Индивидуальная подготовка спортсмена.
Методические рекомендации для подготовки спортсменов Специальной Олимпиады России по хоккею на полу.
I Систематизация подготовки и повышения квалификации специалистов в сфере хоккея на полу
Необходимо осуществлять систематизацию подготовки и повышения квалификации тренеров по хоккею на полу.
Успех спортивной команды во многом обусловлен стилем руководства со стороны тренера. Широта взглядов, уровень знаний, навыков, умений, авторитет, любовь к своему виду спорта и воспитание настойчивости, умения сплотить дружный коллектив, разобраться в психологии спортсмена, решительность, требовательность, самокритичность, принципиальность — вот неполный перечень качеств, какими должен обладать тренер-педагог.
Авторитет тренера неотделим от всей его деятельности, знаний теории и практики спорта, высокой требовательности и т. п. Полноценные взаимоотношения между тренером и командой строятся на обоюдном уважении, доверии и дружбе, При решении всех вопросов, касающихся команды и ее членов, между тренером и спортсменами необходим тесный контакт. Однако при окончательном решении той или иной проблемы основная роль принадлежит тренеру. Хороший тренер всегда требователен и принципиален в первую очередь к самому себе, самокритично относится ко всей своей работе. Он должен быть новатором, уметь видеть все передовое в методике, тактике, технике, чтобы не копировать, а творчески, применять их в работе.
Особенно важно, чтобы тренер наряду со своими специальными знаниями и способностями был хорошо эрудирован в вопросах психологии личности и спортивной деятельности, обладал бы не только теоретическими знаниями в этой важной для его профессии области, но и умел вникать в психологию руководимых им спортсменов, всего спортивного коллектива. Степень эффективности руководства тренера зависит от умения оценить особенности психических состояний каждого спортсмена при его взаимодействии с партнером и противником, умения своевременно и правильно устранить причины, ведущие к неудачам или конфликтам.
Всем своим внешним видом, формами общения со спортсменами тренер должен поддерживать их уверенность в своих силах и волю к победе. Это важное требование предполагает наличие у тренера способности управлять своими собственными эмоциональными состояниями в целях оказания должного психологического воздействия на спортивный коллектив.
На первом этапе привлечения детей с интеллектуальной недостаточностью к занятиям спортом тренер-педагог формирует мотивацию к тренировкам.
II Формирование у детей мотивации к тренировкам.
Основное внимание уделяется формированию личностной установки: познать себя как личность через «мир движений»; умения слушать команды, распоряжения, выполнять их; умения использовать советы и помощь тренера.
Ø Формирование умений выполнять различные задания по их демонстрации, словесному описанию. (Выполнение упражнений различной координационной сложности.) Формирование эмоционально-волевых качеств: чувства удовлетворения от полученного результата, умения преодолевать трудности, стремления выполнять упражнения несколько раз с целью достижения лучшего результата.
Ø Формирование у спортсменов потребностей к занятиям физическими упражнениями, стремления чувствовать себя сильным, ловким и выносливым.
Ø Развитие у детей способностей ориентироваться в различных социальных ситуациях, участвовать в них или отказываться от этого, обосновывая при этом свой выбор.
Ø Развитие коммуникативных способностей. (Умение слушать собеседника, объяснения тренера; задавать вопросы по ходу разучивания упражнений; вступать в диалог с другими участниками соревнований; выяснять причины низкой оценки выступлений; правильно выполнять просьбы и обоснованные требования окружающих).
В работе с особыми детьми мною были выработаны этапы обучения и спортивной подготовки.
1 Первый этап – двигательно-ориентировочный. Суть его заключается в том, что на этом этапе учитель или тренер выясняют готовность к выполнению двигательных заданий.
2 Второй этап – прогностический. Цель его – выявить склонности к занятиям тем или иным видом спорта. Понимание сущности тренировок, отношение к ним, особенности поведения, физическое развитие. Выбор активных средств воздействия на отмеченные недостатки.
3 Третий этап – учебно-развивающий. Этот этап является важным, так как ребенок регулярно посещает занятия физической культуры, овладевает умениями и навыками выполнять различные физические упражнения. Осуществляется развитие всех моторных функций, совершенствуется физическое развитие, улучшается двигательная подготовка. Через подбор специальных упражнений решаются и коррекционные задачи.
4 Четвертый этап – соревновательно-развлекательный. Этот этап определяется сформированностью определенных спортивных умений и навыков, умением ребенка с нарушением интеллекта рационально проявить себя в процессе игры, соревнования, стремлением показать свой лучший результат.
5 Пятый этап – социально-адаптационный. Этот этап является своеобразным итогом проделанной работы за предшествующий период. Молодой человек имеет возможность участвовать в спортивных мероприятиях группы, детского дома, школы, города, страны по избранному виду спорта, в состоянии показать свой лучший результат; выступать на спортивной арене на основе мотивационно-ориентировочного «уровня» самооценки, адекватно и четко взаимодействуя со своим сверстниками, взрослыми. Спортсмен стремится реализовать себя как личность в спорте; способен выполнить пожелания тренера, учителя, действовать (на вербальном или предметно- ситуационном уровне) без помощи взрослого, наставника, чувствовать себя полноправной личностью.
Готовность спортсменов к участию в Специальных Олимпийских соревнованиях по хоккею на полу характеризуется соответствующим уровнем развития физических качеств – силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости (физическая подготовленность), степенью владения техникой и тактикой (технико-тактическая подготовленность), необходимым уровнем развития психических и личностных свойств (психологическая подготовленность.
III. Физическая подготовка спортсменов
Игра в хоккей на полу требует проявления, прежде всего, скоростно-силовых способностей при выполнении движений с шайбой и без нее (передач, бросков, владение клюшкой) в очень короткие отрезки времени.
В качестве средств воспитания скоростно-силовых качеств рекомендуются упражнения с повышенным сопротивлением. Целесообразно использовать упражнения с преодолением непредельных отягощений (сопротивлений). Упражнения с непредельными силовыми напряжениями позволяют контролировать технику движения, а значит, выполнять, движения более координировано.
Упражнения самые разнообразные: в ударах по шайбе на силу и точность; в единоборствах за шайбу с сопротивлением партнера и др. В случае необходимости подбирают упражнения, направленные на совершенствование групп мышц, отстающих в развитии,— плечевого пояса и т.д.
Для воспитания общей выносливости рекомендуется длительный малоинтенсивный бег, а также упражнения циклических видов спорта (плавание, лыжные гонки, роликовые коньки).
Разминка.
В разминку перед основной частью тренировки обязательно включить:
Ø Растягивания;
Ø Занятия на тренажерном комплексе
Ø Комплексы общеразвивающих упражнений с клюшкой;
Ø Прыжковые упражнения;
Ø Ускорения из разных позиций;
Ø Силовые упражнения с собственным весом»
Индивидуальная подготовка спортсмена.
Ø Передачи шайбы: в парах на месте и в движении.
Одна из важнейших задач выработать у спортсмена навык точной передачи и остановки шайбы.
Передачи шайбы спортсмен должен уметь делать из любых положений:
· передачи в парах в одно касание;
· передача в парах после остановки шайбы ногой
· в правосторонней стойке, как справа, так и слева;
· так же и левосторонней стойки;
· стоя спиной к партнеру: справа; слева; между ног, как высоко летящую шайбу, так и движущуюся по полу; с разворота на 1800;
· ведение, передача, остановка шайбы ногами;
· передача шайбы отскоком от борта, как партнеру, так и себе, обходя соперника (как клюшкой, так и ногами);
· передача шайбы отскоком от борта в движении в колонне по одному, начиная с последнего игрока, затем предпоследний и т.д.
игрок
борт
· передача высоко летящей шайбы, для остановки партнером шайбы рукой;
· передача на точность (прохождение шайбы между ступней ног партнера, стоящего в 20 метрах, попадание в конус с расстояния 20 метров;
· передача в парах на расстоянии 20 метров шайба проходит между ступней ног третьего игрока, стоящего по середине зала (ноги на ширине плеч)
· передача летящей шайбы вдоль ворот, для удара партнером шайбы сбоку, слета;
· нижняя передача вдоль ворот, для удара партнером шайбы сбоку, слета;
· передача в парах ударами шайбы сбоку;
· передача из-за спины;
· игра в «собачку».
Ø Броски шайбы:
· броски шайбы по воротам после передвижения в парах с передачами;
· броски шайбы, в ворота слева обходя защитника;
· броски шайбы, в ворота справа обходя защитника;
· броски шайбы, стоя спиной к воротам слева, справа, между ног;
· броски по воротам, после вбрасывания шайбы в зоне соперника.
Ø Владение клюшкой:
· ведение шайбы правой рукой, левой рукой;
· ведение шайбы, перекладывая клюшку из правой в левую руку и обратно;
· ведение шайбы с перекладыванием клюшки из одной руки в другую, вокруг себя, как в правую сторону, так и в левую;
· ведение шайбы с обходом защитника (двух, трех), поворотом на 1800 «финт», как справа, так и слева, с последующим броском по воротам:
· ведение шайбы змейкой, обходя конусы;
· ведение шайбы с выполнением обманного движения перед каждым конусом вправо (то же упражнение влево);
· выполнение обманных движений одновременно вправо и влево;
· обводка защитника одной рукой, как справа, так и слева.
Ø Оставление шайбы:
· по свистку хоккеисты, бегущие в колонну по одному по кругу, оставляют свою шайбу, подбирая шайбу, оставленную впереди бегущим игроком;
· оставление шайбы по сигналу сзади бегущего партнера, который делает бросок по воротам, оставивший шайбу игрок блокирует защитника или вратаря;
· оставление шайбы за воротами соперника партнеру бегущему навстречу.
Ø Борьба за шайбу:
· обучение приемам отбора шайбы, подбиванием клюшки соперника снизу, сбоку клюшкой, ногой;
· помощь партнеру при отборе шайбы у соперника;
· блокировка соперника с шайбой, находящегося за своими воротами;
· блокировка соперника с шайбой, двигающегося вдоль борта;
· по свистку тренер вбрасывает шайбу в направлении ворот, два соперника делают рывок и боятся за овладение шайбы до броска по воротам;
· три (четыре, пять) нападающих проводят атаку ворот против двух защитников.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|