Программа дополнительного образования по обучению детей младшего школьного возраста художественному слову
Программа способствует овладению обучающимися универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями.
Срок реализации программы – 1 год.
Возраст детей – 9-10 лет.
Содержание программы создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.
Программа «Художественное слово» - это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).
Цели и задачи программы:
- нравственное воспитание;
- создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;
- расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов;
- формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.
Внеурочные занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка - и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Программа «Художественное слово» рассчитана на 1 год обучения, для обучающихся 8-10 лет. Специфика организации занятий по программе «Художественное слово» заключается в создании условий для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. На занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг детскими периодическими и электронными изданиями.
В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.
Программа «Художественное слово» реализуется в общеобразовательном учреждении в объеме 1 часа в неделю во внеурочное время в объеме 34 часа в год .
Формы организации занятий:
- литературные игры,
- конкурсы-кроссворды
- библиотечные уроки
- путешествия по страницам книг
- проекты
- уроки-спектакли.
Предполагаемый результат деятельности:
В результате освоения программы формируются умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Предметные умения:
- осознавать значимость чтения для личного развития;
- формировать потребность в систематическом чтении;
- использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
- уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
- пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Регулятивные умения:
- уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
- уметь самостоятельно работать с новым произведением;
- уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
- уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
- отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
- ориентироваться в мире книг (работа с открытым библиотечным фондом);
- составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
- пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
- участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
- оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
- высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
- участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
- соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
Универсальные учебные действия:
- находить книгу в открытом библиотечном фонде;
- выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности
- формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной
- книге и героях;
- характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на
- заданную тему;
- слушать и читать книгу, понимать прочитанное
- овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);
- систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.
Тематическое наполнение, часовая нагрузка занятий отражены в учебно-тематическом плане.
Тематическое планирование кружка:
« Художественное слово »
для 3х классов на 2016-2017 учебный год
(кружок -34 часа)
Таблица 1. Планирование занятий
Рааздел
| Кол-во часов
| Тема
| Кол-во часов
|
|
|
| всего
| Вводное занятия
| 1ч
| Программа кружка
инструктаж по охране труда; знакомство с библиотекой
| 1ч
| Я не боюсь говорить.
| 5ч
| Книги, прочитанные летом.
Опиши друга.
Мой любимый цветок.Составление рассказа ( описание).
Моё любимое животное.Составление рассказа (сопиание).
Мой любимый праздник.
| 1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
| Декламация
| 12ч
| Разучивание стихов об осени .Во саду ли в огороде.
Моя Осень.(проба пера, сочинение личных произведений)
Поет Зима, аукает.Чтение стихотворений о зиме.
Разучивание стихотворений к Новому году.
Чтение произведений о весне.
Чтение произведений на тему «Самое родное слово-Мама.»
Разучивание.Участие в классном мероприятии.
| 2ч
1ч
2ч
2ч
2ч
3ч
| Культура речи
| 5ч
| В.Осеева « Волшебное слово.»
Русские народные сказки.
Детские Журналы.
| 1ч
2ч
2ч
| Инсценировка
Экскурсия в городскую библиотеку.
Основы библиографии.
| 8ч
1ч
2ч
| Русская народная сказка «Теремок»
Чтение.Разучивание ролей.Изготовление костюмов.Репетиция.
Выступление перед классом.
Рассказы Л.Н.Толстого.
Чтение по ролям.Разучивание ролей.репетиция.выступление перед классом.
Как книга « просится к нам в руки» ..Детская литература.Титульный лист.Оглавление.
Справочные издания: Виды инциклопедий, словари. Сюжетно-ролевая игра «В библиотеке».
| 4ч.
2ч
2ч
1ч
2ч
| ИТОГО:
| 34 часа
|
|
|
Ожидаемые результаты занятий.
Учащиеся должны знать:
- справочные издания, энциклопедии, словари, справочники,
- как найти нужную книгу
- правила подготовки рассказа, выразительного чтения.
Учащиеся должны уметь:
- планировать работу и работать по плану, организовать рабочее место, оценивать качество выполненной работы;
- реставрировать издания;
- Формы оценки качества знаний:
- проведение опросов после окончания занятия ;
- проведение бесед и викторин в классе ;
- оформление тематических выставок в классе ;
Материально-техническое обеспечение:
- Библиотека, читальный зал, стеллажи, каталоги, картотеки, книжный фонд, библиотеки, подборки обучающих материалов.
- Компьютер, сканер, принтер, ТСО и плакаты,
- Печатные материалы (СМИ, учебно-методическая литература);
- Инструменты для создания текстового документа;
- Полиграфические материалы (бумага, картон, пленки, краски, клей).
Выводы по главе 2.
Таким образом, в практической части нашего исследования мы рассмотрели особенности нравственного воспитания детей младшего школьного возраста. С этой точки зрения и необходимо решать проблему умственного и нравственного развития учащихся в процессе дополнительного образования, в единстве, в тесной взаимосвязи одного и другого. С этих позиций кружковая деятельность является фактором целостного развития личности ребенка.
Обучение развивает школьников, прежде всего своим содержанием. Однако содержание обучения по-разному усваивается школьниками и влияет на их развитие в зависимости от метода обучения. Методы обучения должны предусматривать построение на каждом этапе обучения и по каждому предмету системы усложняющихся учебных задач, формирование необходимых для их решения действий (мыслительных, речевых, персептивных и т.п.), превращение этих действий в операции более сложных действий, образование обобщений и их применение к новым конкретным ситуациям.
Обучение воздействует на развитие младших школьников и всей своей организацией. Оно является формой их коллективной жизни, общение с учителями и друг с другом. В классном коллективе складывается определенные взаимоотношения, в нем формируется общественное мнение, так или иначе влияющее на развитие младшего школьника. Через классный коллектив они включаются в разные виды внеклассной и внешкольной деятельности.
Нами была разработана программа обучения младших школьников художественному слову в кружковой деятельности.
Заключение
Кружки художественного слова, на которых ученики под руководством знакомятся с большим количеством произведений с огромным нравственным потенциалом, представляют большие возможности для развития нравственных качеств.
Трудно переоценить в решении задач образования и воспитания роль и значение занятий по художественному слову . Во-первых, на этих уроках происходит знакомство учащихся с нравственно-этическими ценностями культуры своего народа и человечества в целом. Во-вторых, литература, как вид искусства, способствует глубокому, личностному усвоению этих ценностей, поскольку в процессе восприятия художественного текста участвуют и разум, и чувства, и воля, а значит, параллельно проходит процесс общего и нравственного развития личности ребенка, его воспитание
Дополнительные занятия по художественному слову содержат огромный потенциал для воспитания культуры чувств у учащихся. Произведения А. С. Пушкина, М. Цветаевой, Л. Н. Толстого, Н. Н. Носова и других писателей знакомят детей с таким сложными явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, гнев и сострадание, бездушие и милосердие.
Вопросы, адресуемые ученикам на занятиях художественному слову , наводят на раскрытие каких-то новых зависимостей, на овладение более глубоким видением явлений эмоциональной жизни человека. Готовность «вчувствоваться» в другого, распознать его эмоциональное состояние приобретается младшими школьниками с помощью таких учебных заданий, которые требуют от детей отождествления себя с другими.
От учителя зависит многое. Только его глубочайшая и искренняя взволнованность, сопереживание и душевная боль могут затронуть души учеников.
Таким образом, систематическая работа по нравственному воспитанию в процессе работы над литературным произведением позволяет повышать уровень нравственного воспитания младших школьников, воспитывать у них доброту, честность, чувство долга, ответственности; формировать чувство патриотизма; учить уважать людей.
Список литературы
1. Бояринцева А.В. Дополнительное образование сегодня //«Новые ценности образования. Принцип дополнительности», 2006. – Вып. 4 (28). – С. 105-109.
2. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей: – М.: 2002.
3. Лебедев О.Е. Дополнительное образование детей. – М. 2000. – 240 с.
4. Горский В. А., Журкина А. Я., Ляшко Л.Ю., Усанов В. В. Система дополнительного образования детей // Дополнительное образование. 1999 № 3. С 34-37
5. Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования:– М.: 2004. -240 с.
6. Дополнительное образование детей – фактор развития творческой личности: тезисы и материалы Всероссийской науч.-практ. конференции «Проблемы становления и развития образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей». – СПб., 2012. – 230 с.
7. Иваненко И.Н. Насущные проблемы развития системы дополнительного образования детей //Дополнительное образование, 2005. – № 9. – С. 21 – 23.
8. Бондырев Н.И. Нравственное воспитание школьников - М: Просвещение, 2001. – 436 с.
9. 7.Виноградова Н. А. Дополнительное образование: Словарь терминов / Н. А. Виноградова. - М.: Айрмс-пресс, 2005. - 400с.
10. 8.Волкогонова О.Д.,. Основы философии: Учебник / О.Д. Волкогонова, Н. М. Сидорова. - М.: Форум, 2006. - 480с.
11. 9.Воспитание личности школьника в нравственной деятельности: Метод рекомендации/Ом. гос. пед. ин - т им Горького - Омск: ОГИПИ, 2012. – 457 с.
12. 10.Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка - М.: 1999, т. 3 670 с.
13. Капрова И.А. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания.- М: Просвещение, 2002.- 320 с.
14. Ковалев Н.Е., Райский Б.Ф., Сорокин Н.А. Введение в педагогику. М.: Просвещение, 2007 - 386 с.
15. Козлов Е.П. Воспитание художественным словом М.: Просвещение. 2003. – 340 с
16. Короткова Л.Д. Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности. // Л.Д. Короткова // Начальная школа. - 2007. - №11. - С.15-17.
17. .Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания. М.: Просвещение,1996. – 280 с.
18. Мартьянова А.И. Нравственное воспитание: содержание и формы. // А.И. Мартьянова // Начальная школа. - 2007. - №7. - С. 21-29.
19. Матвеева Л.И. Развитие младшего школьника как субъект учебной деятельности и нравственного поведения. М.: 2001. – 450 с.
20. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка, 2 - издание: 1995. -930 с.
21. Особенности психологического развития детей 6-9 летнего возраста». Под редакцией Эльконина Д.Б.: 1997. – 420 с.
22. Организация педагогической практики в начальных классах: пособие для преподавателей высш. и сред. пед. учеб. заведений / под ред. П. Е. Решетникова. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 320 с.,
23. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - 2-е изд. / Н. М. Сокольникова. - М. : Изд. центр «Академия», 2002. - 368 с., с. 338
24. Фоменко Н.Е. От нравственности к нравственным поступкам или маленькие истории из жизни моего класса / Н.Е. Фоменко // Классный руководитель. - 2003. - №3.- С. 78-91.
25. Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов: Кн. для учителя / Л.М. Фридман, Т.А. Пушкина, И.Я. Каплунович. - М.: Просвещение, 2000. - 207 с.
26. Харламов И.Ф. Педагогика: Курс лекций - М: Просвещение, 2000. – 230 с.
27. Шарапова, О. В. Особенности нравственного воспитания на уроках чтения / О. В. Шарапова // Начальная школа. - 2008. - № 1 - С. 42-45.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|