Сделай Сам Свою Работу на 5

Программа дополнительного образования по обучению детей младшего школьного возраста художественному слову





Программа способствует овладению обучающимися универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями.

Срок реализации программы – 1 год.

Возраст детей – 9-10 лет.

Содержание программы создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.

Программа «Художественное слово» - это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).

Цели и задачи программы:

- нравственное воспитание;

- создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;



- расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов;

- формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.

Внеурочные занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка - и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

Программа «Художественное слово» рассчитана на 1 год обучения, для обучающихся 8-10 лет. Специфика организации занятий по программе «Художественное слово» заключается в создании условий для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. На занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг детскими периодическими и электронными изданиями.

В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.



Программа «Художественное слово» реализуется в общеобразовательном учреждении в объеме 1 часа в неделю во внеурочное время в объеме 34 часа в год .

Формы организации занятий:

- литературные игры,

- конкурсы-кроссворды

- библиотечные уроки

- путешествия по страницам книг

- проекты

- уроки-спектакли.

Предполагаемый результат деятельности:

В результате освоения программы формируются умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Предметные умения:

- осознавать значимость чтения для личного развития;

- формировать потребность в систематическом чтении;

- использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

- уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;

- пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Регулятивные умения:

- уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

- уметь самостоятельно работать с новым произведением;

- уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;

- уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные учебные умения:

- отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;

- ориентироваться в мире книг (работа с открытым библиотечным фондом);

- составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;

- пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.



Коммуникативные учебные умения:

- участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

- оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;

- высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;

- участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;

- соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.

Универсальные учебные действия:

- находить книгу в открытом библиотечном фонде;

- выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности

- формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной

- книге и героях;

- характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на

- заданную тему;

- слушать и читать книгу, понимать прочитанное

- овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);

- систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.

Тематическое наполнение, часовая нагрузка занятий отражены в учебно-тематическом плане.

Тематическое планирование кружка:

« Художественное слово »

для 3х классов на 2016-2017 учебный год

(кружок -34 часа)

Таблица 1. Планирование занятий

Рааздел Кол-во часов Тема Кол-во часов
      всего
Вводное занятия Программа кружка инструктаж по охране труда; знакомство с библиотекой
Я не боюсь говорить. Книги, прочитанные летом. Опиши друга. Мой любимый цветок.Составление рассказа ( описание). Моё любимое животное.Составление рассказа (сопиание). Мой любимый праздник. 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч
Декламация 12ч Разучивание стихов об осени .Во саду ли в огороде. Моя Осень.(проба пера, сочинение личных произведений) Поет Зима, аукает.Чтение стихотворений о зиме. Разучивание стихотворений к Новому году. Чтение произведений о весне. Чтение произведений на тему «Самое родное слово-Мама.» Разучивание.Участие в классном мероприятии. 2ч 1ч 2ч 2ч 2ч 3ч
Культура речи В.Осеева « Волшебное слово.» Русские народные сказки. Детские Журналы. 1ч 2ч 2ч
Инсценировка Экскурсия в городскую библиотеку. Основы библиографии. 8ч 1ч 2ч Русская народная сказка «Теремок» Чтение.Разучивание ролей.Изготовление костюмов.Репетиция. Выступление перед классом. Рассказы Л.Н.Толстого. Чтение по ролям.Разучивание ролей.репетиция.выступление перед классом. Как книга « просится к нам в руки» ..Детская литература.Титульный лист.Оглавление. Справочные издания: Виды инциклопедий, словари. Сюжетно-ролевая игра «В библиотеке». 4ч. 2ч 2ч 1ч 2ч
ИТОГО: 34 часа    

 

Ожидаемые результаты занятий.

Учащиеся должны знать:

- справочные издания, энциклопедии, словари, справочники,

- как найти нужную книгу

- правила подготовки рассказа, выразительного чтения.

Учащиеся должны уметь:

- планировать работу и работать по плану, организовать рабочее место, оценивать качество выполненной работы;

- реставрировать издания;

- Формы оценки качества знаний:

- проведение опросов после окончания занятия ;

- проведение бесед и викторин в классе ;

- оформление тематических выставок в классе ;

Материально-техническое обеспечение:

- Библиотека, читальный зал, стеллажи, каталоги, картотеки, книжный фонд, библиотеки, подборки обучающих материалов.

- Компьютер, сканер, принтер, ТСО и плакаты,

- Печатные материалы (СМИ, учебно-методическая литература);

- Инструменты для создания текстового документа;

- Полиграфические материалы (бумага, картон, пленки, краски, клей).


 

Выводы по главе 2.

Таким образом, в практической части нашего исследования мы рассмотрели особенности нравственного воспитания детей младшего школьного возраста. С этой точки зрения и необходимо решать проблему умственного и нравственного развития учащихся в процессе дополнительного образования, в единстве, в тесной взаимосвязи одного и другого. С этих позиций кружковая деятельность является фактором целостного развития личности ребенка.

Обучение развивает школьников, прежде всего своим содержанием. Однако содержание обучения по-разному усваивается школьниками и влияет на их развитие в зависимости от метода обучения. Методы обучения должны предусматривать построение на каждом этапе обучения и по каждому предмету системы усложняющихся учебных задач, формирование необходимых для их решения действий (мыслительных, речевых, персептивных и т.п.), превращение этих действий в операции более сложных действий, образование обобщений и их применение к новым конкретным ситуациям.

Обучение воздействует на развитие младших школьников и всей своей организацией. Оно является формой их коллективной жизни, общение с учителями и друг с другом. В классном коллективе складывается определенные взаимоотношения, в нем формируется общественное мнение, так или иначе влияющее на развитие младшего школьника. Через классный коллектив они включаются в разные виды внеклассной и внешкольной деятельности.

Нами была разработана программа обучения младших школьников художественному слову в кружковой деятельности.


 

Заключение

Кружки художественного слова, на которых ученики под руководством знакомятся с большим количеством произведений с огромным нравственным потенциалом, представляют большие возможности для развития нравственных качеств.

Трудно переоценить в решении задач образования и воспитания роль и значение занятий по художественному слову . Во-первых, на этих уроках происходит знакомство учащихся с нравственно-этическими ценностями культуры своего народа и человечества в целом. Во-вторых, литература, как вид искусства, способствует глубокому, личностному усвоению этих ценностей, поскольку в процессе восприятия художественного текста участвуют и разум, и чувства, и воля, а значит, параллельно проходит процесс общего и нравственного развития личности ребенка, его воспитание

Дополнительные занятия по художественному слову содержат огромный потенциал для воспитания культуры чувств у учащихся. Произведения А. С. Пушкина, М. Цветаевой, Л. Н. Толстого, Н. Н. Носова и других писателей знакомят детей с таким сложными явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, гнев и сострадание, бездушие и милосердие.

Вопросы, адресуемые ученикам на занятиях художественному слову , наводят на раскрытие каких-то новых зависимостей, на овладение более глубоким видением явлений эмоциональной жизни человека. Готовность «вчувствоваться» в другого, распознать его эмоциональное состояние приобретается младшими школьниками с помощью таких учебных заданий, которые требуют от детей отождествления себя с другими.

От учителя зависит многое. Только его глубочайшая и искренняя взволнованность, сопереживание и душевная боль могут затронуть души учеников.

Таким образом, систематическая работа по нравственному воспитанию в процессе работы над литературным произведением позволяет повышать уровень нравственного воспитания младших школьников, воспитывать у них доброту, честность, чувство долга, ответственности; формировать чувство патриотизма; учить уважать людей.


 

Список литературы

1. Бояринцева А.В. Дополнительное образование сегодня //«Новые ценности образования. Принцип дополнительности», 2006. – Вып. 4 (28). – С. 105-109.

2. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей: – М.: 2002.

3. Лебедев О.Е. Дополнительное образование детей. – М. 2000. – 240 с.

4. Горский В. А., Журкина А. Я., Ляшко Л.Ю., Усанов В. В. Система дополнительного образования детей // Дополнительное образование. 1999 № 3. С 34-37

5. Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования:– М.: 2004. -240 с.

6. Дополнительное образование детей – фактор развития творческой личности: тезисы и материалы Всероссийской науч.-практ. конференции «Проблемы становления и развития образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей». – СПб., 2012. – 230 с.

7. Иваненко И.Н. Насущные проблемы развития системы дополнительного образования детей //Дополнительное образование, 2005. – № 9. – С. 21 – 23.

8. Бондырев Н.И. Нравственное воспитание школьников - М: Просвещение, 2001. – 436 с.

9. 7.Виноградова Н. А. Дополнительное образование: Словарь терминов / Н. А. Виноградова. - М.: Айрмс-пресс, 2005. - 400с.

10. 8.Волкогонова О.Д.,. Основы философии: Учебник / О.Д. Волкогонова, Н. М. Сидорова. - М.: Форум, 2006. - 480с.

11. 9.Воспитание личности школьника в нравственной деятельности: Метод рекомендации/Ом. гос. пед. ин - т им Горького - Омск: ОГИПИ, 2012. – 457 с.

12. 10.Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка - М.: 1999, т. 3 670 с.

13. Капрова И.А. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания.- М: Просвещение, 2002.- 320 с.

14. Ковалев Н.Е., Райский Б.Ф., Сорокин Н.А. Введение в педагогику. М.: Просвещение, 2007 - 386 с.

15. Козлов Е.П. Воспитание художественным словом М.: Просвещение. 2003. – 340 с

16. Короткова Л.Д. Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности. // Л.Д. Короткова // Начальная школа. - 2007. - №11. - С.15-17.

17. .Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания. М.: Просвещение,1996. – 280 с.

18. Мартьянова А.И. Нравственное воспитание: содержание и формы. // А.И. Мартьянова // Начальная школа. - 2007. - №7. - С. 21-29.

19. Матвеева Л.И. Развитие младшего школьника как субъект учебной деятельности и нравственного поведения. М.: 2001. – 450 с.

20. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка, 2 - издание: 1995. -930 с.

21. Особенности психологического развития детей 6-9 летнего возраста». Под редакцией Эльконина Д.Б.: 1997. – 420 с.

22. Организация педагогической практики в начальных классах: пособие для преподавателей высш. и сред. пед. учеб. заведений / под ред. П. Е. Решетникова. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 320 с.,

23. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - 2-е изд. / Н. М. Сокольникова. - М. : Изд. центр «Академия», 2002. - 368 с., с. 338

24. Фоменко Н.Е. От нравственности к нравственным поступкам или маленькие истории из жизни моего класса / Н.Е. Фоменко // Классный руководитель. - 2003. - №3.- С. 78-91.

25. Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов: Кн. для учителя / Л.М. Фридман, Т.А. Пушкина, И.Я. Каплунович. - М.: Просвещение, 2000. - 207 с.

26. Харламов И.Ф. Педагогика: Курс лекций - М: Просвещение, 2000. – 230 с.

27. Шарапова, О. В. Особенности нравственного воспитания на уроках чтения / О. В. Шарапова // Начальная школа. - 2008. - № 1 - С. 42-45.

 


 


 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.