Тема № 11. Философия и методология науки
Разработал кандидат философских наук
Артемьев Т. М.
Санкт-Петербург
Тема № 8. Учение о бытии. Онтология.
2. Цель:Научить студентов ориентироваться в предмете философии, в понятии метафизика. Описание становление философии. Уяснить общее и различие философии и мифологии. Понять место предмета философии в историческом контексте.
3. Задания для подготовки к семинарскому занятию: Прочитать учебники и выполнить следующие задания, ответив на вопросы:
1. Дайте определение бытию. Назовите основные формы бытия.
2. Приведите примеры обоснования онтологического аргумента и укажите, какую роль он играл в метафизических построениях классической философии
3. Сделайте эскиз схемы, который показывает применение онтологического аргумента в сфере теологии.
4. Назовите основные части этапы развития концептуализаций бытия от бытия-объекта до бытия-жизни.
5. Сравните точки зрения позитивистские и экзистенциально-феноменологические на концепцию бытия. Каковы их специфические особенности?
6. Какова специфика виртуальной реальности?
Форма выполнения домашней работы: письменная работа в отдельной тетради.
5. Критерии выполнения:Работа считается выполненной в том случае, если студент полностью справился с домашним заданием.
6. Сроки сдачи:2 недели.
7. Критерии оценки:Правильность и полнота ответов. Количество правильных ответов, Оформление письменной работы (отдельная тетрадь, четкое выделения каждого вопроса и ответа на него, список использованной литературы, оформление титульного листа работы и т.д.)
1. Литература:
Основная литература:
1. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия: учеб. 4-е изд. – М.: Проспект, 2012. С. 422-444.
2. Лавриненко В. Н., Иконникова Г. И.. Ратников В. П., Юдин В. В. Философия : учебник, 5 изд.-е, М.: ИД Юрайт, 2012. С. 267-280.
3. Липский Б. И., Марков Б. В. Философия. М. Юрайт, 2014. С. 136-200.
4. Хрусталев Ю. М. Философия / Учебник. М.: Академия, 2008. С. 505-530.
Дополнительная литература:
1. Богданов А. А. Системная организация материи // Хрестоматия по философии. Сост. Алексеев П. В., 3 изд. М.: Проспект. С. 464-473.
2. ГутнерГ. Б. Методология, онтология и возвратное движение мысли // Вопросы философии. М., 2011, №7. С. 166-174.
3.
4.
5. Мудрагей Н. С. Теория всего и теория познания (онто-гносеологические заметки) / Вопросы философии. М., 2011, №6. С. 82-93.
6. Романенко Ю. М. Бытие и естество. СПб: Алетейя, 2003.
7. Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.
8. ФатенковА. Н.Стратегия осмысления бытия: реализм в полемике с конструктивизмом и теорией отражения // Вопросы философии. М., 2011, №12. С. 117 - 129.
9. Онтология Аристотеля. http://journal.iph.ras.ru/2009_3.pdf
Контроль
Дайте определения следующим базовым понятиям:
Бытие-объект, бытие-мышление, бытие-субъект, субстанция, бытие-процесс, материя, реальность, пространство, время, движение, существование
Тема № 9. Сознание, его происхождение и сущность.
2. Цель:Научить студентов ориентироваться в основных концепциях сознания, историческом генезисе данного понятия, а также понять роль представлений о сознании для становления теоретического подхода в медико-биологическом знании.
3. Задания для подготовки к семинарскому занятию: Прочитать учебники и выполнить следующие задания, ответив на вопросы:
1. Расположите в определенном порядке основания, на которых в большинстве философских систем сознание рассматривается как сущностная характеристика человека.
2. Перечислите и охарактеризуйте основные концепции сознания, разработанные в рамках традиций классической философии.
3. Приведите примеры факторов, стимулировавших переход к неклассическим концепциям сознания.
4. Выявите принципы, лежащие в основе наиболее существенных отличий новых концепций от классических. Кто были авторы новых концепций?
5. Определите, какое из решений является оптимальным для изменения в подходах к исследованию сознания, связанные с трудами создателей глубинной психологии.
6. Проанализируйте структуру языкового знака. Укажите и охарактеризуйте компоненты, из которых он состоит.
7. Сгруппируйте и опишите строение и механизм функционирования языковой системы.
4. Форма выполнения:устный опрос на семинарском занятии.
5. Критерии выполнения:работа считается выполненной в том случае, если студент полностью справился с домашним заданием.
6. Сроки сдачи:2 недели.
7. Критерии оценки:Правильность и полнота ответов. Количество правильных ответов, Оформление письменной работы (отдельная тетрадь, четкое выделения каждого вопроса и ответа на него, список использованной литературы, оформление титульного листа работы и т.д.)
8. Основная литература:
1. Липский Б.И., Марков Б.В. Философия Учебник. М.: Юрайт 2014. С. 217-266.
Дополнительная литература:
1. Костина И. Б. Внутренняя речь как форма перехода непроизвольного понимания слов в свободное владение языком // Эпистемология & философия науки. 2012. Том 33. № 3. С. 130 – 143. http://journal.iph.ras.ru/sites/default/files/10_Костина.pdf
2. Эпистемология & философия науки. 2015. Том 44. № 2. Спец. выпуск, посвященный проблемам сознания. http://journal.iph.ras.ru/no-2-vol-44
3. Райл Г. Понятие сознания. М., 1999.
4. Серл Дж. Открывая сознание заново. М., 2002.
5. Фрейд. З. Сознание и бессознательное / Хрестоматия по философии. Сост. Алексеев П.В. М.: Проспект, 2010. С. 303-308.
6. Мареев С. Н. Рефлексивная природа cознания // Эпистемология & философия науки. 2010. Том 26. № 4. С. 5 – 16. http://journal.iph.ras.ru/sites/default/files/2010_4.pdf
7.
8. Мамардашвили М. Символ и сознание. СПб., Азбука, 2011.
9. Рогонян Г. С. Интенциональность и язык: тезис Брентано или миф о Джонсе? Эпистемология & философия науки. 2011. Том 30. № 4. С. 191 – 195. http://journal.iph.ras.ru/sites/default/files/2011_4.pdf
10. Интенциональность и ментальное. Переписка Р. Чизолма и У. Селларса об интенциональности // Эпистемология & философия науки. 2011. Том 30. № 4. С. 195 – 224. http://journal.iph.ras.ru/sites/default/files/2011_4.pdf
11. Инишев И. Комплементарность феноменологической и аналитической перспектив в контексте проблемы соотношения мира и языка // Ежегодник по феноменологической философии РГГУ, Москва, 2009/2010. С. 172 – 184. http://www.hse.ru/data/2011/03/20/1211291103/Феноменологич.%20еж._2010.pdf
12. Кузнецов, А. В. Локальный интеракционизм. Новое решение проблемы ментальной каузальности // Вопросы философии. М., 2015. http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1277&Itemid=52
9. Дайте определения следующим базовым понятиям:
Совесть, поступок, самосознание, рефлексия, мышление, рассудок, разум, идеи, транцедентальное Я, бытие-для-себя, уровни понимания сознания, психика, гештальт, бессознательное, инстинкт, архетип, язык, речь, знак, значение, синтагма, ассоциация.
Тема № 10. Теория познания.
2. Цель:Научить студентов ориентироваться в философских подходах к способам и методам познания.
3. Задания для подготовки к семинарскому занятию: Прочитать учебники и выполнить следующие задания, ответив на вопросы:
1. Составьте список понятий, касающихся познавательного отношения и охарактеризуйте его основные разновидности.
2. Определите возможные критерии оценки основных концепций, как субъекта, так и объекта познания.
3. Проанализируйте объектную структуру языка и проясните роль языка в процессе структуризации.
4. Ранжируйте отличия, понимания познания как «отражения» и познания как «конструирования» действительности, обосновав ответ цитатами.
5. Оцените значимость классического определения истины. Кто привел первое определение истины?
6. Сравните точки зрения на классическую концепцию истины в современных философских учениях перечислите концепции истины, альтернативные аристотелевской.
7. Приведите основные трактовки роли категорий в познании.
8. Составить сравнительную таблицу по методам познания.
4. Форма выполнения:Письменная работа в отдельной тетради.
5. Критерии выполнения:Работа считается выполненной в том случае, если студент дал правильные и развернутые ответы на все задания.
6. Критерии оценки:Правильность и полнота ответов.
Оформление письменной работы ( отдельная тетрадь, четкое выделения каждого вопроса и ответа на него, список использованной литературы, оформление титульного листа работы и т.д.)
7. Основная литература:
1. Липский Б.И., Марков Б.В. Философия / М.: Юрайт 2014. С. 267-302.
2. Журнал «Философия науки и техники». http://iph.ras.ru/phscitech.htm
4. Хрестоматия по философии. Сост. Алексеев П. В., Чудинов Э. Классическая концепция истины / 3 изд. М.: Проспект. 2010. С. 346-351.
5. Флоренский П.А. Истина есть антипатия / Хрестоматия по философии. Сост. Алексеев П.В., 3 изд. М.: Проспект. 2010. С. 352-357
6. Касавин И.Т. Познание и язык // Эпистемология & философия науки. 2011. Том 30. № 4. С. 5 - 16. http://journal.iph.ras.ru/sites/default/files/2011_4.pdf
8. Дополнительная литература:
1. Гагинский М. А. Критерий, знание, истина // Эпистемология & философия науки. Том 37. № 3. С. 129-140.
http://journal.iph.ras.ru/sites/default/files/09_0.pdf
2. Казаков М. А. Узнает ли Мэри хоть что-нибудь нового? // Эпистемология & философия науки. 2015. Том 43. № 1. С. 98 – 111. http://journal.iph.ras.ru/sites/default/files/11_Kazakov.pdf
3. Липский Б. И. Вещь как интенциональный объект / Вопросы философии. М., 2011, №2. С.14 - 23.
4. ЛобастовГ. В.Язык: смысл и генезис / Вопросы философии. М., 2011, №5. С. 52-63.
5. Маркова Л. А. Физика мозга и мышление человека. Вопросы философии,2010, №3. С. 161-172.
6. Микешина Л. А. Конвенция как универсальная операция познания и коммуникаций // Эпистемология & философия науки. 2013. Том 35. № 1. С. 16 – 34.
7. Поппер К. Объективное знание. М., 2002.
8. Синергетическая парадигма. М., Прогресс, 2011.
9. Смирнова Е. Д. О чем говорят парадоксы: их роль в познавательной деятельности / Вопросы философии. 2010. № 6. С. 55-67.
10. Сачков Ю. В. Вероятность как загадка познания // Эпистемология & философия науки. 2011. Том 30. № 4. С. 133 - 149. http://journal.iph.ras.ru/sites/default/files/2011_4.pdf
11. Шрамко Я. В. Предикат истины в контрфактических контекстах: в защиту дефляционизма // Эпистемология & философия науки. 2011. Том 28. № 2. С. 80 - 97. http://journal.iph.ras.ru/sites/default/files/2011_2.pdf
12. Бряник Н. В. Историческая эпистемология и культурно-исторический подход в гносеологии // Эпистемология & философия науки. 2010. Том 24. № 2. С. 112 - 130. http://journal.iph.ras.ru/sites/default/files/2010_2.pdf.pdf
12. Куслий П. С. Является ли истина денотатом предложения? // Эпистемология & философия науки. 2010. Том 23. № 1. С. 67 - 84. http://journal.iph.ras.ru/sites/default/files/2010_1.pdf
13. Менский М. Б. Интуиция и квантовый подход к теории сознания. Вопросы философии. 2015. № 4.
http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1140&Itemid=52
9. Дайте определения следующим базовым понятиям:
Знание, мнение, субъект, объект, агностицизм, реализм, транцедентальный субъект, корреспондентная теория истины, смысл, значение, факт, когерентная теория истины, прагматическая концепция истины, марксистская теория истины.
Тема № 11. Философия и методология науки
2.Цель:Научить студентов ориентироваться в теоретических и эмпирических исследованиях в науке, а также познакомить их с классификацией научных методов.
3.Задания для подготовки к семинарскому занятию: Прочитать учебники и выполнить следующие задания, ответив на вопросы:
1. Определите, какое из решений является оптимальным для медицины в истории противопоставления наук о природе и наук о духе.
2. Назовите связи, которые, на ваш взгляд, существуют между научной теорией и научным методом.
3. Изложите основные методы научно-теоретического познания.
4. Прокомментируйте положение позитивистского идеала «беспредпосылочного наблюдения». В чем его несостоятельность?
5. Придумайте игру, правила в которой методы верификации и фальсификации. Укажите основания, обусловившие «реабилитацию» субъективности в науке XX века.
6. Определите возможные критерии оценки, характеризующие рациональность социогуманитарного познания?
7. Дайте полную характеристику научным методам познания.
Форма контроля:Устный опрос на семинарском занятии.
Дайте определения следующим базовым понятиям:
Форма выполнения:Письменная работа в отдельной тетради.
Критерии выполнения:Работа считается выполненной в том случае, если студент дал правильные и развернутые ответы на все части задания.
Критерии оценки:Правильность и полнота ответов.
Оформление письменной работы ( отдельная тетрадь, четкое выделения каждого вопроса и ответа на него, список использованной литературы, оформление титульного листа работы и т.д.)
Основная литература:
1. Липский Б.И., Марков Б.В. Философия / М.: Юрайт 2014. С. 303-336.
2. Журнал «Философия науки и техники». http://iph.ras.ru/phscitech.htm
3. Фейерабенд П. К. Против методологического принуждения / Хрестоматия по философии. Сост. Алексеев П. В., М.: Проспект, 2010. С. 402 - 405.
4. Салье.Г. Типы личности ученого / Хрестоматия по философии. Сост. Алексеев П. В., 3 изд. М.: Проспект. 2010. С. 406-417.
Дополнительная литература:
1. Герасимова И. А. Принцип красоты в науке // Эпистемология & философия науки. 2011. Том 30. № 4. С. 116 – 132. http://journal.iph.ras.ru/sites/default/files/2011_4.pdf
2.ИвановБ. И., Игнатьев М. Б. Кибернетическая картина мира / Вопросы философии. М., 2012, № 2. С. 183 - 185.
3.Чусов А. В. О перспективах развития методологии науки: моделирование, объективация, общая структура метода // Вопросы философии. М., 2012, № 2. С. 60 - 71.
4. Поздняков А. Стиль научного мышления: эпохальная или дисциплинарная концепция? // Эпистемология & философия науки. 2014. Том 39. № 1. С. 191 -210. http://journal.iph.ras.ru/sites/default/files/17_0.pdf
5.МамчурЕ. А.Фундаментальная наука и современные технологии. / Вопросы философии. №3. 2011. С. 80 - 90.
6. Малахов В. А. Философия и время: вектор сопротивления / Вопросы философии. М., 2011, № 1, С. 49 - 60.
7.ГороховВ. Г.,Курашов В.И. История и философия химии / Вопросы философии № 4. 2011. С. 186 -188.
8. Жутиков М. А. Научная картина мира как фактор ее разрушения (взгляд на науку с точки зрения угнетённой природы) / Вопросы философии, 2010, № 10. С. 144 - 154.
9. Кьеркегор С. Болезнь к смерти. М., Академический проект, 2012.
10. Фуко М. Рождение клиники. М., 2010.
11. Юдин Б.Г. Наука в обществе знаний / Вопросы философии, 2010, № 8. С. 45 -58.
12. Кун Т. Структура научных революций. М., 1975.
13. Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1986.
14. Фейерабенд П. избранные труды по методологии науки. М., 1986.
15. Шрамко Я. В. Гилберт Райл и методология философского исследования // Эпистемология & философия науки. 2010. Том 27. № 3. С. 186 - 190. http://journal.iph.ras.ru/sites/default/files/2010_3.pdf + 16. С. 190 - 217.
16. Райл, Гилберт Систематически дезориентирующие выражения // Эпистемология & философия науки. 2010. Том 27. № 3. С. 190 - 217. http://journal.iph.ras.ru/sites/default/files/2010_3.pdf
17. Демин М. Р. Адольф Тренделенбург: философия как теория науки // Эпистемология & философия науки. 2010. Том 24. № 2. С. 195 - 201. http://journal.iph.ras.ru/sites/default/files/2010_2.pdf.pdf
18. Лекторский В.А. Возможны ли науки о человеке? // Вопросы философии. М., 2015, № 5. С. 3 - 15.
http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1153&Itemid=52
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|