Сделай Сам Свою Работу на 5

Упражнение на развитие зрительной памяти





ВНИМАНИЕ

«Фокусировка».

Цель: Развитие способности оперативно регулировать объем внимания.

Задание: Участвующие в этом упражнении удобно располагаются в креслах. Гла-за открыты или закрыты. По команде ведущего «Тело!» участники сосредота-чивают внимание на своем тепе, по команде «Рука!» – на правой руке. Затем идет последовательное сосредоточение внимания на кисти правой руки – по команде «Кисть!», на указательном пальце правой руки по команде «Палец!» и, наконец, на кончике пальца – по команде «Кончик пальца!». Команды подают-ся с интервалом 10–120 сек.

Итог: Ведущий расспрашивает участников, справился ли каждый из них с заданием, каким это удалось и с какими трудностями они столкнулись. Игра позволяет освоить навыки концентрации на различных частях тела, что необхо-димо при освоении техники саморегуляции.

 

«Селектор».

Цель: Развитие переключаемости, гибкости в управлении вниманием, способности быстро менять объект концентрации внимания.

Задание: Выбирается один из участников игры для роли «приемника». Остальная группа участников – «передатчики». Они заняты тем, что каждый считает вслух от разных чисел в разных направлениях. «Приемник» держит в руке жезл и молча слушает. Он должен поочередно настроиться на каждый «передатчик». Если ему слишком сложно услышать тот или иной «передатчик», он может по-велительным жестом заставить его говорить громче. Если же ему слишком лег-ко, он может убавить звук. После того, как «приемник» достаточно поработает, он передает жезл своему соседу, а сам становится «передатчиком». В ходе игры жезл совершает полный круг.



Итог: Легкость переключения внимания у разных людей различна. Пе-реключаемость определяется в психологии как гибкость в управлении внима-нием. Во время обсуждения становится ясно, что многие нашли свою собствен-ную технику сосредоточения внимания. При повторном исполнении упражне-ния следует поощрять обмен техниками концентрации внимания.

 

«Заблудившийся рассказчик».

Цель: Овладение одним из способов выработки внутреннего контроля, удержания в уме нити разговора, последовательности событий или хода собст-венных размышлений.



Задание: Участники рассаживаются в круг. Ведущий назначает тему разговора. Один из участников начинает развивать ее, следуя за случайными ассоциация-ми, уводит разговор в сторону. Он перескакивает с одной темы на другую, за-тем на третью, стремится как можно лучше «запутать» свое повествование. За-тем говорящий жестом передает слово другому участнику. Слово может быть передано любому, поэтому за ходом игры следят все. Тот, на кого упал выбор, должен «распутать» разговор, то есть кратко пройтись по всем ассоциативным переключениям своего предшественника в обратном порядке – от конца к нача-лу. Он возвращается к исходной, предложенной ведущим, теме. Затем сам за-путывает разговор, передает слово кому-то другому, и так далее.

Итог: Обычно после непродолжительного пробуксовывания игра наби-рает темп и проходит оживленно, весело. Однако за развлекательностью уп-ражнения участники не должны упускать главное: работу над своим внимани-ем. Чем длиннее ряд ассоциативных «запутываний», тем более напряженной работы памяти и внимания требует он от следящих за рассказом, тем эффек-тивнее психическая тренировка.

 

Упражнение "Концентрация"

Концентрация может производиться на внешних материальных объектах, на органах тела или на мыслях. Можно завести будильник и задать время концентрации от минуты до получаса в каждом из последующих упражнений по концентрации. Следует задать время, принять соответствующую позу, расслабить мышцы и выбрать объект концентрации. Если мысли начнут переключаться с одного объекта на другой, нельзя резко бороться с этим, переутомляться, одергивать себя, встряхивать головой, отгоняя посторонние мысли. По мере того, как мысли уходят в сторону, надо мягко возвращать их к цели концентрации. Важно, чтобы в течение отпущенного времени мысль уходила «в сторону» не более трех раз.



 

«Колебания внимания».

Задание: Вызывают участника, к его уху прикладывают часы и дают установку: при удалении часов – поднимать руку. Сначала часы отодвигаются, и он под-нимает руку, но после часы остаются на одном месте. Человек не в состоянии долго удерживать внимание на одном предмете, происходит рассеивание меж-ду объектами. Каждая позиция переключает внимание, отключает от главного. В этот момент участнику кажется, что часы отнесли, и он поднимает руку.

«Карусель».

Цель: Поиск приемов борьбы с отвлечением внимания.

Задание: Группа разбивается на две равные части. «Концентрирующиеся» расса-живаются в круги и готовятся к полной концентрации на задании. Задание мо-жет заключаться в мысленном решении задачи, заучивании стихотворения, концентрации на мысленном образе, на одной из частей тепа и т.д. «Мешающие» становятся лицом к «концентрирующимся» – каждый напротив своей «жертвы». По команде «Начали!» «концентрирующиеся» приступают к зада-нию, а «мешающие» начинают им противодействовать в пределах, оговоренных ведущим.

По хлопку ведущего «мешающие» сдвигаются на одного человека впра-во так, чтобы каждый из них сменил свою «жертву», и игра продолжается дальше. После нескольких «поворотов» ведущий останавливает «карусель».

Итог: На первых порах единоборство «концентрирующихся» и «ме-шающих» не будет равным: «мешающие» располагают богатейшим арсеналом средств. Если игра начинается сразу с применения ими самых жестких мер, то это может обескуражить «концентрирующихся», сломить их веру в свои воз-можности. Ведущий должен следить за работой каждого и по мере надобности давать «мешающим» указания ослабить помехи для того, чтобы «концентри-рующиеся» не проявили признаков отвлечения по крайней мере в 2/3 случаев. Такая пропорция успеха обеспечит наиболее подходящие условия для роста способности к самоконтролю.

Специфика этого упражнения – персонифицированность источника по-мех. Причиной отвлечения является конкретный живой человек. Задача сосре-доточения переходит в область общения.

 

«Распределяемость и переключаемость внимания».

Тест Бурдона. Участнику предлагают назвать сначала красные, потом черные цифры по таблице. После этого задание усложняется – черные называть по убыванию, а красные – по возрастанию и парами (1;25), (2;24) и т.д. Здесь также многое зависит от индивидуальности, но проявляется главная особен-ность внимания.

 

Упражнение "Тахистоскоп"

Группа рассаживается в круг. Один или двое участников становятся в центр круга. Гасят свет, и стоящие внутри круга участники принимают любые позы, неподвижно застывая в них. По сигналу готовности на короткое время включают и тут же выключают свет. В момент вспышки сидящие в кругу стараются как можно точнее запомнить положение позирующих. После вспышки в темноте позировавшие в центре участники возвращаются на свои места. Затем включают свет, и члены группы, за исключением позировавших, совместными усилиями пытаются восстановить то, что они видели. Натурщиков возвращают в круг и «лепят» из них те же позы, в которых, по мнению группы, они находились во время вспышки света. После того, как споры улягутся и группа придет к какому-то общему решению или к нескольким альтернативным, участники в центре круга демонстрируют свои действительные позы.

 

Упражнение "Пальцы"

Участники удобно располагаются в креслах или на стульях, образуя круг. Следует переплести пальцы положенных на колени рук, оставив большие пальцы свободными. По команде «Начали» медленно вращать большие пальцы один вокруг другого с постоянной скоростью и в одном направлении, следя за тем, чтобы они не касались друг друга. Сосредоточить внимание на этом движении. По команде «Стоп» прекратить упражнение. Длительность 5—15 минут.

 

Некоторые участники испытывают необычные ощущения: увеличения или отчуждения пальцев, кажущееся изменение направления их движения. Кто-то будет чувствовать сильное раздражение или беспокойство. Эти трудности связаны с необычностью объекта сосредоточения.

 

ПАМЯТЬ

 

«Кадры из кинофильма»

Задание: Ведущий задает тему кинофильма. Следующий повторяет тему и добавляет предложение, фразу или слово, которые ассоциируются с этой темой. Следующий повторяет сказанное первым, вторым и добавляет свое и т.д.

Цель упражнения: развитие памяти, а самое главное - воображения и фантазии. Игра проводится по принципу накопления, несколько кругов.

 

Упражнение на развитие зрительной памяти

Внимание! Пусть кто-нибудь из вас будет изображать картину, портрет, можно свой собственный. Определите также ведущего, затем разбейтесь на две команды. Пожалуйста (Гонг) Сейчас команды в течение одной минуты будут любоваться картиной, рассматривая ее как можно подробнее. Пожалуйста, перед вами — шедевр. Любуйтесь (Гонг). Теперь все отвернитесь. Ведущий, пожалуйста, измените в картине как можно больше деталей (Гонг). Теперь поочередно из первой и из второй команды, играющие подойдите по одному к картине и молча приведите в исходное положение все изменения. Старайтесь ничего не упустить. Пожалуйста, первый играющий' (Гонг). Второй, пожалуйста. И так далее — когда на место садится предыдущий играющий, к картине идет следующий. (Гонг). Ведущий, вам слово, объявите команду-победителя. (Гонг). Спасибо, игра закончена. (Гонг).

 

Текст наизусть

Давайте разобьемся на две команды. Пожалуйста. (Гонг). Теперь проведем такое соревнование. Предлагаем всем посмотреть учебный текст так, чтобы потом его воспроизвести наизусть. Надеемся, первое слово все запомнят, а дальше — у кого сколько получится. Итак, минута, чтобы прочесть и запомнить учебный текст .Начали читать и запоминать. (Гонг). Продолжим Пусть каждая команда выделит всех. желающих посоревноваться. Сначала выходит игрок из первой команды, воспроизводит текст наизусть, а все следят по тексту и смотрят, где он запнулся, допустил неточность, и засекают время Затем выходит игрок из другой команды, начинается все сначала Все следят и, как только замечают ошибку, говорят "Стоп'" Интересно, из какой команды будет игрок с самой лучшей памятью? Пожалуйста, ведущий, организуйте соревнование по пересказыванию текста. Выступающий выходит и, не глядя в текст, пытается его воспроизвести. Начали (Гонг). Ну что ж, заканчиваем. Остается только подвести итог Ведущий, вам слово Пожалуйста (Гонг) Спасибо На этом игра закончена (Гонг).

 

Упражнение "Самый внимательный"

Участники должны встать полукругом и определить водящего. Водящий в течение нескольких секунд старается запомнить порядок расположения игроков. Затем по звуку гонга отворачивается и называет порядок, в котором стоят товарищи. На месте водящего должны побывать все игроки по очереди. Стоит наградить тех, кто не ошибется. Проигравшие должны спеть им хором песню.

 

Тренируем память

Предлагаю вам самим сделать небольшую табличку для тренировки (привожу ее в упрощенном виде, где 0 – это круг, + - крестик, [] – квадрат):

 

0 + [] + 0 +

+ [] 0 + [] 0

[] + [] 0 0 +

[] 0 0 + [] []

0 + [] + 0 +

 

Эта простая таблица позволяет тренировать распределение внимания. Сосчитайте, сколько в таблице знаков. Считать следует в таком порядке: один крестик, один круг, два крестика, один квадрат, три крестика, два круга… и т.д.

На каждом следующем занятии таблицу надо поворачивать на 90 градусов. После четырех занятий можно опять начинать сначала, так как запомнить последовательность расположения знаков очень трудно.

 

 

Игры, задания, упражнения развивающие память подростков.

Задание1..Зачитываются слова. Испытуемые должны постараться запомнить их попарно. Затем читаются только первые слова каждой пары, а испытуемые записывают второе.

МАТЕРИАЛ:

1. курица - яйцо, ножницы - резать, лошадь - сено, книга - учить, бабочка - муха, щетка - зубы, барабан - пионер, снег - зима, петух - кричать, чернила - тетрадь, корова - молоко, паровоз - ехать, груша - компот, лампа - вечер.

2. жук - кресло, перо - вода, очки - ошибка, колокольчик - память, голубь - отец, лейка - трамвай, гребенка - ветер, сапоги - котел, замок - мать, спичка - овца, терка - море, салазки - завод, рыба - пожар, топор - кисель.

Задание 2. Закройте глаза и представьте соответствующие картинки, названия которых произнесут.

1. Лев, нападающий на антилопу

2. Собака, виляющая хвостом

3. Муха в вашем супе

4. Миндальное печенье в коробке

5. Молния в темноте

6. Пятно на вашей любимой одежде

7. Бриллиант, сверкающий на солнце

8. Крик ужаса в ночи

9. Радость материнства

10. Друг ворующий деньги из вашего кошелька

А теперь вспомните и запишите названия визуализированных картинок. Если вспомните более 8 образов, упражнение выполнено успешно.

 

Задание 3. За 40 секунд постарайтесь запомнить 20 предлагаемых слов и их порядковые номера. Закройте текст, на листке бумаги напишите слова с их порядковыми номерами.

1. Украинец 11. Масло

2. Экономика 12. Бумага

3. Каша 13. Пирожное

4. Татуировка 14. Логика

5. Нейтрон 15. Стандарт

6. Любовь 16. Глагол

7. Ножницы 17. Прорыв

8. Совесть 18. Дезертир

9. Глина 19. Свеча

10. Словарь 20. Вишня

Продуктивность запоминания можно вычислить по формуле:

Количество правильно воспроизведенных слов . 100 = %

Количество предлагаемых слов

 

Задание 5. Зачитывают 10 слов. Нужно запомнившиеся слова в том же порядке, как они были предъявлены.

Слова: утро, серебро, ребенок, река, север, вверх, капуста, стакан, школа, ботинок.

МЫШЛЕНИЕ

 

Упражнение "Сравнение понятий"

Требуется сравнить пары понятий и найти в них общие признаки. Для этого следует проанализировать каждое понятие в паре, выделить существенные признаки этого понятия и сравнить существенные признаки понятий анализируемой пары.

1. Церковь — феодал.

2. Стебель — лист.

3. Лед — пар.

4. Река — озеро.

5. Местоимение — глагол.

6. Лермонтов — Пушкин.

7. Барометр — манометр.

8. Равнины — горы.

9. Меняла — ростовщик.

10. Луг — болото.

11. Меридианы — параллели.

12. Ньютон — Паскаль.

13. Эпическое произведение — драматическое произведение.

14. Латы — кольчуга.

15. Капля — песчинка.

16. Орфография — пунктуация.

17. Эфиопия — Алжир.

18. Гриб — лишайник.

19. Католицизм — православие.

20. Союз — предлог.

21. «Мороз Красный нос» — «Узник».

 

Упражнение "Разные отношения"

По условию задания требуется поставить каждое из предлагаемых понятий в разные всевозможные отношения с другими понятиями (которые нужно выбрать самостоятельно).

К примеру: дано понятие «соловей». Оно может находиться в отношении «вид — род» (соловей — певчая птица); в отношении «вид — вид» (соловей — стриж); в функциональном отношении (соловей — сад) и т.д.

1. Картина

2. Ландыш

3. Термометр

4. Буква

5. Дождь

6. Повесть

7. Море

 

Упражнение "Понятия по порядку"

Нужно расположить приведенные ниже понятия по порядку, т.е. от более частных к более общим таким образом, чтобы в образовавшейся цепочке каждое последующее звено относилось к предыдущему как род к виду. К примеру, если даны следующие понятия: «пудель», «животное», «собака», «домашнее животное», то их следует расположить так: «пудель — собака — домашнее животное — животное».

1. Храм, древнегреческий храм, строение, Парфенон, ритуальное сооружение.

2. Яблоня, растение, дерево, плодовое дерево, цветковое растение.

3. Число, дробь, натуральная дробь, неправильная дробь.

4. Почва, чернозем Украины, природное образование, чернозем.

5. Согласная буква, знак азбуки, буква «Д», буква.

6. Газ, состояние вещества, кислород, жидкий кислород.

7. Создатель произведений искусства, Фидий, скульптор, человек, древнегреческий скульптор.

8. Сказка, сказка «Колобок», жанр, устное народное творчество.

9. Водоплавающая птица, лебедь, черный лебедь, птица, позвоночные.

10. Природное явление, землетрясение в Японии, стихийное бедствие, землетрясение.

Упражнение "Определение понятия"

Следующая мыслительная операция, с которой учащиеся должны познакомиться, называется определением понятия. С помощью этой операции раскрывают содержание понятия, т.е. указывают, что это понятие обозначает, какие признаки объединенных данным понятием предметов имеют в виду. Определение должно, во-первых, раскрывать сущность предметов и, во-вторых, отличать данный предмет от всех остальных.

Дать определение какому-либо понятию означает назвать родовое (более общее) понятие, в которое включается данное понятие, а также найти видовые признаки, т.е. такие качества, которыми обладают все объекты, называемые данным понятием, и не обладают другие объекты, входящие в родовое понятие.

К примеру: МОЗАИКА — это картина, выложенная из цветных камешков или кусочков стекла. «Картина» — это родовое понятие по отношению к понятию «мозаика», а «выложенная из цветных камешков или кусочков стекла» — это видовое отличие;

БАРЩИНА — работа крепостных крестьян в хозяйстве феодала. «Работа крестьян» — родовое понятие, а «в хозяйстве феодала» — видовое отличие.

Родовые и видовые признаки понятия обычно называются существенным, так как они и есть то главное, что мы выражаем с помощью понятия. Остальные признаки называются несущественными, случайными. К примеру, в понятие «архив» включены существенные признаки — «хранилище» и «для документов». Помимо этих признаков, понятие «архив» может обладать и случайными признаками, например «большой», «главный», «военный».

В следующих заданиях проведите анализ понятий, т.е. выделите существенные и случайные их признаки:

1. ФЕОДАЛ — а) богатый; б) владеющий землей; в) жестокий;

г) владеющий крестьянами; д) властный; е) король.

2. БОТАНИКА — а) учебный предмет; б) наука; в) часть естествознания; г) скучный урок; д) сложная наука; е) не изучает человека.

3. ЗОЛОТО — а) металл; б) драгоценный металл; в) имеющий желтый цвет; г) служит для изготовления украшений.

4. АНТАРКТИДА — а) материк; б) имеющий ледниковый покров; в) самое холодное место на земле; г) место обитания пингвинов.

5. СТИХОТВОРЕНИЕ — а) смешное произведение; б) поэтическое произведение; в) короткое произведение; г) хорошее произведение.

6. БРОУНОВСКОЕ ДВИЖЕНИЕ - а) движение; б) движение газов; в) беспорядочное движение частиц; г) тело.

7. ТОЧКА — а) маленький знак; б) знак препинания; в) нужный знак; г) стоящий в конце предложения.

8. ЦВЕТКОВЫЕ РАСТЕНИЯ — а) растения; б) красивые;

в) способны образовывать цветки; г) имеют приятный запах;

д) растут в саду.

9. РЕМЕСЛО — а) основано на ручном труде; б) средневековое; в) гончарное; г) мелкое производство; д) высококачественное.

10. ГЛОБУС — а) большой; б) модель зенемало шара; в) наглядное пособие по географии; г) правильное изображение земной поверхности.

11. ТЕРМОМЕТР — а) прибор; б) измеряющий температуру;

в) ртутный; г) имеющий стеклянный корпус.

12. СОЮЗ — а) служебная часть речи; б) необходимое слово в предложении; в) соединительный; г) слово.

13. КОРЕНЬ — а) съедобный; б) орган растения; в) ветвящийся; г) с его помощью растение получает питательные вещества; д) находится в земле.

14. КРЕПОСТНОЙ КРЕСТЬЯНИН - а) лишенный земли;

б) зависящий от феодала; в) лишенный личной свободы; г) нищий; д) слуга.

15. СУБТРОПИКИ — а) переходный климатический пояс;

б) место с хорошей погодой; в) получают большое количество солнечного тепла; г) климатическая область Закавказья.

16. ПЛОЩАДЬ — а) характеристика плоскостной фигуры;

б) зависит от величины сторон; в) геометрическое понятие;

г) земельная.

 

Упражнение "Обобщения и ограничения"

Задание:Следует назвать обобщающее (родовое) и ограничивающее (видовое) понятия к каждому из данных понятий:

1. История

2. Озеро

3. Наречие

4. Дробь

5. Повесть

6. Христианство

7. Кустарник

8. Насос

9. География

10. Грамматика

11. Певчая птица

12. Параллелепипед

13. Землевладелец

14. Плотина

15. Движение

16. Глава

17. Нос

18. Излучение

19. Существительное женского рода

20. Осадки

21. Многоугольник

22. Русский писатель

 

Упражнение "Лестница понятий"

Производя ряд последовательных обобщений данного понятия и восходя таким образом к все более общим понятиям, можно получить лестницу понятий, в которой каждая новая ступень относится к предыдущей как род к виду. Пример: для понятия «Москва» родовым является понятие «столица», для понятия «столица» — понятие «город», для понятия «город» — понятие «населенный пункт». Таким образом выстраивается цепочка:

Москва — столица — город — населенный пункт. Каждое последующее понятие в этой цепи является родовым по отношению к предыдущему. Следует произвести ряд обобщений данных понятий до предела:

1. Пятиугольник

2. Крепостные крестьяне

3. Ливень

4. Сочинительный союз

5. Лесная малина

6. Рассказ «Хамелеон»

7. Равномерное ускорение

8. Деление с остатком

9. Коралловый остров 10. Зевс

11. Буква «А»

12. Каленое железо

13. Яровая пшеница

14. Байкал

15. Латы

16. Отрицательная десятичная дробь

17. Стихотворение «Узник»

18. Сосна

19. Илья Муромец

20. Существительное «дом»

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.