.

 

Вопрос 3. Свойства восприятия

Зависимость восприятия от прошлого опыта, от общего содержания психической деятельности человека и его индивидуальных особенностей называется апперцепцией.

Целостность – внутренняя органическая взаимосвязь частей и целого в образе. Это свойство проявляется в двух аспектах: а) объединение разных элементов в целом; б) независимость образованного целого от качества составляющих его элементов.

Предметность – объект воспринимается нами как обособленное в пространстве и времени отдельное физическое тело. Наиболее ярко это свойство проявляется во взаимообособлении фигуры и фона.

Обобщенность – отнесение каждого образа к некоторому классу объектов.

Константность – относительное постоянство восприятия образа. Наше восприятие в определенных пределах сохраняет размеры, форму, цвет предметов независимо от условий их восприятия (расстояния до воспринимаемого предмета, условий освещенности, угла восприятия).

Осмысленность – связь с пониманием сущности предметов и явлений через процесс мышления.

Избирательность – преимущественное выделение одних объектов перед другими в процессе восприятия.

Также у процесса восприятия есть свойства, определяющие его продуктивность: объем восприятия – количество объектов, которое человек может воспринять в течение одной фиксации или единицы времени; быстрота, или скорость, восприятия – время, необходимое для адекватного восприятия предмета или явления; точность – соответствие возникшего образа воспринимаемому предмету; полнота – степень такого соответствия; надежность – вероятность адекватного восприятия объекта в заданных условиях и в течение заданного времени.

 

Вопрос 4. Индивидуальные особенности восприятия

1. Люди отличаются по характеру приема информации. Есть целостный (синтетический) тип восприятия, для которого характерна ориентированность на суть, смысл, обобщение, а не детали. Детализирующий (аналитический) тип восприятия ориентирован на детали. Наиболее продуктивно сочетание двух этих способов.

2. Люди отличаются по характеру отражения получаемой информации. Описательный тип ориентирован на фактическую сторону информации, человек отражает то, что видит, слышит, читает, часто не вникая в смысл. Объяснительный тип старается найти общий смысл информации. Лучше всего – сочетание типов.

3. Люди отличаются по характеру особенностей самой личности. Объективный тип восприятия ориентирован на точность восприятия. У субъективного типа восприятие подчинено субъективному отношению к информации, пристрастной оценке. Это часто встречающийся житейский тип восприятия.

 

Вопрос 5. Виды восприятия

1) Классификация по ведущему анализатору в восприятии

В зависимости от анализаторов различают следующие виды восприятия: зрение, осязание, слух, обоняние, вкус, кинестезию. В каждом из этих видов восприятия участвуют двигательные ощущения.

2) Классификация по форме существования отражаемой в восприятии материи

По форме существования отражаемой в восприятии материи выделяют сложные формы восприятия - восприятие времени, движения и пространства.

Восприятие времени. Это отражение длительности и последовательности явлений и событий. Чувство времени не врожденное, оно развивается в процессе накопления опыта. Временные промежутки определяются ритмическими процессами, происходящими в организме человека. Ритм в работе сердца, ритмическое дыхание, ритмический характер жизни влияют на выработку рефлексов на время.

Восприятие движений. Это восприятие пространственно-временного перемещения. Воспринимаются различные стороны движения: форма, направление, скорость, размах. Процесс восприятия движения начинается всегда с общего восприятия совершаемого действия, затем происходит дифференцирование сложного действия на отдельные элементы.

Восприятие пространства. Здесь различают восприятие величины, формы, объемности, глубины или удаленности предметов. Восприятие величины и формы предметов обусловлено совместной деятельностью зрительных, мышечно-двигательных и осязательных ощущений.

3) Классификация по степени целенаправленности деятельности личности

Восприятие бывает непреднамеренное (непроизвольное) и преднамеренное (произвольное). Первый вид может быть вызван яркостью, необычностью окружающих предметов или соответствием этих предметов интересам личности. Здесь нет заранее поставленной цели, нет волевой активности. Второй вид регулируется целью, поставленной задачей, волевой активностью.

4) Сознательное и подсознательное восприятие

Сознательное восприятие: сигнал достаточно сильный и он доходит до сознания. Подсознательное восприятие: сигнал слабый и сообщение не доходит до сознания. Такие сигналы поступают в мозг и перерабатываются низшими центрами мозга (подпороговое восприятие), не доходя до коры мозга и не осознаваясь человеком. Но, накапливаясь, эта информация способна влиять на поведение человека.

5) Классификация восприятий по видам деятельности

Выделяют художественное восприятие, техническое, музыкальное и другие виды.

6) Восприятие внешненаправленное и внутренненаправленное

Восприятия бывают внешненаправленными (восприятие предметов и явлений внешнего мира) и внутренненаправленными (восприятие собственных мыслей и чувств).

7) Классификация по продолжительности перцептивного процесса

По продолжительности перцептивного процесса восприятие может быть симультанное – одномоментное и сукцессивное – развернутое во времени.

Вопрос 6. Нарушение восприятия. Иллюзии восприятия

Нарушение восприятия возникает при резком физическом или эмоциональном переутомлении, происходит повышение восприимчивости к обычным внешним раздражителям: дневной свет ослепляет, звуки оглушают, запахи вызывают раздражение, прикосновения кажутся более грубыми. Видения могут быть с постоянным содержанием (стабильные галлюцинации) и с меняющимся содержанием (сценоподобные галлюцинации). Могут быть одиночные галлюцинации (один образ) и множественные.

Выделяют псевдогаллюцинации – образы проецируются во внутреннее пространство: голоса звучат внутри головы и т.д., они могут быть тактильные, вкусовые, зрительные, звуковые, кинестетические.

От галлюцинаций следует отличать иллюзии восприятия. Обязательное наличие подлинного объекта, хотя и воспринимаемого ошибочно, - главная особенность иллюзий. Иллюзия – это искаженное восприятие реально существующей действительности. Обычно иллюзии разделяют на аффективные, вербальные (словесные), парейдолические. Аффективные (аффект – сильное кратковременное эмоциональное возбуждение) иллюзии чаще всего обусловлены страхом, подавленностью. В таком состоянии прохожий покажется бандитом. Вербальные иллюзии – ложное восприятие содержания реально происходящих разговоров окружающих, человеку кажутся скрытые угрозы, издевательства. Парейдолические иллюзии вызываются снижением тонуса психической деятельности, общей пассивностью. Узоры на обоях, трещины на потолке, светотени воспринимаются как яркие картины, сказочные герои, чудовища и прочее.

Иллюзии могут вызываться следующими причинами. Физические причины: восприятие ложки в стакане чая, кажущейся изломанной. Физиологические причины: если надавить сбоку на глазное яблоко, то предмет, на который мы смотрим, раздвоится. Психологические причины: искажения, возникающие вследствие контраста: серый предмет на белом фоне кажется более темным, чем на черном фоне.

 

Контрольные вопросы

1. Дайте определение понятия «восприятие».

2. Что является физиологической основой восприятия?

3. Каковы функции восприятия?

4. Объясните, в чем заключаются отличия восприятия от ощущения.

5. Приведите примеры, характеризующие свойства восприятия.

6. Охарактеризуйте особенности своего восприятия.

Тема 5. Представления

Вопрос 1. Общая характеристика представлений

Процесс познания невозможен без представлений, которые являются промежуточной ступенью познания, звеном перехода от чувственного уровня на рациональный уровень и обратно. Представления – это вторая ступень образного отражения, первая ступень – ощущения и восприятие. Любое понятие как элемент мышления формируется на основе представлений. Формирование представлений об окружающем мире предшествует формированию мировоззрения. Можно сказать, что представления – основа всякого знания.

По мнению Л.Б. Ительсона, психические образы предметов и явлений, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств или вообще отсутствуют в окружении индивида, называются представлениями. Ученый ставит вопрос: существуют ли представления? Ведь они есть только в голове, только в сознании человека, их нельзя объективно наблюдать, невозможно объективно проверить. Некоторые психологи, исходя из этого, вообще отрицали существование представления. Но фактически многие вещи сначала существовали только как образы в голове их создателей (колесо, дома, телевизоры, корабли и др.), как представления. У человека можно вызвать представления разными способами: словами «представьте себе», «мысленно перенеситесь», «вообразите»; также через чтение книг, слушание рассказов; представления могут появиться по ассоциации с предметом или явлением.

Психологический словарь трактует представления как образы предметов, сцен и событий, возникающие на основе их припоминания или же продуктивного воображения. В отличие от восприятия представления могут носить обобщенный характер. Восприятия относятся только к настоящему, а представления – к прошлому и возможному будущему.

Представления относятся к числу вторичных образов, которые в отличие от первичных (ощущение и восприятие) возникают в сознании при отсутствии непосредственных раздражителей, что сближает их с образами памяти, воображения и наглядно-образным мышлением. Продуктом (конечным результатом) представления является образ - представление, или вторичный чувственно-наглядный образ предметов и явлений, сохраняемый и воспроизводимый в сознании без непосредственного воздействия самих предметов на органы чувств.

 

Вопрос 2. Взаимосвязь представлений с другими психическими процессами

Представления находятся в сложной взаимосвязи с другими психическими процессами. С ощущением и восприятием представление роднит образная, наглядная форма их существования. Но ощущение и восприятие всегда предшествуют представлению, которое не может возникнуть на пустом месте. Представление как раз и является результатом обобщения ряда признаков объекта. Часто представления называют образами памяти, так как в обоих случаях идет воспроизведение прошлого опыта человека. Те и другие относятся к вторичным образам, возникающим без опоры на непосредственное восприятие. Но в представлении отсутствуют процессы запоминания и сохранения. В процессе припоминания человек всегда осознает связь с прошлым, в представлении же, помимо прошлого, может отражаться настоящее и будущее.

Очень близки к представлениям образы воображения. Воображение, как и представление, пользуется материалом, прежде полученным восприятием и сохраненным памятью. К.Д. Ушинский считал, что сущность воображения состоит в комбинировании образов - представлений. Воображение есть более творческий процесс, развивающийся во времени, в нем часто можно проследить сюжетную линию. В представливании же объект более статичен: он либо неподвижен, либо с ним совершается ограниченное число операций. Представливание выступает механизмом воссоздающего воображения. Но есть и другие формы творческого воображения. Образы - представления служат основой наглядно-образного мышления. В процессах мышления акцент делается на поиск и открытие нового, а в процессах представливания такая задача не ставится.

 

Вопрос 3. Физиологическая основа представлений. Их свойства

Физиологической основой представлений является оживление в коре больших полушарий «следов» возбуждений, которые образовались при восприятии предметов или явлений. Представьте слона, рассмотрите этот образ. На этом примере выделим свойства представлений: нестереоскопический характер – образы выглядят как плоские картины; детали неравномерно ясны в пространстве, представление неполно, фрагментарно; схематичность; текучесть, динамичность – образ сложно удержать неподвижным; призрачность образов, прозрачность, сквозь них просвечивает реальность.

 

Вопрос 4. Виды представлений

А. Ричардсон объясняет, что в зависимости от особенностей предмета представливания выделяют два основных вида представлений: визуальные, за которыми стоит конкретный образ, и абстрактно-логические, за которыми стоят абстрактные понятия. Каждый из указанных видов может обладать различной степенью яркости, четкости и контролируемости.

Наиболее распространенной является классификация визуальных представлений по модальному признаку Б.Г. Ананьева: зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные, вкусовые, органические представления. Уточним, что органические представления – это представления о функциональных состояниях организма, отдельных органов и частей тела.

В соответствии с двумя основными формами существования материи выделяют такие два вида представлений, как представления о пространстве и представления о времени. Обычно и те и другие являются полимодальными (включают данные многих модальностей), но можно выделить отражение пространственных и временных характеристик отдельно на уровне зрительного и кинестетического анализаторов.

Ж. Пиаже предложил классификацию образов на репродуктивные и антиципирующие (предвосхищающие). Каждый из них может быть: статическим (представление о неподвижном объекте); кинетическим (представление о видах движения); преобразующим (преобразование объектов).

Также представления классифицируют в зависимости от участия волевого усилия в возникновении представления: произвольные представления (прилагаем волевые усилия) и непроизвольные (представления актуализируются в нашем сознании без волевого усилия).

Могут быть единичные представления - они отражают конкретные предметы и явления в конкретной обстановке (например, преподаватель представляет лицо конкретного ученика на занятии); общие представления отражают черты, общие для многих сходных предметов, т.е. черты, имеющиеся в каждом предмете этой группы; наиболее обобщены схематические представления, которые являются ступенью перехода познания человека от чувственного к абстрактно-логическому отражению реальной действительности.

 

Вопрос 5. Характеристика процесса представливания

Процесс представливания обычно понимается в двух смыслах: как создание образов - представлений и как оперирование ими. В этих случаях представления приобретают динамический характер. Можно говорить об изменении представлений во времени и в пространстве. С течением времени представление может насыщаться деталями, обобщаться, становиться более схематичным, ярким и отчетливым или смутным и неотчетливым. В пространстве с образами - представлениями можно совершать операции: мысленное вращение, масштабные преобразования, перемещения объектов, комбинирование частей объекта, приращение, разбиение и др.

Понимание представливания как процесса оперирования образами - представлениями предполагает в этом процессе наличие отдельных мыслительных операций. И.С. Якиманская полагает, что все мыслительные операции можно разбить на три группы: 1) изменение в процессе представливания положения объекта или его частей (мысленное вращение, группировка, перемещение объектов и т.п.); 2) изменение в процессе представливания структуры объекта (масштабные преобразования, группировка объектов и т.п.); 3) одновременные изменения положения и структуры (приращение, разбиение, комбинирование и т.п.).

 

Вопрос 6. Индивидуальные и возрастные особенности видов представлений

Уровень развития представлений различной модальности может быть неодинаков у одного и того же человека. Например, у школьника яркие и отчетливые зрительные представления, но по голосам он различает людей слабо. Поэтому на уроке следует дублировать информацию путем использования различных каналов ее поступления (рассказать, нарисовать схему, показать работающую модель, дать возможность потрогать руками). Это сделает представления учащихся более яркими и точными.

Сформированные представления могут меняться: в ходе накопления опыта они обогащаются или теряют свою полноту и яркость, становятся более реальными, научными или индивидуализируются, отражая субъективное видение данного человека.

Особую трудность для школьников составляет представление движений или совершение в уме ряда манипуляций с образами. Необходимо по возможности манипулировать с реальными предметами, использовать схемы, чертежи, рисунки. Одним из важнейших средств объективации школьниками своих представлений является речь. В целом объективация представляет собой перевод субъективного представления в реально воспринимаемый объект (рисунок, график, модель и т.д.).

 

Контрольные вопросы

1. Дайте определение понятия «представление».

2. В чем отличия представлений от восприятий?

3. Какова взаимосвязь представлений с другими психическими процессами?

4. Охарактеризуйте физиологическую основу представлений.

5. С помощью примеров раскройте свойства представлений.

6. Перечислите виды представлений.

7. Дайте характеристику процесса представливания.

 

Тема 6. Внимание

Вопрос 1. Общая характеристика внимания

Согласно мнению известного педагога К.Д. Ушинского, первая глава психологии должна быть посвящена вниманию (тому сосредоточению сознания, при котором оно начинает действовать), ибо внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира. Внимание – необходимое условие успешного осуществления любой практической деятельности человека.

Мир воздействует на человека непрестанно многими своими сторонами, но только часть происходящего вокруг оказывается в сознании. В этом проявляется избирательный характер нашего познания. Одновременно мы стараемся сосредоточиться на чем-то важном для нас. В двух указанных свойствах и проявляется сущность внимания. Объектами внимания могут стать предметы, явления, действия, мысли и чувства других людей и наши собственные. В настоящее время общепринято следующее определение: внимание – это направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо реальном или идеальном объекте, предполагающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида.

Природа и сущность внимания вызывают серьезные разногласия в психологической науке. Некоторые специалисты сомневаются в существовании внимания как особой самостоятельной функции, они считают внимание только стороной других психических процессов.

 

 

Вопрос 2. Основные функции внимания

Основными функциями внимания являются:

1) отбор значимых воздействий и игнорирование других;

2) удержание данной деятельности, сохранение в сознании образов определенного содержания до момента завершения деятельности, достижения поставленной цели;

3) регуляция и контроль протекания деятельности.

 

Вопрос 3. Основные свойства внимания

1. Концентрированность – показатель степени сосредоточенности сознания на определенном объекте.

2. Интенсивность (напряженность) характеризует эффективность восприятия, мышления и памяти в целом.

3. Устойчивость – способность длительное время поддерживать высокие уровни концентрированности и интенсивности внимания. Определяется типом нервной системы, общим состоянием организма в данный момент времени, темпераментом, мотивацией (новизна, значимость потребности, личные интересы), а также внешними условиями деятельности человека. Общая устойчивость внимания определяется сочетанием всех этих факторов.

4. Объем – показатель количества стимулов, находящихся в фокусе внимания. Зависит от генетических факторов, от возможностей кратковременной памяти, от характеристик воспринимаемых объектов (их однородности, взаимосвязи), от профессиональных навыков самого субъекта.

5. Распределение – способность сосредоточивать внимание на нескольких объектах одновременно. При этом формируется как бы несколько фокусов (центров) внимания, что дает возможность совершать несколько действий или следить за несколькими процессами одновременно. Впечатление, что разные виды действий выполняются параллельно, создается за счет способности человека быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, успевая возвращаться к прерванному действию до того, как наступит забывание. Распределение внимания зависит от психологического и физиологического состояния человека. При утомлении область его распределения значительно сужается.

6. Переключение внимания – достаточно быстрый переход к другому виду деятельности. Оно может быть произвольным, с волевым усилием, и непроизвольным – отвлечение на сильные неожиданные раздражители (громкий звук, яркий свет, сильный запах).

7. Колебания внимания – периодические кратковременные непроизвольные изменения степени интенсивности внимания. Так, прислушиваясь к очень слабому тиканью часов, человек то замечает звук, то перестает его замечать. Колебания внимания осуществляются с разными периодами: от 2 – 3 до 12 с.

8. Помехоустойчивость – способность противостоять отвлекающим воздействиям. Это обусловлено различиями нервной системы, специальной тренировкой для повышения помехоустойчивости.

 

Вопрос 4. Виды внимания

Еще Аристотель разделил внимание на произвольное (активное, с волевым усилием) и непроизвольное (пассивное без волевого усилия). Дормышев Ю.Б. и Романов В.Я. считают, что в рамках произвольного внимания можно выделить волевое - возникает в случае конфликта между сознательно выбранным направлением деятельности и тенденциями непроизвольного внимания; выжидательное - связано с сознательным ожиданием появления того или иного объекта; спонтанное - является трансформированным волевым вниманием, возникает в том случае, когда объект, оказавшийся в поле внимания благодаря усилию, остается там потому, что затем появился интерес.

В рамках непроизвольного внимания выделяется: вынужденное – им очень трудно управлять, его привлекают стимулы повышенной интенсивности (громкий звук и другое), а также повторяющиеся, движущиеся, необычные стимулы; невольное – внимание к объектам, связанным с удовлетворением основных потребностей (голод); привычное внимание связано с основными сферами интересов и деятельности человека.

По характеру направленности: внешненаправленное (перцептивное – на окружающие объекты и явления) и внутреннее – на собственные мысли и переживания.

По происхождению: природное – генетически обусловленное (врожденная способность человека избирательно реагировать на стимулы) и социально обусловленное (складывается в течение жизни субъекта в результате обучения и воспитания, оно связано с избирательным сознательным реагированием на объекты, с волевой регуляцией поведения).

В.И. Страхов выделяет внимание индивидуальное и коллективное.

 

Вопрос 5. Внимательность. Невнимательность. Рассеянность

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.